Книга Палеоазиатские и самодийские языки - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Тихомиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Палеоазиатские и самодийские языки
Палеоазиатские и самодийские языки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Палеоазиатские и самодийские языки

Андрей Тихомиров

Палеоазиатские и самодийские языки

Палеоазиатские языки (палеосибирские), условное название генетически различных языков малочисленных народностей Северной и Северо-Восточной Сибири, на Аляске, в Канаде и Гренландии. Внутри палеоазиатских языков выделяются 4 генетические общности: чукотско-камчатская (чукотский, корякский, керекский, алюторский, ительменский языки); эскимосско-алеутская (эскимосский и алеутский языки), рассматриваемая также как изолированная семья языков; юкагиро-чуванская (юкагирский и утраченный чуванский); енисейская (кетский и утраченные коттский, арийский, асанский и др.) и изолированный нивхский язык.

Палеоазиатские языки (древнеазиатские языки) – условный термин, введённый в середине 19 в. для обозначения ряда языков северной Азии, а также севера Америки. Под названием «палеоазиатские» принято совершенно механически объединять генетически различные языки народностей и этнических групп, расселённых на обширной территории от берегов Ледовитого океана на севере до Курильских островов на юге и от реки Енисея до Берингова пролива и дальше до Аляски и Гренландии включительно. К числу палеоазиатских языков относят юкагирский (одульский), чукотский (луораветланский), корякский (нымыланский), ительменский (камчадальский), эскимосский (юитский), алеутский (унанганский), нивхский (гиляцкий), айнский и кетский (енисейско-остяцкий). Объединение этих языков произведено по отрицательному признаку: их нельзя было отнести ни к одной из больших семей языков северной и северо-восточной Азии (тунгусо-маньчжурской, тюркской, монгольской).

В результате углублённого изучения учёными установлено, что они образуют три группы совершенно самостоятельных языков, родственных только в пределах каждой группы: 1) чукотскую (чукотский, корякский, ительменский); 2) эскимосскую (эскимосский, алеутский); 3) кетскую (кетский и ныне вымершие коттский, арийский и асанский). Юкагирский (одульский) язык, по данным последних исследований, имеет следы отдалённых генетических связей с угро-самодийскими языками. Айнский язык, по исследованиям некоторых учёных (Л. Штернберг, 1861—1927 гг.), относится к малайско-полинезийской группе языков. В изолированном положении находится нивхский (гиляцкий) язык. Ранее Л. Штернберг высказал предположение о родстве нивхского языка с языками североамериканских индейцев.

Язык югов относился к енисейской языковой семье, был близок к кетскому.

Кеты (известны также под названием енисейские остяки и енисейцы) – народность в Сибири. Кетский язык принадлежит к особой изолированной группе языков. Отдалёнными предками кетов, вероятно, являлись обитавшие в эпоху неолита на левобережье Енисея (по рекам Кеть, Сым, Кае и др.) племена охотников и рыболовов. В 1-м тысячелетии до н. э. установился контакт между этими племенами и племенами, обитавшими в верховьях Енисея, говорившими на языках кетской группы. В результате смешения этих групп сформировались племена – непосредственные предки современных кетов, в культуре которых сочетались элементы культуры таёжных охотников и элементы, принесённые с юга (искусство горячей ковки железа, типы одежды и т. д.). Ко времени первого знакомства русских с кетами (начало 17 в.) они состояли из нескольких родоплеменных групп, сохраняли деление на две экзогамные фратрии. В конце 17 и в 18 вв. произошло продвижение кетов по течению р. Енисея на север до реки Курейки.

Главным занятием в прошлом были охота (на лося, дикого оленя, соболя, белку) и рыболовство. Летом жили в конических берестяных чумах или на больших лодках, на которых устраивали жилища из бересты. На этих лодках кеты совершали перекочёвки с мест летнего рыболовства в районы зимнего охотничьего промысла. На зиму сооружали землянки с двускатной крышей и окном из льдины в её гребне. Национальной одеждой как мужчин, так и женщин являлся короткий суконный халат и заячья шуба; охотники надевали также примитивную короткую распашную одежду (парку), изготовлявшуюся целиком из одной оленьей шкуры. В результате эксплуатации, а также вследствие эпидемических болезней почти исчезла целая группа кетов (сымско-касские). В конце 17— начале 18 вв. они были обращены в православие, но до 20-х гг. 20 в. сохраняли также анимистические верования и шаманскую обрядность.

Ительменский язык – язык ительменов, один из палеоазиатских языков чукотско-корякской группы. Делится на два диалекта: седанкинский (северный) и хайрюзовский (южный); на них говорит небольшая группа ительменов на Камчатке; все остальные ительмены говорят на русском языке. Особенностью фонетики является стечение 4—5 согласных. По морфологическим признакам мало чем отличается от чукотского и корякского языков. Словослияние (инкорпорирование) встречается, однако, реже, чем в чукотском и корякском языках. Порядок слов в предложении свободный. Подлежащее при сказуемом непереходном глаголе выступает в абсолютном падеже, при сказуемом переходном глаголе – в местном.

