banner banner banner
Фабрика внимания. История взлета. Как компания тик ток завоевала весь мир
Фабрика внимания. История взлета. Как компания тик ток завоевала весь мир
Оценить:
 Рейтинг: 0

Фабрика внимания. История взлета. Как компания тик ток завоевала весь мир

Позднее некоторые из нанькайских приятелей Имина примкнут к нему в ByteDance – особенно стоит упомянуть Ляна Рубо, его соседа по комнате. Они очень подружились – вместе изучали «железо» и программирование, делили один компьютер на двоих, а по выходным играли в бадминтон.

У Имина сохранились нежные воспоминания о шашлыках с Рубо и другими друзьями-студентами. Настолько нежные, что он пришел в неописуемый восторг, когда ByteDance переехала в новое большое здание в Пекине, и появилась возможность установить на крыше мангал и возродить традицию любимых полуночных посиделок. «Напоминает счастливые денечки в Нанькае».

Это примечательно, поскольку Имин никогда не отличался экзальтированностью; напротив, его всегда описывают как человека невероятно спокойного и рационального.

На протяжении всей учебы у Имина были неизменно хорошие отметки, однако выдающимися успехами он не блистал, если не считать второго места в конкурсе за программу для печатных плат, разработанную им на выпускном курсе. Никто из его однокашников и преподавателей никогда не думал, что этот неприметный – и даже слегка туповатый – аутсайдер станет одним из самых блестящих бизнесменов в мире, создателем приложений, которые займут важнейшую роль в жизни сотен миллионов людей.

Начало трудовых будней

По словам Рубо, который знаком с Имином уже много лет, основная философия жизни его друга состоит в том, что жизнь есть «стремление к совершенству», или, иными словами, «борьба с гравитационным полем посредственности». Это в некоторой степени объясняет, почему Имин после университета сразу же окунулся в бизнес, создав вместе с двумя однокашниками фирму по разработке программного обеспечения для совместной офисной работы.

Однако проект скоро прогорел. Сама концепция оказалась слишком «продвинутой» для китайского рынка тех лет. Программу никто не покупал – отчасти из-за неумения партнеров эффективно рекламировать свой продукт. Но Имин не отчаялся. В отличие от других молодых китайских специалистов, он, видимо, не слишком высоко ценил стабильность. Напротив, он решил сделать ставку на новые перспективные направления. Имин редко проявлял интерес к материальным благам или личному процветанию – ему, разумеется, помогли доходы отцовского бизнеса – давали определенный социальный статус, некоторую обеспеченность, свободу следовать своим интересам.

В поисках новых возможностей Имин разместил резюме на форуме по трудоустройству. Вскоре с ним связался один из нанькайских выпускников и пригласил работать в быстро развивающемся стартапе Kuxun, это был туристический поисковый сайт гостиничных и авиа-услуг. Имин отправился в Пекин на собеседование, где впечатлил интервьюера, предложив полезное техническое усовершенствование. Его сразу приняли в штат специалистом номер пять. Всего через несколько месяцев Имин стал стержнем компании. «Начав с рядового инженера, на второй год я уже руководил командой из сорока-пятидесяти человек, занимающихся программно-аппаратной частью», – рассказывал он в одном из выступлений.

«В молодости я мог работать круглые сутки. Если возвращался с работы рано, то читал книги и занимался до часу или двух. Те два года подарили мне огромное удовлетворение – я учился днями и ночами». Имин воспользовался возможностью освоить все, что было доступно, он даже ездил к клиентам вместе с менеджерами по продажам. Спустя годы, когда ByteDance формировала первый рекламный отдел, Имин вспоминал о том своем опыте, называя его бесценным.

В ByteDance Имин будет отдавать предпочтение кандидатам, похожим на его юную версию – молодым, целеустремленным, преданным делу. Вся китайская интернет-индустрия строилась на привлечении выпускников без опыта работы. Частный сектор китайской экономики развивался в бешеном темпе, и во многих отраслях шла жесткая конкуренция. Наиболее ярко эта тенденция проявилась – выйдя на совершенно иной уровень – в прибыльной, быстро растущей сфере интернет-услуг.

Бизнес напоминал жестокую партизанскую войну: разработчики, инженеры и менеджеры вкалывали до полного изнеможения по напряженнейшим графикам, где скорость исполнения была вопросом жизни и смерти. Кадровики компаний рыскали по университетам в поисках молодых, холостых, амбициозных «солдат для передовой», готовых к тому, что система пожует их до тридцати с лишним лет и выплюнет в обмен на щедрую компенсацию или шанс обогатиться при выходе компании на IPO[10 - Средний возраст сотрудника ByteDance – 26 лет. (авт.)].

Компания Kuxun, новый работодатель Имина, добилась сравнительно скромных показателей, но при этом имела, можно сказать, легендарный статус в китайской интернет-индустрии. Даже на пике успеха в ней работало всего 170 человек, из которых более тридцати продолжили карьеру самостоятельно, создав собственные интернет-компании. Имин стал самым знаменитым членом «Кусюньской банды бизнесменов» – название, возникшее по аналогии со знаменитой «мафией PayPal» из Силиконовой долины.

Со-основатель Kuxun Чэнь Хуа имел амбициозные планы составить конкуренцию поисковому гиганту Baidu в гонке за статус «китайского Google». Но Baidu к тому времени уже успела стать неуязвимой, защитив свою рыночную долю от Google, который позднее добровольно[11 - Добровольный уход Google с китайского рынка был ответом на хакерские действия, которые компания в своем блоге назвала так: «в высшей степени технологичная и прицельная атака с территории Китая на нашу корпоративную инфраструктуру, повлекшая за собой кражу интеллектуальной собственности». (авт.)] покинул местный рынок, тем самым подарив бывшему сопернику практически монопольное положение в секторе китайскоязычного поиска. Примерно в то время, когда Имин выпускался из университета, Baidu акционировалась, разместив акции на Насдаке. К марту 2011 года ее рыночная стоимость достигла 44,5 миллиардов долларов, она обогнала своего ближайшего конкурента, компанию Tencent, став самым дорогим китайским интернет-бизнесом.

Чэнь Хуа понял, что окно возможностей в гонке против Baidu на рынке «общего поиска» уже закрыто. Он переключился на меньший, но все равно ощутимый по объему рынок туристической индустрии – вертикальный поиск и бронирование авиабилетов, отелей и туров. Как бы то ни было, амбициозные планы Чэнь Хуа бросить однажды вызов неуязвимой Baidu запали в души многих сотрудников Kuxun – особенно в душу юного Имина. И именно он – неожиданно для многих – позднее воплотит в жизнь мечту Чэнь Хуа.

Увы, основатели Kuxun вышли из компании, и она, едва успев зацепиться на рынке, впала в состояние хаотичного мисменеджмента. Имин понял, что настала пора двигаться дальше, и в 2008 году перешел в пекинский Исследовательский институт Microsoft Азия[12 - Исследовательский институт Майкрософт Азия (Microsoft Research Asia Institute; MSRA) – это, в некотором роде, почти как военная академия Вест Пойнт, но только не для офицеров, а для китайских талантов в области искусственного интеллекта. Через нее прошли многие сегодняшние топ-менеджеры и создатели ведущих китайских ИИ-стартапов. Они описывают проведенное там время в более лестных выражениях, чем Имин. (авт.)], надеясь на полезные уроки, которые можно извлечь в одной из самых престижных технологических компаний мира.

Но увиденное там абсолютно не соответствовало его ожиданиям. Вспоминая о времени, проведенном в Майкрософте, Имин говорит, что это был самый тоскливый год в его карьере. Он испытал культурный шок, окунувшись в инертную корпоративную среду, напичканную правилами и установками. Ему по полдня нечем было себя занять, и он боролся со скукой, предаваясь любимому занятию. «Я прочел тогда множество книг», – признается он

. С особой жадностью Имин проглатывал мотивационные автобиографии. В число его любимых книг вошли классическая работа Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» и бизнес-библия «Победитель» легендарного американского топ-менеджера Джека Уэлча. В Microsoft поощряли неукоснительное следование рабочим алгоритмам и внимание к мелочам. Имин был разочарован, здешние методы показались ему крайне неэффективными. «Не думаю, что это годится людям, у которых есть свои особые идеи и мотивация… Я все же предпочитаю трудную, но интересную и творческую работу».

В тот период Имин купил свою первую пекинскую квартиру, что весьма неплохо для человека его возраста. Следуя китайским традициям, молодой человек до женитьбы должен обзавестись собственным жильем, поэтому к вопросам недвижимости молодежь там подходит со всей ответственностью. Приобретение квартиры в столице – важная веха для любого китайца, она влияет на всю остальную жизнь: цены здесь не ниже, чем в Нью-Йорке или Лондоне, и ипотеку придется выплачивать десятилетиями. Обычно процесс покупки недвижимости включает в себя консультации с друзьями и коллегами, напряженные дискуссии с родственниками, визиты во всевозможные агентства и многочисленные экскурсии по жилым массивам.

Но у Имина, разумеется, был свой подход. Он написал программу, которая порыскала по интернету, собрала все имеющиеся там данные о пекинском рынке жилья и занесла их в базу. Из базы он сгенерировал электронные таблицы, повозился с расчетами, создал рэнкинг имеющихся вариантов и получил в итоге единственный оптимальный ответ. Он передал адрес агенту, снабдив его предельно простой инструкцией: «Купите мне квартиру в этом комплексе».

За год цена его квартиры удвоилась. Безусловно, в то время весь рынок рос, но жилье в выбранном Имином комплексе – на фоне других домов в этом районе – подорожало особенно. Эта история в очередной раз иллюстрирует, насколько безразличны Имину традиционные подходы, когда речь идет о принятии критических решений, и подчеркивает его скепсис в отношении статус-кво. Он упростил долгий и трудоемкий процесс, прибегнув к эффективному и логичному алгоритму сравнения данных, и получил в итоге единственный оптимальный вариант. Позднее он продал квартиру, а на вырученные деньги создал ByteDance, и этот шаг недвусмысленно демонстрирует ответственность Имина в отношении своих обязательств перед командой и инвесторами.

«Китайский Twitter»

В «кусюньские» годы Имин познакомился с Ван Сином, мелким предпринимателем, который позднее станет одной из самых влиятельных фигур китайского делового мира. Они были земляки – оба выросли в округе Лунъянь в тысяче миль от Пекина. Отец Ван Сина тоже владел фабрикой. К моменту знакомства с 25-летним Имином Ван Сину уже исполнилось двадцать девять, и он тоже в свое время учился на инженера-компьютерщика. Успех Facebook побудил его бросить аспирантуру в Делавэрском университете и вернуться на родину, чтобы заняться интернет-бизнесом. Имин и Ван Син оказались родственными душами – компьютерные гики вдали от дома, пробивающие себе путь в диком, хаотичном мире китайских интернет-стартапов.

Ван Син соблазнил Имина своим новым проектом Fanfou – клоном Twitter, адаптированным под китайский рынок. После мира технологических гигантов и Майкрософта Имин вновь оказался в родной предпринимательской стихии и чувствовал себя там, как рыба в воде. В Fanfou он стал партнером ответственным за поисковые функции, трендовые темы и социальную аналитику. Сервис развивался резво и считался на тот момент одной из ярчайших звезд китайского интернета.

Размышляя о работе в Fanfou, Имин говорит, что там он осознал один важнейший момент: быть пользователем соцсети и добывать информацию – две совершенно разные вещи. Пользователи Fanfou или Twitter общаются с друзьями, остаются с ними на связи, делятся мыслями. В то же самое время они потребляют информацию в виде последних новостей или интересных статей. Эти два занятия легко переплетаются, но отвечают различным потребностям. Осознание этой разницы помогло Имину определить направление работы ByteDance на первых порах.

В июле 2009 года рост Fanfou внезапно прервался. Протесты мусульман-уйгуров в Урумчи, столице провинции Синьцзян на западе Китая, переросли в массовые беспорядки. По официальным источникам, число погибших составило порядка 200 человек, причем преимущественно китайцы хань, но уйгуры утверждали, что у них было жертв гораздо больше.

Дабы пресечь обсуждения этой темы в сети, Пекин пошел на беспрецедентные меры по контролю за интернетом. В Синьцзяне интернет вообще выключили на девять месяцев, а на остальной территории под запрет и блокировку попали тысячи сайтов, включая Twitter, Fanfou и Facebook. Fanfou в итоге открылся вновь, но лишь через полтора года. К тому времени на рынке уже успел появиться новый игрок, компания Sina Weibo, которая подмяла под себя весь сектор микроблогов и заработала звание «китайского Twitter».


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)