500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы
500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы
Грамматические задания
1. Из первого предложения выписать слова, которые нельзя перенести.
2. Выписать из диктанта слова с орфограммой ЧУ – ЩУ. Написать ещё три слова на эту же орфограмму.
3. Написать по два слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного, в конце и середине слова.
Енот
Енот – живой и весёлый зверь. Ночами выходит на охоту. Часто таскает кур. Енот любит ловить рыб. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.(27 слов)
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркнуть все безударные гласные.
2. Выписать из диктанта слова с орфограммой ЧА – ЩА. Написать ещё три слова на эту же орфограмму.
3. Подобрать слово, противоположное по значению слову ВЕСЁЛЫЙ.
Рыбка во льду
На Чукотке живёт удивительная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает.(36 слов)
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть все гласные второго ряда.
2. Слова третьего предложения разделить на слоги для переноса.
3. В третьем предложении подчеркнуть все безударные гласные.
Зубры
Зубр – дикий бык. Большая часть зубров живёт в заповедниках. Зубры – пугливые звери. Вот они почуяли запах человека. Кто нарушил их покой? Животные прячутся в чаще леса.(27 слов)
Грамматические задания
1. Над словами второго предложения указать цифрой количество слогов.
2. Подчеркнуть в диктанте всегда мягкие согласные.
3. Ответить одним предложением на вопрос: ПОЧЕМУ ЖИВОТНЫЕ СПРЯТАЛИСЬ В ЧАЩЕ?
Жирафы
Жирафы – самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Голову украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней – тёмные пятна причудливой формы. Жирафы – жители равнин. Холмов они избегают.(35 слов)
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть слова из трёх слогов.
2. В последнем предложении подчеркнуть парные согласные.
3. Написать названия ещё двух животных – жителей жарких стран.
Врачи для рыб
Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Таких чистильщиков терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты.(45 слов)
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркнуть все безударные гласные.
2. Придумать и записать по одному слову с сочетаниями ЖИ, ЧА, ЧУ.
3. Из последнего предложения выписать все слова, состоящие из двух слогов.
Олень
Олень – крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами.(35 слов)
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть все безударные гласные.
2. Придумать и записать по одному слову с сочетаниями ШИ, ЩА, ШУ.
3. Из последнего предложения выписать все слова, состоящие из трёх слогов.
Разведчики
Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать!(28 слов)
Грамматические задания
1. Подчеркнуть безударные гласные в словах первого предложения.
2. Придумать и записать по одному слову с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА.
3. Написать, как называется ДЕТЁНЫШ ЛОСИХИ.
Орехи
В середине августа поспевают орехи. В ваших местах много орешника. Цветёт орешник самым первым. Он выгоняет свои стебельки до вышины кустов. Орешки очень ловко прячутся в листве.(28 слов)
По В. Солоухину
Грамматические задания