Языки енисейцев (кетов) и на-дене (одна из наиболее крупных микросемей индейцев США и Канады) объединили в одну семью. В марте 2014 года лингвисты из США Марк Сиколи и Гарри Холтон опубликовали исследование, в котором определили направление миграции предков носителей енисейских языков и языков на-дене. Четырьмя годами раньше после многолетних исследований и полевых работ, которые проводились в 2008 году в Туруханском районе в северо-западной части Красноярского края, американский ученый Эдвард Вайда показал, что эти языки восходят к общему праязыку. В 2010 году американский лингвист Эдвард Вайда из Западно-Вашингтонского университета опубликовал статью «A Siberian link with Na-Dene languages» в Anthropological Papers of the University of Alaska, в которой привел доказательства того, что небольшая группа енисейских языков из Сибири и группа языков на-дене из Северной Америки имели общего предка. Сегодня большинство лингвистов согласны с результатами исследования Вайды. Автор провел скрупулезный анализ енисейских языков и языков на-дене, отобрал значимые и отсеял сомнительные лексические когнаты из базового словаря исследуемых языков. В особенности Вайда интересовался лексикой из семантических групп, связанных с природой, естественными потребностями человека (еда, безопасность, сон, жилище) и частями тела. Затем лингвист выявил ряды звуковых соответствий между языками и отсеял те словарные параллели, которые им не отвечают.

Также Вайда исследовал типовой порядок глагольных форм в обеих группах языков и обнаружил закономерности, которые не могут быть объяснены не иначе, как наличием общего праязыка. Самое главное, впервые были подтверждены гипотезы о существовании в прошлом единой культурной, географической и языковой общности предков ─ носителей енисейских языков и языков на-дене и о миграции людей из Центральной Азии в Северную Америку. Праязык енисейских языков и языков на-дене существовал в позднемезолитическую эпоху, и его следы нашли отражение в отбираемых Вайдой лексических соответствиях. Носители языка были собирателями и рыболовами и перешли к неолитической культуре значительно позднее, чем люди на Ближнем Востоке. Недавно Марк Сиколи из Джорджтаунского университета и Гарри Холтон из Университета Аляски в Фэрбэнксе опубликовали статью, в которой пришли к выводу, что миграция людей из Азии в Северную Америку не была строго однонаправленной. Авторы использовали филогенетический анализ для исследования гипотетической дене-енисейской макросемьи. В их работе анализировались данные 38 языков на-дене вместе с изолированным хайда и двумя енисейскими ─ коттским и кетским, которые были представлены в форме 116 типологических особенностей (из них 26 позже были исключены как неинформативные). Проверялись две модели: первая ─ об односторонней миграции людей из Азии через Берингию в Северную Америку и вторая ─ о миграции из Берингии в Азию енисейской популяции и в Америку ─ популяции на-дене. Задача осложнялась наличием небольшого числа данных и сложностью морфологии языков на-дене. В результате анализа выяснилось, что вторая модель статистически удовлетворяется лучше первой. Это означает, что миграция не была однонаправленной: изначально областью, из которой осуществлялось расселение, можно считать Берингию (в направлениях Азии и Северной Америки), но потом часть людей (енисейская популяция) совершила обратную миграцию из Берингии в Азию. Енисейские языки ─ группа языков народностей, живших в бассейне Среднего и Верхнего Енисея. Енисейскими эти народы назвал в 1823 году немецкий востоковед Юлиус Клапрот, а доказательство языкового родства были представлены в середине XIX века финским филологом Матиасом Кастреном, который и предложил использовать такое название для языковой семьи. Енисейская семья состоит из двух ветвей: южноенисейской и североенисейской, выделившихся из единого протоенисейского языка около двух тысяч лет назад. В южноенисейскую ветвь входят две группы языков: ассано-котская и арино-пумпокольская. На языках этой ветви перестали говорить уже к середине XIX века. В североенисейскую ветвь входит одна кетско-югская группа, состоящая из двух языков ─ кетского и югского. В настоящее время живым является только кетский язык, на котором говорят около 200 человек. Предположительно, в енисейскую семью входили и другие языки, но для их надежной классификации осталось слишком мало материалов. Языки на-дене ─ группа языков, на которой говорит большая часть индейцев Северной Америки. Она включает в себя две ветви: тлингитскую (состоит из одного тлингитского языка с около 800 носителями) и атабаскско-эякскую. В группу атабаскско-эякских языков входят две подсемьи: эякская (с эякским языком, исчезнувшим в 2008 году) и атабаскская. В атабаскскую подсемью входят несколько групп языков с общим числом носителей менее 200 тысяч человек. Самый распространенный язык этой группы ─ навахо, на котором говорят более 170 тысяч человек в американских штатах Нью-Мексико, Аризона, Юта и Колорадо. Язык навахо использовали для шифрования секретных сообщений во время Второй мировой войны. Ранее считалось, что изолированный язык хайда также входит в группу языков на-дене. Этот тональный язык вместе с табасаранским (один из языков Дагестана) и китайским считается одним из самых сложных ─ в нем насчитывается около 70 префиксов. На этом языке в Канаде и американской Аляске говорят около 300 человек.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги