Нора Олсен
Счастье по-норвежски. Флируфтслив – искусство жить и не париться
© Издательство «АСТ», 2021
* * *Предисловие. Почему в холодной и дождливой стране живут самые счастливые люди?
2020-й ковидный (COVID-19) год вытолкнул всех горожан на дачи, в бабушкины домики, на заимки, хижины, спрятанные в лесу. А некоторые даже спрятались в бункерах. Главное – подальше от скопления людей и ближе к природе. Интуитивно чувствуем, что она – матушка Природа – может как наказать, так и защитить: спасти и от глобального похолодания, и от вирусов. И вот я, спрятавшись от коронавируса в лесной глуши и с ужасом думая о скором возвращении на «большую землю», вспомнила о своем давнем путешествии в одну страну, где город и природа буквально вплетены друг в друга, – Норвегию. И по-«белому» позавидовала, ведь в нашей стране такого тесного «симбиоза» нет. Стоит железная альтернатива: или город, или деревня. Но счастье же кроется в синергии. А в Норвегии еще – и в фрилуфтсливе (friluftsliv).
Может, благодаря ей норвежцам на своей холодной и дождливой родине удается занимать первые места в мире по количеству счастливых людей, наравне с Данией и Исландией, также в той или иной степени пропагандирующими «природную» философию.
Согласно статистическим данным, страны Скандинавии – наиболее счастливые. Не так давно Норвегия подвинула Данию на второе место в рейтинге самых счастливых стран. Последние шесть лет британская компания Economist Intelligence Unit ставит Норвегию на первое место Индекса демократии. Во многом ученые связывают такие успехи с тем, что норвежцы уделяют много времени и внимания пребыванию на природе. И это несмотря на то, что жизнь там очень дорогая. Но уровень благосостояния один из самых высоких в мире.
И даже трудно представить, что почти двести лет назад этой страны вообще на карте не было! Жители питались только селедкой и треской. И вдруг случилось невероятное! Почти 50 лет назад у норвежских берегов была обнаружена нефть, а затем и газ. И ранее не избалованные подарками судьбы норвежцы разбогатели. Сегодня их рабочий день стоит почти двести долларов. В общем, по нашим российским меркам, очень богато. Но не будем завидовать: там большие налоги и высокие цены на продукты. И самый дорогой бензин в мире, и самые дорогие гамбургеры, и самый дорогой общественный транспорт: билет в автобусе стоит 300 рублей (в переводе на рубли)! Отчего эта страна так недешева? Потому что уровень жизни в ней высок.
Норвегия является дорогой страной не только для жизни, но и для отдыха. Так зачем же туристы отправляются в эту страну, где нет южных курортных радостей? Мерзнуть и мокнуть под дождем? Нет, туда едут люди, которые очень любят дикую природу. Некоторых из них даже можно назвать экстремалами. Ведь отдых в Норвегии – это труд. Потому что надо много двигаться самому – по горам, лесам, ледникам. Или перемещаться на дальние расстояния – то на машине, то на пароме, то на поезде.
А норвежский климат для передвижений не всегда комфортен: жаркое солнце может резко сменить ледяной дождь. Конечно, высокий сервис делает отдых очень комфортным. Но не имеет ничего общего с разнеженным и расслабленным времяпрепровождением на горячих пляжах Турции или Бали. А чтобы воздух был еще чище, правительство Норвегии решило, что к 2025 году не должно остаться ни одной машины на бензине. Уже сейчас во многих семьях этой страны два авто: экологичный автомобиль для города и бензиновое авто, чтобы ездить на дальние расстояния.
Все в этой стране направлено на то, чтобы сохранять природу в ее девственном состоянии. Потому что норвежцы первыми поняли: чем дальше вы удалитесь от цивилизации, тем больше шансов стать счастливее. И, как выяснилось, лично я уже много лет практикую фрилуфтслив в своих пеших походах и прогулках в окружающих мой город парках и лесах. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что это один из самых доступных способов снятия стресса, восстановления душевного равновесия и получения новых эмоций. Некоторые продвинутые последователи этой философии называют фрилуфтслив «минималистичным общением между людьми и местами их обитания».
