Афоризмы, мысли и высказывания выдающихся россиян. Полное собрание остроумия и жизненной мудрости
АХМАТОВА Анна Андреевна
(девичья фамилия – Горенко, псевдоним – фамилия прабабушки по матери)
(11/23.06.1889–05.03.1966)
Русская поэтесса.
Родилась в Одессе в семье флотского инженера-механика. Училась в Мариинской женской гимназии, после окончания которой переехала в Петербург, где вместе с мужем, поэтом Н. Гумилевым, в 1911 г. вошла в «Цех поэтов» и стала одним из основателей поэтического течения акмеизм. В 1912 г. выпустила поэтический сборник «Вечер», имевший большой успех. В 1914 г. вышел сборник «Четки», в революционные годы выпустила сборники любовной лирики «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921). Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, подвергалась замалчиванию, цензуре и травле. Ее поэма «Реквием» (1935–40; опубликована 1987) – одно из первых поэтических произведений, посвященных жертвам репрессий 1930-х годов. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации создала цикл стихов «Ветер войны», «Поэму без героя». Кроме поэтических произведений, перу А. Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А.С. Пушкина, воспоминания о современниках. В 1964 г. в Италии Ахматовой была вручена премия Этна Таормина, а в 1965 г. в Оксфорде присуждена почетная докторская степень. Умерла в Домодедово (Подмосковье), похоронена в Комарово, под Санкт-Петербургом.
Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.
Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.
Восьмое марта выдумали импотенты. Как можно вспоминать о женщине один раз в году?
…Все, кого ты вправду любила, / Живыми останутся для тебя.
Есть в близости людей заветная черта, / Ее не перейти влюбленности и страсти…
Жить – так на воле, / Умирать – так дома.
Измену простить можно, а обиду нельзя.
Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда…
Можно быть замечательным поэтом, но писать плохие стихи.
Настоящую нежность не спутаешь / Ни с чем, и она тиха.
Не давай мне ничего на память: / Знаю я, как память коротка.
О, есть неповторимые слова, / Кто их сказал – истратил слишком много.
Поэт – человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.
Против кого дружите?
Ржавеет золото и истлевает сталь, / Крошится мрамор.
К смерти всё готово. / Всего прочнее на земле – печаль, / И долговечней – царственное слово.
Рухнул в себя, как в пропасть.
С большой прямотой напросилась на комплимент.
Сильней всего на свете / Лучи спокойных глаз.
Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.
Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же.
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(09/21.08.1871–12.09.1919)
Русский писатель.
Родился в Орле в обеспеченной семье. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1897 г. публиковал свои фельетоны в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Молодого автора заметил М. Горький, который и пригласил его в книгоиздательское товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей. Слава пришла к Л. Андрееву после выхода рассказа «Жили-были» (1901). В 1902 г. стал редактором газеты «Курьер». В том же году благодаря помощи М. Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В 1908 г. переехал в собственный дом в Финляндской деревне Ваммельсу, где написал свои первые драматические произведения: «Царь голод», «Анатэма», «Дни нашей жизни» и др. После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля». Октябрьскую Революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Наиболее известные произведения писателя: рассказы «Ангелочек» (1899), «Город» (1902), «Красный смех» (1904), «Елеазар» (1907) и др.; пьесы «Савва» (1907), «Жизнь человека» (1907), «Анфиса» (1910) и др.; романы и повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Иуда Искариот» (1907), «Иго войны» (1916), и др. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»). 12 сентября 1919 г. скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1957 г. перезахоронен в Ленинграде на Аллее Поэтов. В 1991 г. в Орле открылся дом-музей Л. Андреева.
Благочестивые люди не умеют отличать фальшивое от настоящего. Это умеют только мошенники.
Более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти.
Борьба – вот радость жизни.
В жизни так много темного, и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценный алмаз, как то, что оправдывает в человечестве существование тысяч негодяев и пошляков.
Вой человека не похож ни на что другое, как на голос зверя, проходящий через человеческую гортань.
Даже самая незначительная доля власти легко кружит неразвитые головы.
Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.
Деньги – это странствующая по миру свобода, которую рабы чеканят для господ.
Для убийцы, для преступника самое страшное не полиция, не суд, а он сам, его нервы, мощный протест всего тела, воспитанного в известных традициях.
Если бы люди понимали самих себя, то больше, чем горами, больше, чем всеми чудесами и красотами мира, они были бы поражены своей способностью мыслить.
Если человеку суждено стать Богом, то престолом его будет книга.
Есть на свете женщины умные, хорошие и талантливые, но справедливой женщины мир еще не видел и не увидит.
Жизнь интересна за ту великую тайну, что в ней заключена, за ее жестокости, за свирепую мстительность и сатанински веселую игру людьми и событиями.
Жить – это такая грозная задача для человека, у которого нет денег, здоровья и воли.
И врагам следует отдавать должное.
Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград.
Ирония – такое порицание, которое останавливается на полпути.
Каждый человек – отдельный мир, со своими законами и целями, со своей особенной радостью и горем, – каждый как призрак, который является на миг и, неузнанный, исчезает.
Когда женщина полюбит, она становится невменяемой.
Когда мысли грязны и человек не любит себя, своей радости и своего горя – ему не о чем писать в дневнике.
Ложь перед самим собою – это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью.
Любовь – проклятая Богом страна, где опоздание служит законом, где ни один поезд не приходит по расписанию и начальники станций в красных шапках – все сумасшедшие или идиоты. Но здесь и сторожа сошли с ума от крушений! Опаздывают все признания и поцелуи, всегда слишком ранние для одного и слишком поздние для другого, лгут все часы и встречи, и, как хоровод пьяных призраков, одни бегут по кругу, другие догоняют, хватая воздух протянутыми руками. Всё в мире приходит слишком поздно, но только любовь умеет минуту запоздания превратить в бездонную вечность разлуки!
Люди всегда добивают того, кто уже ранен природой.
Молчание есть естественное состояние человека, когда сам он настойчиво верит в какие-то слова, любит их ужасно.
Ничтожество – это душа зайца и бесстыдная терпеливость рабочего скота.
Нравственные инстинкты заложены так глубоко, что только при некотором уклонении от нормального типа возможно полное от них освобождение.
Писатель силою своей мысли и таланта должен творить новую жизнь.
Побеждать нужно головой, а не руками, потому что на голову подлецы слабы.
Полной уверенности в своем спокойствии не может создаться у мыслящего человека, предвидящего все случайности.
Правда жизни есть то, чего мы хотим от нее.
Случайность – это великий союзник умных.
Сострадание – великое и благотворное чувство, и люди, малейшие из людей, достойны его, – но для этого необходимо, чтобы они были людьми, а не только восковыми фигурами.
Счастье так обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном найдет свое счастье в другом.
Только богатство дает свободу.
Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил, тому бояться нечего.
Тонкий ум, изощренный в упражнениях, способный одним колебанием своим создать как бы новый, великий мир, в ужасном бессилии останавливается перед ничтожнейшим вопросом.
У простого смертного, ничем себя не проявившего, все его горести кончаются со смертью – у литератора они со смертью иногда только начинаются. Если при жизни литератор сам мог всякого обидеть, то по смерти всякий может обидеть его – было бы только желание. А за последним дело никогда не станет.
Уважающий свое призвание литератор должен писать так, чтобы он мог уважать каждую строчку, выходящую из-под его пера, подпишет ли он ее или нет, получит ли он за нее большой гонорар или маленький.
Хорошими людьми называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь.
Человек, никогда не имевший денег, думает, что они могут дать ему любовь, и человек, не знавший женской любви, думает, что она может дать ему счастье.
Чем больше людей, которые не знают друг друга, тем ужаснее становится одиночество каждого.
Чем ярче становится представление того, чем мог и чем хотел бы быть человек, тем труднее становится мириться с суровым фактом – жизнью.
Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда вам нужно идти.
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
(03/15.06.1867–23.12.1942)
Русский поэт, переводчик, эссеист.
Родился в деревне Гумищи Владимирской губернии в дворянской семье. В 1885 г. опубликовал три стихотворения в журнале «Живописное обозрение», чем обратил на себя внимание В.Г. Короленко. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но оставил его, не окончив курса. В 1887—1889 гг. занимался переводами стихов с немецкого и французского языков. В 1894 г. издал перевод «Истории скандинавской литературы» Ф.В. Горна, затем перевел «Историю итальянской литературы» А. Гаспари. В 1895—1903 гг. проявил себя как один из поэтов-символистов, выпустив сборники стихотворений «В безбрежности», «Тишина», «Горящие здания», «Будем как солнце». Революцию 1905 г. встретил весьма сочувственно, опубликовав в Париже сборник стихов «Песни мстителя» (1907). До 1917 г. издал еще восемь сборников символистских стихов, а также книгу «Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних» (1908), в которой представил лучшее из творчества народов Египта, Индии, Мексики, Перу и других стран. В эти же годы занимался переводами П. Шелли и других поэтов. Сделал первый перевод на русский язык поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Не приняв Октябрьскую революцию, в 1920 г. уехал в Париж. В эмиграции издал шесть поэтических сборников. Многие стихотворения тех лет пронизаны тоской по родине. Написал и две автобиографические книги – «Под новым серпом», «Воздушный путь» (1923); перевел на русский язык стихи и поэмы литовских, польских, чешских и болгарских поэтов, а также «Слово о полку Игореве». Умер в приюте «Русский дом» в Нуази-ле-Гран близ Парижа.
Будем как солнце! Забудем о том, / Кто нас ведет по пути золотому, / Будем лишь помнить, что вечно к иному, / К новому, к сильному, к доброму, к злому, / Ярко стремимся мы в сне золотом. / Будем молиться всегда неземному / В нашем хотенье земном!
В душах есть всё, что есть в небе, и много иного.
В человеческой душе два начала: чувство меры и чувство внемерного, чувство безмерного. Древняя Эллада – это чувство меры. Пафос романтики и творческий огонь нашей современности – это чувство внемерного, беспредельного. Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут красивы, и сильны, и счастливы. Это вполне возможно, ибо Человек есть Солнце и его чувства – его планеты.
Есть поцелуи – как сны свободные, / Блаженно-яркие, до исступления. / Есть поцелуи – как снег холодные. / Есть поцелуи – как оскорбление. / О, поцелуи – насильно данные, / О, поцелуи – во имя мщения! / Какие жгучие, какие странные, / С их вспышкой счастия и отвращения!
Есть удивительное напряженное состояние ума, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя… Такие состояния, приближающие нас к мирам запредельным, бывают у каждого, как бы в подтверждение великого принципа конечной равноправности всех душ. Но одних они посещают, быть может, только раз в жизни, над другими, то сильнее, то слабее, они простирают почти беспрерывное влияние, и есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней.
Женщина – музыка. Женщина – свет.
Жизнь – отражение лунного лика в воде, / Сфера, чей центр – повсюду, окружность – нигде, / Царственный вымысел, пропасть глухая без дна, / Вечность мгновенья – миг красоты – тишина.
Истерия есть повышенная чувствительность, и то, что в мире врачевания является недугом, подлежащим устранению, в мире искусства предстает исключительно ярким цветком.
Красота создается из восторга и боли, / Из желанья и воли и тяжелых цепей.
Любовь есть свет, что сходит к нам оттуда, / Из царства звезд, с лазурной высоты, / Она в нас будит жажду чуда. / И красоты.
Любовь постигнуть трудно. / Вот, вдруг пришла. / Пусть всё возьмет мое. / Пусть сделаю, что будет безрассудно. / Но пусть безумье будет обоюдно. / Хочу. Горю. Молюсь. Люблю ее.
Мир тому, кто не боится / Ослепительной мечты, / Для него восторг таится, / Для него цветут цветы!
Можно все заветное покинуть, / Можно все бесследно разлюбить. / Но нельзя к минувшему остынуть, / Но нельзя о прошлом позабыть.
На всем своя – для взора – позолота. / Но мерзок сердцу облик идиота, / И глупости я не могу понять!
На всех нас лежит обязанность улучшать тот «свет», в котором мы живем, заботиться о счастье «униженных и оскорбленных», заботиться о том, чтобы была облегчена тяжесть, которая лежит на них.
Праздник сердца – это радость кого-нибудь полюбить. Праздник сердца – найти клад неожиданно. И праздник сердца – найти себя в другом, увидеть лучшее своего сердца в зеркале сердца иного. И разбить стену разъединяющую – это радость души алмазно-острая, это истинный праздник сердца.
Радости нет без печали. Между цветами – змея.
Революция хороша, когда она сбрасывает гнет. Но не революциями, а эволюцией жив мир.
