Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.
Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ
Введение
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми.
Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
К нам в Центр лечебной педагогики часто приходят родители с детьми, которые испытывают трудности адаптации в детской группе. Обычно работа с таким ребенком начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых занятий часто становится КРУГ – ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Наша публикация поможет специалистам в организации занятия КРУГ.
Командный подход в работе с ребенком
Ребенок с нарушениями развития нуждается в разносторонней помощи. В развитии любого ребенка участвуют разные специалисты: врач, воспитатель, учитель, психолог, тренер, преподаватели рисования, физкультуры, музыки и др. Тем более необходимо участие разных специалистов в развитии ребенка с какими-либо нарушениями.
В Центре лечебной педагогики реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включающая педагога, психолога, дефектолога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт, специалист по предметно-практической деятельности и т.д. Таким образом, лечебно-педагогическую команду составляют разные специалисты, и в Центре лечебной педагогики всех их называют одним словом – педагог. В дальнейшем изложении мы также будем называть педагогом любого специалиста, который работает с ребенком – это может быть как воспитатель, так и логопед, психолог, преподаватель ЛФК, специалист по игровой терапии и т.д.
За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: это может быть невролог, психиатр, педиатр или другой врач, участие которого особенно необходимо данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
При составлении и реализации коррекционно-развивающей программы специалисты обязательно взаимодействуют: обсуждают результаты работы, происходящие с ребенком изменения, высказывают пожелания о дальнейших занятиях, вносят коррективы в их программу. Таким образом учитывается мнение каждого члена команды. Если среди них нет единодушия, общей линии поведения, вся коррекционная работа будет бессмысленной.
Интегративные группы
Другой базовый принцип, на котором строится работа в Центре лечебной педагогики, – интеграция. Работая с ребенком, имеющим нарушения развития, мы стремимся к тому, чтобы он стал активным членом общества, научился жить не в искусственной среде (как это бывает, когда детей с нарушением в одной сфере собирают в одном специальном детском саду или школе), а в обычном социуме, в котором живут самые разные люди. Большинство наших детей в силу тяжести нарушений не только не способны ходить в коррекционный детский сад, но и просто оказываются изолированы дома. Когда ребенок начинает ходить в детский сад и адаптируется в группе сверстников, мы считаем это своей победой. Это требует большой подготовительной работы.
Группа в Центре лечебной педагогики часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. Мы стараемся, чтобы в одной группе оказались дети с разными проблемами: дети с нарушениями эмоционально-волевого, познавательного, речевого, двигательного развития занимаются вместе. Такой способ формирования группы обусловлен тем, что у любого, даже самого «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным и помочь другим детям. Например, дети с органическими поражениями ЦНС проявляют интерес и эмоциональную привязанность к сверстникам, провоцируют их на взаимодействие, что очень важно для детей с аутизмом, для которых характерно уплощение эмоциональной сферы и недостаточная ориентация на взрослых и сверстников. И наоборот: аутичные дети часто демонстрируют хорошие творческие способности (музыкальные, изобразительные) и на занятиях «подают пример» детям, которые испытывают трудности в соответствующей сфере.
Для педагогов, работающих в такой группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно.[1] Так, необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий. В интегративной группе можно использовать тот факт, что одна и та же игра может служить для решения разных задач у разных детей. Так, игра «У Авдотьи, у старушки…» для одного ребенка будет стимулом, помогающим включиться в общий ритм игры, другому ребенку эта игра поможет в освоении образа тела, третьего ребенка эта игра будет побуждать смотреть на других детей, которые показывают, какую позу надо повторить.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
При этом у каждого ребенка могут быть поставлены и свои, индивидуальные задачи, соответствующие его особенностям развития. Так, в группе подготовки к школе кроме общих задач (создать у детей мотивацию к обучению, дать им разные способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми, навыки поведения на уроке, выполнения учебных заданий и т. д.) для одних детей дополнительно ставятся задачи развития двигательной сферы, для других – познавательной, для третьих актуальной задачей является преодоление страхов и развитие собственной игры и т. д.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги