Книга Черная книга Гекаты. Обряды посвящения и раскрытия Силы - читать онлайн бесплатно, автор Марьяна Романова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Черная книга Гекаты. Обряды посвящения и раскрытия Силы
Черная книга Гекаты. Обряды посвящения и раскрытия Силы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Черная книга Гекаты. Обряды посвящения и раскрытия Силы

Марьяна Романова

Черная книга Гекаты. Обряды посвящения и раскрытия Силы

© Фото. Юлия Васильева, 2022

© Фото. Вика Вуд, 2022

© Текст. Марьяна Романова, 2022

© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2022

* * *

О Силе и слабости. Вместо вступления

А давайте я проигнорирую общепринятые реверансы и начну сразу с удара под дых.

В магию никогда и никто не приходит из Силы. Первичная мотивация к магии – это слабость. Слабость эта бывает разного качества. Губительная слабость – это когда человек, слово которого ничего не значит «в миру», игнорируемый, забитый, раздираемый своими драконами, с нестабильной самооценкой, вдруг решает опереться на мир незримый. Мол, пусть родные, друзья, враги и коллеги слово мое в грош не ставят, зато сейчас я присоединюсь к древним темным эгрегорам и всем покажу. Это не работает и всегда ведет к краху.

Бывает, что нездоровая слабость порождается завистью – человек восхищается чьей-нибудь проявленной сверхвозможностью и желает ее присвоить – «хочу так же». С прилежанием хронического отличника выясняет все тонкости пути, пройденного недосягаемым идеалом. И в итоге теряется в темных дебрях оккультных впечатлений, ибо «магия здорового человека» – это уникальный личный путь, повторить который ни у кого не получится.

Еще один тип губительной слабости – попытка залечить через магию детские травмы. Не было поддерживающих взрослых – так ничего, мол, сейчас я найду материнскую и отцовскую опору в хтонических богах, тихих хозяевах кладбищ и развеселых бесенятах. Так тоже не получится – магия ничего не лечит. Это путь, который порождает инсайты и открывает двери в новую глубину только тем, кто отвоевал кусочек своей Силы на пути.

Побуждающая слабость бывает и другой природы. И это единственно верный путь. Слабость осознания собственного несовершенства вкупе с ощущением, что где-то внутри твоей личности теплится древний свет. Внутренний сверхчеловек, возможность богоподобия, «высокая» часть души – можно культурно обусловить это состояние любым угодным термином. Протоптать дорожку к своей изначальности, раскрыть те состояния, что и так были тебе дарованы по праву – просто спят под слоями твоего эмпирического опыта, социальных игр и мифологических систем, пленником которых ты являешься. Найти и открыть это древнее, светлое и темное одновременно – единственная мотивация, которая является гарантией и безопасности, и прогресса на сложном магическом пути. Я решила начать книгу о Гекате именно с этих слов. Дать возможность остановиться и задуматься – правильные ли лозунги написаны на ваших парусах. И если да – то что ж, полный вперед!

О Геката!

Трехликая, лунная, змееглазая, купающаяся в волчьем вое, устрашающая и манящая, повелительница дорог и кладбищ, небесная защитница и губительница – уже столько столетий образ Гекаты волнует, пугает и манит.

Это, между прочим, большая редкость – божество, чье имя по-прежнему известно в массах, по-прежнему звучит громко, несмотря на то что долгие века миновали с тех пор, когда алтарь Гекаты стоял практически в каждом доме.

Вот я еду в трамвае, а напротив сидит барышня в нежном возрасте влечения к протесту – ее детское лицо покрыто толстым слоем белого тональника, глаза подведены жирным черным карандашом, да еще и линзы специфические, имитирующие продолговатый кошачий зрачок. Барышня, как водится, в черном – рваные многослойные кружева, грубые кожаные браслеты. Пожилые леди отводят от нее глаза, крестятся или шипят что-то осуждающее вслед. А на шее у девчонки – подвеска в виде трех соединенных лун. Полная луна в центре, два месяца по бокам. Я не выдерживаю и спрашиваю: мол, деточка, а что это у тебя за ожерелье? Она с вызовом смотрит мне в глаза и говорит: «Это знак Гекаты».