Но это ни в коем случае не «просто отдых на природе» и не «съездить в лес пожарить шашлыки»! Фрилуфтслив намного многогранней. Например, для нынешних пенсионеров ощущения фрилуфтслива затрагивают чувства из их далекого детства, когда черно-белые телевизоры и стационарные телефоны были только у избранных, а компьютер считался прерогативой больших ученых и крутых разведчиков. Но в их жизни всегда было место прогулкам в лесу, сбору грибов, листьев и шишек, сплавам, походам с ночевкой в палатках. Это было потрясающее время романтики!
Да и молодежь сегодня интуитивно ищет более тесные связи с природой, потому что это самый простой и естественный путь «отлипнуть» от гаджетов. И, конечно, самую большую пользу фрилуфтслив приносит детям. Не просто же так врачи советуют регулярные прогулки на природе и детсадовцам, и школьникам, потому что они благоприятно влияют на умственное и физическое развитие мозга. Доктора свидетельствуют: времяпрепровождение на свежем воздухе способствует облегчению синдрома дефицита внимания и гиперактивности, улучшению креативности и критического мышления.
Также последователи этой философии утверждают: природа – наш дом, который мы потеряли и в который должны вернуться! Но не как повелители мироздания, а как его дети. И стремиться к естественному образу жизни, основанному на древних и практически сегодня утраченных инстинктах. Избегать всего искусственного, отдавая дань натуральному, начиная с самых основных вещей – воды, света и воздуха. Конечно, так жили наши предки, у них не было других вариантов. Ныне большинство землян живет в городах. У них есть выбор: покинуть мегаполис и поселиться в деревне. Но мало кто из них испытывают тягу к земле. Даже шутка такая родилась: «Мне от чистого воздуха плохо становится, лучше подышать выхлопными газами». Но тот, кто наладил связь с природой, неожиданно для себя выходит на совершенно новый уровень осознания, понимая, как драгоценна наша жизнь и как бездарно порой мы ее тратим.
Более того, фрилуфтслив дает нам возможность более близко узнать свое окружение. Песня у костра, совместный сплав по горной реке, покорение вершины горы ярче и быстрее раскрывают характер людей, чем их посты в соцсетях. Да и вообще, если вспомните школьные учебники по истории, то сотни тысяч лет наши предки выживали только благодаря тому, что собирались в племена. Живое общение дает опыт, который невозможно получить в условиях города, и уж тем более в одиночку.
Сегодня, когда мы воздвигли между собой и природой «железный занавес», мы стали агрессивней, у нас появилось много страхов, нас беспокоит бессонница, и мы все время находимся в напряжении. Для снятия стресса идем в спортзал, на фитнес, йогу или в кинотеатр на комедию. Забывая, что есть совершенно естественный способ успокоиться, поднять настроение и прийти в себя – почерпнуть силы у природы. И тогда никогда не будет ни страшно и ни опасно, потому что человек, связанный с природой, в любом месте чувствует себя как дома. А уж в Норвегии – тем более.
Эта изумительная страна подарит необыкновенные легенды и сказки о викингах и троллях, мореплавателях и первооткрывателях. Главный кумир норвежцев – Эрик Рыжий, открывший Гренландию, а также его сын Лейф Счастливый, который первым из европейцев добрался до Северной Америки. Весь мир знает про Нансена, Амундсена и Тура Хейердала. На туристической карте Норвегии вы увидите массу музеев викингов с имитацией исторических поселений, где даже можно пострелять из лука и поплавать на лангшипе – боевом корабле викингов.
В путешествии по стране вы, конечно, познакомитесь с другим ключевым персонажем норвежской культуры – троллями. Жители их так любят, что назвали почти половину своих природных объектов в их честь. Это можно объяснить тем, что раньше люди верили, будто тролли при определенных обстоятельствах обращались в камень. Так что какую-нибудь скалу замысловатой формы или гигантский замшелый валун всегда было удобно назвать Троллем или какой-нибудь частью его тела, например, «Язык Тролля».
Итак, если я вас хоть немного заинтересовала на «входе» в книгу, то двинемся дальше. Я же предупреждала, что отдых в Норвегии – это труд. Поэтому приглашаю вас в горы, леса, на ледники, под водопады – где на машине или на пароме, а где пешком по горным тропинкам или лазаньем по отвесным скалам. Фрилуфтслив зовет вперед!
Город – искусственный мир
Ах, нет, немного притормозим. Для того чтобы вы глубоко прониклись дальнейшим описанием философии фрилуфтслива, я вас немного попугаю «ужасами» урбанизма. И сообщу вам пренеприятное известие: город – это искусственный мир.
Мы живем в мире вещей, созданных цивилизацией, проводим время в душных комнатах у телевизоров, устаем от шума домашних приборов – пылесосов, полотеров, соковыжималок, бездумно глотаем таблетки от головной боли. Тысячи вещей, окружающих нас, объективно полезны и даже необходимы, но почти каждая из них хоть немного отгораживает нас от живой природы. Убрать пылесос, выключить телевизор и вместо анальгина или аспирина выйти бы в сад, посмотреть на небо и старые деревья, о которых Иван Алексеевич Бунин писал: «Небо и старые деревья, у каждого из которых всегда есть свое выражение, свои очертания, своя душа, – можно ли наглядеться на это?» – какая это была бы прекрасная эмоциональная разрядка.
В трактате «О любви к лесам и источникам» японский поэт Го Си пишет, что умные и добродетельные люди потому любят пейзаж, что среди гор и вод питаемые почвой произрастают деревья и травы, и даже скалы там веселятся весной, как малые дети. «Потому-то в эти места удаляются от мира мудрые люди, изучающие жизнь, потому-то там резвятся обезьяны и летают аисты, громко крича от радости, которую дарует им природа… Тюрьма – вот что вызывает высокую ненависть человеческого естества».
А ритмы современной жизни все больше и больше превращают нашу жизнь в гонку. И из-за этого почти каждый из нас страдает «синдромом постоянной спешки» – так психологи называют феномен, когда человеку кажется, что он никуда не успевает. Делает сразу несколько дел и вечно торопится. Но при этом нас не покидает навязчивое ощущение, что время убегает прочь и медленно крадет нашу жизнь, мгновение за мгновением. А сама жизнь проходит в борьбе – за теплое место под солнцем, за лучший кусок хлеба, за более высокую ступеньку на карьерной лестнице. Мы боимся оказаться жертвой естественного отбора, когда слабый оказывается на обочине жизни. Хотя, как показывает опыт, и победитель, и проигравший оказываются одинаково несчастными: первый в итоге понимает, что богатство и власть не приносят долгожданного счастья, а второй страдает из-за того, что у него нет богатства и власти. Существование большинства людей переполнено депрессиями, которые гасятся алкоголем, шопингом, блужданием по соцсетям. Их души пребывают в беспокойстве. Их дни – череда потрясений: телефон всегда включен, чтобы быть на связи, постоянный недосып, сердце замирает от скачков валюты, нахамили в метро, подрезали на трассе, опоздал на совещание, получил нагоняй от начальства, поругался с другом, закончились деньги на карте…
И еще возникает усталость от загруженности информацией, льющейся из всех гаджетов. Запоминать ее уже стало бессмысленно. Поэтому уже и забывчивость стала привычной. Если раньше мы не могли вспомнить имя нового коллеги, то сегодня – пароли электронной почты, facebook, PIN-коды кредитных карточек. А вспомнить нужный номер телефона уже и не надеемся, «вбивая» его не в свою, а в электронную память сотового телефона. Но и это не спасает – мы забываем фамилию абонента, когда хотим ему позвонить. Телевизор, компьютер, телефон, даже уличная реклама – все это забивает наше сознание нескончаемыми потоками данных. Ежедневно человеческому мозгу приходится «переваривать» огромные объемы информации – визуальной, звуковой, текстовой. Как считают некоторые ученые, человечество почти достигло той точки эволюционного развития, когда входящие информационные потоки превысят воспринимающие способности нашего мозга. Не за горами – полный перегруз!
Исследователи Калифорнийского университета подсчитали, что только за 2006 год мировые СМИ, издательства и рекламная индустрия произвели 161 эксабайт (1 ЭБ = 260 байт) информации. А это в 3 миллиона раз (!) больше, чем все книги, написанные за всю историю человечества. А в 2019-м этот объем возрос до 2898 ЭБ, то есть почти в 18 раз за 13 лет. Есть исследования, что в XV – XVII веках хорошо образованный европейский человек получал за всю свою жизнь информацию, которая сегодня равна одному номеру журнала New York Times. Выдержит ли наш бедный мозг такой натиск?
Футурологи прогнозируют пока два пути развития человека. Либо наш мозг эволюционирует и начнет работать быстрее, чтобы догнать компьютеры. Либо сложные эмоциональные задачи будут упразднены, и через несколько поколений человечество выродится в бесчувственных потребителей информации. Но самое страшное – еще и БЕСпамятных. А что будет дальше? Представьте, что ваш стол завален десятком телефонов и все они звонят одновременно. Сначала вы будете пытаться ответить хотя бы на пару звонков, затем схватитесь за третью трубку, попросите звонящего подождать, а в конце концов плюнете на все и уйдете попить кофе.
То же происходит с нашим сознанием. Не справляясь с чрезмерной нагрузкой, мозг просто перестает адекватно воспринимать входящую информацию, переключается на самые элементарные задачи и постепенно разучивается работать в полную силу. С такими тревожными предсказаниями выступили медики из Калифорнийского университета. Они считают, что мощности современных цифровых технологий уже превысили воспринимающую способность человеческого мозга. С помощью простого нажатия клавиши человек может узнать обо всем, что произошло на Земле за сутки: десяток катастроф, пара локальных войн и новая эпидемия умещаются в нашем сознании за 3–5 минут. В результате все мировые бедствия воспринимаются без эмоций и анализа. Мозг просто экономит время, чтобы успеть поглотить все входящие данные. А эмоции и анализ – это главные составляющие памяти. Без нее притупляются интеллектуальные способности человека, что ведет к дальнейшей деградации.
А деградированной личностью легко управлять, навязывая свои ценности. Например, сказать, что счастье кроется в богатстве, деньгах, власти и статусе и что все должны выглядеть молодыми, красивыми, стройными, спортивными. Нам не только указывают, как мы должны выглядеть, но и что носить, что есть и покупать, сколько зарабатывать, кого любить и как воспитывать детей. Мы больше думаем о жизни других, чем о своей собственной. Но когда мы оцениваем собственную жизнь по чужому мерилу, то оказываемся под чудовищным давлением, которое заставляет достигать, делать и приобретать то, что нам на самом-то деле и не нужно. Эти желания влияют на поведение, принятие решений и отношение к самим себе. Неудивительно, что люди чувствуют себя подавленными, неуверенными, брошенными и обессиленными.
Более того, нас изматывают плоды технического прогресса. Так, например, дома, на работе, в супермаркетах, на гаджетах нам режет глаза яркий, искусственный свет. Он стимулирует мозговую активность, из-за которой мы можем сутками сидеть за мониторами компьютеров, работая по 24 часа в сутки. Все это расшатывает нервную систему, лишает сна. Приходится платить высокую цену за то, что из нашей жизни ушли успокаивающие тени, приятный полумрак и тишина. Наши глаза и сердца утомлены до крайности.
Многие с трудом досматривают фильмы до конца. Постоянно переключают каналы. Недослушивают песни, перескакивая с одной радиостанции на другую. В видеофильмах прокручивают затянувшиеся сцены. Письма от руки уже не пишут – отстукивают телеграфной строкой без точек и запятых. Эпидемия? Да. Мы стали «цифровыми аборигенами». Так неврологи стали называть людей с богатым многолетним опытом жизни в Интернете. У активных пользователей глобальной Сети уже давно изменилось не только поведение, но и способ мышления, а самое главное, мозг. «Цифровые аборигены», как правило, проводят перед монитором по 12 часов в сутки. Перебегают с одной гиперссылки на другую, пишут в блогах и в WhatsApp, отвечают на электронные письма, читают новости, слушают музыку в наушниках, причем делают все это одновременно.
Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Их общение похоже на наивный щебет малышей, желающих заслужить чье-то одобрение: «Посмотри на меня, я сделал это». Этот феномен психологи назвали «кризисом идентичности». Он характеризуется неадекватностью самооценки, утратой чувства перспективы, беспричинным пессимизмом, внешней пассивностью, бескомпромиссностью, а порой и агрессивностью. Другие психологические эксперименты показали, что, когда участникам экспериментов задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках. По сути, рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
Ученые считают, что поскольку интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, – в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются. Развивая способности оперативно обрабатывать информацию и эффективно принимать решения, люди катастрофически начинают терять навыки общения, интуиции. Перестают распознавать настроение людей по глазам, мимике, жестам – по сути, рушат те эмоциональные кирпичики, из которых строится семья, дружба, любовь.
В западном мире у многих людей отчего-то возникает горячее желание стать частью коллектива, винтиком толпы. Ученые называют этот феномен «стадным чувством». Отсюда – стремительное строительство супер- и гипермаркетов, башен – офисных центров наподобие Москва Сити, бешеное развитие социальных сетей, создающих «жизнь напоказ». Провинциалы бросают свои тихие, уютные деревеньки и поселки ради того, чтобы жить в мегаполисе-муравейнике. Откуда такое тяготение к скученности?
Исследователи уверяют, что в толпе уютно чувствуют себя люди несамодостаточные, пытающиеся скрыть свою интеллектуальную ущербность, духовную пустоту, создать ложное впечатление своей мнимой значительности, снять психологическую ответственность за вседозволенность.
Как пишут психологи в своих работах, толпа тотально подчиняет себе человека. И в большинстве случаев он не сопротивляется, отдаваясь движению масс – причем в любую сторону. Например, даже в метро вы наверняка замечали, как сотни людей идут волной, перекачиваясь слева направо, как пингвины, в одну сторону – на переход. Пусть эта одинаковость чисто внешняя, но ведь чувствуется что-то механическое. Не зря же человеческие потоки планируются и подлежат регулированию. Поток, толпа – уже не человек. Толпа двигается по обозначенному пути, и задние подталкивают передних в нужном им направлении. Человек попадает в западню, даже если передумал идти в этом направлении. Но выбраться не может.
По большому счету даже вся современная культура стала культурой толпы, которая расширила свои границы, проникнув в дом с помощью телевизора и компьютера. Теперь человек уже не изолирован от толпы стенами.
Причастность к толпе глушит в человеке индивидуальные эмоции, личные желания и собственные устремления. Вся жизнь становится распланированной и упорядоченной, хотя все это больше видимость, чем настоящая рациональность. Делать как все – вот закон толпы, который требует не согласия, а повиновения и покорности. И представьте, многих такое положение вещей вполне устраивает! Бунтари всегда оказываются в меньшинстве, о чем говорится в стихотворении Ивана Тургенева «Толпа»:
…Толпа – наш царь – и ест и пьет исправно;И что в душе «задумчивой» живет,Болезнию считает своенравной.И права ты, толпа! Ты велика,Ты широка – ты глубока, как море…В твоих волнах все тонет: и тоскаНелепая, и истинное горе.И ты сильна… И знает тебя бог –И над тобой он носится тревожно…Перед тобой я преклониться мог,Но полюбить тебя – мне невозможно…Так выглядит мир, в котором мы живем. Или выживаем? Ведь то, к чему подталкивает внешний мир, зачастую оказывается совсем не тем, к чему мы стремимся внутренне. Наступает момент, когда нужно остановиться, оглядеться вокруг и решить, что для нас по-настоящему важно. В этой ситуации может помочь только философия фрилуфтслив.
Поэтому надо: сложить все, что нужно, в рюкзак за спиной и выбраться хотя бы на недельку на природу. Сбежать от всего, чтобы вспомнить, кто ты на самом деле. Не фотографировать и не делиться в соцсетях – набить карманы сухарями и отправиться на природу за сугубо личными впечатлениями, которые вы оставите только себе.
Фрилуфтслив – «свободная жизнь под открытым небом»
Итак, что же это за странная философия фрилуфтслив, которая отдых на природе возвела до уровня национальной традиции? Friluftsliv (англ. free-loofts-liv; с норвежского fri – свободный, luft – воздух, liv – жизнь) и переводится как «свободный воздух жизни», «жизнь на открытом воздухе» или «свободная жизнь под открытым небом». Но так же, как и хюгге, значение слова friluftsliv выходит далеко за пределы его перевода и фокусируется больше на динамических отношениях человека с природой. Ставит целью достижение состояния уюта и гармонии с окружающим миром и с самим собой. Фрилуфтслив, как и хюгге, относится прежде всего к вдохновляющей атмосфере. Но если хюгге акцентирует внимание больше на комфорте, уюте и человеческих отношениях, то фрилуфтслив говорит о жизни вместе с природой. Норвежская концепция счастья утверждает, что достигнуть гармонии можно самым простым и совершенно не затратным путем. Надо принять тот факт, что мир не ограничивается офисом, городом и живущими там людьми. Как можно чаще необходимо выбираться из этой рутины в свою «естественную» среду обитания.
Но если вы захотели стать настоящим последователем философии фрилуфтслив, то должны знать, что просто прогулкой в соседнем парке не отделаетесь. Необходимо полноценное воссоединение с природой – в походе в лес или сплаве по горной реке. И обязательное условие: отказаться от каких-либо источников связи, интернета и прочих технических раздражителей. Главное – получать радость от собственных впечатлений, только лично для себя, питаться запоминающимися ощущениями, приобретать новый опыт и яркие впечатления.
Согласование работы собственного организма с природными ритмами и упорядочивание своих мыслей – также неотъемлемая часть «фрилуфтслива». Возвращаясь к биологическому образу жизни, но в новом контексте, человек должен уходить от наблюдения и потребления в сторону эмоционального слияния с природой. Причем вместе со своими близкими.
Сравните: где вы получаете больше тепла и поддержки от общения с друзьями – в соцсетях или у костра? Где становитесь более близкими друг другу: в офисах или в путешествиях по новым местам? Согласитесь, что, когда вы командой покоряете неизведанные места в горах или лесах, появляется общность интересов, взаимовыручка, чувство безопасности. По сути, становитесь дикарями в «доцивилизованном» мире с обостренной интуицией и желанием сбиваться в «стаи». Это тип человеческих отношений, который мы утратили. В жизни современного общества индивидуальность и выживание в одиночку, к сожалению, стали стандартом. А надо бы держаться ближе друг к другу, спинами соприкасаться, отражая натиск врагов! А их же всегда хватает, правда? Как убеждают специалисты, «подлинный фрилуфтслив создает ощущение целостности». В этом и кроется причина удовольствия, когда мы сидим вокруг костра и чувствуем сильную связь с находящимися рядом людьми и жизнью в целом.
Фрилуфтслив учит людей воспринимать естественную среду как настоящий дом, где царят любовь, уважение и безопасность. Последовали движения считают, что человек, который эмоционально связан с природой, никогда не испытывает страха и неуверенности. Он везде чувствует себя как дома, независимо от места на планете.
Кто придумал: роль Ибсена и Нансена
Как мне объяснили специалисты, термин «frilufts-painting» («изображение жизни на природе») использовался многими поэтами и философами эпохи романтизма, пропагандировавшими «возврат к корням». Но впервые слово «фрилуфтслив» было опубликовано в 1859 году в стихотворении «На высотах» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906). Главный герой произведения ищет одиночества, он оставляет мать и отправляется в дикие уголки норвежской природы, чтобы прояснить свои мысли о будущем, и живет в маленьком домике среди гор и лесов в полном уединении. Есть несколько переводов этого стихотворения. Более точным, на мой взгляд, кажется этот: