Мужская мудрость в притчах и афоризмах самых выдающихся и великих личностей мировой истории
Дизайн обложки Александра Воробьева
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Предисловие
Горячие споры о том, кто умнее – мужчины или женщины, ведутся еще со времен Конфуция. Но, несмотря на то, что история знает немало ученых дам, мудрецов среди мужчин подавляющее большинство. Данный сборник – тому убедительное доказательство. В нем вы найдете афоризмы, цитаты, высказывания, притчи великих мыслителей от древности до наших дней: Аристотеля, Платона, Эпикура, Авиценны, Фомы Аквинского, Макиавелли, Вольтера, Руссо, Дидро, Гете, Шопенгауэра, Достоевского, Соловьева, Розанова, Фрейда, Вернадского, Флоренского и многих других.
Пусть творчество и жизнь этих людей послужат примером, их высказывания помогут молодым и неопытным в постижении и изучении жизни. А тем, у кого есть за плечами свой жизненный опыт, будет приятно, что их мысли и чувства так похожи на то, о чем думали и мужчины, которых знает весь мир.
Мы уверены, что подобная книга должна быть у каждого читателя, потому что она поможет познать себя и мир. А как говорили мудрецы, не познаешь себя, то и мир останется для тебя вечной загадкой. Поэтому писатели, поэты, философы, ученые во все времена пытались и пытаются изучать человеческую природу и донести свои знания до нас, простых смертных.
Накопленная мудрость многих поколений попадает прямо в сердце и помогает человеку принять правильное решение в самых непростых ситуациях и с уверенностью двигаться вперед. Ведь притчи и афоризмы пробуждают самые светлые и благородные чувства, позволяют быть в гармонии с самим собой.
Есть множество мудрых изречений, которые заставляют задуматься; есть фразы, которые помогают найти ответ на трудный вопрос; есть высказывания, которые заставляют просто улыбнуться и порадоваться жизни. Но самые лучшие – те, в которых все это собрано воедино. Это и есть афоризмы – мысли, выраженные в образной, иногда неожиданной форме.
Умение мыслить и высказываться афоризмами – это показатель незаурядной и талантливой, опытной и глубокой личности, показатель наличия творческого начала в человеке, причем это творческое начало, несомненно, наивысшей пробы.
Замечено, что творческие личности живут и трудятся с таким удовольствием, с такой элегантностью, какие трудно найти у очень многих обыкновенных людей. Творческие люди всегда руководствуются внутренней силой, безусловной верой в успех и свой талант. И достигают такого уровня духовной культуры, мысли, мудрости, владения словом, что рожденные ими фразы, высказывания становятся настоящим явлением, шедевром.
С некоторыми мудрыми мыслями, собранными в этой книге, вы согласитесь, с другими, возможно, поспорите, а третьих, может, даже дополните своими наблюдениями и идеями. Но главное – они не оставят вас равнодушными и заставят задуматься. Читайте, вникайте, спорьте, думайте сами!
Политики и военные
Шарль де Голль
Французский государственный деятель (1890–1970). Во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления. По окончании войны возглавил комитет по формированию временного правительства и был избран премьер министром страны, а в 1949 г. – президентом Французской республики. Он автор военно-теоретических работ, таких как «За профессиональную армию», «На острие шпаги», «Франция и её армия».
* * *Когда я хочу узнать, что думает Франция, я спрашиваю себя.
* * *Чтобы стать хозяином, политик изображает слугу.
* * *Соединенные Штаты вносят в великие дела элементарные чувства и сложную политику.
* * *Независимость, это – обнищание.
* * *Я или хаос.
* * *Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну! Ничего не потеряно, потому что эта война – мировая. Настанет день, когда Франция вернет свободу и величие. Вот почему я обращаюсь ко всем французам объединиться вокруг меня во имя действия, самопожертвования и надежды.
* * *Успех может быть обернут только правдой.
* * *Люди, в сущности, могут обойтись без управления не больше, чем без еды, питья и сна. Эти политические животные нуждаются в организации, то есть в порядке и вождях.
* * *Простые люди могут иметь друзей, но не госслужащие.
* * *Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.
* * *В этом мире никто не сможет разделить свое мнение от политики.
* * *Если бы полицейские не были глупы, они не стали бы полицейскими.
* * *Талант – синоним ответственности.
* * *Политика – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам.
* * *Плохое действие – лучше бездействия.
* * *Я уважаю лишь тех, кто со мной борется, но я не намерен их терпеть.
* * *Можете быть уверены, что американцы совершат все глупости, которые смогут придумать, плюс еще несколько таких, какие и вообразить невозможно.
* * *Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать.
* * *Жизнь не является работой: безостановочная работа может свести с ума.
* * *Глубинной побудительной причиной активности лучших и самых сильных людей является желание приобрести власть.
* * *Когда я прав, я обычно злюсь. А Черчилль злится, когда он не прав. Так и получалось, что мы очень часто злились друг на друга.
* * *Что касается власти – я не могу оставлять вещи, прежде чем они оставят меня.
* * *Встреча с толпой журналистов – одно удовольствие. С небольшим количеством – маленькая неприятность. С одним – это казнь.
* * *Всегда выбирайте самый трудный путь – там вы не встретите конкурентов.
* * *В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.
* * *Трудность привлекает человека с сильным характером, ибо преодолевая их – он познает себя.
* * *Я – человек, который не принадлежит никому и кто принадлежит всем.
* * *Политик до такой степени не принимает на веру свои слова, что всегда удивляется, когда другие понимают его буквально.
* * *Конец надежды – начало смерти.
* * *Невозможно править при помощи «но».
* * *Только мы способны сказать «нет» американскому протекторату. Ни немцы, ни итальянцы, ни бельгийцы, ни голландцы не скажут «нет». Лишь мы одни можем это сделать, и в этом наш долг.
Мастер во дворце (из суфийских притч)
Однажды один очень богатый человек пригласил одного мудреца посетить его дворец. Дворец был необычайно роскошен. Он был наполнен всевозможными ценностями: коврами, картинами, посудой, всяческими произведениями искусства, мебелью всех веков. Богач водил Мастера из одной залы в другую. Они ходили уже несколько часов, потому что дворец был огромен. Богач ни на секунду не закрывал рта и всё хвастался своими сокровищами. Он чувствовал себя глубоко удовлетворённым. В конце, показав весь свой дворец, хозяин, заглядывая в глаза Мастеру, спросил:
– Ну, как впечатление?
Мастер усмехнулся и ответил:
– То, что Мир настолько прочен, что выносит тяжесть такого огромного дворца, да ещё и тебя вмести с ним, произвело на меня огромное впечатление!
Дзэн в жизни нищих (из дзэнских притч)
Тосун был хорошо известным дзэнским Учителем своего времени. Он жил в нескольких храмах и учил в различных провинциях. В последний храм, который он посетил, собралось так много его приверженцев, что Тосун сказал им, что он собирается прекратить читать лекции навсегда. Он посоветовал им разойтись и идти, куда они хотят. После этого никто не мог отыскать даже его следа.
Через три года один из его учеников обнаружил, что Тосун живёт в Киото с несколькими нищими под мостом. Он сразу стал умолять Тосуна учить его.
– Если ты сможешь поступать, как я, хотя бы пару дней, я согласен, – ответил Тосун.
Итак, бывший ученик оделся как нищий и провёл день с Тосуном. На следующий день один из нищих умер. Тосун и его ученик в полночь унесли тело и сожгли его на склоне горы. После этого они вернулись в своё укрытие под мостом. Остаток ночи Тосун беспробудно спал, но ученик не мог спать. Когда наступило утро, Тосун сказал: «Сегодня нам не надо просить пищу. Наш мёртвый друг нам кое-что оставил». Но ученик не мог проглотить ни кусочка.
– Должен сказать, что ты не смог поступать, как я, – заключил Тосун. – Уходи и больше не беспокой меня никогда.
Первый шаг в правильном направлении (из дзэнских притч)
К одному учителю в монастыре подошёл молодой человек, сел рядом и начал внимательно наблюдать за ним. Когда тот открыл глаза, человек спросил:
– Скажите, учитель, когда вы сидите в состоянии медитации, вы видите или не видите?
Учитель ударил его три раза бамбуковой палкой и спросил:
– Когда я ударял тебя, было больно или нет?
Молодой человек ответил:
– Было больно и в тоже время – нет.
Тогда учитель сказал:
– Я вижу, и в то же время нет. Моё видение заключается в том, что я вижу свои ошибки. Моё невидение заключается в том, что я не вижу зла в других людях. Вот, что я называю видеть и не видеть. А что значит твоё больно и не больно?
Человек ответил:
– Если было не больно, это значит, что я был такой же, как неодушевлённые деревья и камни. Если было больно, значит, я был таким же, как все люди, и негодование поднялось во мне.
Учитель сказал:
– Это видение и не видение, о котором я говорю, и есть двойственность: больно и не больно – это рождение и разрушение. Ты ещё не узрел своей собственной природы, как же ты отважился прийти и спрашивать меня?
Молодой человек поклонился и не сказал ни слова. Тогда учитель произнёс:
– Твой дух заблуждается, и ты не можешь увидеть, потому ты и просишь указать тебе путь. Ты должен пробудиться в своём собственном духе, узреть самого себя и действовать сообразно своей природе. Но ты спрашиваешь меня: вижу ли я. Даже если вижу самого себя, это не имеет отношения к твоим заблуждениям. Если же ты узришь самого себя, это не может иметь отношения к моим заблуждениям. Почему же ты не действуешь сообразно с самим собой, а спрашиваешь меня?
Молодой человек поклонился и стал его учеником.
Мартин Лютер
Немецкий реформатор церкви (1483–1546). В 1506 г. он становится монахом, в следующем году его посвящают в сан священника. В 1512 г. Лютер становится доктором богословия и профессором. 31 октября 1517 г. на дверях Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывешивает сочиненные им 95 тезисов, критикующих католическую Церковь и отвергающих ее главные постулаты. Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком. Лютера предали анафеме. История немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.
* * *Длящийся мир – самое большое благо на земле, от которого зависят также все другие преходящие блага, – есть исконный плод настоящего проповеднического служения. И там, где оно совершается, не бывает войн, ссор, кровопролития; там же, где оно исполняется неправильно, возникают постоянные беспокойства, желание вести войну и проливать кровь.
* * *На том стою и не могу иначе, и да поможет мне Бог!
* * *Никто в христианстве не обладает властью причинять вред или запрещать противиться разрушению. В церкви нет никакой иной власти, кроме власти, направленной на созидание.
* * *Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами.
* * *Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека.
* * *Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.
* * *Праведный священник служит людям для тела и души, имущества и чести.
* * *Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу.
* * *Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя – это искать его для других.
* * *Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.
* * *Любовь, подобно теплу, должна согревать со всех сторон и склоняться в ответ на любую мольбу наших братьев.
Тысяча динаров (из суфийских притч)
Джунайд прочёл лекцию, на которой присутствовал некий богатый юноша. Этот молодой человек так восхитился услышанным, что, вернувшись домой, раздал своё имущество нуждающимся – всё, кроме тысячи динаров. Затем, взяв эти оставшиеся деньги, он возвратился к Джунайду и предложил их ему в виде подношения.
Джунайд спросил его:
– Ты что, хочешь впутать меня в дела этого мира?
Тогда юноша направился прямо к реке и одну за другой стал бросать монеты в воду, пока все их не выбросил.
Когда он снова вернулся к Джунайду, чтобы поступить к нему в ученики, мастер сказал:
– То, что могло бы стать одним действием, ты разделил на тысячу действий, тем самым показав, что не можешь быть моим спутником. Почему ты сразу не бросил их в воду?
Одним словом (из дзэнских притч)
Путешествуя, правитель зашёл к Мастеру, чтобы засвидетельствовать ему своё почтение.
– Меня ждут государственные дела, у меня нет времени на долгие разговоры, – сказал он. – Можешь ли ты изложить суть религии в двух словах – для такого занятого человека, как я?
– Для Вашей Светлости я могу выразить это и одним словом.
– Невероятно! Скажи мне скорей это необычное слово!
– Молчание.
– А как достичь Молчания?
– Медитацией.
– А могу я узнать, что такое медитация?
– Молчание.
Как станут просветлёнными трава и деревья (из дзэнских притч)
В период Камакура Синкан изучал 6 лет тэндай, а затем 7 лет изучал дзэн. После этого он отправился в Китай и еще 13 лет изучал дзэн.
Когда он вернулся в Японию, многим хотелось поговорить с ним, выяснить неясные вопросы. Но когда Синкан принимал посетителей, что случалось нечасто, он редко отвечал на их вопросы.
Однажды 50-летний искатель просветления сказал Синкану:
– Я изучал школу мысли тэндай, когда был ещё мальчиком, но одного я так и не смог понять в ней. Тэндай утверждает, что даже трава и деревья станут просветлёнными. Мне это кажется очень странным.
– Что пользы обсуждать, как трава и деревья станут просветлёнными? – спросил Синкан. – Вопрос в том, как тебе самому стать просветлённым. Ты когда-нибудь задумывался над этим?
– Я никогда не думал об этом таким образом, – восхитился старик.
– Так теперь пойди и подумай, – закончил Синкан.
Бесплодная смоковница (из библейских притч)
Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней. Но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смоковницы. И сказал ей Иисус:
– Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!
И слышали то ученики Его. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему:
– Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
– Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», – и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
* * *И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Марк.11:12–14, 20–26).
Никколо Макиавелли
Итальянский государственный деятель, писатель и философ (1469–1527).
В возрасте 29 лет Макиавелли занимает должность государственного служащего, является секретарем и послом. Состоял в Совете по дипломатическим переговорам во время военных действий. С 1502 по 1503 г. Макиавелли наблюдал за действиями Чезаре Борджиа; ему нравился этот правитель, пытавшийся укрепить и расширить владения Италии. Позже напишет трактат «Государь», где опишет методы правления настоящего правителя. Благодаря этому произведению исторически сложилось мнение о характере Макиавелли, полном цинизма: нормы морали уступали грубой силе.
* * *Обманываясь в общих вопросах, люди никогда не обманываются в частных.
* * *Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность.
* * *Народные массы мудрее и постояннее государя.
* * *Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
* * *Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
* * *Войны начинают, когда хотят, но кончают – когда могут.
* * *С врагом можно бороться двумя способами: во-первых – законами, во-вторых – силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.
* * *Я не думаю, что в республике можно найти что-нибудь более недостойное, чем когда закон принимают и его не соблюдают, и уж тем более, когда закон не соблюдает сам его законодатель.
* * *Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
* * *Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.
* * *Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
* * *Любовь плохо уживается со страхом.
* * *Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
* * *Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.
* * *Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
* * *Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.
* * *Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников.
* * *Коли нету здравого ума,Не будут долговечными державы,Где перемен сплошная кутерьма.* * *Презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться.
* * *Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
* * *Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
* * *Тяжелую болезнь вначале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить.
* * *Честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других.
* * *Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско.
* * *Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
* * *Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
* * *Люди не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими.
* * *Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
* * *Честолюбие – такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения.
* * *Только те способы защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести.
* * *Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки.
* * *Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Связанный по рукам и ногам (из суфийских притч)
Ученик спросил Мастера:
– Я слышал, что сказано: «Мир лжив».
И также я слышал: «Вещи этого мира помогают другому миру». Как обман может вести к чему-то хорошему?
Суфий вздохнул и ответил:
– Безвредные полосатые мошки напоминают тебе о жале осы, и это помогает им выжить. Это обман? Когда хищник видит пятна на крыльях бабочки, ему кажется, что это глаза тигра, и он бежит.
Это обман? Порой действительно приходится обращаться с человеком так, чтобы заставить его действовать определённым образом – для его пользы.
– Не мог бы ты проиллюстрировать это? – попросил ученик.
– Хорошо, – сказал Мастер. – Ты слышал когда-нибудь историю о великом мудреце древних лет?
Он был врачом, и король его страны призвал его, чтобы излечить себя. Мудрец отказался. Тогда король велел схватить врача и привести во дворец. Когда они остались один на один, Король сказал:
– Я привёл тебя сюда, связанного по рукам и ногам, чтобы ты излечил меня, ибо я страдаю от паралича. Если ты излечишь меня, я награжу тебя, если нет, ты будешь обезглавлен.
Доктор сказал:
– Пусть нас оставят.
Когда они остались вдвоём в комнате, он вытащил нож и сказал:
– Теперь я отомщу тебе за то оскорбление, которое ты мне нанёс!
И подступил к Королю. Напуганный до смерти, Король вскочил и отпрыгнул и начал бегать по комнате, забыв о своём параличе. Когда он позвал охрану, Суфий выпрыгнул в окно и скрылся. Король был излечен единственным способом, который был возможен, но он затаил злобу на Суфия на многие годы, так же как и те, кто думает, что «обман» всегда зло.
Валтасаров пир (из библейских притч)
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским:
– Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала:
– Царь, вовеки живи! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего!
Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов.
И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, потому что в нём, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
– Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы.