Книга Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге - читать онлайн бесплатно, автор Джозефина Уинтер
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге
Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге

Джозефина Уинтер

Магия Огня. Все тайны стихии в одной книге

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA. www.llewellyn.com

© 2021 by Josephine Winter

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ОАО Издательская группа «Весь», 2021

* * *

Дорогой Читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Искренне Ваш,

Владелец Издательской группы «Весь»

Пётр Лисовский

Об авторе

Джозефина Уинтер – писательница и создательница языческого сообщества, которая практикует в сфере викканства и язычества в течение последних двадцати лет. Она является одной из основателей «Языческого коллектива Виктории», некоммерческой организации штата Виктория, которая занимается установлением связей и общением с ведьмами и язычниками из самых разных сфер общества. У Джози высшее образование в области литературы и искусства; также она является австралийским корреспондентом издательства «Дикая охота». Она живет вместе с семьей в сельской местности штата Виктория в Австралии.

* * *

Эта книга посвящается моей бабушке Джозефине в благодарность за все, что я узнала, греясь у ее огня


Предупреждение

Советы, приведенные в этой книге, предназначены для обучения и помощи тем, кто стремится вывести на новый уровень свою практику в сфере магии. Автор не гарантирует читателю стопроцентный результат, так как многое находится вне нашего контроля. Пожалуйста, позаботьтесь о своей личной безопасности при работе. Например, не медитируйте, когда ведете машину или работаете с тяжелым оборудованием. Будьте осторожны при использовании масел и трав – не глотайте эфирные масла́, не наносите неразбавленные эфирные масла́ на кожу и будьте осторожны при использовании трав и эфирных масел в случае, если существует риск аллергической реакции или несовместимости с принимаемыми лекарствами. Проконсультируйтесь с врачом, психотерапевтом или другим медицинским специалистом, прежде чем принимать какие-либо травы или если у вас есть проблемы со здоровьем.

Хотя эта книга рассказывает о разных религиях, культурных практиках, божествах и многом другом, она не является исчерпывающим источником информации или руководством к действию. За дополнительными данными следует обратиться к надлежащим первоисточникам.

Предисловие

На протяжении веков во многих эзотерических практиках стихии были основой магической работы. Будь то астрология или современное ведьмовство, эти четыре базовых элемента задают структуру более многомерных духовных явлений и проясняют смыслы самых разных концептов.

Стихия Земли – это та земля, по которой мы ходим, в буквальном смысле. Это камни, грязь, горы. Также Земля – это наше тело и физическое проявление нашей жизни. Это наш центр и наша стабильность.

Огонь – это пламя в очаге. Это свеча, костер, Солнце. Огонь и согревает, и разрушает. Он изменяет вещи вокруг, способствует формированию чего-то нового. Его пламя – это наша страсть, наше желание идти вперед.

Вода – это дождь с небес. Это океаны и озера мира, успокаивающая ванна, утренняя роса. Вода – это наши кровь и пот, а также наши воспоминания. Она управляет нашими эмоциями и дает им выход в виде слез.

Воздух окружает нас повсюду. Это наше дыхание, звуки, которые мы слышим, и ветер, который касается наших лиц. Воздух несет семена и пыльцу, ароматы, которые предостерегают или дают наслаждение, и песни нашей культуры. Воздух – это наш голос, идеи и мысли.

Каждая эзотерическая система по-разному оперирует этими базовыми понятиями, но стихии присутствуют почти везде, структурируя нашу магическую практику и развивая более глубокое самопонимание. Стихии часто представлены в магических инструментах современных ведьм; например, чаша может олицетворять Воду, а пентакль – Землю. У виккан, в частности, стихии помогают создать магический круг и усилить защитные четверти. В Таро стихии заключены в символических образах нефигурных карт, а в астрологии каждая стихия соответствует трем зодиакальным знакам. Для кого-то стихии служат духовным руководством для ежедневных медитаций, визуализаций, заклинаний или жизненных уроков. Кто-то задается вопросом: «Какую стихию мне нужно проработать сегодня?»

Книга, которую вы держите в руках, – третья в серии книг, исследующих символику и магическое использование стихий. Каждая работа посвящена одному из элементов и описывает все, что с ним связано, – от мест силы и божеств до практических заклинаний и ритуалов. Ведьма, желающая погрузиться в элементальные практики, или любой, кому требуется пособие по четырем стихиям, найдут в этой книге (а также и остальных изданиях этой серии) все что нужно.

Каждая из четырех книг серии «Колдовские стихии», написанная авторами со всего мира, освещает широту и глубину эзотерического понимания стихий и рассказывает, как применить эту концепцию для ваших магических и духовных целей.

Присоединяйтесь к нам в комплексном исследовании магического использования четырех стихий.

Хизер Грин,рецензент издательства Llewellyn Worldwide

Вступление

Аспекты, в которых огонь и пламя играют решающую роль в магической практике современных ведьм и язычников, практически бесчисленны. От огромных костров на фестивалях до простых чайных свечей – мы зажигаем огонь для репрезентации священной стихии, смены времен года, важных дат в служении нашим божествам, умерших близких, Солнца и звезд и многого другого. Круглый год, на жарком солнце или под снегопадом, в помещении или на улице – огонь почти всегда является ключевой частью нашей работы и наших торжеств.

Моей целью при написании этой книги было не только исследовать способы современного и исторического использования огня в ведьмовских сообществах, язычестве и оккультизме, но также отдать дань уважения роли огня в нашем существовании – и как отдельных личностей, и как сообщества.

Точно так же, как кухонный очаг на протяжении веков был центром домашнего хозяйства, так и костер и пламя свечей являются неотъемлемой частью языческих ритуалов, собраний и работ. Мы с нашей группой обычно работаем вне помещения, и огонь очень важен для нас, обычно он присутствует в виде костра или свечей, если позволяют правила пожарной безопасности в Австралии.

Вспомните любой языческий фестиваль, где вы были, – особенно если нужно было разбивать лагерь. Скорее всего, окажется, что многие из ваших лучших воспоминаний о тех днях сосредоточены вокруг огня: общение у костра, танцы у костра или даже просто зажженные фонари, факелы или свечи. Некоторые из самых ярких моих впечатлений от участия в общественных ритуалах – то, как я смотрю через огненный круг на лица друзей и близких, освещенные мерцающим желтым светом, и нас наполняет сознание того, что то, над чем мы работаем, мы делаем вместе. Хотя костры – не единственное, что делает это время особенным, они, безусловно, являются одним из самых важных аспектов того, как мы участвуем в совместной магической работе и что при этом переживаем.

У огня также есть разрушительная, опасная сторона. Иногда мы можем забыть об этом, наслаждаясь роскошью стран первого мира в XXI в. Я заканчивала эту книгу, когда вокруг пылали самые страшные лесные пожары в истории Австралии: некоторые мои друзья потеряли свои дома. Тысячи гектаров лесов и полей сгорели, погибли миллионы местных животных. Все наши новости и ленты в соцсетях были заполнены фотографиями: желто-красными – горящих лесов и сооружений, и тошнотворно-черными – животных, сгоревших заживо. Город Маллакута был полностью отрезан от мира огромным лесным пожаром, который окрасил утреннее небо в черный, и военным пришлось спасать местных жителей.

Страх, который охватил нас всех тем летом, пришел вместе с осознанием того, что огонь – стихия, которую мы контролируем гораздо меньше, чем нам иногда кажется. Тот же огонь, который согревает замерзшие пальцы и объединяет людей, в других обстоятельствах убивает и разрушает.

Стихия Огня

Если вы какое-то время исследовали или практиковали современное ведьмовство, вы уже знакомы с понятиями элементов Земли, Воздуха, Огня, Воды и, в некоторых традициях, также с элементом Духа. Вы можете призвать их при начертании круга или подготовке священного пространства либо увековечить их на своем алтаре.

Почему стихий четыре?

Большинство ведьмовских книг, которые я читала на рубеже веков, еще будучи неугомонным подростком (боги, я чувствую себя старой, когда пишу это), настаивали на том, что стихии обязательно должны быть представлены в любом ритуале в равной степени, но никто на самом деле не вдавался в подробности, откуда и почему возникло это убеждение.


Идея о том, что четыре (иногда пять) стихии являются необходимыми «строительными блоками» для всех явлений в природе, была широко распространена во многих древних культурах: например, аналогичный набор стихий существовал в Древней Греции, Вавилонии, Персии, Японии и Индии. Древнекитайская система У-cин (сокращенная форма w

zh
ng liúxíng zhī qì – «пять типов ци, или энергетической силы, доминирующих в разное время»[1]) включала пятую стихию – Дерево.

На протяжении веков эти концепции рассматривались в основном как философские понятия; они применялись не только для объяснения или анализа природных явлений, но также космологических и мифологических событий. Только после расцвета науки и научных исследований, например во времена Золотого века ислама (800–1400 гг. н. э.) или научной революции в Европе (1600-е гг.), ученые начали проявлять большее внимание к этой теории. Они также экспериментировали, подтверждали важность и классифицировали множество других элементов.

Но какое отношение все это имеет к колдовству и как стихии проникли в наши ритуалы, Книги теней и алтари? Ответ частично кроется в европейских гримуарах и связанных с ними традициях.

Гримуары, ведьмовство и четыре стихии

Слово grimoire, гримуар, происходит от старого франкского слова, означающего «маска» или «колдун», и связано с современным словом grammar, «грамматика». Гримуары – это книги, которые часто называют «книгами заклинаний» или «учебниками» магии. Эти книги, отдельные из которых, как считалось, были наделены магической силой, часто содержат инструкции о том, как создавать магические предметы, такие как талисманы и амулеты; как выполнять заговоры, заклинания и гадания и как призывать или инвоцировать сверхъестественные сущности – ангелов, духов, божеств или демонов.

Здесь я должна заметить, что некоторые современные ведьмы используют термины «гримуар» и «Книга теней», подменяя одно понятие другим, но все же они различаются: термину «Книга теней» меньше ста лет. Он был придуман британским магом Джеральдом Гарднером, основателем Викки, в начале 1950-х гг. и первоначально использовался для описания книги тайных практик, которые получала каждая гарднерианская ведьма после посвящения. В своей книге «Возрождение колдовства» Дорин Валиенте, одна из жриц Гарднера, утверждала, что он обнаружил этот термин в оккультном журнале 1949 г.: это было название статьи, напечатанной на первой странице в качестве рекламы романа Гарднера «Помощь высшей магии»[2].

По мере того как колдовство развивалось в следующие полвека и далее, определение Книги теней расширилось, и теперь оно включало личные книги ведьм с магическими инструкциями и заметками, заклинаниями, дневниками сновидений и многим другим.

А вот гримуары использовались в религиозных и духовных сообществах с древних времен, и их популярность резко возросла в эпоху Возрождения, в переходный период между концом Средневековья (в XIV в. н. э.) и началом эпохи Просвещения (в XVII в. н. э.). Ренессанс был эпохой великих перемен и «возрождения» культуры. Наука, искусство и логика стали цениться гораздо больше, чем в Средние века; возросло внимание к истории и историческим текстам. Интерес к гримуарам также вырос, и стало модным владеть ими или изучать их: чем они старше и загадочнее, тем лучше.

Традицию работы с гримуарами того времени позже переняли церемониальные магические ордены, такие как «Золотая Заря»; а затем, в свою очередь, к гримуарам обратился Джеральд Гарднер, он собирал фрагменты ведьмовской традиции, которую стремился возродить, и пытался «заполнить пробелы» существующим материалом.

Остальное – уже история. Гарднер начал писать и публиковать статьи о колдовстве и Викке в 1950-х гг., после того как в Англии были отменены последние законы, запрещающие колдовство. Викка и другие формы колдовства проникли в Америку, Австралию и другие части света, где они встретились и смешались с идеями, которые в 1960–1970-е гг. вышли на первый план, – экологизм, феминизм, сексуальное освобождение и так далее. В результате родились некоторые современные языческие традиции, ныне уже устоявшиеся. Теперь с каждым десятилетием появляется все больше первопроходцев и новых традиций, и языческий лагерь становится все больше и разнообразнее с каждым десятилетием. Это чудесно.

Но все же в самых разных вариациях четыре стихии в значительной степени присутствуют во многих ритуалах и материалах – и в ведьмовстве, и в других традициях. И, пожалуй, они бы не были столь распространены, если бы у них не было своих особенностей: стабильности и плодородия Земли; интеллекта и творческой энергии Воздуха; силы и страсти Огня; эмоций и мечтательности Воды.

Элемент Огня уникален тем, что он единственный из четырех, который можно создать: зажечь спичку, потереть палочки друг о друга, а может быть, щелкнуть выключателем обогревателя или печи. Это также единственный элемент, который может быть уничтожен тремя другими: огонь можно залить водой, засыпать землей или задуть.

Как читать эту книгу

В первых четырех главах этой книги рассмотрим особенности почитания огня на протяжении истории, а также в мифологии и фольклоре, и его магические свойства. Главы с 5-й по 8-ю описывают некоторые современные соответствия и ассоциации, связанные с огнем. В последующих, более практических главах, все это сводится вместе: в них я опишу магию Огня – свечи, ритуальные костры, праздники Огня и так далее.

У читателя может возникнуть соблазн сразу начать с этих глав, но поскольку они в значительной степени опираются на исторические свидетельства и народные поверья об огне, я уверена, что, поступив так, вы не получите столь же полного представления об этой завораживающей стихии и о том, как она связана с вашим и моим ведьмовством.


Часть 1. История, фольклор и миф

Мифология – это ключ к осознанному пробуждению духа.

Кристофер Хьюз. Рожденные из котла

Глава 1. Сквозь историю и время

То, что мы как ведьмы и язычники делаем с огнем и пламенем, вовсе не ново. Огонь присутствует в человеческой культуре с раннего каменного века, и существуют свидетельства его ритуального использования еще с тех пор.

Предыстория

Самые ранние свидетельства использования огня – фрагменты сгоревшего дерева, семян и осколки кремня – насчитывают почти 800 тысяч лет[3]. Огонь поддерживал жизнь наших предков, сотни и тысячи зим давая тепло и пищу. Вполне закономерно, что и поклонение огню, почитание и обожествление огня продолжаются с тех же давних времен.

В большинстве индоевропейских языков – семейство языков, на которых к 1000 г. до н. э. говорили по всей Европе и в некоторых частях Юго-Западной и Южной Азии, – было два отдельных понятия для огня:

egni и его вариации описывали одушевленный огонь. Это корень санскритского слова «огонь», agni (которое также является именем индийского божества Огня) и латинского ignis (от которого, к примеру, происходит современное английское слово ignite, «воспламенить»).

 paewr и его вариации описывали неодушевленный огонь. Отсюда происходит греческое pyr (корень таких слов, как pyre, англ. «погребальный костер», или пиромания) и прапрадедушка современного английского слова fire – «огонь»[4].


Некоторые из наиболее ранних свидетельств ритуального использования огня включают:

• Обожженные глиняные фигурки-«венеры», возраст которых составляет около 11 тысяч лет. Эти маленькие женские фигурки входят в число самых древних находок обожженных керамических изделий. Самая известная статуэтка, Венера Виллендорфская, на самом деле вырезана из известняка, но другие, такие как Вестоницкая Венера, сделаны из обожженной глины и относятся примерно к 25 000–29 000 гг. до н. э.

• Самые первые свидетельства ритуальных кремаций в Западной Европе, датируемые примерно 1500 г. до н. э.

• Свидетельства ритуальных костров на ранних индуистских алтарях на юге Индии примерно в то же время.

600 гг. до н. э.

Зороастризм

Термин «огнепоклонник» иногда ассоциируется с зороастризмом – религиозной системой, основанной в Персии примерно в VI в. до н. э. Зороастром (или Заратустрой). Зороастризм был первой крупной религией, где почиталось единое божество, а не множество богов, и зародился на территории нынешнего Северо-Восточного Ирана и Юго-Западного Афганистана.

В зороастризме и огонь (atar), и вода (aban) считаются инструментами ритуального очищения, и как таковые играют важную роль во многих ритуалах, которые в древности часто совершались в храмах или «домах» Огня.

Греция и Рим

В греко-римской культуре почитали два основных типа огня: огонь очага (под покровительством римской богини Весты или греческой Гестии) и огонь кузницы (под покровительством римского Вулкана и греческого Гефеста). Хорошо известна история греческого титана Прометея, который украл огонь у богов и передал его людям. Подробнее об этих божествах вы можете прочитать в главе 3.

От 1500 до 1700 г. н. э.

Европа: Времена сожжений

Мне вряд ли удалось бы написать книгу о ведьмах и огне, так или иначе не упомянув Времена сожжений – период между 1500 и 1700 гг. в Европе, когда людей, обвиненных в колдовстве, сжигали на костре.

В то время сожжение на костре было казнью, специально предусмотренной для еретиков. Эта практика берет свое начало в Вавилонии и Древнем Израиле и позже была унаследована европейцами. Огонь как инструмент посвящения или очищения повсюду упоминается в Библии, и этот способ казни многими рассматривался как средство избавления грешников от грехов или скверны… с удобным побочным эффектом в виде уничтожения грешников.

Как и другие, кто пришел к ведьмовству и язычеству в конце 1990-х – начале 2000-х, я постоянно сталкивалась с рассказами об эпохе костров: более девяти миллионов ведьм, погибших в огне в ходе средневековых ведовских процессов, непрерывная ведьмовская традиция, восходящая к тому времени, сохранившая Старую Религию.

Это упоминалось – без каких-либо ссылок на первоисточники – почти в каждой ведьмовской книге, прочитанной мною в детстве. Слова «девять миллионов женщин» воспринимались как евангельская истина почти всеми ведьмами и язычниками, которых я знала, и стали частью нашей собственной мифологии. И как можно нас в этом винить? Романтизм идеи возрождения религии, почти утраченной из-за христианских угнетателей столетия назад, – перед таким даже самому черствому сердцу не под силу устоять.

Проблема, однако, заключалась в том, что все было не совсем так. Представления о строго организованных ковенах и непрерывной линии ведьм, восходящей ко временам сожжения, впервые стали популярными благодаря доктору Маргарет Мюррей в 1920-х гг. Хотя это очень романтичная версия, она была быстро дискредитирована историками и археологами: во-первых, фактически нет никаких доказательств, а во-вторых, известно, что разница в языках и диалектах, уровень грамотности, раздельность в пространстве и финансовые ограничения стали бы препятствиями для существования глобального сообщества ведьм в доиндустриальную эпоху – да и вообще кого угодно – в таком виде, в котором изображает его Мюррей.

Несмотря на то что теории Мюррей были дискредитированы, позже их подхватил Джеральд Гарднер, первый викканин, который публично заявил о себе после того, как в 1950-х гг. в Англии были отменены последние старые законы против колдовства. Гарднер активно ссылается на эти теории в большей части своих работ, ставших основой для многих видов ведьмовства и язычества, которые мы практикуем сегодня[5].

Интерпретация Гарднером теорий Мюррей, в свою очередь, была основана на влиятельных ранних ведьмах-экофеминистках 1960–1970-х гг., и именно тогда появилась бо́льшая часть – хотя и не вся – риторики о «девяти миллионах женщинах», которую мы все еще встречаем сегодня в ведьмовской литературе. Это число было дополнительно закреплено в канадском документальном фильме 1990 г. The Burning Times («Времена сожжений») с участием нескольких из этих авторов.

Но если мы рассматриваем некоторые утверждения ведьмовских и языческих авторов о Временах сожжения объективно, важно не игнорировать то, что профессор Рональд Хаттон назвал «приливной волной» исследований, которая прямо подчеркивает следующее.

Гораздо меньше, чем девять миллионов человек, были казнены в Европе в это время. «Официального» числа не существует, но ученые оценивают его где-то между 40 и 60 тысячами[6]. Миф о девяти миллионах берет свое начало в брошюре 1784 г. авторства немецкого ученого Готфрида Кристиана Фойгта. В этой брошюре Фойгт оценивает – опять же, без каких-либо обоснований – количество людей, казненных за колдовство за период более тысячи лет. С тех пор эта цифра, вырванная из контекста, использовалась бесчисленным множеством других авторов.

Охоты на ведьм не были систематическими и даже хорошо организованными. В Средние века европейские культуры существенно отличались друг от друга. Отношение к гендерным ролям, колдовству/магии и Церкви сильно разнилось от страны к стране или даже от города к городу. У Церкви в разных странах и городах тоже были разные представления о приемлемости народной магии, суеверий и так далее, даже после публикации «Молота ведьм» Крамера, самого известного трактата о ведьмах и колдовстве (впервые опубликован в Германии в конце 1400-х гг.)[7].

«Молот ведьм» не был общепризнанным текстом для охотников на ведьм или для Церкви. Несмотря на то что в те времена он был популярен среди некоторых религиозных экстремистов, многие считали «Молот ведьм» оскорбительным для благочестия мужчин и для трудов монахинь и святых женщин[8]. Другие отметили, что «Молот» игнорировал многое из того, что уже было известно о колдовстве и демонологии. Многие инквизиторы и духовенство одинаково отвергали и презирали этот трактат как чрезмерно параноидальный и женоненавистнический[9].


Не поймите меня неправильно: это, безусловно, была и клоунада, и трагедия одновременно. Десятки тысяч людей были истреблены самыми варварскими способами, они погибли в страданиях и агонии. Чаще всего это были женщины, в большинстве своем бедные и, как правило, находящиеся в социально уязвимом и каким-либо образом маргинализированном положении. Но это не было, как часто говорят, «холокостом ведьм». Подавляющее большинство обвиняемых и казненных не идентифицировали себя как ведьм и не были связаны с ведьмовством в том виде, в каком мы его представляем сегодня.