banner banner banner
Парни из преисподней
Парни из преисподней
Оценить:
 Рейтинг: 0

Парни из преисподней


– Ураник похерил свою жизнь, высказавшись. Конечно, разве пройдет полноценный эвенк или тунгус любой мимо такого унижения? Тундру под дерьмо?.. Ну-ну…

Они-то просто посмеялись, а Илья через час стал счастливым обладателем билета до Красноярска.

Слова пацана: «Похерил свою жизнь», как пепел Клааса, стучали в сердце. Ведь речь шла не простом обывателе, а выдающемся политике –символе свободы слова и правды в стране.

В Управлении без вопросов дали добро и оформили командировку.

– «По свежим следам, говорите»? –спросила секретарь Таня, заказывая авиабилет в Красноярск.

– Так точно.

– Вы только побыстрей, действуйте, старший лейтенант.

– Почему? –спросил Илья, пытаясь разглядеть глаза, прикрытые накладными ресницами.

– Потому что ваш конкурент по этому розыску, Влад Корябников, вчера «по свежим следам» вылетел в Перу.

– Отлично, – сострил Илья. –Мне остается меньше мест для поисков.

Аэропорт Красноярска выглядел, как все аэропорты мира, но трескучие морозы и снежные сугробы вдоль дорог выделяли его от остальных, виденных Ильей прежде. Сразу же завернул к другу Николке Ёлкину. Вместе служили они на норвежской границе и уж с тех пор знали, что согреться на спасительные чуть-чуть можно, обнимая ствол дерева.

Но не до воспоминаний было сейчас. Пропал человек. Выдающийся политик, русский нострадамус, любимец народа. Когда Илья рассказал Николаю подоплеку приезда, тот предложил ему воспользоваться дроном, прежде чем отправляться в тайгу без известного азимута.

– Надо пользоваться современными технологиями, – сказал, – А не искать магнитом иголку в стогу сена. Тайга большая. А зимой – еще и холодная. Минус шестьдесят –это не шутка. Даже известный романтик и певец суровых будней Клондайка, когда его героев по прихоти повествования заносило сюда, в Сибирь, терялся. Сминал парой фраз весь сюжет – и опять в дом какой-нибудь Мапуи в Индонезию. А для дрона минусы – бальзам.

Илья слушал. Николай и в армии отличался начитанностью. И совет дает сейчас неплохой.

– Кроме того, эвенки, эвены и ненцы – совсем не то, что североамериканские индейцы…– продолжал друг.

– А в чем разница, не просветишь? –спросил Илья. – Я всегда считал, что сибирские племена менее воинственны, чем родственные им могикане с чероки, вместе с их луками и на мустангах…

– Не буду спорить…– сказал Николай. – Индейцы более воинственны. Они охотники. Наши же кочевники-оленеводы миролюбивы, крепче срослись с природой. За то и природа поверяет им свои недетские секреты – ну, совсем не детские. Такие способы выживания, что о-ёй! Выходцу из Европы их не то чтоб понять, иной раз представить невозможно. Один копальхен чего стоит.

Так во второй раз Илья услышал про копальхен…

Копальхен –это сакральная еда сибирских народов, – уяснил он себе из объяснения Николая. Если еды появляется много, то ее закапывают в болото, ставят метку – лиственничный кол с красной тряпкой, а через год или два съедают. Если долго нет стихийных бедствий, то их имитируют: не кормят оленя, гоняют его и убивают без кровопускания. А дальше все то же.

В общем, согласился Илья на беспилотник.

Сказано-сделано, связал Николай друга со специалистами. И с одним из операторов дронов Илья договорился встретиться в Вануваре, куда единственно на чем добраться можно –так только на вертолете. Уговаривать долго не пришлось. Здесь мало что по бумагам делается, посмотрели в глаза друг другу – да и стукнули по рукам.

2.

Итак, оперативные материалы просмотрены. Память обновлена. А «друзей» всё нету…

…Пока суть да дело, заглянул Илья в карты Гугл. Не мешает познакомиться с театром розыскных действий.

Изучая карту, Илья стал потихоньку понимать Урановского. Чего только стоят невозможные, на взгляд обывателя, размеры! Весь этот пространственный размах сейчас под снегом, но круглый год заполнен сопками, буреломом, безлесной каменистой пустошью или болотистой топью…

И почему, собственно, нет? Почему не впрячь матушку-Сибирь в естественную переработку городских отходов? В конце концов, все сгниет. Останутся удобрения. От мутаций вырастут новые породы деревьев. Вдали от людей. Это безопасно, в глобальном смысле даже полезно.

Так что надо верить в удачу – в то, что он, Илья, скоро встретит пропавшего проектанта-новатора, который осчастливит Россию видением новых горизонтов. Почему нет. Флаг в руки. Пусть делает в плато Путорана мусорозавод.

*

Господин Жеребов прибыл из подшефного хозяйства, под самую завязку дня. Он вошел вместе со знакомым Илье низкорослым проводником – шумный, пахнущий морозом, тайгой и оленями.

– Аум сваале.

Обнялись, похлопали друг друга по плечам, как положено братьям по крови –служилым людям.

Жеребов подтвердил прибытие Урановского в Ванувару два-три дня назад – запамятовал, правда, точно, когда. Очень уж много дел свалилось на голову: зима – период оленеводческой страды. Оглядев ворсинку, сказал, что черно-бурые лисы здесь не водятся, да и зачем? Если на все про все оленьих мехов по горло хватает.

– Олень –безотходное и экологически чистое животное, – сказал он. – А шуба у вашего беглеца была из белого каракуля. Я видел и посмеялся. Шапки, правда, не помню. При мне был без нее. – Он раскатисто рассмеялся. – А че на мелкомасштабное дело аж из Москвы прислали? Своих, красноярских, не хватает?

– Люди пропадают, как вы пишете, массами. Это не мелочь, Теодор Иванович.

– Илья Семенович, поймите, перестраховщики они. Я имею в виду здешний народец. Да, пара-тройка пропащих зафиксирована, може, с женами поссорились и сбежали…но если вывести среднее арифметическое за несколько лет, то разницы с соседним регионом не увидишь. Один и тот же уровень держится, как ни странно, со времен царской России. Ей богу.

Илья почувствовал неувязочку. Припомнились слова Христины: «Это меня Жеребов попросил». Но Жеребов об этом ни слова, только переиначил известную поговорку на свой лад, не заметив, что не в свою пользу, да это ему, видимо, было все равно:

– Есть, как говорится, правда, и есть статистика. В общем, советую вам, юноша, отдохнуть у нас тут по полной. А возможности есть. Воздух чистый, пища экологическая. А вы на охоту сходите. Вот, Алешка, места знает, где глухари водятся, подледный лов опять же. Эндемиков уйма. Сюда москвичи приезжают нервишки подлечить. Чего еще-то?.. Хошь, к самому Олей-ны свожу на Карское море. На вертолете казенном –ух! –прокатимся с ветерком. Это наша достопримечательность. Гордость. Настоящий шаман у нас родился. Отшаманит что угодно, перешаманит кого хошь. Ему почти сто двадцать. Падение метеорита захватил. А с пропажами я сам разберусь.

Он похлопал Илью по плечу, окликнул Алешку-проводника, и собирался уж исчезнуть за пологом в темноте, когда Илья спросил:

– А как быть с показаниями Христины? Она утверждает, что вчера в библиотеке произошло хищение.

Илья вкратце рассказал о сегодняшнем эпизоде.

– Атлас Криволапкина? – поморщился Жеребов. – Он противоречит науке и результатам современных изысканий. Лженаучно утверждает, что никакого метеорита не было! В то время как весь мир знает обратное и шлет сюда экспедицию за экспедицией. Итальянцы были, китайцы были. Уже и французы с японцами собираются. Весь мир ошибаться не может. Плевать на этот атлас! Пропал –туда ему и дорога.

– Есть ли у вас второй экземпляр в наличии?

Но полог уже закрылся за Жеребовым.

Илья сплюнул. Похоже, в этой точке земного шара все прошито метеоритом. Даже мозги. Возможно, навылет.

Одно ясно: веры в слова представителя местной администрации у него не было. Прикрывает что-то. Ведет свою игру и Москву в нее принимать не собирается.

Митя Каменный появился, когда уже село солнце – и то правда, что солнце тут зимой садится в три-четыре часа. В одной руке он держал черный чемоданчик, другой стаскивал на ходу рюкзак. В чемодане оказалась НСУ –наземная станция управления. В вещмешке находился сам дрон. Илья удивился: беспилотник был, как птица – оперенный и с клювом, и с когтями.

– Я не так представлял его себе.

– Дык это под гагару, оперение – натуральное, – сказал молодой человек. – Эта птица – национальный символ эвенков. Нельзя, чтобы цивилизация нарушала гармонию здешней природы, иначе она отомстит.

– Больше на ворону смахивает.

– Не важно, как устройство выглядит снаружи, главное, чтоб решало поставленную задачу. Летные характеристики отменные. Дальность полета 100км. Время в полете 2 часа. Средняя скорость –50км в час. Надежность начинки 99 против 100. Что еще надо?