Валентина Дёгтева
Сочинение на 5! Как писать быстро, легко и на любую тему
Редактор Лейла Сазонтова
Иллюстрации Анны Журко
Главный редактор «Альпина. Дети» Л. Богомаз
Руководитель проекта А. Марченкова
Арт-директор П. Плавинская
Корректор З. Скобелкина
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Текст. В. Дёгтева, 2023.
© Иллюстрации. А. Журко, 2023
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2023.
* * *Предисловие для родителей
Прилавки с учебной литературой обычно изобилуют сборниками готовых сочинений. Однако бездумное списывание еще никому не помогало найти ответ на вопросы «Как строится текст?», «Из каких “кирпичиков” он состоит?», «Как самостоятельно написать более-менее приличное сочинение или доклад на любую предложенную тему, если скопировать неоткуда?».
Сегодня, когда дети зачастую стремительно утрачивают навыки связной письменной речи, мы хотим предложить им простое и понятное пособие о том, как подружиться с текстом, укротить его и навсегда перестать бояться. Сочинение – это прежде всего сочетание творческой и исследовательской работы, это умение «нарядить» свою мысль в подходящие слова. А там, где есть творчество и исследование, не может быть единых готовых решений. Зато можно научить школьника основным методам и приемам работы. Научить весело, дружелюбно, без назидания. Мы надеемся, что эта книга станет полезным и приятным дополнением к школьному курсу по русскому языку, хотя, безусловно, не заменит его.
Предисловие для школьников
Как приятно бывает поболтать с хорошим другом! Истории так и сыплются из тебя, яркие подробности сами всплывают в памяти, находятся примеры на все случаи жизни, а иногда даже разгораются нешуточные споры, из которых выходишь победителем.
Но вот ты склоняешься над чистым листом, выводишь одно только слово «сочинение»… И тупик. Все умные мысли как будто слизала языком загадочная корова. А вместе с ними – и хорошее настроение. С чего начать? Куда потом свернуть? Чем закончить? И почему вдруг стало так невыносимо тоскливо и скучно?
А ведь корова не напишет за тебя сочинение. Во-первых, копытами неудобно держать ручку… А во-вторых, коровам ни к чему школьное образование, а тебе оно пригодится. Поэтому раскроем тайну: тоскливо и скучно бывает только тогда, когда непонятно. А мы сейчас возьмем и во всем по порядку разберемся.
И тогда к концу этой книжки ты перестанешь бояться «заколдованного» белого листа, а станешь разговаривать с ним легко, как со старым добрым приятелем. Попробуем?
Первый секрет хорошего сочинения
Выигрывает тот, у кого есть план!
Даже если умных мыслей в голове – как яблок на яблоне в урожайный год, свалить их все в кучу без разбора – плохая идея. Хорошее сочинение – это, скорее, испеченный по рецепту яблочный пирог, для которого кулинар точно отмерил, сколько сахара, муки и масла нужно положить.
Написание текста можно сравнить и с работой строителя. Много ли ты видел домов, у которых дверь располагается на крыше, а балкон упирается в землю? Станут ли гости карабкаться в дом через окно? Нет, дома строят по строгому архитектурному плану: фундамент, стены, перекрытия… Так же и читатель твоего сочинения (даже если это самая строгая учительница Марья Ивановна) нигде не должен споткнуться или заблудиться. Позаботься о нем, пожалуйста!
Что традиционно входит в план любого сочинения?
Вступление
Это «вход» в твое сочинение. Его можно сравнить с порогом, не перешагнув который не попадешь внутрь дома. Нельзя перепрыгнуть вступление и сразу переходить к рассказу. Это все равно что в кинотеатре тебе начали бы показывать фильм с середины. Кому такое понравится? При этом вступление совсем не обязано быть длинным, но должно содержать ответы на главные вопросы:
Побудь немного и сам строгой Марьей Ивановной. Начнем с простого. Какое из этих трех вступлений, по твоему мнению, подойдет для самого популярного школьного сочинения «Как я провел лето»? А какие ты бы забраковал и почему?
КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО. ВАРИАНТ 1
На даче мы с бабушкой собирали смородину и варили варенье. Моя бабушка – самая лучшая в мире. А еще у нее есть разряд по боксу и собака породы овчарка. А мой дедушка любит рыбачить, и у него рыжая борода.
КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО. ВАРИАНТ 2
Лето – прекрасное время года. Все любят лето, а особенно Марья Ивановна, иначе она не попросила бы нас написать это сочинение. И вот теперь я сижу над тетрадкой, хотя гораздо больше хочется играть в компьютерные игры…
КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО. ВАРИАНТ 3
Лето дарит столько радости, тепла и ярких красок, но, к сожалению, так быстро проходит! Хочется сохранить в памяти каждый день этих солнечных каникул. Но особенно запомнилась мне поездка на озеро с бабушкой и дедушкой, о которой я сейчас и расскажу подробнее.
Какой вариант лучше? Конечно, не тот, где автор поторопился и пропустил вступление, «свалив» всю информацию в кучу. И не тот, где он поленился придумать, за что мы любим лето. А тот, где четко соблюдены условия: сейчас мы прочтем сочинение о лете и о дорогих сердцу воспоминаниях.
А если нам нужно написать сочинение «Моя любимая сказка А. С. Пушкина»? Какое вступление подойдет лучше?
МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА А. С. ПУШКИНА. ВАРИАНТ 1
Мне нравится «Сказка о рыбаке и рыбке». Она очень поучительная. Жадным быть плохо, можно остаться «у разбитого корыта». Вот мое сочинение и закончилось.
МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА А. С. ПУШКИНА. ВАРИАНТ 2
Великий русский поэт А. С. Пушкин работал в самых разных жанрах. Он писал и стихи, и поэмы, и повести, и пьесы. Но знакомимся мы с ним в раннем детстве благодаря сказкам. Кто не помнит «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и о работнике его Балде»? Мне же больше всего нравится «Сказка о рыбаке и рыбке»…
МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА А. С. ПУШКИНА. ВАРИАНТ 3
У Пушкина была няня, он ее любил. Она рассказывала ему сказки, а он их записывал. И если бы не погиб на дуэли, записал бы еще больше. Жалко, что нельзя придумать машину времени и спасти Пушкина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги