Катя Добронравова
Цветные психотипы. Векторный психоанализ: почему мы видим мир по-разному
© Добронравова Е., текст
© ООО «Издательство АСТ»
Благодарности
Эта книга случилась благодаря моему мужу – Олегу Добронравову. Олег, спасибо тебе за твою неиссякаемую веру в меня. Я также хочу поблагодарить мою маму, которая всегда поддерживала все мои начинания, и моих учителей – Женю Белонощенко и Наташу Арефьеву, ставших моими проводниками в мир векторного психоанализа.
И огромное спасибо гениальному Викто́ру Толкачеву, который увидел такой глубокий смысл в коротенькой статье Фрейда и открыл миру системно-векторный психоанализ.
Предисловие
Бывало ли в вашей жизни такое, что вас раздражало поведение человека? Например, вам уже надо выходить из дома, чтобы не опоздать, а ваш спутник еще даже не одет и совсем не переживает по этому поводу, как будто ему не так уж и важно быть вовремя. Или вы цените порядок и поддерживаете его, а ваш муж (жена/дети/мама) считает абсолютно нормальным оставлять вещи где попало, а не возвращать на свои места. А может, вы обожаете поговорить по душам, а ваша половинка все время молчит, периодически сводя вас этим с ума? И вы иногда думаете: «Ты назло мне, что ли, это делаешь?!»
Когда-то и меня сильно раздражали подобные ситуации. В моей голове это просто не укладывалось: как?! Он что, не понимает? Она что, не видит? Это же элементарно. Но, попав на свой первый тренинг по системно-векторному психоанализу, я как будто взглянула на мир по-новому. Оказалось, что интерпретации одних и тех же вещей у всех людей разные. Не плохие и не хорошие, а просто разные. И никто не хочет меня довести, никто не делает специально, просто мы видим и чувствуем мир по-разному, и наши внутренние мотивы часто сильно отличаются.
Это было для меня невероятным откровением, и именно в тот момент внутри как будто разжалась пружина. Больше не было необходимости раздражаться или злиться – просто человек другой, и я теперь понимаю почему. Понимание стало мостиком к принятию. И я верю, что к концу этой книги и вы сможете взглянуть на окружающих вас людей и, главное, на себя по-новому – без раздражения и попытки переделать своих близких, а с бо́льшим пониманием.
Меры предосторожности перед получением новой информации
Эта формулировка родилась несколько лет назад, когда я впервые решилась опубликовать заметку про системно-векторный психоанализ в своем блоге. Мне кажется, подобные меры предосторожности хорошо вспоминать каждый раз, когда мы изучаем что-то – особенно если это связано с психологией, – дабы по незнанию или неосторожности не навредить себе.
ПРАВИЛО № 1
Правильный результат обучения – развитие доброты, а не ума.
Один из моих учителей когда-то сказал: «Правильный результат любого обучения в том, что вы стали не умнее, а добрее к людям». Ощущение своего превосходства, особенно интеллектуального, довольно опасная штука. Оно рождает разделение, потому что вы можете думать, что у другого человека нет той информации и знаний, которыми обладаете вы, и «он просто не понимает». И вы сами не замечаете, как меняется ваш тон общения, ваши отношения.
Два главных признака, что вы на верном пути при обучении: вы становитесь счастливее, а ваши отношения с окружающими – лучше. Если же вы нервничаете, а внутри возрастает желание привести всех к «идеалу», проанализируйте: либо вы получаете потенциально вредную информацию, либо полезную трактуете как-то не так.
ПРАВИЛО № 2
Сначала измени свою жизнь.
Когда вы будете читать эту книгу, периодически в вас будет просыпаться желание скорее рассказать всем, что они делают не так. Я в такую ловушку попала в первый же день самого первого обучения. Пришла домой и с порога заявила мужу, что теперь-то я знаю, как ему правильно жить. До сих пор смеюсь, когда вспоминаю, какую глупость я допустила.
Направьте новые знания на себя. Проживите этот опыт, посмотрите, какие плоды он принесет в вашу жизнь. Любая информация приходит к нам для работы над собой, а не над окружающими. Да, в книге будут рекомендации по общению с людьми того или иного психотипа, но все они даны для того, чтобы именно вы начали вести себя по-другому. Теперь вы будете понимать, какие бессознательные мотивы движут человеком при принятии решения, и это здорово поможет вам принимать других.
ПРАВИЛО № 3
Знание – это не оправдание дурных привычек.
В этой книге вы узнаете, как тело влияет на формирование бессознательных привычек. Помните известное выражение: «Предупрежден – значит вооружен»? Если вы знаете, что руководит вами, когда вы опаздываете, торопите других, плачете, злитесь или делаете что-то подобное, вы можете этим процессом управлять. Это больше не автоматическое поведение – вы знаете истинную причину и можете выбирать стратегии.
Например, вы можете быть довольно неспешным человеком по жизни и часто опаздывать. Причины этого кроются в физиологии. И вместо того чтобы сказать: «Ну да, я такой, любите меня и принимайте, а я продолжу опаздывать!», вы скажете: «Теперь я понимаю, как это работает, и могу управлять этими процессами». А главное – в этой книге вы найдете конкретные рекомендации, как этого достичь.
Введение
Что это еще за векторный психоанализ?
Системно-векторный психоанализ родился благодаря трем выдающимся людям – психологу Викто́ру Толкачеву, его учителю – кандидату психологических наук, профессору ЛГУ Владимиру Александровичу Ганзену, а также отцу-основателю психоанализа Зигмунду Фрейду.
Давайте сразу договоримся, что в этой книге под словом «психоанализ» мы будем подразумевать не теорию Фрейда, а именно метод психотерапии, то есть метод работы с бессознательным, позволяющий вам проанализировать свои действия, увидеть потенциальные внутренние конфликты и разрешить их.
В 1908 году Фрейд написал статью «Характер и анальная эротика». Кто-то уже поежился от подобного словосочетания, но все довольно безобидно: речь идет просто о чувствительности определенной зоны на нашем теле.
«Среди лиц, с которыми приходится иметь дело врачу-психоаналитику, довольно часто встречается особый тип людей, у которых, с одной стороны, может быть подмечена комбинация некоторых определенных черт характера, с другой же – обращает на себя внимание ряд особенностей, проявлявшихся у них в детском возрасте: особенностей, связанных с отправлениями одной физиологической функции и со средой заведующих этой функцией органов. У меня постепенно сложилось впечатление, что подобного рода характер органически связан с особенностями в функции этих органов…
…Люди, которых я хотел бы описать, выделяются тем, что в их характере обнаруживается, как правило, присутствие следующих трех черт: они очень аккуратны, бережливы и упрямы…
…Обычно можно без труда установить, что инфантильная задержка кала в младенческие годы существовала у них сравнительно гораздо дольше, чем это бывает обыкновенно, и что неприятности в области этой функции случались с ними иногда и в более поздние годы детства…»
Зигмунд Фрейд. «Характер и анальная эротика»Фрейд заметил взаимосвязь между чувственными ощущениями, возникавшими в телах его пациентов, и теми качествами характера, которые они проявляли. Более того, он отметил, что описанная им связь – не единственная.
«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами. Мне лично до сих пор бросилось в глаза только то, что субъекты, страдавшие недержанием мочи, отличаются непомерным, пламенным честолюбием. Дефинитивный характер и способ его развития из первичных влечений – тема эта может быть охвачена следующей формулой: дефинитивные особенности характера или представляют собой неизменно продолжающие свое существование первичные влечения, продукты их сублимирования, или же являются новообразованными, имеющими значение реакции на эти влечения».
Зигмунд Фрейд. «Характер и анальная эротика»Эту мысль подхватили его ученики, но по-настоящему она была исследована и обрела вид самостоятельного раздела психоанализа после того, как к ней обратился Викто́р Толкачев. Его крайне заинтересовали наблюдения Фрейда, и этот интерес стал делом всей его жизни. Толкачев начал исследовать взаимосвязь тела и характера и с помощью своего учителя Владимира Ганзена сформулировал и описал новый метод – системно-векторный психоанализ.
Суть системно-векторного психоанализа в том, что в зависимости от чувствительности слизистых – еще можно сказать эрогенных зон – проявляются наши инстинкты, таланты и бессознательные черты характера.
Наше сознание живет в теле и всю информацию извне воспринимает через рецепторы. Мы слышим ушами, видим глазами, чувствуем кожей. Расположены эти рецепторы на довольно чувствительных зонах тела – слизистых, которые находятся на стыке тела и внешнего мира.
Чувствительность тех или иных зон дана нам с рождения, и у всех она разная. Вы наверняка знаете людей, которые чувствуют цвета и гармонию пространства по-особому, а может быть, острее воспринимают запахи или звуки.
Так вот, стимулирование этих чувствительных зон может быть очень приятным. Буквально: механическое раздражение чувствительной слизистой рождает в вашем теле ощущения, близкие к оргастическим. Видели когда-нибудь человека, который сходит с ума от вкусной еды? А может быть, в вашем окружении есть те, кого хлебом не корми, дай потягать железо в зале? Или послушать любимую музыку? Страсть к тому или иному виду деятельности рождается как раз потому, что эти телесные ощущения доставляют наслаждение, которое хочется получать снова и снова. И человек на бессознательном уровне стремится вновь пережить эту радость.
Если я попрошу вас перечислить то, чем вы любите заниматься, вы сделаете это без особого труда. А вот если я спрошу вас, почему вы любите именно это, вы задумаетесь. И ответ у всех будет примерно одинаковым: «Мне просто нравится», «Я могу заниматься этим бесконечно», «Это же чистый кайф», «Я чувствую прилив сил от этого» и т. п. Теперь вы знаете секрет – вы задействуете чувствительные участки вашего тела, занимаясь тем, что вам нравится, и испытываете очень близкие к оргазму вещи.
Кроме того, эти же чувствительные зоны определяют и нашу реакцию на стресс или на любые изменения среды. В ситуации сильного перенапряжения один замолчит, другому надо будет выговориться, третий заплачет, четвертый просто ударит обидчика или разобьет тарелку об пол. Эти механизмы напрямую связаны с глубинными инстинктами выживания – мы реагируем на среду именно теми частями тела, которые и воспринимают ее лучше всего.
Человек устроен так, что один бы он точно не выжил – человеческий детеныш очень хрупкое и долго развивающееся существо. Ему необходимо время, чтобы окрепнуть, научиться пользоваться своим телом, получить жизненный опыт. Так что логично предположить, что эволюционный процесс мы проходили как племя или стая.
А для того чтобы племя выживало, каждый в нем должен был выполнять определенную функцию. Ведь все не могут быть вождями или поварами, кто тогда будет охотиться, охранять лагерь, поддерживать огонь? В примитивном обществе у каждого была своя четкая роль. Люди еще до появления речи чувствовали и понимали свое место в мире – телом. Они шли за тем самым наслаждением от той или иной деятельности.
Подобный порядок до сих пор можно наблюдать в некоторых сообществах животного мира. Например, муравьи живут колониями с четкой организационной структурой: есть матка, есть строители, няньки, кто-то хранит запасы жидкой пищи, кто-то – чистит помещения. И их тела различаются – они уже рождаются готовыми выполнять ту или иную функцию.
Человеческий мир более сложен. Ежедневно мы играем десятки ролей: мы и дети, и родители, и руководители, и подчиненные, и клиенты, и люди, оказывающие услуги. У каждого есть физиологические особенности – повышенная чувствительность определенных зон. Они и позволяют буквально прочувствовать телом свое предназначение. Толкачев предположил, что именно так и распределялись роли в первобытной стае. Если у меня чувствительные глаза и хорошее зрение – сижу днем и высматриваю леопарда. Острый слух – дежурю ночью. И, выполняя свою роль, я решаю две ключевые задачи для любого человека: наслаждаюсь тем, что делаю (бессознательно, на уровне тела), и выполняю то, что могу выполнить только я, и тем самым служу своей стае. По сути, все разговоры о поиске предназначения сводятся именно к этому: радуй своими действиями себя и приноси пользу окружающим.
Исследуя данные процессы и взаимосвязь чувствительности тела и человеческой деятельности, Викто́р Толкачев открыл восемь векторов. Вектор – инстинктивное бессознательное восприятие мира и проявление черт характера в зависимости от чувствительной физиологической зоны. Хорошо вижу – буду стараться создавать то, что радует глаз: красоту и любовь. Обожаю физическую нагрузку – с малых лет буду таскать тяжелое, а повзрослею – стану трудоголиком, ведь труд – это тоже движение. Остро ощущаю запахи или звуки – буду сторониться больших компаний, слишком уж там громко и воняет.
Все инстинкты обеспечивают выживание, именно поэтому в стрессовых или опасных ситуациях мы автоматически реагируем каким-то особым образом: кто-то плачет, кто-то кричит, кто-то бежит, а кто-то и вовсе забивается куда-то, пытаясь спастись от громких звуков.
Толкачев дал векторам физиологические названия по названию восьми органов:
– зрительный;
– оральный;
– кожный;
– мышечный;
– слуховой;
– обонятельный;
– уретральный;
– анальный.
Он разделил векторы на нижние: анальный, уретральный, мышечный, кожный – и верхние: зрительный, оральный, слуховой, обонятельный. Как вы, наверное, уже заметили, чувствительные зоны верхних векторов сосредоточены на голове, чувствительные зоны нижних – ниже шеи. Но это не единственное отличие. Нижние векторы (интересы и таланты, ими обусловленные) направлены на создание материальных благ цивилизации – без них не было бы ни домов, ни инфраструктуры, ни машин, ни покорения космоса, ни даже этой книги.
А верхние векторы обеспечивают в основном интеллектуальные, нематериальные блага: искусство, науку, юмор.
Некоторых поначалу шокирует физиологичность терминов, поэтому есть и упрощенные названия, отражающие ключевые качества характера. И вот тут самое время поговорить о том, как формируется характер и таланты человека и что из этого постоянная величина, а что – переменная.
Характер и таланты
Изначально и у Фрейда, и у Толкачева эти два понятия не были разграничены: и то и другое – данность, обусловленная физиологией. Неудивительно, что люди, которые в какой-то момент погружались в системно-векторный психоанализ, задавали примерно такой вопрос:
– Во мне есть и вектор, отвечающий за проявление любви и доброты, и вектор, основная линия которого – мизантропия. Так все-таки я добрый или злой?
Проконсультировав сотни людей, я увидела четкое разграничение между талантом и характером: и если талант – данность, то характер – это всегда выбор.
Каждый из восьми векторов «обеспечивает» какой-то талант – это как раз та деятельность, к которой человек будет бессознательно стремиться, чтобы реализовать скрытые телесные потребности и выразить свои ценности. Склонность к аналитике или креативность, любовь к спорту или стремление к оптимизации всего, страсть к кулинарии или умение вести переговоры, дизайн-мышление или идеальный музыкальный слух, математические способности или врожденная дипломатичность – это все таланты. Предрасположенность к этим видам деятельности можно разглядеть в самом детстве, когда ребенок, пробуя разные занятия и игры, начинает тянуться к чему-то конкретному: может быть, рисует везде, включая стены, может быть, рассказывает фантастические истории с утра до ночи, а может быть, просто таскает что-то тяжелое все время.
Эти предпочтения в течение жизни могут слегка меняться, но вектор всегда будет сохраняться: например, малыш, который обожал сидеть и складывать пазлы, во взрослом возрасте проявит склонность к неспешному столярному мастерству или спокойной аналитической работе. Человек всегда будет стремиться реализовать свое желание: в нашем примере – заниматься делом, требующим скрупулезности и внимания.
И здесь все довольно просто – идите за талантом. Не всегда будущему чемпиону мира по хоккею нужна физика. А если бы Пушкин сидел над алгеброй больше, чем над стихами, были бы у нас все его шедевры? Однажды я услышала фразу: «Развивай силу – и станешь лучшим, развивай слабость – и станешь неплохой посредственностью». Есть над чем подумать, правда?
А вот характер – это уже выбор.
В описании каждого вектора в этой книге вы узнаете про те черты характера, которые человек проявляет бессознательно, на автомате. Назовем это нулевой уровень. Так люди в основном ведут себя, когда не задумываются о развитии, смысле жизни и тому подобном, руководствуясь мыслью: живем и живем. Родители наши так жили, а мы-то чем хуже? На нулевом уровне мы просто двигаемся по течению, даже не замечая, как мы себя ведем и почему. Именно на этом уровне чаще всего и будут возникать претензии к окружающим, по типу: со мной-то все хорошо, а вот ты какой-то не такой.
Второй уровень – уровень стресса или невроза. Мы оказываемся в состоянии стресса, когда системно не удовлетворяем свои потребности. Здесь будет и ощущение, что вы жертва обстоятельств, и бессознательное стремление истребить обидчиков, и истеричность, и паника, и проявление разных фобий. Все это – результат безответственного отношения к себе и своей жизни. У каждого вектора свой набор проявлений в стрессе и свой антистрессовый рецепт. Но есть кое-что общее. Вектор – это инстинкт. Ему в целом решительно все равно, как реализовываться, главное – реализоваться. Например, можно создавать вокруг себя красоту и так получать внимание, а можно зависнуть в обидах и истериках в попытках получить это же самое внимание, только постоянно причиняя боль себе и окружающим.
Это как с едой: если вы сознательно подходите к вопросам питания, вы питаетесь вкусной и здоровой пищей, а если пускаете этот процесс на самотек, то в какой-то момент вы уже злой, всем недовольный, обессилевший в целом вам абсолютно все равно, как удовлетворить эту свою потребность.
Понимая свою природу, вы можете взять на себя ответственность за реализацию своих талантов, желаний, ценностей. И тогда все будет здорово, вы будете чувствовать себя счастливым человеком. А если вы живете не в согласии с собой, а в вечной попытке соответствовать каким-то правилам, нормам и ожиданиям извне, постоянно предавая себя и свои потребности, то это прямой путь к стрессу, неврозу и недовольству своей жизнью. Выход простой: начать себя реализовывать. В каждой главе вы найдете конкретные рекомендации по переключению этого волшебного тумблера с состояния «минус» на состояние «плюс». Главный секрет простой: если вы занимаетесь своим делом, на физиологическом и эмоциональном уровнях вы удовлетворяете все свои потребности. Вуаля! Вы счастливый человек!
Ну и высший пилотаж, к которому стоит стремиться, – тот самый уровень реализованного, наполненного вектора, когда вы, понимая особенности своего тела, осознанно выбираете свои жизненные стратегии.
Да, я неторопливый и часто опаздываю, но выбираю быть вовремя и готовлюсь заранее.
Да, я бываю жадным и ревнивым, но выбираю делиться с другими и получать от этого радость.
Да, я крайне честолюбив и могу идти по головам ради собственного первенства, но я выбираю заботу об окружающих.
Да, я эгоцентрик, но выбираю сочувствие.
Открытость, дружелюбие, эгоцентризм, честность – это черты характера. Да, мы рождаемся с определенными чертами характера, но только мы сами выбираем, какими хотим быть и какие качества в себе взращивать. Пожалуйста, когда вы будете погружаться в следующие главы, помните об этом.
Почему это система? И при чем тут цвета?
Системно-векторным психоанализом он называется не случайно. Это не очередной вариант психотипирования, когда вы понимаете – я зеленый, а он – красный. Это системный подход к пониманию человеческой психики.
Все восемь физиологических зон, о которых пойдет речь, есть у каждого человека. Соответственно вы будете в себе видеть проявления всех векторов, но в разной степени. Это абсолютно нормально. Мы с вами уже говорили, что человек играет огромное количество ролей в своей жизни, поэтому и функционал нам нужен довольно большой. Обычно у человека три-четыре ведущих вектора, которые влияют друг на друга. Поэтому, когда вы будете читать описания, не удивляйтесь, если какие-то будут слово в слово про вас, а какие-то черты характера вы в себе не найдете даже при большом желании. Смотрите на картину в целом – из восьми выделите три-четыре вектора, которые в совокупности лучше всего и опишут ваш характер.
Это очень похоже на систему уравнений. Помните, две оси, икс и игрек, и на каждой из них необходимо отложить значение, чтобы найти точку? Только в нашем случае осей не две, а восемь. А точка, которая получается, если сложить все значения, – уникальная по своим свойствам.
Системно-векторный психоанализ не про ярлыки или стереотипы относительно человека, он про то, что каждый из нас – уникален, хоть и обладает схожими с другими чертами.
Ну и перед тем, как мы познакомимся с первым вектором, давайте еще раз систематизируем то, что мы уже знаем.
У каждого вектора есть физиологическое название, есть роль в стае, есть название по ключевой черте характера, цвет комфорта и фигура комфорта. Термин «цветные психотипы» был введен психологом, специалистом по системно-векторному психоанализу Михаилом Бородянским и стал многим понятен и знаком.
А теперь систематизируем.
НИЖНИЕ ВЕКТОРЫ:
анальный = системный = хранитель очага = коричневый = квадрат;
уретральный = лидерский = вожак = красный = треугольник;
мышечный = силовой = охотник (строитель) = черный = прямоугольник;
кожный = контролирующий = завхоз (алиментатор, командир) = оранжевый = крест.
ВЕРХНИЕ ВЕКТОРЫ:
оральный = общительный = повар = желтый = овал;
зрительный = художественный = дневной охотник = зеленый = круг;
слуховой = музыкальный = ночной сторож = синий = спираль;
обонятельный = интеллектуальный = шаман = фиолетовый или серый = зигзаг.
Кожный вектор
Роль в стае: собиратель, алиментатор
Альтернативные названия: кожник, контролер, менеджер, предприниматель
Цвет: оранжевый
Фигура: крест, плюс
Ключевые ценности: выгода, экономия, эффективность, оптимизация, контроль, деньги, дисциплина
Узнать с первых секунд
В фильме «Свадебный переполох» с Дженифер Лопес есть такая сцена: потрясающий организатор свадеб проводит очередное торжество – у нее под контролем буквально все: цветы, кейтеринг, тайминг, даже торжественная речь шафера. Она легко лавирует между персоналом и гостями, приветлива и молниеносно решает любую возникающую проблему.
А теперь представьте: молодая женщина бежит по вестибюлю метро, потому что дико боится опоздать. Время четко рассчитано: 12 минут от двери до поезда; 4 минуты от станции до станции; 1 минута 30 секунд от первой ступеньки эскалатора до последней. Она влетает в офис и приносит с собой бурю. Песчаную. Обжигающе-сухую. Глаза мечут молнии, в голосе сталь: «Отчет отправили?.. Презентацию подготовили?.. А почему Ольга еще не на своем рабочем месте?! На часах уже 10:02!»
И в первом, и во втором случае перед нами человек с ведущим кожным вектором.
Часто их выдает телосложение – они подтянутые, сухие, жилистые. У них тонкие черты лица, в особенности – губы, и часто зажата челюсть, что выдает внутреннее напряжение. Прямо сейчас обратите внимание, зажата или расслаблена ваша челюсть, и, если она зажата, позвольте ей расслабиться. Это напряжение вам ни к чему.
С детства кожники очень быстрые и ловкие, смело раздают команды, собирают вокруг себя людей. Про них еще говорят «удобные» – в силу своей врожденной дисциплинированности они легко составляют себе расписание и следуют ему, а также правилам, которые установлены родителями, школой, обществом. И за окружающими следят, чтобы тоже все было по букве закона! При должном развитии эти таланты с возрастом усиливаются, и кожники становятся прекрасными предпринимателями, менеджерами, управленцами.