Книга Учимся читать играя - читать онлайн бесплатно, автор О. И. Тушканова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Учимся читать играя
Учимся читать играя
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Учимся читать играя

О. Тушканова

Учимся читать играя

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели и психологи!

Это пособие для детей 5–6 лет и взрослых, воодушевленных теориями раннего развития. Веселые картинки и увлекательные, игры превратят уроки в любимое времяпровождение. Раскрашивание картинок и обведение букв создадут ситуацию успеха у ребёнка. Занимательные игры позволят закрепить пройденный материал. Несколько занятий, и малыш сам будет читать надписи к картинкам.

Занимаемся 3–5 раз в неделю по 15–20 минут. На занятиях ребенок проходит одну страницу. Одна страница для ребенка, обратная сторона листа для взрослого.

Занятия проводятся так: взрослый говорит ребенку, что сегодня играем в необычные прятки, будем искать звуки. Затем открывает страницу и показывает на изображение предмета, произносит слово, выделяя голосом изучаемой звук. Например, "АААрбуз", "АААптека". "Что общего ты слышишь? – спрашивает взрослый. – А кто так плачет? ААА». Затем показываем изображение этого звука – букву А. Просим ребёнка обвести буквы внизу страницы. Возвращаемся к изображениям и словам, предлагаем обвести изученную букву в слове, нарисовать букву с изображением столько раз, сколько А встречается в слове. Так рядом с ананасом ребенок нарисует три буквы А. Завершаем занятие раскрашиванием.

Согласные буквы называем кратко. То есть не «ЭН», не «ЭЛЬ», а «Н» и «Л». Ребенку трудно прочитать слово, если он выучит название букв как в алфавите.

Для мотивации ребенка, развития внимания, мышления в пособии много игр.

Задания прошли апробацию в детских группах.

Пишите о своих результатах: toi-495@yandex.ru

С уважением автор.

Тушканова О. И. – психолог-исследователь, автор пособий для детей по развитию внимания, памяти, мышления, речи, эмоционального интеллекта, обучению чтению и математике.

Аа


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать, что это (ананас, арбуз, Айболит, аист, акула).

2. Затем взрослый сам повторяет все названия, выделяя голосом первый звук: "АААрбуз", "АААнанас"… – и показывает вверху страницы изображение этого звука – букву А.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы прорисовать (повторить по контуру) буквы.

4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву А. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква А встречается в слове. Например, рядом со словом АНАНАС будет три черточки.

5. Похвалите ребенка за усердие, он занимался 15–20 минут, покажите самые красивые его буквы. Предложите ребенку выбрать цвета карандашей и раскрасить изображения.

6 . В семье, где интересуются успехами ребенка, подбадривают его, обучение идет легко и быстро. Можно сделать Доску прогресса. Отрезать эту страницу и прикрепить на стену/доску/холодильник/дверь.

7 . Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?


Игра. Называем слово. Если в нем есть звук А, ребенок хлопает в ладоши, если нет, не хлопает. Даем простые слова. Помогаем ребенку, выделяя звук А голосом.

Например, слова для игры: аптека, акробат, вата, уха, рука, нога, ДОМ, магазин, ананас, крыша, ДЫМ, дача, часы, УСЫ, лиса, ВОЛК и т. д.

Как быть, если в слове звук А, а пишется буква О? Например, ОЧКИ. Можно рассказать о буквах-шалунишках, которые любят прятаться или притворяться другими буквами. Их можно «поймать», изменяя слово (сделать ударными), или запомнить написание слова. Можно рассказать, что эти слова собраны в книге "Словарь". В школе научат пользоваться словарем, буквы-шалунишки быстро находить и правильно писать.


Игра. "А сейчас ты прочтешь свое первое слово", говорим ребенку и пишем на бумаге или мелком на дороге ААА.

"Когда так человек говорит/кричит? Правильно, когда ему больно. Помнишь сказку про Айболита? Только там немного по-другому: Ай. Когда ты говоришь ААА, а когда АЙ?" (не исправляйте ребенка, можете просто рассказать, как вы чувствуете).





Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать, что это (арбуз, рак, мак, рука, юла, дом).

2. Спрашиваем, есть ли звук А в этих словах (в начале, середине, конце слова). Для этого медленно произносим название, выделяя голосом: АААрбуз. Если буква в слове есть, пишем ее рядом со словом (ребенок пишет сам, или это делает взрослый).

3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточки буквы слова и предлагает обвести те буквы, которые ребенок знает.

4. Предложите ребенку выбрать цвета карандашей и раскрасить изображения.

5. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?

6. Отрезать эту страницу и прикрепить на стену/доску/холодильник/дверь. Хорошо, если другие члены семьи интересуются успехами ребенка, поддерживают его, рассказывают о себе, какие книги любили в детстве, как учились читать.


Игра. Гуляем и находим в вывесках букву А. Если ребенок спрашивает, читаем медленно слово. Если ребенок спрашивает про какую-то букву, называем. Но помним, называть только звук, который соответствует этой букве. То есть не «ЭН» и не «ЭЛ», а кратко «Н» и «Л».

Уу


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать, что это (утюг, утро, уж, ухо).

2. Затем взрослый сам повторяет все названия, выделяя голосом первый звук: УУУтро, УУУтюг… и показывает вверху страницы изображение этого звука букву У.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву У. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква У встречается в слове. Затем спрашиваем, а есть буква А в этих словах.

5. Внизу страницы первые слова для чтения. Представим гусеничку, которая ползет слева направо и медленно припевает слитно буквы АУ. Кто так говорит?

УА. А так?

А кто кричит ААА! Конечно, когда больно.

УУУ! Да, верно, хотят напугать.

Не спешите отвечать и делать за ребенка. Для ребенка важно подумать, найти свой ответ, свою точку зрения.

6. Похвалите ребенка за усердие, он занимался 15–20 минут, покажите самые красивые его буквы и предложите самому выбрать цвета карандашей и раскрасить изображения.

7 . В семье, где интересуются успехами ребенка, подбадривают его, обучение идет легко и быстро. Можно сделать Доску прогресса. Отрежьте эту страницу и прикрепите на стену/доску/холодильник/дверь.



Для взрослых: если ребенок не устал можно продолжить, если уже неусидчив и невнимателен, лучше продолжить в другой день.

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: петух, лук, ухо, утюг, огурец, улитка.

2. Нужно узнать, есть ли звук У в начале, середине, конце слова. Для этого медленно произносим название, выделяю голосом: петУУУх. Если буква в слове есть, пишем ее рядом со словом. Ребенок пишет сам или это делает взрослый.

3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточках слова и предлагает ребенку обвести ту букву, которую он знает. Если ребенку интересно, нравится обводить все буквы, не возражайте. Произносите новые буквы. Важно не заставлять ребенка, а дождаться его инициативы.

4. Если ребенок не устал, можно поискать в словах А.

5. Предложите ребенку выбрать цвета карандашей и раскрасить изображения.

6. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?

7. Отрежьте этот лист и прикрепите на стену/доску/холодильник/дверь.


Игра. Ищем знакомые буквы (А и У) в вывесках, в названии улиц.


Игра. Ребенок исполняет роль учителя. «Учитель» задает букву, которую будем искать. Например, А.

Ребенок-учитель называет слово, например, рука.

Взрослый играет роль ученика. Он медленно произносит слово, выделяя А, рукААА и делает хлопок в ладоши. В дальнейшем можно убирать повторное произношение слов, оставляя только хлопок, если есть такая буква. Если буквы нет, не хлопаем.


Игра. Играем в крестики нолики, используя А и У. Т. е. ноль и крестик заменили на А и У.



Для взрослых:

1 . Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать, что это (ананас, утка, Айболит, ухо, абажур, акула, улитка). Просим ребенка соединить изображение с буквой, если она есть в слове.

2. Предложите ребенку раскрасить изображения.

3. Отрежьте этот лист и прикрепите на стену/доску/холодильник/дверь.


Игра. Называем слово. Просим ребенка: если первый звук А, хлопнуть в ладоши один раз, если У, два раза. Если другой звук, не хлопаем. Только первый звук. Если ребенку трудно, помогаем, выделяя звук голосом. Это игра и на внимание, и на развитие умения слушать взрослого, и на память, ведь надо запомнить задание.

Например, слова для игры: аптека (один хлопок), урожай (два хлопка), аквариум, МАК (нет хлопка), автор, ура, укол, уж, РАК, ухо, укроп, утка, апельсин.

Можно поменяться ролями.

Оо


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: окна, ослик, окунь.

2. Затем взрослый повторяет все названия, выделяя голосом первый звук: ОООкна, ОООслик… и показывает вверху страницы изображение этого звука букву О.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображению предметов и к словам под ними. Просим обвести букву О. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква О встречается в слове. Если ребенок не устал, можно найти буквы А и У.

5. Важным голосом скажите, что сегодня ребенок узнает один СЕКРЕТ букв. Есть буквы-шалунишки. Они любят прятаться, притворяться другими буквами. Например, мы говорим АААчки, но пишется слово ОООчки. Такие же слова «опята» и «орехи». Эти слова собрали и записали в книгу «Словарь». Мы с такими словами будем знакомится и проверять в словаре или спрашивать у взрослого. А еще скоро мы научимся сами находить некоторых шалунишек меняя слово (окно-окна).

6. А теперь почитаем слова из волшебной страны, мы не знаем, что они означают, но можем сами придумать. Читаем слова внизу страницы. Представляем гусеничку, которая ползет слева направо и медленно поет, переползая от одной буквы к другой.

