Книга Руны. Современное руководство. Как читать и понимать древние символы - читать онлайн бесплатно, автор Лиза Чемберлен
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Руны. Современное руководство. Как читать и понимать древние символы
Руны. Современное руководство. Как читать и понимать древние символы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Руны. Современное руководство. Как читать и понимать древние символы

Лиза Чемберлен

Руны. Современное руководство. Как читать и понимать древние символы

Lisa Chamberlain

Runes for Beginners: A Guide to Reading Runes in Divination, Rune Magic, and the Meaning of the Elder Futhark Runes

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© 2021 by Lisa Chamberlain

© Спаров В., перевод на русский язык, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2022

* * *

№ 1 в разделе «Руны» на Amazon.com

Более 5200 отзывов читателей

«Работа с рунами действительно может стать путешествием длиною в жизнь, и эта книга – отличный первый шаг на вашем пути».

Лиза Чемберлен

Введение

Замысловатые символы, которые мы привычно обозначаем понятием «руны», обычному человеку, возможно, покажутся всего лишь архаичными остатками примитивного и давно утраченного алфавита. Однако те, кто работает с этими таинственными символами, используя их для гаданий, предсказаний и других видов магии, знают, что за ними стоит нечто гораздо большее.

Хотя на протяжении нескольких столетий руны не были в широком обиходе, в последние десятилетия интерес к ним все более усиливается, особенно в связи с их использованием в сфере рунической магии и гадания. Сегодня наборы рун продают в различных эзотерических магазинах, где они выставлены рядом с картами Таро и другими принадлежностями для гадания. Наверняка вы их там видели. А возможно, вы сталкивались с ними в книгах, посвященных викканской магии: известно, что там магические заклинания произносятся при свечах, на которых начертаны специальные руны. Если же вы поклонник творчества Дж. Р. Р. Толкина, тогда вам тем более должны быть знакомы некоторые из этих символов: они не только фигурируют в повести «Хоббит», но и вдохновили ее автора на создание особого «рунического» алфавита, который представлен в трилогии «Властелин колец».

Но что это такое – руны?

В академическом смысле руны – это письменные знаки, которые использовались европейскими народами, говорившими на языках германской группы, в период примерно с I века до рождества Христова и несколько столетий спустя. По мере распространения христианства на землях, занимаемых германскими народами, руны постепенно вытеснялись знакомыми нам буквами, ныне известными как латинский алфавит.

Но в отличие от современных букв рунические символы применялись для магических целей задолго до того, как их преобразовали в систему письменности. Для людей, которые ими пользовались, руны заключали в себе глубокий смысл, поэтому посвященные в тайну рун тщательно оберегали эти символы, особенно в эпоху, когда христианская церковь объявила их вне закона. После нескольких столетий относительного забвения руны в конце концов вновь были восстановлены в правах усилиями ученых-языковедов и мистиков, став частью различных духовных систем XX века, но при этом значительно оторвавшись от своих германских корней.

Сегодня многие из тех, кто работает с рунами, практикуют или неоязыческие версии древней германской религии (такие, например, как Асатру), или более эклектические формы, традиционно называемые северным язычеством. Они поклоняются тем же богам, исповедуют ту же веру и поддерживают те же обычаи, что и древние германские народы, культивируя в той или иной степени немногое, что нам известно об их культуре в дохристианские времена.

Однако для того, чтобы сродниться с руническими символами и, так сказать, наладить с ними рабочие отношения, совсем необязательно прибегать к германским религиозным культам, ибо магическая энергия и сила воздействия рун поистине универсальны. Многие из тех, кто работает с рунами, вообще никак не связаны со своими североевропейскими предками (если таковые были), от которых мы унаследовали эти культы. Однако, если вы хотите правильно и успешно использовать эти магические символы, очень важно по достоинству оценить их и питать к ним должное уважение.

Кто такие эти «германские народы», о которых здесь речь? «Германский» – довольно широкое понятие, которое ныне мы соотносим с различными древними племенами (каждое со своими культурными особенностями), некогда населявшими обширные области Европы, включая и ту, что известна сегодня как Германия. Эти народы объединяют скорее даже не этнические черты и не общая для них система верований, а языки, на которых они говорили.

Как и древние кельты, германские племена пришли тысячелетия назад с севера Европы, заселив западные и центральные части Европейского континента. В I веке до нашей эры они подошли к границам Римской империи, и именно в это время появились первые описания их обычаев и традиций, сделанные римскими историками.

Иные сведения о культуре германских племен в дохристианскую эпоху дают нам археологические раскопки, мифы, легенды и прочие литературные источники, созданные в Скандинавии и Британии, двух других регионах, которые некогда населяли эти племена. Именно из этих источников мы узнаем, что руны издревле использовались германскими народами в магических целях. Однако полной картины этих практик у нас до сих пор нет, поэтому для заполнения пробелов и детализации знания нам ничего не остается, как прибегать к собственной интуиции.

В этой книге вы познакомитесь с историей рун и узнаете о важной роли, которую они играли в формировании присущего германским народам магического мировоззрения. Однако описанные здесь практики имеют целью дать представление не о современных, основанных на древних германских культах, неоязыческих системах, таких, как Асатру или «северное язычество», а скорее о рунах в целом, рассматриваемых с точки зрения более общей, эклектичной практики.

Разумеется, для более полного восприятия приведенной здесь информации желательно, чтобы читатель изначально обладал хотя бы минимальным опытом практической магии, но это не обязательное требование. В любом случае книга познакомит вас с техниками рунической магии и гадания, а также даст представление о смысловом значении рун и их использовании в магических целях. (Хотя в этой книге мы будем иметь дело только с древним руническим алфавитом, так называемым старшим футарком, знание, которое вы приобретете, применимо к любому набору рун.)

В процессе чтения и знакомства с рунами старайтесь как можно чаще обращаться к своей интуиции, так как это единственный способ, дающий возможность развивать магические способности. Итак, путешествие в мир рун начинается. Доброго вам пути!

Что такое руны

Молва, секреты, таинства

Никто не станет отрицать того факта, что природа рун таинственна и загадочна. Как символы они мало что говорят (если вообще что-то говорят) неопытному глазу, но есть в них нечто, наводящее на мысль об их мистическом смысле. Да, изучая руны и работая с ними, мы в какой-то мере можем приоткрыть их тайну, но разве этого достаточно? Ибо даже людям многоопытным, долгое время изучавшим их магические свойства и тайный смысл, они всякий раз являют новые стороны и грани. Есть в этих древних письменных знаках нечто глубокое, тайное, эзотерическое. Доказательством этого может служить хотя бы само слово «руны», как оно трактуется в разных словарях: наряду с обычными определениями рун как букв и гадательных символов встречаются и такие их определения, как «тайнопись», «мистерия», «магия» и даже «заклятия» или «заклинания».

Английское, как и русское, слово «руна» происходит от древнескандинавского runa, которое может быть переведено и как «секрет», и как «молва». Если же обратиться к германской и кельтской культурам и древним североевропейским языкам, то окажется, что и там есть немало слов, прямо или косвенно связанных с «руной» и сходным образом ее трактующих. Так, например, древненорвежское слово rún означает «секрет», «тайна»; древнеирландское rún и валлийское rhin тоже имеют сходные значения: «тайна», «секрет» или «молва»; а шотландский глагол roun означает «много говорить об одном и том же», то есть «распространять слухи».

Древнескандинавское runa на правах корня входит в такое английское слово, как rowan (рябина), а это дерево у многих северных народов, в том числе и у русского, считается магическим деревом: многие века его использовали в обрядовых и магических целях, а кисти рябины применяли в качестве оберега. У многих северных народов рябину зачастую так и называют: или «руническое дерево», или «дерево-ведун».

Некоторые ученые считают, что слово «руна» восходит к индоевропейскому праязыку, который, по их мнению, является предком многих более поздних, но тоже древних языков. Во всяком случае, этот и другие праязыковые корни предваряют использование рунических букв в письме, а это значит, что руны использовались в магических и обрядовых целях задолго до того, как стали системой письменности. В самом деле роль рун как средства общения между людьми, как мы увидим в дальнейшем, даже приблизительно не передает внутреннюю сущность и содержание этих древних символов.

Ниже мы вкратце рассмотрим историю рун, во всяком случае ту ее часть, которая нам известна (включая их происхождение и становление в качестве системы письменности), их использование в повседневных и магических целях в древнегерманской культуре и их судьбу в период христианизации Северной Европы. Затем перейдем к исследованию более глубокого, эзотерического смысла рун, в каковом они часто упоминались в древнескандинавской литературе. И наконец, мы познакомимся со старшим футарком, самым старым из известных рунических алфавитов, которым и по сей день пользуются современные волхвы, гадалки и прочие «маги».

Открытие древних. Как появились руны

Современные системы письменности, так называемые алфавиты, как мы их знаем, – относительное новшество в человеческой истории: время их появления – около 1700 года до н. э. До этого для письменных сообщений люди пользовались другими символами, например пиктограммами и идеограммами, которыми обозначали или конкретные объекты, или несложные абстрактные идеи, но не сами звуки, которые мы выговариваем, произнося слово вслух.

Многие из этих символов были обнаружены в пещерах, в наскальных рисунках, и все они, по подсчетам ученых, были сделаны от 12 до 17 тысяч лет тому назад. В Швеции и других регионах Скандинавии многие из знаков, начертанных на скалах, были классифицированы как «дорунические» символы; впоследствии они были немного изменены и включены в систему рунической письменности. (Принято считать, что другие знаки, относящиеся к тому же периоду, например «солнышко» и «крест», не стали буквами только потому, что им придавалось особое магическое значение.)

По мере развития общественной жизни торговые связи мало-помалу вышли за границы отдельных замкнутых сообществ, а экономические взаимоотношения значительно усложнились. Благодаря торговле и миграции населения, приведшим к взаимодействию различных культур, языки пополнились новыми словами, для которых в этих языках еще не было символов. По этой и по другим причинам письменные знаки начали постепенно вытеснять идеограммы.

Этот процесс начался в Древнем Египте: именно там была создана система букв (знаков, соотносимых со звуками, а не с предметами или идеями), которые стали более эффективным средством выражения мысли на письме, нежели система иероглифов. На основе этой буквенной системы в конце концов возник «стандартный» финикийский алфавит, впоследствии распространившийся на другие области Северной Африки и – через Средиземноморье – в Южную Европу.

Финикийский алфавит, в свою очередь, послужил прообразом для создания греческого (собственно, именно из него и возникло слово «алфавит», образованное соединением двух первых букв греческой письменной системы – «альфа» и «бета»). Этот алфавит был взят на вооружение этрусками, чья цивилизация переживала в то время расцвет на Апеннинском полуострове, и приспособлен к их нуждам. В этом же регионе Европы на основе греческого алфавита возникло еще несколько письменных систем, получивших общее наименование «староиталийских». Однако считается, что именно этрусский алфавит (часто называемый «североиталийским») и послужил основой для создания рунического письма германских племен.

Правда, далеко не все ученые-языковеды согласны с тем, что именно североиталийский, или этрусский, алфавит был первообразом рунического, но на данный момент эта теория кажется наиболее надежной и правдоподобной. Италия находится далеко от Скандинавии, где, собственно, и была найдена большая часть рунических надписей. Однако хорошо известно, что германские племена жили и в Центральной Европе, в районе Альпийских гор, где проходили торговые пути этрусских купцов. Доказательством взаимодействия и взаимопроникновения этих культур считают боевые шлемы, найденные в этом регионе (они датируются временем около 300 года до н. э.), с надписями североиталийским письмом, прославляющими германских богов.

Считается, что в период от III века до нашей эры по I столетие нашей эры некая форма староиталийского алфавита была соединена с несколькими доруническими символами. На этой основе был создан первый рунический «алфавит», более или менее адекватно отражавший звуки германского языка.

Эта новая письменная система, передаваясь от одного племени к другому, затем распространилась по всему региону, занимаемому германскими народами, достигнув побережья Северного моря, а затем и более далеких пределов Скандинавского полуострова.

Послания и магия

По мере усвоения рунической системы культурой германских народов последние (уже в самом начале I столетия н. э.) стали составлять из этих символов надписи разного рода.

На примере таких артефактов, как копья, щиты, наскальные рисунки и гигантские камни, мы знаем, что руны использовались для самых различных целей, включая и магические.

Руны, нанесенные на оружие и ювелирные изделия, превращали эти предметы в талисманы. Вырезались руны и на могильных камнях – с тем, чтобы, во-первых, увековечить память об умерших или убитых (как это делается и в наше время на надгробных памятниках), а во-вторых, чтобы облегчить или обезопасить умершим переход в иной мир. Некоторые надписи представляют собой своеобразные заклятия, то есть это самые настоящие магические формулы, символы, молитвы, обращения или призывы.

Что касается гадания (а это одно из главных назначений рун в наши дни), то есть свидетельства, что некоторые германские племена еще в древности использовали руны для этой цели. Чаще всего цитируют римского историка Тацита, который в своей книге «Германия» (I век н. э.) описал обряд гадания.

Люди, ища совета в мире невидимого, вырезали руны на щепках или обломках веток, срезанных с плодоносящих деревьев. Эти щепки затем бросали на белое полотно, и толкователь рун, подняв глаза к небу, дабы сделать выбор наугад, переворачивал три щепки, с которых и считывал «божье соизволение». Если гадание проводилось прилюдно, толкователем в этом случае выступал жрец. В сугубо приватных случаях таким толкователем рун обычно становился глава семьи.

Некоторые ученые высказывают сомнение, действительно ли германцы гадали на рунах, поскольку у Тацита отсутствует само понятие «руны», да и руническая система ко времени создания его книги еще не была разработана. Но есть и другие источники, например написанное в IX веке н. э. архиепископом Гамбург-Бременским Римбертом «Житие преподобного Ансгара» (Vita Ansgari), где говорится, что скандинавы часто прибегают к богопротивному гаданию, «бросая жребий расписными щепками» – так он, по-видимому, называет руны.

Да, скандинавы действительно часто прибегали к подобной «жеребьевке», однако не для того, чтобы добыть скрытое знание, а с целью чисто практической: так обычно распределяли наделы земли между членами общины. Сейчас трудно сказать наверняка, что имел в виду под гаданием Римберт, а до него Тацит, поскольку они не знали терминологии, распространенной среди самих германских народов. В любом случае, раз войдя в обиход через германцев, руны, как считается, были сразу приспособлены к традиции гадания, уже имевшейся у этих племен.

В последующие века руны стали использовать и для более прозаических целей, например для составления деловых и судейских документов, а также и для чисто личных посланий – например, любовных писем! Многие из этих посланий были вырезаны на дорожных палках, клюках или посохах, которые передавались от человека человеку, пока не достигали адресата. Так продолжалось вплоть до XIV века, когда наконец появились и первые рунические послания на пергаменте и бумаге.

К этому времени, однако, европейские государства вовсю пользовались латинским алфавитом, поэтому у нас очень мало свидетельств того, что руны в эпоху чернил и гусиных перьев тоже имели хождение. Тем не менее некоторые народы, как правило скандинавы, пользовались и рунами для всякого рода записей, и такая практика сохранялась в отдаленных районах Скандинавии вплоть до XX века. Другой пример использования рун в целях, не имеющих отношения к магии или гаданию, – это «вечные» рунические календари (их обычно вырезали на дереве или кости), которые скандинавы употребляли в домашнем хозяйстве вплоть до XVIII века.

Хотя к XI веку практически вся Северная Европа была христианизирована, некоторые германские народы были настолько привержены своим древним магическим практикам, что не расставались с ними на протяжении сотен лет. Так, например, исландский магический сборник (гримуар) «Гальдрбук», составленный в XVI–XVII веках, содержит сведения о работе с рунами. А в немецкой области Шварцвальд рунические символы входили в магические надписи, которые фермеры наносили на свои дома и хозяйственные постройки. Немецкие иммигранты, переселявшиеся в США в XIX веке, принесли с собой эту практику.

Если говорить в общем и целом, то к XV веку христианство в Европе почти полностью вытеснило древние религиозные обряды и верования, а те, что сохранились, были, так сказать, загнаны в глубокое подполье. Что касается рун, то официальная церковь ничуть не сомневалась в их магическом значении и в Средние века неоднократно запрещала пользоваться ими. Несмотря на это, руны остались неотъемлемой частью «коллективного духа» германских народов, отказывавшихся предавать их полному забвению.

Рунический «ренессанс»

К счастью, прошло не так много времени, и таинственные наскальные рисунки привлекли к себе внимание ученых скандинавских стран. Так, уже в конце XVI и на протяжении первой половины XVII веков шведский ученый-антиквар и королевский библиотекарь Йоханнес Буреус изъездил всю Швецию, собирая и переписывая рунические надписи; на этом материале он затем написал три книги о рунах. Хотя Буреус был просвещенным сыном своего века, к тому же и христианином, он тем не менее основательно заинтересовался значением этих символов и в результате создал магическую систему, где своеобразно смешивались исконно германские знания и христианская версия каббалы. В этот же период времени изучали руны и некоторые другие ученые, однако подлинное возрождение рун началось только в конце XVIII – начале XIX веков, в эпоху романтизма.

Именно в это время начал возрождаться интерес к германскому фольклору и культуре, свидетельством чему может служить основанная в Швеции Готическая лига. Она поставила себе целью возродить дохристианскую картину мира и мировоззрение с помощью изучения скандинавской литературы, в которой нередко появляются руны. В Германии сбором сказок и фольклорных преданий занимались знаменитые братья Гримм, Якоб и Вильгельм. Последний не скрывал своего интереса к рунам, и его фольклорные изыскания были прежде всего направлены на то, чтобы составить представление об истории рунического письма в этом регионе.

Благодаря усилиям этих и других фольклористов языческая традиция германских народов оказалась поднята на уровень культурного достояния Европы и получила академический статус, а в результате была признана церковью как явление, не представляющее угрозы для христианства. Этот качественный сдвиг в изучении рун в дальнейшем привел к так называемому «германскому ренессансу» (известному также как «пангерманизм»), так что в конце XIX – начале XX веков к изучению рун приступили уже современные мистики и оккультисты. Они направили свои усилия на то, чтобы возродить изначальный смысл рун и привести его в соответствие с их магическим назначением.

Самой известной и знаковой фигурой в период рунического «ренессанса» был некто Гвидо фон Лист, австрийский ученый-мистик, разработавший новые рунические письмена, названные им рунами Арманов. Он был убежден, что эти письмена являются самым древним германским алфавитом, который он «открыл» чисто интуитивно: мол, это случилось во время восстановления после операции по удалению катаракты, временно лишившей его зрения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги