Геннадий Старшенбаум
Психоанализ сновидений. Практикум расшифровки тайного языка нашего Я
© Старшенбаум Г., 2019
© ООО «Издательство АСТ», 2019
* * *Я не психолог и даже не гуманитарий, но всегда испытывал интерес ко всему, что связано с творческим мышлением и воображением. Эта книга позволяет не психологу, а обычному человеку понять особенности работы подсознания, а значит, немного разобраться в себе и научиться лучше понимать окружающих.
* * *Я не начинающий психолог, но очень увлекаюсь психологией, можно сказать, самоучка – учусь для себя и применяю полученные знания на практике, между прочим, очень получается. По совету знакомого начал читать эту книгу. После первого прочтения был в полнейшем восторге от предлагаемой автором информации. Сейчас перечитываю второй раз, чтобы более глубоко вникнуть в суть.
* * *Это первая книга про сновидения из тех, что встречались мне, с таким интересным содержанием, не пошлая, не слишком научная, не изобилующая всякими профессиональными терминами, нет, вовсе нет. Очень легкая для восприятия, емкая, увлекательная.
* * *Великолепная книга, вся информация изложена доступно и понятно, буду заказывать еще книги этого автора.
* * *В моей личной библиотеке есть все Ваши книги (я профессиональный психолог) в бумажном варианте. Когда-то в книжном магазине совершенно случайно наткнулась на одну из Ваших книг, мне очень понравился лаконичный стиль изложения и, разумеется, высокий профессиональный уровень, который ощущался в каждой строке. Очень здорово, что ваши книги есть и в Сети! Спасибо Вам!
Зачем нам снятся сны
Сновидения правдиво истолковывают наши склонности, но для того, чтобы в них разобраться и смочь их понять, требуется искусство.
Мишель МонтеньЭта книга о том, как понимать сны и использовать их мудрость. Основу книги составляет анализ снов клиентов. Сновидения рассматриваются с разных точек зрения: фрейдовской сексуальности, юнгианских архетипов, адлеровского стремления к власти, экзистенциального столкновения со страхом смерти. Персонажи сна взаимодействуют как субличности в психодраме, якобы несущественные детали выглядят как гештальтистский фон, отображающий темные закоулки души. Из этого тумана проглядывает Self – четвертая (наряду с Ид, Эго и Суперэго) психическая инстанция, регулирующая развитие самоуважения в процессе отношений со значимыми объектами.
Материал снов анализируется с учетом жизненной ситуации клиентов и их психических особенностей. Используются результаты авторских исследований образных переживаний, внушенных в гипнозе, а также новейшие разработки по диагностике и практическому применению сновидений. Приводятся разработанные автором формулы внушений и самовнушений для лечения различных расстройств.
С помощью несложных тестов и упражнений читатель сможет понять язык своих снов и использовать их как для практических целей, так и для личностного роста. Завершает книгу список научной и серьезной научно-популярной литературы за последние 30 лет, которая может быть полезна профессионалам для использования в работе с клиентами, а подготовленным читателям – для самопомощи.
Сны – грандиозный сериал подсознания.
Ванда БлоньскаяКлассификация образных переживаний
Соматические сны нередко сигналят о начинающемся расстройстве здоровья. Человеку могут сниться его голова волосы, зубы, живот, ноги и другие части тела.
Тривиальные сновидения зеркально отражают дневную деятельность человека, его бытовые условия и житейские ситуации, а также ситуации, связанные с работой и профессией.
Неразрешенные сновидения отражают события или конфликты, в которых не достигнуто разрешение ситуации. В этих снах имеют место поиски, прыжки, раскачивание, плавание, рисование.
Повторяющиеся сновидения воспроизводят темы, ожидающие переосмысления.
Компенсаторные сновидения показывают события не так, как видится преобладающему мировоззрению.
Сны, посвященные «годовщинам» значимых событий.
Сновидения про взаимоотношения подсказывают, как можно их изменить. В них фигурируют члены семьи, родственники, друзья, любовники, сослуживцы.
Творческие сны содержат новые идеи и озарения в решении проблем.
Триумфальные сновидения внушают уверенность в победе. В них наблюдаются полеты и ускоренное перемещение.
«Подлые» сновидения показывают теневые стороны поведения сновидца. В главных действующих ролях выступают предметы и вещи, деньги, золото, драгоценности. Характерны воровство, нападения, драки, ограбление, убегание от преследования, падение.
Сновидения о «вкушении запретного плода», отражающие запретные побуждения сновидящего. В них фигурируют пища и питье, клады и сокровища, нагота и эротика, прятание и скрывание.
Кошмарные сновидения с устрашающими элементами, пробуждающими сновидца до разрешения ситуации. Это сны про несчастные случаи, аварии, катастрофы, войну. В них происходят взрывы и пожары, стрельба, убийства и казни, фигурируют трупы людей и животных.
Сны с экзистенциальным переживанием предчувствия неизбежности смерти. В них могут действовать умершие люди.
«Великие» сновидения содержат в себе ключевые события жизни сновидца вместе с интуитивными прозрениями новых возможностей. Это могут быть путешествия Героя и другие архетипические, мифологические сны.
Мистические, загадочные сны с цифрами, знаками, геометрическими и другими непонятными символами. В этих снах появляются странные животные и фантастические твари, инопланетяне, сновидец превращается в иное существо.
Духовные сновидения обращаются к наивысшим ценностям человеческого бытия.
Сны в сновидении, когда человек видит сон про то, что ему что-то снится.
Вещие сны могут быть разделены на следующие категории:
– интуитивный прогноз развития событий;
– сбывающееся пророчество, действующее как гипнотическое внушение;
– псевдопророчество, в котором сновидец обманывает себя.
Самовнушенные и внушенные сновидения.
Управляемые сновидения, в которых сновидящий понимает, что видит сон, и может влиять на события в нем.
Дневные грезы отличаются от ночных сновидений открытыми глазами, отсутствием чувства сна и эмоциональной отстраненностью.
Яркие чувственные переживания в процессе произвольного воображения.
Флешбэки[1] – непроизвольное реалистичное воспроизведение травматического события.
Гипнагогические галлюцинации[2] возникают в процессе засыпания при закрытых глазах с чувством сна; гипнопомпические галлюцинации[3] бывают при пробуждении, с яркими образами и отсутствием чувства сна[4].
Псевдогаллюцинации – образы и ощущения с чувством сделанности извне при открытых глазах в мысленном пространстве.
Истинные галлюцинации – образы и ощущения с чувством реальности при открытых глазах в реальном пространстве.
Подобно литературе и искусству, сновидения обеспечивают изменение через переживание. Поэтому они воспитывают и лечат гораздо лучше, чем поучения и рекомендации. Во сне царствует Морфей – всемогущий и вездесущий, вне времени и пространства. Сновидец становится творцом: он драматург, режиссер и лицедей, ясновидец и пророк. Разгул воображения не знает границ. Мышление «впадает в детство», становится дологическим, абстрактно-образным. Соответственно преобладают образные и эмоциональные ассоциации. Они образуются по незначительным признакам: по сходству, по контрасту и т. д. – вне смысла и сознательной системы ценностей. Коллективная мораль заменяется первобытным эгоцентризмом.
Какие же функции выполняет сновидение? Для простоты поговорим о них по отдельности.
1. Тренирующая функция нужна для репетиции поведения. Новорожденный ребенок спит восемнадцать часов в сутки и половину этого времени видит сны. Его сны способствуют дозреванию и тренингу инстинктивных моделей поведения. Так что, когда младенец улыбается во сне, он тренирует улыбку, чтобы мамочке легче было его любить. В дальнейшем эта функция занимает все меньше времени, зато все больше усложняется. Когда сновидец испытывает чувства значимого для него другого человека, тренируется эмпатия. В это время усваиваются определенные черты другого, что облегчает взаимопонимание.
2. Информативная функция заключается в обработке недостаточно проработанной дневной информации. Похоже, что мозгу, как компьютеру, нужна очистка памяти от спама и временных файлов, дефрагментация и архивация данных. Накопление поступающей информации в памяти происходит до тех пор, пока не освободятся резервы для ее обработки.
3. Ориентировочная функция использует латентную долговременную память для сличения нового опыта с уже имеющимся и дополнения последнего с последующими итоговыми сигналами, явными и неявными.
4. Запоминающая функция символически связывает последнюю информацию с воспоминаниями, имеющимися у человека, и включает ее в будущие стратегии поведения. Эта функция сохраняет специфику восприятия субъекта и обеспечивает непрерывность Я.
5. Успокаивающие сны уменьшают напряжение, чтобы оно не мешало спать. Можно отложить решение проблемы до утра, которое вечера мудренее. На худой случай, сон замораживает проблему – как алкоголь, который не помогает найти ответ, но позволяет забыть вопрос.
6. Компенсаторные сны восстанавливают психический баланс, снимают нервное напряжение и устраняют внутриличностные конфликты. Такие сны дают выход эмоциям, позволяют ослабить опасные желания в безопасных играх: хорошая девочка грешит, маменькин сынок побеждает врагов, скучающий обыватель участвует в невероятно ярких событиях.
7. Травматические сны распределяют переживание травмы по времени. Умерший человек снится, чтобы наконец можно было ему сказать: «Ты умер». Происходит адаптация к боли утраты, уменьшается чувство вины выжившего и страх смерти.
8. Сигнальные сны. Органы тела начинают сигнализировать о своем неблагополучии и возможном заболевании задолго до видимых проявлений. В темноте ночного кино видны яркие краски, неразличимые в ослепительном свете дня.
9. Предупреждающая функция свойственна «вещим снам», которые моделируют наиболее вероятное будущее на основе большого объема неосознанной информации. Повторяющиеся сны настойчиво воспроизводят тревогу по поводу нерешенной проблемы.
10. Символическая функция перекодирует в символы внутренние и внешние стимулы: смысловые элементы психологического состояния сновидца, текущие и наступающие события его жизни. Телесные ощущения в таких снах нередко служат средствами, с помощью которых сновидение изображает скрытые мысли.
11. Смысловая функция снов заключается в разделении психического материала на отдельные составляющие – образы, в результате чего происходит узнавание и выявляется скрытый смысл неосознанной информации.
12. Программирующая функция реализуется, когда субъект озабочен какой-то проблемой, которую пытается разрешить во сне.
13. Осознанные сны: человек видит сон, осознавая, что это ему снится. При известном навыке можно натренировать способность сохранять такое осознавание и даже управлять своими сновидениями.
14. Мобилизующие сны подсказывают варианты в случае одностороннего подхода к проблеме и формируют адекватную установку. Под впечатлением таких снов легче рисковать и добиваться успеха.
15. Творческая функция сновидений. Во сне человек свободен от обычных запретов и шаблонов поведения, его творческие возможности раскрепощаются и могут настроить человека на то, до чего он не додумался или на что не осмелился бы наяву.
16. Эстетическая функция связана с переживаниями прекрасного: счастливой любви, душевного подъема, светлой и тихой печали.
17. Катартическая[5] функция выражается в эмоциональном потрясении, сопровождающемся психофизической разрядкой и чувством просветления.
18. Духовная функция отражает благородные порывы, которые включены в какую-либо духовную традицию, например в религию. Эта функция показывает общий смысл жизни субъекта, его духовную перспективу, бережно подталкивает к саморазвитию и духовному росту.
19. Судьбоносная функция воспроизводит переломные этапы жизни субъекта, возможные ходы на его жизненном пути.
Следует выделить сны, которые видит пациент психотерапевта после сессии и перед ней. В этих снах содержится послание не только для сознания пациента, но и для психотерапевта. Эту информацию можно извлечь в обход сопротивления с учетом всей совокупности знаний о пациенте и при использовании специальных техник. В психоанализе это свободные ассоциации, в групповом анализе – групповые ассоциации к сновидению, в юнгианской терапии – анализ индивидуальной и общечеловеческой (архетипической) символики сна, в психодраме – сценическое разыгрывание сновидения, в гештальттерапии – завершение заблокированного процесса и т. д.
Последние два месяца Эля опаздывает на утренние сессии. Она позволяет себе поспать утром два часа после сигнала будильника для восстановления сил. Они живут вдвоем с восьмилетним сыном, очень привязаны друг к другу, по выходным он приходит утром к ней в постель.
Мы с сыном и еще кем-то едем в лифте, который вдруг со свистом быстро полетел вниз. Мы не пострадали.
Они живут на 22-м этаже, лифт часто ремонтируют. Два месяца, два часа, вдвоем с сыном, двадцать второй этаж. Проблема пары и симбиоза.
Я ставлю пластинки, поднимаясь на небольшое возвышение. Музыку слушают люди на улице. В полутьме ко мне подходит кто-то близкий, тоже одетый, мы прижимаемся друг к другу телом и ногами. В животе разливается приятное тепло, и я просыпаюсь.
Эле нравится поспать, когда ей чего-то не хватает. Тогда она может увидеть сексуальный сон.
Я отдыхаю с бывшим мужем Игорем, сотрудницей и ее сестрой, за которой он ухаживает. Мы уже это проходили, а теперь еще и на моих глазах. А что я хотела, разве это изменится? К тому же они привлекательнее меня. Они топлес, неприлично соблазнительны. Это как в ночном клубе, в злачном месте. Я боюсь опоздать на поезд. Осталось 12, 15 или 18 минут. Уезжать без вещей? Если прямо сейчас начать, успею собраться.
Однажды Эля была с Игорем и своей гулящей подругой в таком месте. Та рассказала, что Игорь к ней клеился. В 12 лет Эля стояла перед зеркалом и думала, где же ее первая любовь. Наверное, придет в 15 лет. 18 – это уже совершеннолетие, можно целоваться. Но за первым поцелуем следует брак, и свободная жизнь заканчивается, как у родителей. Поэтому и сбежала от них за границу.
Эле часто снится бывший муж, доводящий ее до оргазма. Ей кажется, что я подталкиваю ее возобновить отношения с ним.
В спальне стоит кровать, там вы, Игорь, незнакомые девушка и мужчина. Я говорю девушке и Игорю, что они могут заняться сексом не здесь. Вы с девушкой уходите, я остаюсь с Игорем, значит, я именно этого хотела. Я спрашиваю его, хотел ли он тоже этого. Он крепко обнимает меня и рывком поднимает вверх, я обвиваю его ногами.
Муж пил, не признавался насчет амфетамина и изменял. Она не хочет иметь с ним дела. Лучше спать с Морфеем. Но она боится, что сон ее убаюкает и ее потянет к мужу.
Мы с Игорем сидим под окном, из которого выглядывает женщина, чтобы позвать ребенка. Она видит Игоря, я в тени, не видна ей. Она призывно улыбается ему. Я наблюдаю. Для них это естественно. Удивляюсь своему спокойствию.
Я предлагаю Эле мысленно побыть женщиной из этого сна. Она ощущает ее как ведущую часть Игоря и свою подавленную часть. Именно ее она убаюкивает, чтобы не подвела.
Иду по полю, как хорошо! Со мной идет Он – вот пристроился! Поле чисто, ничего такого нет, пусть идет. Нам просто по пути. Хотя мы вместе не случайно. Мы держимся за руки. На душе легкость, хочется так всё и оставить. Спокойная радость: мы родные. Мы спасаемся с ним в водоеме от фашистов, держимся друг за дружку, уже голенькие и в обнимку, он меня закрывает. Если даже достанет фашистская пуля, не так страшно.
После этой сессии Эля стала разделять потребность в безопасности и сексе, защитнике и любовнике. «Выспаться» и «переспать во сне с мужчиной» удалось разделить только после организации личной жизни.
Кому что снится
Меня неотвязно преследует сон, что кто-то охотится за мной, кто-то, кого я ужасно боюсь… он охотится за мной в темноте. И самое худшее из всего – то, что он всегда знает, где я, но притворяется, что не знает… для того, чтобы продлилась моя мука.
Федор ДостоевскийВ снах трех-четырехлетних детей действия совершают другие люди, с которыми отождествляет себя ребенок, – собственная личность у него только формируется. Сны детей состоят в основном из зрительных образов. Они являются простыми и незамаскированными исполнениями желаний, связаны с переживаниями истекшего дня. Дети обычно видят сны про общение и игры. Самое частое место действия – дом и площадка для игр, самые частые персонажи – родственники и ровесники. Если в сновидениях появляются незнакомые люди, то они выполняют те же функции, что и знакомые. Маленькие дети видят во сне животных чаще, чем взрослые, и эти животные обычно вполне дружелюбны.
Мальчикам снится меньше людей, причем мужчин среди них вдвое больше, чем женщин. Это соотношение сохраняется и у мужчин. Сновидения девочек более насыщены событиями, их эмоциональный фон радостнее, чем у мальчиков. И те и другие гораздо чаще, по сравнению с взрослыми, оказываются в своих сновидениях жертвами.
Большинство снов взрослых выражают вытесненные желания в замаскированном виде. Печаль и гнев встречаются вдвое чаще, чем радость и удовольствие. Подобные сновидения взрослых кратки, они стремятся устранить раздражение и продлить сон. При недостаточной маскировке они прерываются страхом, который будит спящего. «Я» взрослого сновидца воплощает персонаж, который в сновидении подвергается воздействию.
Взрослые сны можно свести к десятку сюжетов, которые мало меняются у определенного человека из года в год и в основном связаны с повседневными заботами. Лидируют сны о преследовании и убегании. Бегство от реальности выглядит как путешествие, опоздание и нередко сопровождается созерцательной позицией (например, смотреть на море с пляжа). Страх насилия у женщин отображается в нападении хищных зверей.
Второе по популярности место занимают сны, в которых люди либо заблудились, либо оказались в западне. Третью место делят сны о падении и сюжеты, где человек стыдится того, как он одет на публике. Важное место занимают сновидения, предупреждающие о болезнях.
Типичные элементы снов
1. Отражение физического здоровья и состояния тела в момент сновидения.
2. Следы последних событий.
3. Напоминание о «годовщинах», значимых событиях жизни.
4. Неудовлетворенность эмоциональными отношениями в жизни.
5. Отношения власти и господства в жизни сновидца.
6. Детские и подростковые впечатления, похожие на текущие переживания.
7. Бессознательное исполнение желаний: сексуальных, агрессивных, избегающих.
8. Предположения о будущем, связанные с вопросом: «Что может случиться, если я сделаю то-то и то-то?»
9. Попытки согласовать внутреннюю и внешнюю жизнь.
10. Противоположности между полюсами и объединяющий их элемент.
11. Конструктивная самокритика.
12. Гибель и возрождение в более совершенной форме.
13. Нелепость, забавность происходящего, ослабление остроты переживаний.
14. Метафорические образы, символизирующие ощущения, чувства, мысли и работу интуиции.
15. Образные символы особенностей личности сновидца, его внутренней жизни.
16. Проявления творческого вдохновения и оригинального мышления.
17. Элементы, отражающие универсальность всего человеческого опыта.
Интроверты зачастую игнорируют окружающую реальность, зато детально запоминают и живо излагают свои сны, не связывая их с реальностью. У половины интровертов собственная речь в сновидениях отсутствует. Сны экстравертов, игнорирующих свой внутренний мир, лишь отражают их текущую практическую жизнь. Они разговаривают в своих сновидениях, в два раза чаще видят во сне кошмары и слышат музыку. Многие из них не видят или не запоминают свои сны. Забыванием снов также защищаются люди, избегающие психического напряжения.
12 % зрячих людей видят только черно-белые сны. В основном это люди, полагающиеся только на себя и свой разум. Остальные видят сны в цвете. Сновидения мужчин более акцентированы на действии, профессиональной деятельности, на темах успеха и неудачи. Мужские сны отличаются физической активностью, агрессией и сексуальностью, они содержат больше мужчин, незнакомых людей, инструментов и оружия, а также открытых помещений.
Женщины гораздо чаще мужчин видят себя во сне дома, в привычной обстановке, в кругу хорошо знакомых людей. Одежда, черты лица, внешность других людей гораздо отчетливей в описаниях сновидений у женщин, чем у мужчин. Женские сны наполнены эмоциями, яркими красками и отражают жизненные ценности.
Агрессивность в женских сновидениях чаще выражается через словесное воздействие, тогда как мужчины участвуют в физическом насилии, преимущественно – с незнакомыми людьми. У женщин меньше сновидений на сексуальные темы; если же такие сновидения и возникают, то обычно в них участвуют хорошо знакомые мужчины. У мужчин в сновидениях гораздо больше секса, чаще – с незнакомыми женщинами.
Женщины видят эротические сны в среднем пять раз в месяц, мужчины – в три раза чаще. Зато эротические сновидения женщин гораздо изысканнее мужских. Их возбуждают цвета, оттенки голоса или жесты, им видится таинственный незнакомец в такси или секс в присутствии зрителей. Чаще всего в качестве сексуальных партнеров выступают коллеги, бывшие возлюбленные или другие женщины. Судя по опросам, каждая четвертая женщина реализовала свои эротические сновидения на практике.
Женщина спит и видит сон: идет она по темной улице и слышит за спиной гулкие, тяжелые мужские шаги – всё ближе, ближе. Женщина убыстряет ход, а шаги за ее спиной не затихают. Уже слышно хриплое, плотоядное дыхание. Она бежит домой, вбегает в свой подъезд, пулей взлетает на свой этаж, открывает дверь своей квартиры… А мужское дыхание не оставляет ее в покое. Наконец она оборачивается:
– Что вам от меня надо?
– Простите, – отвечает громила, – что вам от меня надо? Ведь это же ВАШ сон.
Мои клиентки в своих снах часто терпят поражение, персонажи снов редко помогают им и защищают их, что можно связать с недостаточностью адаптивных ресурсов для самопомощи. Клиенты-мужчины, наоборот, чаще видят во сне полезные, помогающие объекты. Похоже, что женщины демонстрируют мне свою беспомощность в надежде получить отеческую поддержку, а мужчины показывают подходящий для них образец такой поддержки.
Клиенты со сверхконтролем хорошо помнят свои сновидения, часто отмечают присутствие в них болевых и температурных ощущений. В их сновидениях преобладают символы гиперсоциальности: кольца и драгоценности, церкви и священники, замки и статуи, газеты и книги, униформа и часы. В состоянии психологического кризиса эти символы приобретают причудливые формы. Таким сновидениям всегда сопутствуют чувства тревоги и страха.
Сновидения эмоционально лабильных клиентов большей частью цветные, в них ведущую роль играют яркие реалистичные образы. В этих сновидениях преобладают интимные проблемы с обилием сцен, изображающих различные стороны половой жизни, в которых сновидец переживает глубокие эмоции, выраженную тревогу и страх. При этом обильны зрительные, слуховые, температурные, тактильные и другие ощущения, живость и содержание которых создает впечатление, будто все происходит наяву.
У клиентов с тревожными состояниями и депрессией в сновидениях чаще появляются пугающие картины городского ландшафта, опасные механические устройства, чувства угнетенности, тоски, тревоги, страха. В сновидениях истероидных мужчин гораздо больше объектов, чем у неврастеников, для снов которых характерны редкие образы незнакомцев в роли соперников и пониженная активность сновидца. Общей особенностью является появление образа матери как источника защиты и успокоения, как это было в детстве.