7 . Похвалите ребенка за усердие, покажите самые красивые его буквы и предложите раскрасить картинки.

8 . Попросите ребенка вечером рассказать другому взрослому про буквы-шалунишки.



Для взрослых:

1 . Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: ослик, полки, топор, окунь, конь, клубок.

2. Узнаем, есть ли звук О в начале, середине, конце слова. Для этого медленно произносим название, выделяю голосом: ОООслик. Если буква в слове есть пишем ее рядом со словом. Ребенок пишет сам, или это делает взрослый.

3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточках слова и предлагает ребенку обвести те буквы, которые он знает. Кстати, есть буква-шалунишка. Дайте возможность ребенку ее поискать. Спросите ребенка, есть ли еще буквы, которые он знает.

4. Предложите ребенку раскрасить изображения

5. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?

6. Отрезать эту страницу и прикрепить на стену/доску/холодильник/дверь.


Игра на прогулке:

Если в слове есть О, хлопаем в ладоши, если нет, не хлопаем.

Например, слова для игры: плечо, нож, большой, чужой, МАК, свежо, горячо, хорошо, кружок, крючок, РАК, ЖУК, петушок, борщ, прыжок, медвежонок, СУП, мышонок, галчонок, УХА, бочонок, распашонка, мох, хвост, СМЕХ, окна, обруч.

Ыы


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: мыло, дым, улыбка, язык, звезды.

2. Затем взрослый сам повторяет все названия, выделяя голосом ДЫЫЫМ, МЫЫЫЛО, и показывает вверху страницы изображение этого звука букву Ы.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву Ы. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква Ы встречается в слове.

5. Прочитайте внизу страницы слова из волшебной страны. Мы не знаем их значения. Но можем сами придумать, что так называется. Может это самые важные и нужные предметы?


Игра. На прогулке или по дороге из детского сада поиграем. Если в слове буква Ы есть хлопаем, нет – не хлопаем.

Слова для игры: мы, бык, пыл, рык, сыр, МИР, алый, быть, быль, было, высь, выше, алыча, брысь, СУП, рыть, грыжа, глыба, крыло, крыша, КИТ, крыть, барыня, брынза, брызги, бутылка, мыть, УХА, барышня, волынка, вспышка, голышом, булыжник, выдыхать, вымыться.


Игра 2. Представим, что встретили ребенка из другой страны или с другой планеты. Он говорит вот такие слова: аы, уы, оы, ыа, ыу, ыо, ауоы, уоыа, оыау, уаоы, ауыо. Как ты думаешь, что они означают? Давай придумаем сами. Какие слова в первую очередь нужны человеку?


Беседа. А ты знаешь слова начинающиеся на букву Ы? Я тоже не знал/а. Но посмотрела в справочнике и узнал/а, что давным-давно в России выпускали грузовые паровозы, который назывались Ы. Наверное, они очень были мощные и гудели ЫЫЫЫ. А еще есть много слов у других народов нашей страны, и не только. Мы с тобой обязательно посмотрим слова, начинающиеся на букву Ы https://stanspb.livejournal.com/43879.html

Ээ


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: экскаватор, экран, эскимо, экватор, электричество.

2. Затем взрослый сам повторяет все названия, выделяя голосом звук: ЭЭЭкскаватор, ЭЭЭскимо… и показывает вверху страницы изображение этого звука букву Э.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву Э. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква Э встречается в слове. Предлагаем прочитать необычные слова сказочной страны. После прочтения слова, попробуйте повторить его по памяти.

5. Итак, ребенок знает А, У, О, Ы, Э. Это уже песенка для прогулок. Мотив любой.


Игра. Предложите ребенку поиграть в школу с другими детьми или игрушками. Используйте карточки с изученными буквами.


Игра. Слепить из пластилина буквы. Лепка развивает мелкую моторику и готовит руку к письму.


Игра. Распечатать на компьютере или нарисовать крупные буквы А, У, О, Ы, Э на листе А4 и попросить ребенка вырезать буквы по контуру.


Игра. Нарисовать контур буквы и предложить ребенку сделать букву сказочной как-то оживить ее. Помимо моторики развивается воображение, фантазия.


Игра на прогулке. На песке палочкой взрослый рисует букву или сочетание букв, ребенок называет. Потом меняемся ролями.


Беседа. Покажите ребенку на планшете или компьютере, как выглядят изученные буквы в разных гарнитурах шрифтов. Например, А, А, А, А. Интересно детям рассматривать старорусские буквы и леттеринг. В поисковой строке «леттеринг шрифт кириллица» и выйдет много интересного.



Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: экран, экватор, бык, мышь, мыло, дым.

2. Нужно узнать, есть ли звук Э или Ы в начале, середине, конце слова. Для этого медленно произносим название, выделяю голосом: ЭЭЭЭЭкран. Если буква в слове есть, пишем ее рядом со словом. Ребенок пишет сам или это делает взрослый.

3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточках слова и предлагает ребенку обвести буквы, которые он знает.

4. Предложите ребенку раскрасить изображения.

5. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?

6. Отрезать эту страницу и прикрепить на стену/доску/холодильник/дверь.


Игра на прогулке. Есть буква – топаем правой ножкой, нет – не топаем. Слова: эклер, экран, ДЫМ, эмаль, эскиз, БЫК, эстет, этика, поэма, экран, ЖУК.


Игра на прогулке. Ищем буквы А О У Ы Э в названии улиц, на плакатах и вывесках.

Яя


Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: ягоды, заяц, мяч, язык, дядя.

2. Взрослый повторяет все названия, выделяя голосом: ЯЯЯгоды, ЯЯЯблоко… и показывает вверху страницы изображение звука букву Я.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображениям предметов и к словам под ними. Просим обвести букву Я. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква Я встречается в слове. Например, рядом со словом «ДЯДЯ» ребенок напишет два раза букву Я и две черточки. Какие еще известные буквы обведем?

5. Просим прочитать необычные слова волшебной страны внизу страницы.

6. Спросите ребенка, что ему понравилось? Легко было или трудно?

7. Не забывайте про игры с буквами на улице.


Игра на улице. Хлопаем в ладошки, если есть буква Я.

Слова: ябеда, явный, ягода, ягуар, ОПАСНЫЙ, яйцо, якорь, якуты, ямщик, КРАСНЫЙ, яркий, ярлык, ясень, ясный, взять, ЖУК, смять, внять, грядка, грязь, ВРАЧ, кляча, князь, лаять, опять, ГРАЧ, паять, прядь, пряжа, рояль, БОРЩ, связь, сеять, сиять смять, снять, КРЮК, таять, фаянс, фляга, шляпа, ягода.


Беседа.

Буква Я. Это настоящее слово. И ты его уже читаешь! Я тебе поздравляю. Ты очень стараешься, и у тебе все получится.

Рассказываем и показываем на конкретных примерах все местоимения. Например, Я – это когда ты говоришь про себе, если я говорю про себя, то тоже скажу Я. Другому человеку в его присутствии говорим ТЫ или ВЫ, если это взрослый человек. Дети как друг другу обращаются? ТЫ или ВЫ? (ждем ответ). Конечно, правильно. Если один ребенок, то ТЫ, если два и больше, то ВЫ. Также рассматриваем ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ОНИ.



Для взрослых:

1 .Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: яблоко, язык, ягоды, заяц, свинья.

2. Нужно узнать, есть ли буква Я в начале, середине, конце слова. Для этого медленно произносим название, выделяю голосом: ЯЯЯблоко. Если буква в слове есть, пишем ее рядом со словом. Ребенок пишет сам или это делает взрослый. Спросите ребенка, какие еще буквы он знает и может написать.

3. Взрослый вписывает простым карандашом в клеточках буквы и предлагает обвести те, которые ребенок знает.

4. Предложите ребенку раскрасить изображения.

5. Спросите ребенка, что ему понравилось. Легко было или трудно?


Беседа и игра.

Предложите ребенку рассказать о себе. Используем букву Я и рисунки.

Например,



Когда мы хотим что-то сказать, у нас в голове появляется мысль. Мы ее можем проговорить. Одна мысль, одно предложение. При разговоре мы делаем паузы, чтобы отделить одну мысль от другой. А когда пишем, используем точку в конце предложения. Давай посмотрим в твоей книге.

В твоей книге есть еще такой значок «?». Я сейчас прочту предложение с этим значком и еще раз, если бы его не было:

«Это твоя игрушка? Это твоя игрушка.» Есть разница? Какая?

Да, это знак вопроса, его так и называют вопросительный знак.

А сейчас послушай:

«Это моя игрушка! Это моя игрушка.» Какая разница? Что может означать значок «!»? Как ты думаешь?

Если очень сильные эмоции восторг, злость испытываешь, хочется кричать, то появляется в конце предложения восклицательный знак «!».

Вот сколько нового ты узнал!

Юю


Для взрослых:

1 . Показываем на изображение предмета и просим ребенка назвать: юла, юрта, уют, утюг.

2. Затем взрослый сам повторяет все названия, выделяя голосом звук: УТЮЮЮГ… и показывает вверху страницы изображение этого звука букву Ю.

3. Предлагаем ребенку внизу страницы обвести буквы.

4. Возвращаемся к изображению предметов и к словам под ними. Просим обвести букву Ю. Рядом с изображением поставить столько черточек, сколько раз буква Ю встречается в слове. Какие еще известные буквы обведем? Попросите ребенка прочитать слова сказочной страны внизу странички.