Вот я захожу в лавочку с эзотерическими товарами пополнить мой запас свечек. И первое, что бросается в глаза, – древняя печать Гекаты, та самая, из «Халдейских оракулов». Выжжена на дубовой доске, стоит на самом видном месте. «Часто берут такое?» – спрашиваю у продавца. И слышу ответ: продаем, мол, по пять в неделю минимум. Хорошо знакомы с силой Гекаты в Москве.

Да что там Москва!

Вот я приезжаю в глухую деревню, и происходит это все в самом начале нулевых, когда мир еще не испорчен глобализацией, а в глубинке еще не все знают, что такое интернет. Я разговариваю с пожилой женщиной – ей под сотню лет, и она выглядит так, словно может рассыпаться в прах от одного прикосновения. У нее беловатые, словно застиранные глаза и длинные, точно у профессиональной пианистки, пальцы. Которыми она ловко перебирает землю на могильном холмике – высаживает какие-то цветочки. Ее зовут баба Вера, и она ухаживает за местным полузаброшенным погостом. В деревне ее считают странной – иногда ночует на кладбище, ведет диалоги с мертвыми чаще, чем с живыми. Но и уважают – баба Вера руками лечит, о ней во всей области известно. Я расспрашиваю ее о том, как она колдует, как началось все это. Речь у нее нестройная, отрывистая, а голос – словно заржавел от времени. Она рассказывает, что в юности болела сильно, при смерти была. Все думали: отойдет девка, даже гроб заказали. И однажды ночью, в температурном морочном бреду, было Вере видение – будто бы с неба по лунной дорожке спускается женщина. Да непростая – вместо лица у нее омут, тянущая, зовущая черная пустота. Женщина села на краешек Вериной кровати, а та остолбенела от ужаса и торжественности момента.

«Подумала я, что это ангел смерти пришел. Правда, смертью не пахло от нее. Небушком пахло. Не могу объяснить, как это. Но и от людей такое чувствую часто. От кого-то небушком густо пахнет, это значит – хороший человек. А от кого-то – могилой несет, это значит, что помрет скоро».

Женщина положила ладонь на лоб Веры. И тогда случилось волшебство. Девушка вдруг увидела себя сквозь время – она словно одновременно стала младенцем, бабой в самом соку и ветхой полупрозрачной старушкой. Это длилось всего несколько мгновений, вместивших в себя весь мир. Вера слышала шепот трав и понимала чужие души, чувствовала, как сквозь ее ладони незримым светом струится само небо.

– А кто была та женщина, как вы думаете? – спросила я.

– Откуда ж мне знать. Она была не плохая и не хорошая. Очень страшная. Но пришла меня спасти. Она могла исцелять. Утром я проснулась – как и не было болезни, одна только слабость осталась у меня. Когда она появилась, собаки завыли по всей деревне нашей. Вокруг нее было много смерти – как будто бы души чужие столпились. Но сама она смерть не несла.

Бабушка Вера, необразованная, никогда не интересовавшаяся мифологией и культурологией, описала богиню Гекату. То, что о ней говорили сквозь века.

Маги любят Гекату за то, что она – посвятитель. Геката – это врата. В магию, в Силу. Геката – целительница, травница, строгий стражник междумирья. Геката может дать магическую власть и научить слышать голоса мертвых.

В этой книге я расскажу и о самой богине, и о моем личном многолетнем опыте работы с ней.

Кто такая Геката

Первый ритуал магического посвящения часто бывает связан с богиней Гекатой. Геката – это так называемый материнский канал, она может дать нам защиту, связь с тонким миром, возможность бродить между пластами реальности, сохраняя целостность рассудка.

Что нужно знать о канале Гекаты, перед тем как начинать ритуальную работу с ним?

Геката – богиня всеобъемлющая и многозначная, как большинство древних богов.

Это одна из важнейших богинь Древнего мира – и, как большинство заметных и важных богов в Новом времени, ее постигла печальная участь, к ее образу намертво приросла дурная репутация. Гекату ассоциируют с черной магией, с ней боятся работать, через нее пытаются провести «нехорошие» воздействия.

Да, в Гекате, как в большинстве богов языческого мира, не было однозначности – все боги далекого прошлого имели человеческие черты характера и могли проявить и гнев, и ревность, и прочие аспекты тьмы.

Образ Гекаты начал приобретать темные черты еще в дохристианском мире – это было связано с популярностью культов Афродиты, Артемиды, Афины. Геката потихонечку обретала «низкую частотность», ассоциировалась с хтонью и тьмой. Это естественный закон эгрегориальной энергетики – как только появляется новый доминирующий эгрегор, все ранее популярные эгрегоры обретают темные и чаще всего именно хтонические черты. Гекаты опасаются именно из-за этих хтонических мотивов – ее связи с подземным миром, забывая о том, что изначально образ этой богини был несколько иным.

Гекате в Европе поклонялись на протяжении трех тысячелетий, ее образ в течение этого времени трансформировался, но внимания в него было влито очень много, так что и до сих пор это мощнейший эгрегор, которым не стоит пренебрегать любому магу.

Забавно, что в самых ранних упоминаниях Геката обладала чертами, которые в современном мире отсылают скорее к Тьме, хаосу и страху. Сейчас ее образ связывают с собаками и волками, а когда-то Геката ассоциировалась скорее со змеями. В «Халдейских оракулах» к ней, например, применятся эпитет «обвитая змеями». В греко-римской Гекате ничего змеиного не было, а в более древних источниках постоянно встречаются такие отсылки. Ее называют и змеевласой, и даже иногда змееногой, о ней рассказывают как о той, что держит в руках змей.

Это интересный момент: наверняка вам приходилось видеть изображение загадочной археологической находки – древнюю богиню, держащую в обеих руках по пучку змей. Относятся эти артефакты к крито-минойской цивилизации, датируются приблизительно 1600 годом до н. э. Таких статуэток всего две, обе найдены на Крите в 1903 году сэром Артуром Эвансом. Самое интересное – совершенно неясно, что это за богини. Не существовало в ту эпоху богинь, которых описывали бы так. Но совершенно очевидно, что речь идет о некоей выраженной женской энергии (обе статуэтки изображают женщин с очень пышной грудью), властвующей над змеями.

Замечу, что змею можно интерпретировать не напрямую, а как символ. И тут мы с вами обратимся к Востоку. Змея – символ кундалини, энергии, спящей в основании позвоночника каждого человека. Если некто занимается духовными практиками, его кундалини просыпается и медленно ползет вверх. Согласно древним ведическим и тантрическим текстам, при этом человек, разбудивший змею, сталкивается с массой спецэффектов – от неприятных до божественно прекрасных. В качестве побочного эффекта человек в итоге получает набор сверхвозможностей (вплоть до левитации).

Если перевести все это обратно на язык западной магии, то получится, что работа с кундалини есть магическое посвящение. Но ведь и Геката – великий посвятитель. Та, что властвует над змеями, может помочь взять власть над своим внутренним змеем – энергией, которая, утончаясь, превращает своего покорителя в сверхчеловека.

Обычно у каждого божества (демона, духа, ангела) есть своя сфера компетенций. Магический канал – это совокупность энергетических потенциалов, и если посмотреть на каждый канал с прикладной стороны, то они покажутся похожими на узкие коридоры.

У Гекаты же очень широкий диапазон влияния – она про все. Про магию в принципе. Про любой магический ритуал. Про содействие магу.

Недаром в Средние века именно Гекате поклонялись западноевропейские ведьмы и колдуны, именно эта богиня была выбрана как символ магии как таковой.

Геката как привратник

Однако самый главный аспект Гекаты – привратнический. Это ключница, которая находится между мирами и решает, кому дать доступ пройти дальше, а кого остановить на пороге. И это богиня, которая защищает людей, переходящих границы. Магия – это серьезное нарушение границ. Маг работает за границами сознания и восприятия, отчасти за границами привычных представлений о мире. Такая защита ему, мягко говоря, не помешает.

Первый выход за пределы – это магическое посвящение, поэтому именно Геката отвечает за колдовские инициации, именно к ней обращаются, чтобы переход был мягким и не таким опасным, как это было принято во все времена.

Гекату часто изображают с ключом. На алтаре Гекаты часто можно увидеть ключ – как символ тех возможностей, которые она может дать магу. Ключ – это ведь, по сути, разрешение на проникновение.

Где есть ключ, там найдешь и замок. Геката охраняет особенную дверь – дверь в тонкие миры. У этой двери две основные функции – защиты (например, маги стремятся к тому, чтобы слышать и понимать мертвых, но большинству людей, мягко говоря, не понравится такой опыт) и доступа. Дверь – это относительно безопасный переход из одного состояния в другое.

Не стоит думать, что дверь, охраняемую Гекатой, просто открыть. Богиня дарует свои серебряные ключи лишь избранным.

Всегда считалось, что прикосновение к тайне для большинства людей будет разрушительным и опасным. Именно поэтому магия открывается лишь тем, чье сознание для этого готово. Во всех иных случаях срабатывает защитный механизм – ваше тело само бережет вас от травмирующего опыта, которым магия может стать для неподготовленной души.

Есть в мировой культуре и другие боги-ключники. Очень похож на Гекату Папа Легба, один из центральных персонажей гаитянской традиции вуду. Он тоже привратник, тоже сторожит ворота, разделяющие миры. Любая церемония общения с богами на Гаити начинается с обращения к Папе Легба.

В традиции даже популярны двухкомнатные храмы – преддверье с отдельным, посвященным Папе Легбе, алтарем и основная комната – для общения с выбранным Лоа.

Между прочим, некоторые практики западной магии переняли этот опыт. Мне приходилось и видеть, и самой создавать двухкомпонентные ритуальные комнаты. Первая комната – всегда про Гекату.

Кстати, бывает и такое, что Легба или Геката не дают допуск на дальнейшую работу. Тонко чувствующий практик после обращения к ним словно натыкается на незримую стену. И тогда основной ритуал приходится отменить, как бы хорошо он ни был подготовлен.

Если дальше проводить параллели между Гекатой и Папой Легба – они оба являются психопомпами, то есть проводниками душ.

Создавая свою систему аналитической психологии, Карл Густав Юнг опирался на мифологию и магию – это ни для кого не секрет. Любопытно, что психопомпом Юнг называл психический фактор, который помогает коммуницировать сознательному и бессознательному. Фактически он писал о внутренней Гекате.

Если говорить об архетипах, то психопомп обычно представляется в виде мудреца третьего возраста – белобородого старца или сгорбленной старухи с отражением Бездны в глазах. Также, по мнению Юнга, к территории психопомпа относится сказочный образ Серого Волка.

И снова совпадение – Гекату чаще всего изображают в окружении волков и псов.

А ведь волк с точки зрения восприятия этого образа современным европейцем тоже про посвящение и переход.

В сказке волк переносит героев в запредельный мир – не всех, конечно, а тех, кого посчитает достойными. Путешествие с волком – это обычно испытание, сравнимое с магическим посвящением.

Сказочный волк может и съесть персонажа, но обычно такой сюжет заканчивается не уничтожением, а перерождением героя. В утробе волка, словно в алхимической реторте, герой переформулируется. И возвращается в мир усиленным.

Поглощение, съедение – это один из популярнейших с древнейших времен посвятительных мотивов. Если вы почитаете об архаических инициатических ритуалах (например, у Мирча Элиаде), то увидите, что большинство из них связаны с мотивом поглощения, переваривания и возрождения.

Тут уместно будет вспомнить еще одного знаменитого псоглавого психопомпа и стража междумирья – египетского Анубиса. У него тоже много совпадений с Гекатой, только она сторожит широкое поле тонкого мира, а в компетенции Анубиса – лишь поля смерти. Вот что пишет о нем Плутарх: «Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, отделяющий невидимую часть мира, называемую ими Нефтидой, от видимой, которой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно соприкасается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства и возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и собакой, животным, которое одинаково бдительно и днем, и ночью». Очень, по-моему, юнгианское прочтение: ведь граница между днем и ночью – это как раз граница между сознательным и бессознательным. Вход в магию находится на этой границе.

Три лика Гекаты

Исторически считается, что у Гекаты три лика, и трактовалось это по-разному – как три мира (прошлое, настоящее, будущее), как три состояния лунного диска, как море, небо и земля.

Вот основные эпитеты, которые ассоциировались с именем Гекаты.

Хтония. В переводе – «земная». Ведь будучи привратницей, Геката стоит одной ногой на земле. Она та, что связывает землю и небо (или землю и «подземелье», всегда ассоциировавшееся с мрачными хтоническими силами).

Дадофора. В переводе – «факелоносица». Здесь подчеркивается ее учительский аспект. Геката – это сила, которая помогает сознанию завоевывать туманные территории бессознательного. Проливает свет на внутреннюю темноту практика, помогает ему работать с психическими пластами, которые у обычного человека остаются в зоне машинального.

Энодия. В переводе – «дорожная». Дорога – это ведь тоже символ посвящения. Сейчас мир открыт и более или менее понятен, но в былые времена любое путешествие на чужбину могло обернуться для рискнувшего фатальными последствиями. Дорога воспринималась зоной риска. Особенно это касалось нескольких дорог, встречающихся в одной точке – перекрестке. И до сих пор перекресток в магии считается одним из важнейших мест силы. Подробнее об этом можно почитать в моей книге «Тайные практики деревенской магии».

Клидофора. В переводе – «ключница». Привратнический аспект Гекаты мы уже обсудили на страницах этой книги.

Куротрофа. В переводе – «кормилица детей». Да, сейчас это может казаться странным, ведь в современном мире Геката воспринимается скорее мрачной и темной богиней. Но когда-то к ней массово обращались с мольбами о здоровье детей. Тут хочу провести одну любопытную аналогию. В гаитянском вуду есть такой знаменитый персонаж – Барон Суббота. О страшном и могущественном Самеди благодаря массовой культуре знают даже те, кто к вуду никакого отношения не имеет. Барон – хозяин кладбища, бог смерти. И в то же время ему молятся о рождении ребенка. Считается, что Барон защищает детей. И в этом есть тонкий философский смысл, ведь дети ближе к Вечности, чем взрослые. Дети недавно воплотились из небытия, они еще не испорчены социумом, в них часто больше запредельного, больше «космической мудрости», чем во взрослых. Боги, имеющие отношение к смерти, часто благоволят детям, и Геката не исключение.

Пропола. В переводе – «спутница». Геката – сопровождающий магический канал. Те маги, которые начинают работу с ней, обычно от нее не отворачиваются. Да и как отвернешься от той, что владеет ключами.

Пропилея. В переводе – «привратница».

Сотейра. В переводе – «спасительница». Немного забегая вперед, могу сказать, что поставленные через канал Гекаты защиты работают как часы.

Триформис. В переводе – «трехтелая».

Атрибуты Гекаты – лунный серп, факел, молоко, мед, собаки (а в ранних интерпретациях – даже львы; например, в «Халдейских оракулах» Геката говорит: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва» – и это намек на царственность, которую она дарует своим верным почитателям).

Геката – это один из самых всеобъемлющих каналов из всех, с которыми мы работаем. Слишком древний и многозначный образ. У историков даже возникают разногласия по поводу ее происхождения. Некоторые считают, что это чисто греко-римская история – древние храмы Гекаты находились по всему Эгейскому побережью. А некоторые полагают, что образ был заимствованным, и приводят интересные аргументы, вроде того, что в некоторых областях Гекате приносили в жертву собак, а так поступали только с чужестранными богами. Геката ассоциируется и с Аидом, и с Деметрой, и с Гермесом, и с морской богиней Кратеидой.

В современном мире образ Гекаты несколько трансформировался, поэтому любви у нее ищут редко. А вот что может дать связь с этим каналом: здоровье, защиту, отражающую защиту (это самый лучший и этичный вариант боевой магии – когда вы можете оставаться пассивным, а канал сам отражает удары, против вас направленные), некромантический дар, ясновидение, усиление магических способностей.

Так что не стоит считать Гекату исключительно темным образом для тех, кто работает на кладбище.

Однако важно понимать, что, работая с этим каналом, мы подразумеваем обращение не совсем к той богине, которую почитали ее античные адепты. Современная магия должна учитывать весь временной вектор, а не только романтичную старину – лишь в этом случае практики будут эффективными.

Геката пережила несколько витков совершенно полярного пиара и позиционирования. Изначально к ней обращались за исцелением, помощью и защитой. Все элементы жестокости, которые могли быть вычленены из ее древнего образа, вполне соответствуют содержанию всех материнских каналов.

Важно отметить для себя, что Геката – это именно материнский канал, слишком всеобъемлющий и мощный для того, чтобы им было можно управлять при появлении мелких магических прихотей, но достаточно толерантный ко всем обратившимся, чтобы они могли рассчитывать на безусловную его поддержку и защиту.

Защита Гекаты может быть своеобразной, и ключ к ее пониманию лежит как раз в осознании материнской сути канала. Магия Гекаты – это всегда немножечко игра вслепую. Если вы обращаетесь к Гекате с некой просьбой, вы не можете быть уверены, что магия свершится именно так, как вы того желаете. Но зато вы можете быть уверены, что обстоятельства сложатся так, что ваш вопрос решится в наиболее безопасном и продуктивном лично для вас ключе.

Богиня-мать – это всегда и защитница, и губительница. Она всегда ответственна и за плодородие, и за умирание – она контролирует весь цикл. Поэтому такие богини часто бывают связаны и с культом подземного мира. В древности эти культы интерпретировались как нечто мрачное и страшное. В этом смысле у канала Гекаты очень много пересечений с Кали, которую тоже представляли в разных аспектах – от Кали-Ма, подательницы жизненной энергии, до Кали-Дурги, карательницы, губительницы. Геката тоже является и подательницей, и губительницей.

Материнские магические каналы – это самая древняя магия, какую только можно себе представить. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству восходит еще к эпохе палеолита, то есть к древнейшим временам. Еще до того, как главные боги приобрели мужские лица, а сам акт творения начал ассоциироваться с мужским началом, за духовное окормление человечества отвечали именно материнские каналы. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки – так называемые палеолитические Венеры. Каменные идолы, изображающие женскую фигуру с ярко выраженными половыми признаками. За творение – любые формы творения – отвечали именно эти каналы. То есть в древности это был образ, без сомнения, положительный.

Однако по мере распространения христианства по Европе произошло великое перепозиционирование большинства магических каналов, пользующихся спросом. Многие величественные божества были низведены в подвальные этажи духовной картины мира – их и сейчас можно встретить на страницах многочисленных демонариумов. У них еще сохранились прежние прекрасные черты, однако их необходимо разглядеть под новыми демоническими искажающими масками. Великая Астарта стала Астаротом, Бааль получил множество лиц одно отвратительнее другого.

Под раздачу попала и Геката. Ее образ начал ассоциироваться с «отвратительными» формами низшей магии. Небесная целительница стала восприниматься как исключительно небесная губительница, покровительствующая ведьмам. А в средневековом сознании ведьмы были ответственны за всякого рода вредительство – достаточно почитать тот же «Молот ведьм», чтобы убедиться в буйстве фантазии охотников за колдовством.

Несмотря на это, так или иначе во все времена находились люди, которые работали с образом Гекаты. Но даже в Новейшее время, когда репутация многих хтонических богов хотя бы частично обелена, все же отпечаток этой многовековой «тьмы» тоже остался на этих каналах. Обращаясь к образу Гекаты, мы учитываем и этот отпечаток.

Есть и хорошие новости. Черты материнских каналов, связанных с завершением жизненного цикла, умиранием, всегда интепретировались очень мрачно. У древнего человека смерть ассоциировалась с полным отчаянием неведения, с острым страхом, с печальнейшим из миров, где в вечности бродят унылые тени. Современные маги относятся к теме смерти иначе – в ноосфере наших лет есть множество текстов, связанных с «околосмертными» инсайтами и переживаниями, с философией предела, когда в магическом смысле поход на ту сторону мы ассоциируем не с кошмарнейшим из ужасов, а со свиданием с глубокими изначальными (архетипическими) формами сознания. Поэтому для нас работа с каналом Гекаты может быть сильнейшей внутренней трансформацией, поиском в глубинах собственной личности вот этой изначальности.