banner banner banner
Малыши: инструкция по применению. 300+ эффективных и простых игр для развития речи, мелкой моторики и интеллекта
Малыши: инструкция по применению. 300+ эффективных и простых игр для развития речи, мелкой моторики и интеллекта
Оценить:
 Рейтинг: 0

Малыши: инструкция по применению. 300+ эффективных и простых игр для развития речи, мелкой моторики и интеллекта

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые сначала формируются в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами самого ребенка. Сначала взрослый является наставником ребенка и помогает ему, а потом малыш уже может справиться с задачей самостоятельно, без поддержки взрослого. Когда психический процесс формируется в связке «ребенок-взрослый», он находится в зоне ближайшего развития. А когда он уже сформировался, то переходит в форму актуального развития ребенка.

Обучение должно быть ориентировано не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие. Если ребенок научился собирать в правильной последовательности пирамидку, мы не будем до самой школы сидеть с этой пирамидкой. Частая ошибка родителей – это просить ребенка выполнить задание, которое малыш делает, не отвлекаясь от мультиков. Ребенка можно разбудить среди ночи, и он соберет этот несчастный пазл, не открывая глаз. Из подобных заданий мамы часто делают вывод о том, что ребенок умеет многое для своего возраста. Но на деле оказывается, что базовые задания малыш не может сделать, потому что был занят постоянным повторением пройденного материала.

Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития ведет развитие вперед, потому что то, что лежит в этой зоне, преобразуется, совершенствуется в одном возрасте и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии.

При обучении детей с учетом зон ближайшего развития нам нужно ориентироваться на сенситивные периоды развития. Мы не можем для двухлетнего ребенка считать зоной ближайшего развития обучение чтению, потому что сенситивным периодом в этом возрасте является речевое развитие.

«Сенситивный» – значит чувствительный. В этот период мозг ребенка мягче и быстрее воспринимает информацию. Н. С. Лейтес, например, считает, что понятие сенситивного периода является первостепенным для понимания возрастного развития ребенка.

Неодинаковость чувствительности к определенным воздействиям в разные периоды детства выражается во временном повышении ее уровня и изменении направленности. Такое положение приводит к тому, что в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития психики, психических функций в тех или иных направлениях, а затем такая возможность может постепенно или резко ослабевать. Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, сенситивный период своего быстрого формирования и период относительной замедленности формирования.

С нейропсихологической точки зрения сенситивность означает достижение теми или иными мозговыми центрами того уровня зрелости, при котором резко возрастает их чувствительность к соответствующим воздействиям среды. При наличии адекватных раздражителей этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются этими центрами.

Мария Монтессори выделяла такие сенситивные периоды:

• 0–6 лет – сенситивный период развития речи;

• 0–3 года – сенситивный период восприятия порядка;

• 0–5,5 лет – сенситивный период сенсорного развития;

• 1,5–6,5 лет – сенситивный период восприятия маленьких предметов;

• 1–4 года – сенситивный период развития движений и действий;

• 2,5–6 лет – сенситивный период развития социальных навыков.

Вопрос сенситивных периодов и зон ближайшего развития сложен. Придерживаясь в обучении детей этих теорий, не стоит учитывать только один фактор. Только совокупность социальных и анатомо-физиологических факторов приведет ребенка к гармоничному развитию.

Как развивать речь малышей

Речь детей – это одна из самых горячих тем современного материнства. Сейчас будем в ней разбираться.

Сначала давайте заглянем в статистику. В 2017 году на РИА Новости вышла статья о детях, которые нуждаются в помощи логопеда.[4 - Эксперт рассказал о росте в РФ числа детей, нуждающихся в помощи логопеда (https://sn.ria.ru/20171114/1508750706.html)] Глава Минобрнауки Ольга Васильева призывала регионы увеличивать количество ставок школьных психологов и логопедов, потому что 58 % детей имеют логопедические проблемы. Как вам цифра? Впечатляет? Это было в 2017 году, а представьте, сколько детей с нарушениями речи сейчас.

Статистика речевых нарушений у дошкольников по России содержит сравнение периодов 1970–1980 гг. с настоящим временем. В то время лишь 25 % детей нуждались в помощи логопеда[5 - Статистика нарушений (https://vawilon.ru/statistika-narushenij/)]. Сегодня трудно найти дошкольника или школьника младших классов без дефектов речи.

Если ответственные за ребенка взрослые будут халатно относиться к его речевому развитию, то процент нарушения будет расти с каждым годом. Я не знаю, почему родителей не тревожит отсутствие речи так же, как, например, медленное прорезывание зубов, задержка моторных навыков (удержание головы, сидение, ходьба) или успеваемость в школе. Задержку речи родители называют индивидуальностью. Но ведь перечисленные выше проблемы мы тоже можем назвать индивидуальностью и не пытаться помочь своему чаду.

Когда я на диагностике собираю анамнез, то в графе «гуление, лепет, слово, фраза» я часто ставлю прочерк или примерный возраст появления умения. Даже это свидетельствует о том, что речи уделяется минимум внимания. А между тем речь – это основной вид коммуникации людей. Люди общаются, делятся своим мнением, говорят о своих потребностях.

Чтобы ярко прочувствовать то, как чувствует себя ребенок с задержкой речи, вспомните, как вы себя чувствуете за границей без знания языка. Вам нравится на пальцах объяснять, что вы хотите воду со льдом, а не теплую? Я прекрасно помню те ощущения, когда в Братиславе я пыталась объяснить продавцу, что хочу лепешку с мясом, а не с вишней. Я знала, как произносится по-английски слово «мясо», но от волнения и отсутствия практики все слова вылетают из головы, и ты как двухлетка просто тычешь пальцем и мотаешь головой, если продавец не угадывает твои желания.

Речь является высшей психической функцией. Она как голова клоуна на вершине пирамидки. Без головы пирамидка будет неполноценная и непривлекательная. Рассмотрим, как развивается речь.

Наша речь не зарождается во рту. Рот – это лишь один из главных героев нашего речевого фильма. Развитие речи – сложный процесс, который происходит в головном мозге. У нас есть два речевых центра: центр Брока и центр Вернике. Центр Брока отвечает за воспроизведение речи, а центр Вернике — за понимание и восприятие речи. Если происходит поломка в центре Брока, то ребенку сложно или невозможно сказать слово. Если поломка происходит в центре Вернике, то ребенок слышит речь, но не понимает услышанное.

Приобретение речевой функции – это врожденная способность совершать непроизвольные движения органами артикуляции, расположенными в оральной полости.

Для произнесения слова нам нужны два важных компонента: артикуляционный праксис[6 - Артикуляционный праксис – способность произносить фонемы и их серии. – Прим. автора. (Подробнее о праксисе см. главу «Праксис».)]и слуховой гнозис[7 - Слуховой гнозис – восприятие последовательности слуховых стимулов, протекающих во времени. – Прим. автора.].

Благодаря взаимодействию движений артикуляционных органов и действий с предметами в рамках кистевого и пальцевого праксиса вырабатывается способность воспроизведения так называемых оральных поз. Приобретается реальная функция орального праксиса. Несформированность орального праксиса осложняет развитие речи, но не препятствует ему полностью. Принцип реализации орального праксиса передается на наиболее высокие уровни произносительной стороны речи и трансформируется таким образом в потенциальный артикуляционный праксис. Его взаимодействие со слышимыми речевыми стимулами обеспечивает приобретение реальной функции лепетной речи. Она является наиболее элементарным видом артикуляционного праксиса, который можно обозначить как артикуляционный праксис лепетной речи. Отсутствие или бедность лепетной речи — отрицательный знак в плане перспектив речевого развития, но не препятствует ему полностью.

Слуховое восприятие развивается значительно раньше, чем речь. На первом этапе овладения речью главным является различение на слух акустических признаков слов, и речедвигательный компонент при этом отстает. Воспринимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционной схемы произносимого слова.

Принцип реализации лепетной речи усложняется и трансформируется в потенциальную готовность произносить звуки речи, а благодаря взаимодействию с речевым слуховым гнозисом[8 - Речевой слуховой гнозис – это восприятие последовательности речевых стимулов. – Прим. автора.] появляется способность перешифровки непроизвольных лепетных движений в артикуляционные позы. Приобретается функция звукопроизнесения.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)