Книга Запуск речи. Подготовка - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Автономова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Запуск речи. Подготовка
Запуск речи. Подготовка
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Запуск речи. Подготовка

Анастасия Автономова

Запуск речи. Подготовка

Дорогие родители и коллеги-педагоги!

Данное пособие – отличный помощник для подготовки к запуску речи детей от 2-х лет.

Я рассматриваю запуск речи, как процесс, состоящий из трёх этапов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – первый из них. Он состоит из четырёх важных составляющих:

Дыхательная гимнастика. Её цель – выработка правильного речевого дыхания. Когда вдох осуществляется носом, а выдох ртом. Это важно, потому что все звуки произносятся на выдохе.


Артикуляционная гимнастика. Её цель – развитие, коррекция и формирование правильного положения губ, щёк, языка, верхней и нижней челюсти при произнесении звуков. Артикуляционная гимнастика «дисциплинирует» органы речевого аппарата.


Развитие мелкой моторики. «Речь детей на кончиках пальцев», – это утверждение Сухомлинского очень точно характеризует цель данного этапа. Воздействуя на пальцы и кисти детей, мы пробуждаем импульсы, которые подобно электрическому разряду будоражат речевой центр в коре головного мозга. Это своеобразный массаж того его отдела, в котором формируется речь.


Развитие межполушарного взаимодействия. Левое полушарие мозга специализируется на формировании и развитии речи. Правое – отвечает за обработку образов, в нём возникает воображение. Каждое слово имеет свой образ. Поэтому развитие межполушарного взаимодействия помогает выстроить мостик между образом и его звуковой оболочкой.


Второй этап запуска речи – НАКОПЛЕНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ. Это слова, которыми ребёнок думает.


Третий этап – РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ. Это набор слов, которые ребёнок произносит.


Однако, уже в процессе подготовительного этапа дети проходят такие стадии развития речи, как

– гуление

– лепет

– восклицания

– звукоподражания

Это и есть его первые слова. Часто одна из стадий является отправной точкой. Например, вы начали работу тогда, когда ребёнок уже умел лопотать бессвязные звуки. Соответственно, следующей стадией в развитии его речи станут либо восклицания, либо звукоподражания.

Я исхожу из того, что речь присуща всем людям. Природный механизм звукового оформления речи начинается с появления гуления (произношение гласных звуков), затем переходит в лепет (воспроизведение гласных и согласных звуков). Пропустить эти этапы нельзя, да и не получится. Потому что они – фундамент для дальнейшего речевого развития.

Таким образом, уже в процессе прохождения подготовительного этапа, ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они выражаются в восклицаниях и звукоподражаниях.


В среднем, на это уходит приблизительно 21 день. Если же у ребёнка диагностированы серьёзные логопедические или дефектологические заболевания, то это время увеличивается. И следует задержаться на этом этапе на период от 3 до 6 месяцев.

Такие выводы основаны на моём практическом опыте и наблюдениях моих коллег. Данная методика была мною успешно отработана на более чем трёхстах девчонках и мальчишках в возрасте от 2 до 5 лет.

Уверена, что и у вас получится, следуя инструкциям, запустить речь малыша.

Причём, я настаиваю на том, что заниматься с ребёнком по этому методу могут не только специалисты, но и сами родители.


Так как основной вид деятельности детей в этом возрасте – ИГРА, в основе занятий лежат приёмы АРТ-ТЕРАПИИ. Такие как:

– маскотерапия

– фототерапия

– драматерапия

– изотерапия

– музыкотерапия

– мандалотерапия


Эти приёмы помогают ребёнку:

Снять напряжение. Это важно, потому что у детей с отсутствием речи часто наблюдается психологическая или физическая зажатость.

Почувствовать атмосферу игры, а не нудного обязательного занятия.

Приобретать необходимые навыки, которые в свою очередь развивают память, внимание, мышление, воображение.

Так же элементы арт-терапии развивают и помогают формировать:

– правильное дыхание

– мышечный артикуляционный баланс

– мелкую и крупную моторику

– связь двух полушарий головного мозга.

Структура альбома

Здесь выделено четыре раздела:

дыхательная гимнастика (отмечена синим цветом)

развитие мелкой моторики (оранжевым)

артикуляционная гимнастика (жёлтым)

развитие межполушарного взаимодействия (зелёным)

2. Все карточки и приложения пронумерованы.

3. Приложения располагаются в конце.

4. Приложения можно вырезать и использовать.

5. К каждому раздела даётся краткая характеристика.

6. В конце альбома вы найдёте план занятий на 21 день.


Как выстроить процесс занятий?

Игра – занятие должна длиться 15-20 минут.

Каждое занятие должно состоять из четырёх этапов с соблюдением строгой последовательности:

– дыхательная гимнастика

– развитие мелкой моторики

– артикуляционная гимнастика

– развитие межполушарного взаимодействия

То есть на занятие вы задействуете по одной карточки каждого цвета.

Вы можете повторять их или заменять другими.

Помните, что нужно:

– идти от простого к сложному

– часто повторять и закреплять уже полученный навык

– набраться терпения

– верить в себя и ребёнка

3. Заниматься следует каждый день, без пропусков. Если пропустили, то начинайте отсчёт сначала.

4. В альбоме есть специальный раздел, где я уже собрала и распределила карточки к занятиям на 21 день. Можете использовать эту подборку.

Ну что же?

В ДОБРЫЙ ПУТЬ…

И УСПЕХОВ!!!


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Раздел дыхательная гимнастика состоит из 15 карточек. Все они выделены голубым цветом. Цель дыхательных практик, игр и упражнений – выработать правильное речевое дыхание. Оно выглядит следующим образом: вдох осуществляется через нос, выдох – через рот. Это очень важно, потому что все звуки произносятся на выдохе. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют насыщению клеток и тканей кислородом, что влечет за собой ускорение мыслительных и речевых процессов, помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться на дальнейших действиях. Основной метод, который используется в представленных вариантах дыхательной гимнастики – арт-терапия. Целесообразность такого подхода в том, что создаëтся, а затем и усиливается, эффект игры, обеспечивается психологическая коммуникация взрослого и ребëнка. Что в свою очередь активирует процесс ЗАПУСКА РЕЧИ. Здесь задействованы такие виды арт- терапии, как маскотерапия, фототерапия и драматерапия. Немного подробностей.

Маскотерапия – метод, при котором на лице проецируется движение или образ предмета, животного, эмоции. Источник информации – маска.

Фототерапия – метод, который основан на том, что любая фотография вызывает эмоцию. Эмоции – мощнейший толчок к возникновению речи. Фототерапия включает в себя работу с готовыми снимками или создание авторских.

Драматерапия – это разыгрывание какого-либо сюжета. В процесс включаются мимика, движения, эмоции, подражания, словесное оформление. Часто все эти категории синтезируются друг с другом, сводятся в единое целое.

Общие рекомендации:

1. Дыхательную гимнастику следует включать во все занятия по запуску речи.

2. Более того, именно с неë и нужно начинать.

3. Данный вид упражнений рекомендуется выполнять КАЖДЫЙ ДЕНЬ.


Маскотерапия

Карточка № 1

Практика «Я могу»

Соберите маски из приложения № 1 (корабль, ослик, сова).

Оденьте малышу на голову и предложите показать, как делает корабль, сова, ослик.

ИНСТРУКЦИЯ:

Корабль – вдох носом, язык высунут изо рта, на выдохе спеть: «ы-ы-ы».

Ослик – вдох носом, язык высунут изо рта, на выдохе спеть: «иа-иа-иа».

Сова – вдох – носом, губы трубочкой, на выдохе спеть: «у-у-у».

_________________________________________________________________

Карточка № 2

Игра «Маскарад»

Соберите маски из приложения № 2 (волк, петух, ёжик, жук).

Приложите малышу к лицу, держа за палочку.

Предложите показать, как делают животные.

ИНСТРУКЦИЯ:

Волк: вдох- носом, на выдохе спеть: «ууууууууу».

Петух: вдох – носом, на выдохе спеть: «и-и-и».

Ёжик: вдох- носом, на выдохе спеть: «ф-ф-ф».

Жук: вдох – носом, на выдохе спеть: «жжжжж».

_________________________________________________________________


Карточка № 3

Игра «Смайлики – эмоции»

Вырежьте смайлики из приложения № 3.

Показывая их ребёнку по очереди, изобразите эмоции.

Предложите повторить.

Следует выполнять по три похода на каждую маску.

ИНСТРУКЦИЯ:

Весёлый смайлик – вдох- носом, улыбнуться, выдох – ртом, сквозь улыбку.

Грустный смайлик – вдох – носом, «надуть» губы, выдох – ртом, не расслабляя губ.

Удивлённый смайлик – вдох- носом, округлить глаза, открыть рот, выдох – ртом, не открывая его.

Плачущий смайлик – вдох- носом, сморщить нос, губы трубочкой, выдох – ртом, не расслабляя губы.

________________________________________________________________

Карточка № 4

Упражнение «Ротики»

Вырежьте маски из приложения № 4.

Сделайте отверстия по пунктирным линиям.

Приложите маску ребёнку к ротику.

Проследите, чтобы губы приняли форму отверстия.

Упражнение следует выполнять перед зеркалом.

Рекомендовано по три подхода на каждую маску.

ИНСТРУКЦИЯ:

Отверстие в форме круга – вдох- носом, рот широко открыт, выдох- ртом.

Отверстие в форме овала – вдох- носом, губы трубочкой, выдох- ртом.

Отверстие в форме полукруга – вдох- носом, широкая улыбка, выдох- ртом.


Карточка № 5

Игра «Прятки»

Оденьте маску на глаза ребёнку.

Предложите повторить за вами звуки из карточек №1 и №2

ВНИМАНИЕ:

Чтобы ребёнок не испугался, сначала оденьте маску на себя и покажите упражнение.

Фототерапия

Карточка № 6

Практика «Делай, как я»

Рассмотрите с ребёнком фото в приложении № 5.

Покажите на своём примере, как делать упражнения.

Предложите повторить.

ИНСТРУКЦИЯ:

1 фото: губы трубочкой, вдох – носом, подуть на ватку.

2 фото: рот открыт, вдох- носом, выдох ртом на ватку.

3 фото: язык высунут, вдох- носом, подуть на язык так, чтобы ватка сдвинулась с места.

4 фото: щёки надуты, вдох – носом, подуть на ватку.


Карточка № 7

Практика «Фотосессия»

Сфотографируйте, как ребёнок выполняет упражнения.

Внимательно рассмотрите фотографии вместе с ним.

Обсудите, что на них видно? Какие действия совершал ребёнок в процессе подготовки фотографий? Было весело?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов