Светлана Александровна Князева
История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки
1. Цели и задачи учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
История государства и права зарубежных стран – историко-правовая наука, изучающая исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Ее цель – выявление исторических закономерностей развития государства и права. Эта наука дает возможность не только глубже понять реалии современности на основе мирового социального опыта, но и предсказывать дальнейшее развитие государства и права; вооружает юристов необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по реализации идеи правового государства в России.
История государства и права зарубежных стран включает общие сведения о государственно-правовых явлениях и процессах, присущих тому или иному обществу на различных этапах его развития; ознакомление с современными процессами в государственно-правовой сфере различных стран; формирование навыков самостоятельного анализа и оценки состояния политико-правовой организации современного общества.
В курс изучения введено всестороннее рассмотрение всей истории человечества, начиная с первобытнообщинного строя и создания первых государств древнего мира (Вавилона, Египта, Греции, Рима), детальное изучение стран средневековой Европы и Азии эпохи феодализма, внимательное и углубленное исследование исторических процессов Нового времени с формированием капиталистических отношений и Новейшего времени, включая историю современных стран.
Рассматривая постепенное изменение общества, выделяют объективные законы развития общественных отношений и индивидуальные отличия и особенности формирования государственности и права в каждой отдельно взятой стране на каждом отдельно взятом историческом этапе развития. Поскольку современное общество базируется на наследии прошлого, для понимания современных процессов, происходящих в наше время, необходимо знать, какие исторические события и процессы повлекли становление и развитие форм государственного устройства и законодательства в каждой стране и каким образом может происходить это развитие в дальнейшем.
2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками
Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Объект изучения истории государства и права – это государство и право в процессе своего исторического развития.
История государства и права зарубежных стран широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет: 1) проследить генезис государственных форм, формирование правовых традиций; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в каждой из стран; 2) выявить динамику и направленность дальнейшего развития государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших; 3) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния мирового сообщества.
Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов: а) внутриполитической и международной жизни; б) социальных коллизий; в) идеологического режима; г) экономики; д) культурных традиций.
Как научная общественно-политическая дисциплина история государства и права зарубежных стран наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права и с общей гражданской историей. В то же время она взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин, наиболее активно – с общей теорией государства и права: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. Связь историко-правовых дисциплин с отраслевыми юридическими науками (конституционное, гражданское, уголовное право) выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов. На основе всеобщей истории государства и права построена научная дисциплина – сравнительное правоведение.
3. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
Догосударственное, или первобытное, общество заняло в истории человечества более тридцати тысячелетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.
Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Род (родовая община) – исторически первая форма общественного объединения людей. Это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Племя – более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин.
Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей: фратрии (братства) – искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов или первоначальные разветвленные роды; союзы племен – объединения, возникавшие у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя.
Основным органом и власти, и управления в родовой общине было родовое собрание, состоявшее из всех взрослых членов рода. Для решения повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя, власть которого держалась исключительно на его авторитете и уважении к нему других членов рода. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц – жрецов, шаманов, колдунов, тоже не обладавших привилегиями.
В племени организация власти и управления была примерно такой же, как в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). Для решения текущих вопросов и на время военных походов избирался вождь племени.
Первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей. Власть в нем носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления.
4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства
При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:
– выделяются пастушеские племена (первое крупное общественное разделение труда);
– отделяются ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда);
– появляется купечество (третье крупное общественное разделение труда).
С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи. Материальные блага начинают оседать в отдельных семьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (собственности отдельных семей). Постепенно семья превращается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть.
С усложнением хозяйственной деятельности, с отделением ремесла от земледелия, развитием торговли и появлением купечества в обществе складываются самые разные социальные категории (страты) – ремесленники, купцы, служители культов, управляющие разного рода и т. д. Общество из социально однородного превращается в социально разнородное, с различными социальными прослойками, не равными по своему материальному и социальному положению.
Создаются условия для появления классов, поскольку пленников перестают убивать или принимать в состав рода, а обращают в рабов (раб способен накормить не только себя, но и своего хозяина). В рабов начинают обращать и своих разорившихся соплеменников. С развитием ремесла и торговли, с Великим переселением народов на территории родов и племен начинают оседать ремесленники, купцы и другие «пришлые» люди, не связанные какими-либо родственными узами с родами и племенами.
Все это делает невозможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью – государственной.
5. Военная демократия как черта перехода к государству
В развитии человеческого общества существовал период, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концентрируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.
Главными предпосылками для перехода от самоуправления к военной демократии были:
1. Начало захватнических войн между племенами или племенными союзами для получения рабов и присвоения территорий.
2. Объединение родов в племена, а племен – в крупные, устойчивые союзы племен.
3. Усиление экономического неравенства членов рода.
4. Нежелание элиты решать вопросы управления коллективно, прекращение народного волеизъявления, переход власти к советам старейшин.
Определить уровень развития первобытного общества и найти в нем черты военной демократии можно по следующим признакам:
1. Отдельные племенные территории сливаются в единую территорию племенного союза.
2. Органы общественного самоуправления начинают утрачивать свое значение, из орудия народной воли они превращаются в орудие угнетения народа.
3. Война становится систематическим занятием.
4. Власть переходит от общего собрания к совету старейшин, а позже – к военачальнику.
5. Основные решения принимают вождь и совет старейшин или (на позднем этапе) только вождь, управляющий от имени совета старейшин; народное собрание существует, но практически не играет важной роли, хотя без одобрения решений народным собранием вождь не рискует вести завоевательные войны или решать внутриплеменные дела.
С укреплением власти военного вождя постепенно меняется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя передается по наследству.
Таким образом, при военной демократии закладываются черты будущего государства с королевской властью и правами наследования среди знати.
6. Протогосударство
Основоположники марксизма считали, что возникновению государства предшествовал период военной демократии. Ряд современных исследователей, говоря о возникновении государства, выделяет своеобразный предгосударственный период – протогосударство, который рассматривается в качестве переходного от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет название чифда (вождество).
По мнению проф. Т. В. Кашаниной: 1) при вождестве вождь, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества; в отличие от военной демократии, здесь народ отстраняется от непосредственного управления;
2) военная демократия – это горизонтальная политическая структура; в ней существует три не подчиненных друг другу органа управления – предводитель, совет старейшин, народное собрание. В вождествах же отчетливо просматривается иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества; 3) в вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую; 4) в вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.
Для протогосударства характерно сочетание элементов родоплеменной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппарата управления и принуждения, объединение людей по территориальному признаку – все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.
7. Особенности восточного пути образования государства
Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.
Огромное влияние на способ формирования власти оказали географические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (строительство ирригационных систем). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу самостоятельной публичной власти.
В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.
Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы были заинтересованы в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. Одна из главных предпосылок государствообразования и образования классов «по азиатскому типу» – использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями. На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев.
На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими. Возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т. д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.
Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин, но фактически все стало госсобственностью. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.
8. Причины появления государства
Это необходимость разного рода:
1) совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением, которое, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;
2) организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, требовавшее строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п.;
3) подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;
4) поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
5) ведения войн – оборонительных и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает гораздо большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
9. Признаки зарождения государства
Признаки зарождения государства:
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается только управлением и не участвует в общественном производстве, выражает интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т. п.) или же свои собственные.
2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.
3. Разделение населения по территориальному принципу. В первобытном обществе все его члены делились по родоплеменному принципу, в государстве население разделено по территориальному принципу: так удобнее взимать налоги; так легче управлять, отслеживая не перемещение людей, а только наличие людей, способных платить, на данной территории.
Признаки государства, отличающие его от других сообществ и союзов.
1. Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т. п.) не охватывает все население. Каждый человек, становясь его гражданином или подданным, обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой – право на покровительство и защиту государства.
Государство обладает суверенитетом – внешним (независимостью от других государств в международных отношениях) и внутренним (независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям).
2. Наличие специального аппарата принуждения, специальных силовых структур и материальных придатков (армия, тюрьмы и пр.), обеспечивающих реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.
3. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты – законы, указы, постановления и т. п.
Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества, включающего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества и др.
10. Формирование древнего права
Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Формы государственности в Древнем мире связаны с особенностями исторического развития общества. Но каким бы своеобразием ни отличалось возникновение государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономического развития как закономерный результат разложения доклассового и образования классового общества.
Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права.
Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях – условиях классовой борьбы – понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.
Кроме трансформации обычая источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.
Право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм государство использовало принудительную силу государственного аппарата, различные меры государственного принуждения.
11. Государство Древнего Египта
В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникли 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями).
В 3200 г. до н. э. номы объединились в два самостоятельных государства – Верхний и Нижний Египет. В IV тысячелетии до н. э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Древнеегипетское государство неоднократно распадалось и восстанавливалось вновь.
Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом был наследственного характера, личность которого обожествлялась. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.
Функции визиря были сложны и многочисленны: 1) возглавлял финансовое ведомство и руководил публичными работами; 2) выполнял функции государственного канцлера и хранителя государственной печати; 3) был градоправителем царской столицы; в резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть; 4) имел широкие полномочия и в области отправления правосудия, возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат («шесть великих домов»).
Во главе военного ведомства стоял начальник– представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепостей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран.
В Египте еще не существовало строгого разграничения компетенции между отдельными ведомствами и чиновниками, стоявшими во главе этих ведомств. В управлении господствовала система царских поручений.
Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов.