banner banner banner
Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу
Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу
Оценить:
 Рейтинг: 0

Справочник писателя. Как написать и издать успешную книгу


Чужая точка зрения

Не описывайте то, чего не может видеть или знать фокальный персонаж, т. е. герой, чьими глазами мы смотрим на данную сцену.

Маша вошла в ярко освещенную, загроможденную антикварной мебелью комнату. На зеленом рояле валялись книги. В углу горой высились коробки с игрушками.

При этом мы знаем, что Маша слепа от рождения.

Точные имена и названия

Называйте предметы и людей так, как их должен называть фокальный персонаж. Например, мы смотрим на мир глазами Пети и вдруг читаем:

Дверь распахнулась, и в гостиной появилась Петина жена Маня, 28-летняя красотка с золотистыми волосами и скверным характером.

Петя не назовет Маню «Петина жена» и уж тем более не станет описывать ее подобным образом.

Описание предмета

Если ваш герой не знает, что за вещь лежит перед ним, описывайте ее в общих чертах.

На столе лежала блестящая штука с четырьмя тупыми иглами на конце.

Если вещь понятная и общеизвестная, просто называйте ее.

На столе лежала вилка.

Если же у предмета есть какая-то особенность, укажите ее, но только в том случае, если, исходя из ситуации, фокальный персонаж способен эту особенность заметить и осознать. Если речь идет о драке с грабителями, ввалившимися в дом, герой вряд ли отметит, что он ударил нападавшего «вилкой с пятью зубцами».

Авторская оценка происходящего

В описании драматических событий старайтесь избегать оценок: ситуация должна говорить сама за себя.

Мелисса отняла руки от лица. Коридор выглядел как после артобстрела. С потолка свисали провода и куски панелей; на полу валялся чей-то раскрытый портфель с окровавленными бумагами.

Если вставить сюда оценку ситуации: «Это было ужасающее зрелище», – абзац будет испорчен.

Описаниями не стоит злоупотреблять

Пространные литературные пейзажи и портреты были уместны в эпоху, когда не было цветной фотографии и телевидения и читателям нужно было подробно объяснять, как выглядит африканский бушмен или альпийская деревня.

Самое лучшее описание – это то, которое читатель вообще не замечает: оно идет между строк, по ходу дела, но тем не менее создает нужную атмосферу.

3.6. Темп

Скорость развития повествования

Следите за скоростью развития сюжета. Мастера используют прием «вдох-выдох»: сцена с быстрым темпом чередуется с медленной сценой. Если этого не делать, то читатель перестает в полной мере испытывать нужные эмоции: он устает либо от беспрерывного нарастания действия, либо от излишней медлительности.

Быстрый темп

Предельную скорость необходимо развивать в сценах с драками, погонями и т. п. Писать надо так, как воспринимает действительность фокальный персонаж: его дыхание прерывисто, движения резки, он замечает только самое важное.

Сведите описания к минимуму, используйте перечисление, применяйте сильные глаголы и наречия (например, «помчался», «рухнул», «мгновенно» и т. п.). Следите за размером абзацев: они не должны превышать четырех-пяти строк – это помогает создать эффект быстрой перемены.

Медленный темп

Длинные предложения с обилием прилагательных замедляют действие. То же самое касается описания внешности, природы и интерьеров. Темп теряется:

• во время флешбека;

• внутреннего монолога или авторского отступления;

• описания реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом – мысли героя о случившемся.

• Снизить темп повествования помогают слова вроде «застыл», «задумался», «неохотно», «с ленцой», «сонный» и пр.

Снижение темпа как акцент

В обычном повествовании сначала дается событие, а потом – реакция персонажа или результат. Но иногда, чтобы замедлить темп и сделать акцент на том или ином явлении, можно сначала дать реакцию героя, а потом описать то, что ее вызвало.

Маша закричала: из-под кровати торчала окровавленная рука.

Нарушение темпа

Проблемы с динамикой возникают в следующих случаях.

• Произведение начинается с описаний или флешбека.

• Флешбек намного превышает по объему соседние сцены.

• Все предложения в тексте примерно одной длины. Это не только убивает мелодику текста, но и тормозит действие.

• В тексте слишком много сцен, вставленных не ради развития сюжета, а ради настроения: аллегории, рассветы-закаты и пр.

• Скомканный конец. Некоторые авторы, чуя приближение финала, невольно убыстряют темп.

3.7. «Завлекалочки» и предзнаменования

Как удерживать внимание читателей?

Любой писатель мечтает о том, чтобы его книгу читали запоем. Но как сделать так, чтобы люди не могли оторваться от вашего произведения?

На этот счет существуют два действенных приема: предзнаменования и завлекалочки.

Завлекалочки

Прием «завлекалочки» предназначен для того, чтобы постоянно подогревать интерес читателя. Они бывают следующих типов.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)