Все веселые праздники для серьезных людей
Авт. – сост. В. Надеждина
Организация корпоративных мероприятий
Формы корпоративного отдыха
Когда у ваших сотрудников все валится из рук, когда их становится не видно за кипой бумаг, когда они постоянно опаздывают на работу и в оправдание постоянно звучит «проспал», руководству следует задуматься над тем, чтобы устроить корпоративный отдых. Для этого не обязательно ждать очередного красного дня в календаре.
Можно провести разнообразные коллективные, или, как сейчас принято говорить, корпоративные мероприятия, позволяющие сотрудникам полнее раскрыть себя, отдохнуть, отвлечься от напряженной работы.
Корпоративный отдых на предприятии или фирме – радостное и веселое событие. Он поднимает человеку настроение, объединяет людей, позволяет им почувствовать себя командой.
Корпоративные праздники способствуют объединению коллектива, в котором сотруднику хочется добиться новых высот в своей профессии. Ведь работа теперь ассоциируется не только с трудом и напряжением, но и с замечательным отдыхом, теплой дружеской атмосферой. А сотрудники становятся друзьями, с которыми можно не только работать, но и приятно проводить время.
Проведение корпоративного праздника – понятие для нашей страны довольно новое, но оно становится все более популярным. И культура корпоративного поведения создается буквально у нас на глазах. Ведь, как говорится, нужно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать.
На подготовку любого традиционного корпоративного праздника, будь то день рождения, дата основания фирмы или вливание новичка в коллектив, как правило, уходит 10–14 дней. У всех, кто занимается организацией этого торжества, возникает множество вопросов, в частности, где и как его провести?
Все зависит от обстоятельств и традиций. Чаще всего подобные мероприятия проводятся после трудового дня прямо на рабочем месте. На сегодняшний день многие рестораны и кафе уже предлагают выездное обслуживание: представители того или иного ресторана (кафе) любезно привозят прямо к вам любые деликатесы и фирменные блюда, вами заказанные. Фуршет, организованный прямо в офисе, имеет свои преимущества: не надо бежать домой переодеваться, не надо «ломать голову», с кем оставить детей на вечер, решать, брать с собой супруга или нет.
Однако в последнее время корпоративные мероприятия стали устраивать в выходные дни, ведь проводить внеурочные мероприятия на рабочих местах во время работы или после сейчас запрещено (как правило, речь идет о производственных организациях). Куда приятнее и беззаботнее провести корпоративное мероприятие в ресторане, кафе, банкетном зале.
Можно выделить несколько рабочих дней, чтобы устроить пикник на природе, поездку на теплоходе по реке или экскурсию в другой город. Можно провести активный отдых: поиграть в футбол, волейбол, пейнтбол, мини-гольф, бадминтон, настольный и большой теннис. Корпоративным отдыхом можно назвать и ролевые игры на природе, и командные эстафеты, и конкурсы с забавами, стрельбу из лука или арбалета, катание на лошадях и санях. Главное, чтобы отдых не превращался, как это иногда случается, в монотонное утомительное мероприятие.
Сочетание стильной официальной части с непринужденным весельем развлекательной вечеринки – это удачное решение корпоративного праздника.
Одна из задач корпоративной вечеринки – зарядить энергией всех сотрудников. В результате укрепятся отношения внутри коллектива, повысится эффективность работы, и руководство станет ближе к своим подчиненным. Все это, несомненно, поможет развитию бизнеса и процветанию компании.
Типы корпоративного праздника
Банкет. Наиболее распространенный тип корпоративного праздника. При правильной организации, а именно при акценте на укрепление командного духа, есть все шансы достичь максимального эффекта при минимуме затрат.
Шоу + банкет. Этот тип праздника наиболее популярен и проводится в ресторанах и банкетных залах. Основное его преимущество – полная независимость от погоды. Шоу + банкет может сделать любой праздник незабываемым.
Концертная (конкурсная программа). В данном случае упор делается на «корпоративные» конкурсы и викторины. Эстрадные номера становятся дополнительным «украшением». Стоит добавить, что «концертный» вариант подразумевает необходимость установки сцены и звуковой аппаратуры достаточной мощности.
Team-building + банкет и дискотека. Этот тип корпоративного развлечения проводится на природе, причем пора года не имеет значения. Такой праздник включает в себя набор командных корпоративных игр и турниров. Яркий, запоминающийся праздник, безусловно, подружит и объединит сотрудников в единую команду, что благотворно повлияет на развитие бизнеса.
Экстремальный отдых + банкет и дискотека. Говорят, что один прыжок с парашютом по ощущениям заменяет двухнедельный отдых на море. Гонки на квадроциклах, картах или снегоходах, прыжки с парашютом, погружение на глубину с аквалангом, сплав по реке на байдарках или рафтах – все это является оригинальным решением в реализации праздника. Сделайте своим сотрудникам такой «подарок» и, возможно, в этот день кто-то из них испытает лучшие моменты своей жизни, которые будут связаны с работой в вашей организации.
Загородный корпоративный праздник. Это также весьма распространенный тип корпоративного праздника. Очевидный минус таких мероприятий – сильная зависимость от погодных условий. Однако плюсы загородного корпоративного праздника заставляют мириться с таким неудобством, как непогода. Пребывание на свежем воздухе в выходные дни поможет создать необходимую атмосферу дружественности и единения. А проведение подобного мероприятия на территории пансионата подстрахует в случае проблем с погодой.
«Семейный» корпоративный праздник. Как правило, такое празднование тоже проводится на природе. Отличие данного типа праздника от предыдущих прежде всего в том, что празднество должно включать в себя еще и мероприятия для детей. «Семейные» мероприятия или, как их еще называют, «family day», проводятся фирмами не так часто, как другие виды корпоративных праздников. Их задачи: поднятие престижа предприятия как в глазах семей сотрудников; создание почвы для «преемственности поколений», содействие возникновению благоприятного психологического климата в коллективе. На таких мероприятиях особенное внимание следует уделить «корпоративному фактору»: экскурсия по предприятию для членов семей сотрудников, разработка развлекательных и познавательных викторин, розыгрышей, конкурсов по истории и специфике занятий фирмы. При построении сценария таких мероприятий учитываются следующие исходные данные: специфика места проведения (часто для этого используется открытая площадка на территории предприятия); общее количество гостей; количество детей на празднике. Прежде всего необходимо разделение мероприятия на две части: «детская» программа и «взрослая» программа. Пересечение и временное слияние этих программ не исключается и даже желательно, но важно понимать, что, по сути, это разные программы. Развитие событий во «взрослой» части программы похоже на «загородные мероприятия». Что касается «детской» программы, которая обычно идет параллельно, то она строится на базе конкурсов и розыгрышей, сказочных представлений. Хорошим сопровождением детской программы являются прыжковые надувные батуты, детские аттракционы, катание на лошадях и пони.
Костюмированный бал. В течение одного вечера все мужчины фирмы могут почувствовать себя галантными кавалерами, а дамы станут придворной свитой ее величества королевы. На долю мужчин выпадут необычайные приключения, тосты за прекрасных дам. Дамам предстоит выбрать королеву и быть ее фрейлинами. Ну, а в конце вечера – танцы на королевском балу.
Поход в театр всем коллективом. Представляете, из двухсот зрителей в театре нет ни одной незнакомой личности. Прогуливаясь в антракте в фойе, все друг другу раскланиваются, приветливо улыбаются. Ощущение эстетического наслаждения гарантировано.
Спортивные соревнования – одна из любимых форм корпоративных мероприятий в «мужских» коллективах. В этом случае важно обеспечить вовлеченность всех сотрудников в процесс. Для тех же, кто предпочитает «оставаться на трибуне», можно предложить выступить в роли активных болельщиков с использованием «кричалок» и других форм поддержки. Популярными спортивными состязаниями являются футбол, турниры по боулингу, гонки на картах, перетягивание каната и т. д.
Вручение премий. Это – еще одна форма корпоративных мероприятий. Премии могут быть самыми разнообразными – как серьезные номинации из серии «Сотрудник года», «Открытие года», «Трудолюбие года», «Событие года», так и номинации с юмором: «Каприз года», «Фраза года», «Недоразумение года». Для успеха мероприятия не забудьте отметить всех сотрудников и подготовьте оригинальные «памятные» призы (статуэтки, дипломы с названием номинации).
Корпоративная спартакиада. Спортивный праздник обычно начинается с зажигания «Олимпийского огня». Затем формируются команды и проводится веселая жеребьевка. Соревнования проходят с соблюдением всех олимпийских ритуалов. Спортивные состязания проходят по различным спортивно-развлекательным конкурсам. После завершения соревнований – церемония награждения. Победившее подразделение получит «Олимпийский кубок» с памятной надписью и логотипом фирмы. Все остальные участники соревнований будут награждены специальными медалями и кубками с шутливыми титулами и ироничными званиями. В этом случае возможна организация турнира по одному или нескольким видам спорта. Причем соревнования могут проводиться как по «олимпийским» (футбол, волейбол, бег), так и по «неолимпийским» (пейнтбол, гонки на водных мотоциклах, футбол в воде) видам спорта. Возможны организация судейства, проведение «чемпионата фирмы» и т. п.
Выездные корпоративные тренинги и семинары. Особенность этой формы корпоративного отдыха заключена в том, что в этом случае удается успешно совместить приятное с полезным. На таких тренингах можно повысить уровень сплоченности коллектива, получить дополнительные навыки, провести организационную диагностику (выявить области в управлении персоналом, которые нуждаются в коррекции).
Юбилей компании – важнейшее корпоративное мероприятие. Это некая веха в истории фирмы, когда можно, оглянувшись назад, сказать: «Да, мы все хорошо поработали». И для того, чтобы работать еще лучше, нужно хорошо отдохнуть в кругу тех, с кем трудишься на благо общего дела.
Корпоративная вечеринка – распространенный вид корпоративного мероприятия. Никакие прогрессивные тренинги и семинары не могут привести к тем же результатам, как отлично проведенная корпоративная вечеринка. Вложенные в такое мероприятие деньги и усилия в итоге всегда оправдывают себя.
Презентация – особая форма корпоративного мероприятия, посвященная официальному представлению вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара определенному кругу приглашенных лиц. Обычно презентация проводится с рекламно-коммерческими целями, то есть с целью приобретения потребителей демонстрируемых товаров.
Независимо от выбранной формы, корпоративные мероприятия чаще всего запоминаются атмосферой веселья, радости, дружелюбия, энергичности. Помните об этом, и тогда успех вам гарантирован!
Общие рекомендации по подготовке и проведению торжеств
Каким бы ни был повод для проведения корпоративного праздника, главное – совместный отдых должен быть веселым и запоминающимся. Корпоративный праздник существует для того, чтобы совместить приятное с полезным – это главный принцип организации мероприятия.
Поэтому все корпоративные мероприятия, даже развлекательные, выполняют не одну, а сразу несколько задач: выполняют некоторую диагностическую функцию, развивают корпоративную культуру компании, дают опыт успешной совместной деятельности всем участникам мероприятия.
В поисках идеи праздника старайтесь быть оригинальными. Важно, чтобы эту идею можно было воплотить в жизнь, чтобы ваши коллеги «загорелись» ею. Здесь необходимо вовлечь людей в творческий процесс еще до начала праздника. Обратите внимание на следующую деталь.
Иногда в приглашениях на новогодний праздник, например, респектабельного ресторана или ночного клуба читаешь следующие фразы: «Гости в карнавальных костюмах приветствуются» или «Вход в карнавальных костюмах – бесплатный». Но представьте себе: вы с трудом достаете костюм, в таком виде приезжаете в клуб, вас, как и обещано, впускают бесплатно, и вы обнаруживаете, что в подобной одежде – вы один. Все остальные гости одеты в приличные костюмы и вечерние платья. Трудно не почувствовать себя клоуном на весь вечер! Поэтому если вы организуете вечеринку с переодеваниями, эту идею должны поддержать абсолютно все члены коллектива, включая начальника!
Существуют неотъемлемые атрибуты некоторых праздников: 8 марта немыслимо без мимозы; елка, Дед Мороз, Снегурочка, мешок с подарками и апельсины – символы Нового года; свечи и гадание – Рождества. Все атрибуты можно обыгрывать в рамках той концепции, которую вы выбрали для своего мероприятия.
Елку не обязательно украшать только игрушками. Можно повесить на ее ветки что-то связанное с деятельностью фирмы. Можно использовать новогоднюю елку для одного из конкурсов. Руководитель вполне может на полчаса превратиться в Деда Мороза. Это нисколько не повредит его авторитету.
Часто для торжественных вручений премий и наград используется концепция праздника в стиле награждения кинопремий «Оскар» с фанфарами, красной ковровой дорожкой, торжественным объявлением номинантов. Номинации можно сделать шуточными, например, «самому неуловимому сотруднику», или «самому ответственному прогульщику», но только если вы уверены в том, что номинант не обидится.
В корпоративной вечеринке не сложно придумать номинации и выбрать подарки, так как вы знаете свой коллектив, характеры сотрудников, их симпатии и антипатии. А если нет, то всегда можно посоветоваться со своими коллегами или подчиненными. Многие конкурсы и номера стоит придумывать для конкретных людей.
Сценарий для каждого мероприятия должен разрабатываться с учетом конкретных интересов компании. Иначе говоря, у каждой конкретной вечеринки должна быть некоторая концепция. Например, если компания рассматривает семьи сотрудников как важную часть своей жизни, разрабатывается программа, которая ориентирована на включение и взрослых, и детей в сценарий праздника.
Корпоративные мероприятия, помимо собственно отдыха, должны принести пользу компании в поиске новых идей и направлений развития компании, в снятии психологического напряжения в коллективе в связи с кадровыми перестановками, конфликтами, в связи с авралом в работе. Вечеринка – лучший способ организовать знакомство людей друг с другом, усилить лояльность по отношению к компании, выяснить причины некоторых неудач, поднять творческий потенциал сотрудников. Совместно также легче отработать миссию, слоган, стиль компании, сформулировать нормы и ценности корпоративной культуры конкретного предприятия.
Чтобы правильно организовать праздник, прежде всего необходимо заранее утвердить бюджет, составить списки участников, выбрать и забронировать место проведения, составить и утвердить меню, обеспечить транспортировку участников и артистов, украсить помещение надувными шарами, флажками, цветами; придумать и закупить подарки и аксессуары для игр, продумать поздравительные тексты.
Разработку идеи лучше поручить так называемой творческой группе из 3–5 человек. В эту группу следует отобрать наиболее творческих людей коллектива, которые должны комфортно чувствовать себя в обществе друг друга. Хорошо, если эти люди будут обладать определенным влиянием в коллективе, тогда их предложения и идеи будут вызывать интерес.
Группа должна разработать четыре документа: сценарий, смету, список участников, список реквизита.
Этапы разработки концепции праздника:
I этап – предложение любых идей без ограничений. Никто никого не критикует (часто из самых неожиданных, на первый взгляд, идей возникает интересная концепция);
II этап – выделение в результате отсева лишних идей 2–3 приемлемых варианта концепции;
III этап – детальная разработка концепции;
IV этап – выделение основной идеи праздника.
А для того чтобы избавить себя от всех организационных проблем, конечно, лучше нанять хороших профессионалов.
В первую очередь они должны понять мотивационные корпоративные задачи, уловить корпоративный стиль, ознакомиться с корпоративным сленгом. В итоге предложить отвечающую запросу компании общую концепцию мероприятия, подробный сценарий и прозрачную смету.
Если более детально рассмотреть период подготовки проведения и непосредственно саму структуру корпоративного праздника, можно выделить несколько ключевых моментов, которые являются основными его составляющими.
1. Подбор площадки (турбазы, теплохода, ресторана, кафе, банкетного зала) в соответствии с замыслом праздника.
2. Составление банкетного меню. Если праздник не тематический (праздник пива, например), и состав блюд может быть любым. Рекомендуем сделать его как можно более разнообразным, чтобы максимально угодить вкусам ваших гостей.
3. Техническое обеспечение площадки. Должное внимание техническому обеспечению площадки должно уделяться всегда, в особенности если планируется проведение шоу-программы. Наличие сцены, звуковой аппаратуры, соответствующего освещения и профессионального диджея просто необходимы – на этом лучше не экономить. Диджей не только обеспечит техническую возможность качественной работы артистов, но и проведет дискотеку, если она запланирована на вашем мероприятии.
4. Выбор ведущего или ведущих.
5. Разработка шоу-программы, репетиция.
6. Праздничное оформление.
Теперь рассмотрим структуру корпоративного праздника подробнее.
Сценарий мероприятия строится из нескольких блоков. Самые простые блоки – начало мероприятия и конец. Более важно грамотно заполнить середину, чтобы в программе не было «провалов» и гости не заскучали. Например:
– первый блок: 19.00–20.30. Съезд гостей, аперитив, приглашение занять свои места на банкете. Поздравление от руководства компании, награждение особо отличившихся сотрудников. Здесь уместна фоновая музыка, например, джазовый коллектив, камерный струнный оркестр.
– второй блок: 20.30–22.00. Продолжение банкета, начало конкурсно-развлекательной программы, шоу-программа.
– третий блок: 22.00–22.40. В это время обычно выступает приглашенная «звезда», которая является своеобразным контрапунктом праздника. Если приглашение «звезды» не планируется, то в это время начинается дискотека.
Наконец, хорошим финалом корпоративного праздника может стать незабываемый фейерверк.
Предложенная структура – классический вариант проведения корпоративного праздника. Конечно же, любое мероприятие станет более интересным и насыщенным, если для него разработать индивидуальный тематический сценарий по мотивам сюжетов известных кинофильмов, книг или событий.
Сценарий корпоративной вечеринки должен быть всегда. В противном случае все усилия организаторов будут хаотичны и непоследовательны. Даже если вы уверены, что четко себе представляете когда и где будет происходить то или иное действие, даже если мероприятие представляет из себя «простейший» брифинг – заранее подготовленный сценарий поможет более четко представлять, что происходит в данный момент, и тем самым избавить всех участников мероприятия от возможных накладок и ненужных волнений. Кроме того, при наличии сценария проще отслеживать и изменять регламент мероприятия.
Если в мероприятии будет задействовано большое количество участников, необходимым этапом подготовки становится репетиция. Она незаменима также и в том случае, если предполагается задействовать сложное техническое обеспечение или планируется задействовать несколько площадок.
Как правило, репетиция проводится не позднее, чем за день до мероприятия, либо (если мероприятие запланировано на поздний вечер) утром в день события – только в этом случае сохранится возможность оперативно что-то изменить в сценарии.
Поддерживайте постоянный контакт с персоналом организации, предоставляющей зал для проведения мероприятия. Вы всегда должны знать, где в данный момент находятся люди, ответственные за ту или иную часть оказываемых вам услуг.
Контролируйте количество спиртного, которое предлагается гостям. Как правило, наступает определенный момент, когда только ваше вмешательство поможет сохранить контроль над мероприятием и не дать его гостям пожалеть назавтра о злоупотреблении спиртными напитками.
Будьте внимательны и предупредительны не только к тем, кого обслуживаете вы (это само собой подразумевается), но и к тем, кто обслуживает вас, то есть к подрядчикам. Обязательно поблагодарите персонал гостиницы, ресторана или компании-субподрядчика за проведенное мероприятие, и в следующий раз вам будет обеспечено не только внимательное отношение, но и скидка.
Корпоративные мероприятия проводятся не только для повышения сплоченности и, как следствие, работоспособности коллектива. Корпоративные мероприятия нужны и для того, чтобы заявить о компании. В этом могут существенно помочь качественные фото с корпоративного праздника, которые после завершения мероприятия можно разместить в средствах массовой информации, для создания Интернет-сайта или для оформления промо– и бизнес-продукции.
Организация корпоративного праздника – это ответственный и в то же время творческий процесс. Необходимо организовать корпоративный отдых так, чтобы он был не только веселым и запоминающимся, но и полезным в деле укрепления корпоративных отношений. Активная развлекательная программа, участие артистов и звезд эстрады, фото– и видеосъемка – все это и многое другое весьма полезно для вашего успешного корпоративного праздника.
Если вы решили организовать полноценное корпоративное мероприятие с концертом, дискотекой, играми и развлечениями, лучше поручить это дело специалистам. Может быть, в летнее время года вы и сами неплохо справитесь с приглашением артистов или диджеев, но если мероприятие намечается зимой или в канун Нового года, то тут возможны любые, самые неприятные сюрпризы: ваши артисты могут заболеть, их могут перекупить, а найти других за два дня до праздника вам вряд ли удастся. Агентство же при данных обстоятельствах непременно пришлет замену, соответствующую вашим предварительным запросам.
В случае, когда решено всей компанией выбраться куда-нибудь для проведения торжественного мероприятия, следует учитывать, что чем ближе знаменательное событие, тем труднее все как следует организовать: подобрать желаемый банкетный зал; пригласить именно тех артистов, которых хотелось бы увидеть и услышать; заказать необходимые аксессуары для оформления (от воздушных шариков до композиционных фейерверков); приобрести подарки и сувениры идр.
Поэтому самый простой и наиболее надежный способ организовать достойный праздник для всего коллектива – это обратиться за помощью к специалистам по организации корпоративного отдыха.
Прежде чем составить развлекательную программу корпоративной вечеринки, они внимательно выслушают ваши пожелания и познакомятся с традициями вашей фирмы, с настроением сотрудников, их тематическими предпочтениями.
Искусство поведения на корпоративном празднике заключается в том, чтобы выказать всем дружеское расположение, продемонстрировать все свои таланты, которые, быть может, в рабочее время вам трудно проявить. Мобилизуйте свои творческие возможности. Впечатление, которое вы произведете на окружающих, должно быть приятно всегда и во всех отношениях. Вспомните все, чему вас учили когда-то в детстве: читайте стихи, сочиняйте шарады, танцуйте, разыгрывайте и импровизируйте. Но при этом не забывайте, что даже во время самого беззаботного праздника вы все-таки находитесь в рабочем коллективе.
Как правило, тон торжествам задает начальник рабочего коллектива. Однако это не означает, что он обязан быть тамадой, но выступить с приветственным словом, поблагодарить коллектив за старание – его первейшая обязанность. Вообще, достойное поведение начальника благостно влияет на атмосферу коллективных празднеств и не позволяет сотрудникам переходить грань дозволенного.
Стихи, тосты, игры и поздравления – «обязательная» часть любого застолья. Праздник не должен быть ограничен только произнесением тостов и рюмочкой под них, а также поглощением различных деликатесов. В программу вечеринки можно включить показывание фокусов, розыгрыши, конкурсы и игры. И огромное значение в проведении такой программы имеют фантазия и умение тамады развлекать гостей. Чтобы праздник состоялся по-настоящему, чтобы у всех присутствовало хорошее настроение, необходимы какое-то общее занятие или игра, в которой участвовали бы практически все присутствующие: если не все будут игроками, то хотя бы заинтересованными зрителями обязательно. В этом случае игры, конкурсы и любые другие развлечения украсят праздник, сделают его общим для всех.