Слава жизни. Есть прорывы злого, / Долгие страницы слепоты. / Но нельзя отречься от родного, / Светишь мне, Россия, только ты.
Слова – хамелеоны, / Они живут спеша, / у них свои законы, / Особая душа.
У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь.
Это – страшное проклятье, это – ужас: быть как все, / Ты свободный, луч, горящий – в водопаде и в росе.
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич
(30.05/11.06. 1811–26.05/07.06.1848)
Русский писатель, выдающийся литературный критик и публицист.
Родился в крепости Свеаборг (Финляндия) в семье лекаря, служившего в Балтийском флоте. В 1830 г. написал драму «Дмитрий Калинин». В 1832 г. был отчислен из Московского университета «за отсутствие способностей». Занялся публицистикой, вошел в кружок Н.В. Станкевича, сблизился с М.А. Бакуниным, увлекся идеями И. Фихте и Г. Гегеля. После переезда в Петербург сотрудничал в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Первую критическую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе» опубликовал в 1834 г. в журнале «Молва». Статья представляет блестяще и горячо написанный обзор исторического развития русской литературы. Кроме ежегодных обозрений текущей литературы, статей о театре и различных библиографических и политических заметок, Белинский поместил в «Отечественных записках» 1840–46 гг. замечательные статьи о Г.Р. Державине, М.Ю. Лермонтове, В.И. Майкове, А.И. Полежаеве, о русской поэзии и ряд больших статей о А.С. Пушкине, представляющих, в сущности, полную историю русской литературы от М. Ломоносова до смерти Пушкина. Умер от туберкулеза в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.
Влияние Белинского в русской литературе колоссально. Он не только впервые установил правильные понятия об искусстве и литературе и указал путь, по которому должна развиваться литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей 1840-х годов. Выработанные им теоретические положения сделались общим достоянием и в большинстве сохраняют свою силу до настоящего времени.
Авторитет и дружба – вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство – условие дружбы.
Апатия и лень – истинное замерзание души и тела.
Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак.
Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности – субстанция общественной жизни.
Благо тем, которые умеют и в зиму дней своих сохранить благодатный пламень сердца, живое сочувствие ко всему великому и прекрасному бытия.
Благо тому, кто, не довольствуясь настоящею действительностию, носил в душе своей идеал лучшего существования, жил и дышал одною мыслию – споспешествовать, по мере данных ему природою средств, осуществлению на земле идеала.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца.
В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.
В юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть.
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума.
Величайшее сокровище – хорошая библиотека.
Венки бессмертия в наше время очень вздорожали.
Верить и не знать – это еще значит что-нибудь для человека; но знать и не верить – это ровно ничего не значит.
Видеть и уважать в женщине человека не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени. Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни.
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?
Всё благо, и велико, и разумно – в свое время и на своем месте.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Всякая крайность есть родная сестра ограниченности.
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
Всякая сатира, которая кусается, богата морально.
Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе.
Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов.
Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь славы, какого-нибудь достоинства.
Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы.
Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни.
Глупо для переезда через лужу на челноке раскладывать перед собою морскую карту.
Гуманизм есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием.
Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня.
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое.
Дружба, подобно любви, есть роза с роскошным цветом, упоительным ароматом, но и с колючими шипами.
Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца.
Если бы вся цель нашей жизни состояла в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была бы действительно мрачною пустынею… Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, – мир исторического созерцания и общественной деятельности.
Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.
Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, – мир исторического содержания и общественной деятельности – тот великий мир, где мысль становится делом, высокое чувствование – подвигом… И благо тому, кто не праздным зрителем смотрел на этот океан шумно несущейся жизни.
Есть женщины, которым стоит только показаться восторженным, страстным, и они ваши; но есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни.
Есть люди, в руках которых и простая палка опаснее, чем у иных шпага.
Жена – не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы должны заранее приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиной.
Женщина – мать по призванию, по душе и крови. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
Женщина мыслит сердцем, а мужчина любит головой.
Жизнь – ловушка, а мы мыши; иным удается сорвать приманку и выйти из западни, но большая часть гибнет в ней, а приманку разве понюхают. Глупая комедия, черт возьми.
Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь – смерть.
Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей – сор для головы и памяти.