banner banner banner
Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права
Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как и куда правильно писать жалобу, чтобы отстоять свои права


Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены необходимые сведения. Кроме этого, работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по результатам такого изучения составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе, главная стадия любого административного производства.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы – со дня ее поступления в государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если решение не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день. В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение: о полном удовлетворении требований, о частичном удовлетворении, об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т.д.), о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т.д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

На письменную жалобу, в отличие от устной, на этой стадии должен быть выслан письменный ответ. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Помимо собственно существа жалобы, гражданам необходимо помнить также о праве на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц. Одной из главных проблем реализации этого права в настоящее время является отсутствие четко регламентированного порядка добровольного возмещения ущерба, который причинили незаконные действия должностных лиц. То есть, с одной стороны ст. 53 Конституции РФ закрепляет принцип о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций, с другой, из-за отсутствия порядка реализации этот принцип остается по большей части декларативным в рамках административного права. Например, не указывается, из каких средств должен возмещаться ущерб.

Прямое указание в законодательстве РФ на источник возмещения ущерба имеется в гражданском праве. В ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ сказано: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». Данная норма указывает на источник возмещения – казну соответствующего уровня, но опять же отсутствует механизм, гарантирующий реальное возмещение ущерба.

Второй российской проблемой обеспечения прав человека является вопрос о реальном наказании конкретных виновных лиц за их нарушение. На практике права граждан в стране грубо нарушаются повсеместно, а виновные в преступлениях против прав человека остаются безнаказанными в абсолютном большинстве случаев. В демократическом обществе, однако, недопустимо оказывать снисхождение человеку, чьи решения и действия, в силу занимаемого общественного положения, нанесли ущерб интересам граждан, организаций, государства или гражданского общества. При этом значение ответственности должно обусловливаться, конечно, не ее жестокостью, а неотвратимостью. Ответственность должностных лиц, виновных в нарушении прав человека, следует признать важнейшим средством защиты прав человека. Само по себе наказание должностных лиц за такие нарушения должно являться одним из основных средств реализации прав человека.

В завершение данной главы расскажем о некоторых общих правилах ведения переписки с органами власти и управления любого уровня. Соблюдая эти правила, вы избавите себя от многих ненужных хлопот.

Глава 2. Общие правила подачи жалоб и заявлений

В юридической практике приходится очень часто сталкиваться с ситуацией, когда неграмотно изложенное требование не только не позволяет уяснить позицию просителя, но и создает процессуальные и чисто технические трудности для решения вопроса в его пользу даже тогда, когда, казалось бы, нарушение прав заявителя налицо.

Составление обращения в тот или иной государственный орган нужно начать с определения получателя документа.

Документы, составляемые для защиты прав и законных интересов, направляются либо непосредственно нарушителю таковых прав, либо в официальный орган, компетенцией которого является восстановление нарушенных прав и интересов, а также привлечение нарушителя к ответственности.

Если вы уверены, что устранение нарушения прав и его последствий зависит целиком и полностью от воли самого нарушителя и его личность (наименование юридического лица) не вызывает сомнений, то письменное обращение к такому лицу никогда не будет являться лишним шагом на пути восстановления нарушенных прав.

Если ваше требование адресовано гражданину, тогда вы указываете полностью его фамилию, имя и отчество, например: «Г-ну Петрову Борису Моисеевичу».

При обращении к юридическому лицу полезно указывать конкретное должностное лицо, например: «Первому заместителю Префекта Центрального административного округа г. Москвы Федорову С.Ю.». Таким образом, вы будете знать, к кому в первую очередь обращаться за ответом на ваше обращение и, кроме того, выразите уважение к человеку. Но, если вы не знаете имя и должность руководителя юридического лица, можно указывать только наименование организации: «В Префектуру Центрального административного округа г. Москвы».

Важно определить и официальный орган, в компетенции которого находится решение вопроса о восстановлении ваших прав и законных интересов. Следует учитывать, что ввиду ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту, осуществление защиты прав в административном порядке во всех случаях не препятствует последующему обращению в судебные органы.

В органы прокуратуры можно обращаться не только по факту нарушения собственных прав, но и также по фактам нарушения закона в самом широком смысле, фактам нарушения прав третьих лиц. То есть, если вы столкнулись с беззаконием, то ваше право (а нередко и обязанность, когда речь идет о преступлении) – обратиться к прокурору, поставить его в известность о случившемся. Обращение, как правило, пишется на имя прокурора района (низового административного деления), в котором проживает нарушитель закона – физическое лицо; находятся органы управления нарушителя юридического лица: «Прокурору Западного округа г. Москвы Иванову П.С.».

Существуют и другие органы государственной власти, в компетенцию которых входит защита нарушенных прав и законных интересов. Однако их определение целиком зависит от характера нарушенных прав и свобод. Кроме этого, в случае обращения в органы прокуратуры, по результатам проведения прокурорской проверки, заявителю в обязательном порядке укажут орган государственный власти, в компетенции которого находится решение вопроса о защите прав заявителя.

При защите нарушенных прав в судебном порядке, для того чтобы определить конкретный судебный орган для направления документа, следует обращать внимание на характер правоотношений, из которых возник факт нарушения, и на состав участников таких правоотношений.

Общее правило состоит в том, что если судебный акт, который вы намерены получить по результатам рассмотрения вашего обращения, затрагивает права и интересы физических лиц (вы или ваш процессуальный противник; третье лицо, которое может быть привлечено к участию в деле; иные заинтересованные в судебном акте лица являетесь физическими лицами), то такое обращение подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В этом случае адресатом обращения будет районный (низового административного деления) суд общей юрисдикции по месту проживания нарушителя прав – физического лица либо по месту нахождения юридического лица. К примеру: «В Таганский межмуниципальный (районный) народный суд города Москвы». Далее обязательно указывать адрес суда.

Основное различие между направляемыми вами документами – предмет обращения.

Претензия – документ, направляемый непосредственно нарушителю прав и содержащий требования о восстановлении нарушенных действиями адресата прав и законных интересов, устранении таких нарушений. Документы, направляемые непосредственно нарушителям прав, как правило, либо не имеют наименования, либо именуются претензией и содержат предложение об устранении нарушения прав и законных интересов подателя документа.

Жалоба – документ, направляемый в вышестоящие, контролирующие и судебные органы и содержащий просьбу об устранении какого-либо обстоятельства, вызванного действиями (бездействием) должностных лиц (чиновников), органов управления юридических лиц, иных лиц, облеченных властными полномочиями и нарушающими права заявителя, при отсутствии спора между заявителем и лицом, нарушившим права и обязанности.

Заявление – документ, направляемый в вышестоящие, контролирующие и судебные органы, содержащий сведения информационного характера о фактах и событиях, нарушающих права как заявителя, так и иных лиц, общества и государства в целом, а также требования об устранении таких нарушений, восстановлении справедливости. Заявления подаются при отсутствии со стороны нарушителя действий по устранению фактов нарушения прав, наличии между заявителем и нарушителем спора по поводу необходимости устранения нарушения прав, самого факта правонарушения.

У жалоб и заявлений существует и процессуальный смысл, который приобретается при их направлении в судебные органы. К примеру, в соответствии с нормами ГПК РФ, письменные обращения граждан и юридических лиц в суды общей юрисдикции могут именоваться:

– заявления – исковыми заявлениями; заявлениями о выдаче судебного приказа; заявлениями об установлении фактов, имеющих юридическое значение; заявлениями о признании гражданина безвестно отсутствующим; заявлениями об объявлении гражданина умершим; заявлениями о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; заявлениями об установлении усыновления (удочерения); заявлениями о признании имущества бесхозяйным; заявлениями о признании утраченного документа на предъявителя недействительным;

– жалобы – жалобами на действия административных органов или должностных лиц; жалобами на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; жалобами на нотариальные действия (на отказ в их совершении) и, наконец, кассационными жалобами и жалобами в порядке надзора.

Название документа, таким образом, определяется исходя из предмета обращения – конкретного факта нарушения прав и законных интересов гражданина или юридического лица. Надеемся, что приведенной в настоящем пункте информации будет достаточно для определения названия документа.

Определение формы и содержания документа представляет собой третью по очередности задачу.

Претензии, заявления и жалобы должны содержать вводную, описательную, мотивировочную и просительную части.

Во вводной части документа в правом верхнем углу указываются название органа (должностного лица, Ф.И.О. физического лица адресата) и адрес, куда документ направляется, наименование и адрес отправителя, а также отцентрованное и выделенное (крупным шрифтом, подчеркиванием, всеми заглавными буквами) название документа. В предусмотренных законодательством случаях во вводной части документа содержатся указания на уплату и размер государственной пошлины за его рассмотрение, цену иска, номер дела, в связи с производством которого составлен документ, и прочая подобная информация.

В описательной части, по возможности кратко, излагаются фактические обстоятельства, послужившие причиной обращения, из которых следует, что ваше право нарушено.

Изложение должно быть лаконичным и в то же время понятным. Не стоит приводить факты, не имеющие отношения к делу, а те обстоятельства, на которых основываются ваши требования, должны быть построены в логической взаимосвязи и, если возможно, в хронологическом порядке.

Мотивировочная часть документа должна содержать ссылки на нормы права, которые были нарушены, на основании которых вы требуете защиты прав и законных интересов. От правильной юридической квалификации деяния может зависеть, признает ли суд или иной орган данное деяние нарушением или нет. От грамотного правового обоснования зависит и убедительность ваших аргументов.

Просительная часть. Указав на факты нарушения прав и на не соблюденные статьи нормативно-правовых актов, написав фразу: «На основании вышеизложенного:», следует четко и ясно сформулировать ваше требование. Здесь уже не допускаются слова «так как» и «поэтому», все объяснения должны содержаться выше. Нужно указать только, чего вы добиваетесь, например: «Предлагаем вам в пятидневный срок со дня получения настоящего уведомления погасить задолженность по оплате используемых вами помещений в сумме 12345 рублей» или «Прошу взыскать с Ответчика в пользу Истца заработную плату за период очередного отпуска в сумме 452 (четыреста пятьдесят два) рубля».

После указания ваших требований следует перечислить в нумерованном списке все приложения, на которые вы ссылались в основном тексте документа (в том же порядке).

Это могут быть любые письменные доказательства ваших утверждений: справки, выписки, квитанции, договоры, акты и т.д. Копии (в случаях, предусмотренных законом, – подлинники) этих документов должны быть приложены к вашему заявлению.

В конце документа ставят дату и подпись лица-заявителя либо его представителя. Подпись обязательно должна быть с расшифровкой, например: «Генеральный директор ООО «Стелс» _______________ (Петров Б.М.)».

Если заявление или иной документ подписан представителем, действующим по доверенности, то следует в «приложениях» указать реквизиты доверенности и подшить ее к заявлению. Подпись в таком случае будет выглядеть так: «Представитель Истца (по доверенности) ________________ (Иванов К.Л.)». Следует помнить, что от лица предприятия подписывать без доверенности какие-либо заявления, претензии, ходатайства и подобные документы, адресованные третьим лицам (в особенности это касается судебных процессуальных документов), имеет право только лицо, прямо уполномоченное на это учредительными документами организации. Как правило, таким лицом является руководитель предприятия. И, разумеется, если заявитель – юридическое лицо (то есть организация), рядом с подписью ее руководителя ставят печать.

Нелишне позаботиться и об общем оформлении подаваемого вами документа:

– документ всегда лучше читается и воспринимается, если он напечатан, а не написан от руки;

– обращение от имени юридического лица следует составлять на его фирменном бланке (если таковой имеется);

– в тексте документа не стесняйтесь делать больше абзацев: красная строка – это акцент на утверждение, содержащееся в абзаце;

– полезно знать, что перечень зарегистрированных Минюстом РФ актов публикуется, например, в газете «Экономика и жизнь», других изданиях, а также отдельными брошюрами.

Направление жалобы на действия и решения должностных лиц любых органов государственной власти и местного самоуправления должно совершаться по определенным правилам. Во-первых, необходимо правильно составить жалобу, во-вторых, правильно изложить ее суть.

В жалобе необходимо:

– указать, в какой орган и какому должностному лицу направляется жалоба;

– указать, от кого жалоба: для граждан: фамилию, имя, отчество обращающегося; для организаций: должность обращающегося, наименование организации, фамилию, имя, отчество обращающегося;

– указать, что это жалоба (а не обращение или заявление);