banner banner banner
Все-все-все сказочные истории
Все-все-все сказочные истории
Оценить:
 Рейтинг: 0

Все-все-все сказочные истории

– Есть у вас своё место? – спросила Люся.

– Нет, – ответил крот. – Я сверхнормный.

«Мало того, что он норный, он ещё и сверхнормный! – подумала Люся. – Не сажать же его в печку».

Девочка взяла стул и устроила Мохнурку рядом с Иглосски.

– Давайте я тоже буду учитель? – предложил он, подняв на Люсю чёрные очки. – Я буду ваш заместитель.

– Нет! – рассердилась Люся. – Ты не будешь учитель. Ты будешь отвечатель. Вот видишь, на доске написано предложение:

СИНИЙ ГРУЗОВИК ЕДЕТ С ДРОВАМИ

ПО ДАЧНОМУ ПОСЁЛКУ.

Из каких частей оно состоит? – Люся посмотрела на Мохнурку.

– Из… из… из вот каких. Из грузовика и посёлка.

– И всё?

– Нет, не всё. Ещё из колёс, из кузова, из кабины, из шофёра, из дач, из много-много дров…

– Ты ничего не забыл? – ехидно спросила учительница.

– Он шины забыл! – закричал Бурундуковый Боря.

– Ещё гори?н! – подпрыгнул на задней парте тушканчик.

– Какой такой «горин»?

– Который в моторе горит. Без него машина не уедет.

– Нет, дорогие интернатники, это мы с вами никуда не уедем, если так будем предложение разбирать на части. Как мы уже выяснили, в этом предложении есть действователь – «грузовик» и действо, то есть действие, – «едет». В моей людовецкой школе действователь называют подлежащим, а действование – сказуемым. А что можно сказать о слове «синий»? Какой это член предложения?

– Синий, – сказал Мохнурка.

«Сам ты синий!» – чуть-чуть не закричала Люся. Потому что с появлением этой темноты из печки жизнь в классе явно осложнилась.

– Это определение. Это слово определяет, какой грузовик. Описывает его. Рассказывает о нем. Характеризует его. Понятно? – спросила она у красавицы ласки с первой парты.

– Понятно, – ответила ласка.

– Значит, как называется этот член предложения?

– Характеризователь.

– Допустим… Есть ещё характеризователи в предложении?

– Есть, – ответила ласка. – Слово «дачный».

– Правильно. А больше нет?

– Больше нет.

– Нет, есть! – возразил Мохнурка.

– Да? – удивилась Люся. – Какие же?

– Там дрова берёзовые. Я сам видел.

– Что ты там видел, не имеет значения. Имеет значение то, что написано на доске. А на доске нет такого характеризователя – «берёзовые».

Потом Люся задумалась и спросила:

– Каких характеризователей ещё нет на доске? Пусть, кто знает, скажет.

– А можно про дрова? – спросил Сева.

– Конечно, можно.

– Они невкусные.

– Почему?

– Потому что берёзовые. Если бы осиновые, были бы вкуснее.

– Я не пробовала ни осиновых, ни берёзовых, – сказала Люся. – Но я тебе верю. Ещё что мы можем сказать о грузовике и о посёлке? Вот вы скажите, – обратилась она к Биби-Моки. – Хотя бы про шофёра. Что мы можем про него сказать?

– Что он холостой.

– Почему? – удивилась Люся.

– Потому что он дрова возит.

Люся так удивилась, что не знала, что и сказать.

– А что? Она права, – вмешался Цоки-Цокин пап. – У нас на дрова всегда молодёжь бросают. И на уголь. И на снег. А солидные водители возят дорогие товары. Я, например, хендрики вожу.

Люся поняла, что она скоро запутается в хендриках, дровах и холостых грузовиках. Она сказала:

– Всё. У нас хватит характеризователей. Теперь мы вставим их в предложение. Вот что получится:

СИНИЙ И СИЛЬНЫЙ ГРУЗОВИК С МОЛОДЫМ

ХОЛОСТЫМ ШОФЁРОМ ЕДЕТ

ПО ДАЧНОМУ ПОСЁЛКУ