banner banner banner
Большая книга Рун
Большая книга Рун
Оценить:
 Рейтинг: 0

Большая книга Рун

Смену календаря.

Смену алфавита.

Это классика, посчитайте, сколько раз даже в изученном историческом промежутке времени это происходило? Экспансия Римской империи, завоевание Египта, принятие христианства славянами, Французская революция, Февральская революция, Октябрьский переворот…

Современные знаковые системы подверглись очень большим изменениям и утратили очень многое в своей сакральной, изначальной, сути. Но то, что Сила Слова проявляется и сегодня (никто не будет спорить с этим), свидетельствует о былой мощи языка и письма древних цивилизаций.

Но что же насчет рун?

Руны, видов которых насчитывается не менее десяти, также подверглись изменению, но что же мы видим? В магической среде используются руны Футарк как самые эффективные. Почему именно они? Возможно ли, что они наименее искажены, и поэтому эффективнее других резонируют с тем миром, о котором мы так мало знаем?

Этому есть несколько причин.

Руны просты в написании. К простоте и логике графического изображения рун мы еще вернемся, и читатель откроет для себя чрезвычайно много интересного. Но пока мы говорим о том, что руны, даже разновидности рунического письма, все же менее подвержены графическому искажению, чем буквы, скажем, славянской азбуки. Их удобно вырезать, и у них есть некий шаблон, о котором мы также расскажем далее.

Первые памятники рунической письменности датируются III в. до н. э. Надписи на рунах встречаются вплоть до XIX в. по всей Европе. Историки считают, что руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. С этой гипотезой некоторые исследователи не соглашаются, но различные варианты рун встречаются в Европе, на территории России и Дальнего Востока – практически по всему миру.

Так что доподлинно установить место происхождения рун, конечно же, невозможно. Мы вообще очень мало знаем о том, какие народы обитали на территории Европы до Рождества Христова, и особенно до начала римских походов на эту территорию. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсинкские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и мистическим традициям.

Камень из Кюльвера с руническим алфавитом

Камень из Дании

Готский алфавит. Гравюра из «Истории Готии и Швеции»

Вот несколько различных образцов рунических знаков. Особо выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских.

Они использовались в Восточной Европе в I–IV вв. н. э. и их принято относить к самым древним.

Ларец «Franks casket». Найден в Аузоне (Франция) в XIX веке и в 1867 году подарен Британскому музею

К готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Её считают самой ранней рунической надписью.

Ковельское копье

Старший футарк

Нотумберийские руны

Вендские (славянские) руны

Англосаксонский рунический ряд

Скандинавский эпос и руны

Скандинавский фольклор предоставляет множество сведений о происхождении рун и о собственно передаче их людям.

«Старшая Эдда» – великолепный памятник древней культуры, поэтический сборник древнеисландских песен, который сохранился в рукописи второй половины XIII века.

Сборник состоит из очень разных текстов, составленных, судя по всему, на основании песен исландских скальдов – исполнителей и часто авторов песен и баллад.

Скальды, подобно сказителям Древней Руси, являлись хранителями и распространителями древней устной традиции скандинавских народов. Они переносили новости и баллады о давно минувших временах, и в том наследии, которое было записано, сохранились бесценные сведения об истории скандинавских народов, об их конунгах, героях, о войнах и о жизни простых людей. Песни о богах дают достаточно четкое представление о тех, которых почитали эти люди, и о деяниях самих богов.

Однако не следует забывать, что рукопись составлена во времена Средневековья католиком, и, скорее всего, редактура все же имела место. Несмотря на все это, Старшая Эдда и Младшая Эдда являются документами такой колоссальной важности и источниками такого количества ценных сведений, что значение этих памятников трудно переоценить.

«Младшая Эдда» также состоит в основном из баллад и посвящена мифологическим персонажам древнескандинавского эпоса. В ней часто пересекаются сюжеты и сами стихи. Однако существует много мест, где Старшая и Младшая Эдды противоречат друг другу, имеется некоторое несходство имен и расхождения в самих историях персонажей. Очевидно, что это связано с трудностями перевода, а также с влиянием других – римских, а позже и христианских концепций переводчиков.

Исследователи считают, что большая часть героических песен основана на сказаниях южногерманского происхождения. Очевидно, что утраченный пласт этой культуры – большая потеря.

Язык «Эдды» прост и по-своему изящен. Качество русскоязычных переводов, выполненных С. Свириденко, А. Корсуном с примечаниями М. Стеблина-Каменского, Владимиром Тихомировым, Елеазаром Мелетинским, Ольгой Смирницкой, Михаилом Раевским, Игорем Дьяконовым сделают ваше знакомство с этими текстами истинным удовольствием и позволят окунуться в атмосферу событий и отношений, которым многие тысячи лет. Слог стихов различен, но музыкален и легко западает в душу, заставляя сопереживать героям и понимать их жизнь, чувства и чаяния, близкие нам и сегодня.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)