Книга #УчимСтричь. Прогрессия - читать онлайн бесплатно, автор Мария Розенталь
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
#УчимСтричь. Прогрессия
#УчимСтричь. Прогрессия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

#УчимСтричь. Прогрессия

Мария Розенталь

#УчимСтричь. Прогрессия

Построение, применение, стрижки

Введение

В современном мире количество школ и техник переросло все мыслимые ожидания. В половине случаев это последователи великого революционера в парикмахерском искусстве Видала Сассуна (Vidal Sassoon). Именно его технология стрижек до сих пор вызывает максимальный интерес.

В середине прошлого века Видал Сассун создал уникальную технологию «wash and go». Назовём её отправной точкой современного парикмахерского искусства. Создание собственной академии повлекло за собой распространение технологии и появление плеяды талантливых учеников. В SASSOON ACADEMY с момента создания до сегодняшнего дня творило много креативных команд. Последователи SASSOON ACADEMY создали собственные школы, академии, креативные команды. В новых учебных заведениях сохранили или частично изменили термины, добавили свой взгляд на парикмахерское искусство. Тим Хартли, Ричард Эшфорд – академия «Saco», творческий дуэт Mazella & Palmer обучают собственному видению английской техники Видал Сассун.

Кроме SASSOON ACADEMY, в Англии, Франции и других странах Европы и мира параллельно развивались школы, использующие другие техники стрижки. Ученики SASSOON ACADEMY и его последователей̆ открыли свои школы, позаимствовав техники и термины из других школ. В некоторых случаях трактовка английской техники сильно изменилась, какие-то школы работают только по технологии «АВС» – массив, градуировка, слой, а другие осваивают несведённые соединения. Я же попытаюсь осветить все возникающие проблемы в серии книг #УчимСтричь, вернуть построению стрижки гармонию и логику.

Почему я начала разбирать построение формы с каскадной стрижки?

Во-первых, прогрессии в настоящее время российские школы уделяют гораздо меньше внимания, чем градуировке и массиву. Хотя в 90 % салонных стрижек в мужском и женском зале теменная зона стрижётся именно формой С, а как её применять красиво и разумно нигде не написано.

Во-вторых, прогрессивная форма не ограничивается каскадом и короткой макушкой в мужской и женской стрижке. Это самая многовариантная форма. Она сочетается с массивом и градуировкой в любых стрижках, от классики до самых смелых несоединённых элементов. Просто надо это увидеть и научиться применять.

В-третьих, правила построения формы несут в себе, кроме логики, ещё и эргономику. Пора начать заботиться о здоровье и стоять при стрижке ровно. Правильная постановка рук снимает нагрузку с позвоночника, мастер не перекашивается в сторону пряди. Когда за работой парикмахера приятно наблюдать, это привлекает новых клиентов не меньше, чем его внешний вид и отзывы.

Учебное пособие состоит из введения, двух глав, глоссария и послесловия. В первой главе приведены история распространения каскадной стрижки, правила построения формы и применение и сочетание прогрессивных углов оттяжки и среза во всех зонах и длинах. Во второй главе приведены семь техник стрижек. Некоторые из них содержат три, шесть и более вариантов. Есть ещё восьмая, правильнее сказать техника среза, которая может обогатить любую стрижку, её можно включить полностью или частично, например, в теменной зоне.

В глоссарии приведены термины этой книги с авторским пояснением, в некоторых случаях технологией и её использованием.

Послесловие содержит выводы учебного пособия и темы следующих книг.

Многие термины в книге не соответствуют терминологии SASSOON ACADEMY. Например, я предпочитаю заменять английский термин «С» (Layer, Слой) словом «Прогрессия», распространённым в русской парикмахерской школе. В делении на зоны есть погрешности с анатомической точки зрения. Например, часть за наивысшей точкой головы делим на три зоны – нижнюю затылочную, среднюю и верхнюю затылочную зоны. Это сделано для упрощения восприятия. Кроме того, делить теменную зону на «фронтальную» и «зону макушки» тоже не слишком удобно – отсюда термины «теменная» и «верхне-затылочная».

Далее, чаще мы строим углы оттяжки по отношению к вертикальной оси человека и гораздо реже относительно поверхности головы. Это происходит потому, что строение черепа каждого человека индивидуально, а принципы построения формы работают в 99,9 % случаев.

Построение каскадных (прогрессивных стрижек)



• Прогрессивная форма стрижки на любой длине представляет собой прямоугольную форму.

• Характеризуется наращиванием длины.

• Прогрессия строится на углах оттяжки от 90 до 180° к вертикали и углах среза от 90 до 180° к углу оттяжки.



Распространение стрижки в XX веке

Термин «прогрессия» имеет русские корни и обозначается буквой «c» так же, как и термин «C» (Layer) в SASSOON ACADEMY.

Прогрессивная или каскадная форма распространилась повсеместно в конце 70-х годов прошлого столетия. Сначала она выглядела довольно неряшливо. Подобную стрижку носили в среде рок-музыкантов, демонстрируя бунтарский образ и поддерживая его причёской. Форма представляла собой прямоугольник, короткий объёмный верх причёски переходил в удлинённые волосы ниже плеч.

С течением времени каскадные стрижки распространились на все слои общества. Звёзды сериалов «Династия» и «Даллас» несли новую моду с экранов всего мира.



В 80-е годы прогрессивная форма стрижки развивалась во всех длинах и текстурах. В России эта форма была представлена стрижками «Каскад», «Дебют», «Корт», «Аврора». Распространён был вариант каскадной стрижки на средние и удлинённые волосы с химической завивкой.

В 90-е годы тенденция изменилась, теменная зона становилась длиннее, появились стрижки на длинные волосы с градуировкой, тонкими концами и объёмом, расположенным ниже плеч. В накрученном состоянии такие стрижки выглядели объёмно и очень эффектно. Но любительницам более скромных объёмов, прямых волос и тем, кто вообще за естественную сушку, этот вариант не подходил.

В этой книге представлены стрижки, построенные на прогрессивной форме. Основной их особенностью является сохранение плотного среза на концах и прямоугольная форма, что позволяет волосам выглядеть длиннее, чем они есть на самом деле. Это не значит, что их нельзя накручивать и делать более объёмными или добавлять текстуру и тонкие струящиеся концы. Данная технология увеличивает возможности укладки и оставляет простоту в повседневной носке.

В русской школе существовала ещё одна форма стрижки – равномерная или единообразная, которая включена в форму C. Как следует из названия, единообразная форма строится под углом 90° к поверхности головы и стрижётся с углом среза 90°. Сама по себе она применялась в 60–70-е годы на сильно вьющиеся или химически завитые волосы. Самый известный образ – Анжела Дэвис. Для прямых волос эта форма применяется только в сочетании с градуировкой в коротких стрижках и с прогрессией в удлинённых.

Посмотрим, как строится и для чего применяется форма С – прогрессия.

Три правила для построения прогрессивной формы

рис. 1


1. Угол оттяжки от 90° до 180° к вертикали[1] (рис. 1).

2. Угол среза от 90° до максимального (стремится к 180°)[2] (рис. 1).

3. Расположение пряди по отношению к контрольной – проекция (рис. 2, 3):

– Прядь может быть подвижной, стричься в технике «прядь за прядью», располагаться «на своём месте», то есть повторяя окружность головы. Получается округлая проекция. (рис. 2, розовые стрелки).

– Волосы стригутся «прядь за прядью» параллельно друг другу в одну сторону от поверхности головы, образуя при оттяжке прямую проекцию. Применяется в височных зонах для равномерного распределения объёма и длины, а в затылочной (рис. 2, красные стрелки) и кроющей зоне из-за округлости головы подобное расположение наращивает удлинение.

– Пряди подтягиваются к «предыдущей пряди» (рис. 2, синие стрелки) и «контрольной пряди» (рис. 2, зелёные стрелки). Обе эти оттяжки создают вогнутую проекцию за счёт удлинения к последней пряди. Они сильнее, чем предыдущий приём наращивают длину за ушной раковиной, в височных зонах, в теменной зоне и так далее.

рис. 2


рис. 3


Форма прогрессивной стрижки зависит от выбранного угла среза и оттяжки, как описано в следующих разделах.

Угол оттяжки 180° или «вертикально вверх», угол оттяжки 155–160°

Для начала давайте рассмотрим все случаи, в которых можно оттянуть пряди волос вертикально вверх ∠от 180° или слегка в сторону от вертикали ∠от 160–170°.

Угол среза 90°

Угол оттяжки 180° с углом среза 90° – классический приём для прогрессивной или каскадной стрижки. Применяется в теменной зоне на различной длине и для любой формы (короткие стрижки, боб с укороченной кроющей зоной, средние и длинные волосы). В кроющей зоне создаёт мягкий объём, используется в любом направлении проборов (вертикальном, горизонтальном, радиальном). Этот угол даёт хорошее наращивание длины в височных и затылочной зоне.

Рассмотрим несколько примеров. Стрижку можно производить вертикальными[3] (рис. 1) и горизонтальными[4] (рис. 2 слева) проборами в технике “прядь за прядью”, радиальными (рис. 2 справа) проборами параллельно друг другу методом “каждая прядь на своём месте”. Модель сидит прямо, голову не наклоняет. Пальцы при стрижке располагаются горизонтально.


рис. 1


рис. 2


При стрижке радиальными проборами пряди выделяют от наивысшей точки головы (пример с произвольным углом среза в стрижке 3, рис. 2), центральная короткая прядь является контрольной для всех радиальных прядей. Мастер двигается равномерно по кругу, стоя справа от пряди. Волосы отчёсывают точно вверх. Пальцы плотно удерживают прядь в натянутом состоянии. Часть пряди, которая касается наивысшей точки головы, располагается на кончиках пальцев, самые длинные волосы у костяшек. Если волосы нижне-затылочной зоны выпадают из захвата, подхватывать их не нужно, так как это дополнительное движение изменяет угол оттяжки.

Вертикальными проборами оттягивать вверх волосы нижних зон не очень удобно. В многослойных стрижках в височных и затылочных зонах такой угол иногда стрижётся немного иначе. Горизонтальными проборами выделяют прядь шириной 1–1,5 см и оттягивают её вертикально вверх, образуя так называемый коридор (рис. 1 височная и затылочная зона) . При этом методе стоять лучше со стороны, противоположной той, где производится стрижка.

Коридор бывает обособленным или соединённым с ниже расположенными волосами. Во втором случае мастер подтягивает волосы снизу зоны вертикально вверх к коридору и стрижёт, используя его как контрольную прядь.

Горизонтальная проекция коридора бывает любой, пальцы располагаются как равномерно, так и с удлинением или укорочением к лицу.

Другое изменение при стрижке вертикальными проборами в теменной и верхне-затылочной зоне возможно в вертикальной проекции. Подробнее об этом в стрижке «Каскад» вертикальными проборами с сохранением плотности на висках. Мастер подтягивает последние пряди зоны к предыдущим или все пряди к центральной (стрижка 2, рис. 1 справа) или второй от центра, тем самым создаёт удлинение к краю зоны – «лодочку».

Угол оттяжки 160–170° к вертикали с углом среза 90° в постановке рук немного удобнее, чем угол оттяжки вертикально вверх. Особенно, для мастеров небольшого роста. Он применяется в стрижках волос любой длины. ∠от 160–170° – ∠с 90° безотказно работает в височных, затылочной, фронтальной зоне. В постановке рук и положении мастера этот метод стрижки не отличается от предыдущего, стоим справа от пряди и стрижём от короткой части пряди к длинной.

В верхне-затылочном блоке с этим углом следует работать вертикальными проборами, объём в коротких и средних длинах получается круглее и мягче, чем при ∠от 180°. Чем меньше угол, тем более округлый затылок (рис. 3 верхне-затылочная зона). Этот приём хорошо сочетается с удлинением к лицу во фронтально-теменной зоне. Линия среза верхне-затылочного блока продолжается к лицу, мастер стоит у левого плеча клиента, оттягивает волосы теменной зоны вертикально вверх и стрижёт прядь от короткой части к длинной ∠от 180° – ∠с 100°(110°). Похожую технику можно посмотреть в стрижке 7, схема 2.

рис. 3


Эта техника применяется в стрижке боб для создания дополнительного объёма в кроющей зоне, в короткой стрижке для создания удлинения к лицу, в несведённых формах. Кроме того, технология используется, если клиент носит волосы фронтально-теменной зоны вперёд или набок.

Также чуть меньший угол ∠от 140–160°, ∠с 90° используют при стрижке чёлки для получения эффекта подвижных разлетающихся волос. Сначала стрижём длину и форму чёлки. Затем выбираем в этом секторе по естественному пробору клиента контрольную прядь, оттягиваем вверх и немного на лицо. Мастер должен стоять у правого плеча. Парикмахер-левша у левого, соответственно. Делаем прямой срез в направлении от лица к темени, остальные пряди справа и слева подтягиваем к контрольной пряди (рис. 3, чёлка). Если волосы на лобных выемках тонкие, их не трогаем, оставляем в массиве. Подобная техника изложена в стрижке 4.

По аналогии стрижём теменную зону в том случае, когда клиент носит волосы от лица или они волнистые или кудрявые. Начинаем стрижку с фронтально-теменной зоны (рис. 3 теменная зона). Мастер стоит у правого плеча. Как и в предыдущем варианте, стрижём в направлении от лица к наивысшей точке головы. Остальные пряди зоны расположены каждая на своём месте или подтягиваются к предыдущей / контрольной, в зависимости от необходимости. В верхне-затылочном блоке можно изменить постановку ножниц на горизонтальную / по форме головы / продолжить линию среза теменной зоны.

рис. 4


В коротких вариантах при стрижке симметричными горизонтальными проборами этот угол в кроющей зоне лежит хуже, чем, например, ∠от 180° – ∠с 90°, так как искажает объём и наращивает удлинение в наивысшей точке головы (рис. 4 справа). Он может сочетаться с удлинением в противоположную сторону, например, ∠от 180° – ∠с 100°(120°) при асимметричном расположении естественного пробора (рис. 4, пунктир).

Удлинение волос нижней зоны при ∠от 160–170°, ∠с 90° получается немного меньше, чем при оттяжке вертикально вверх. Стрижку можно выполнять горизонтальными и вертикальными проборами (рис. 4, низ). В теменной зоне этот вариант подходит для кудрявых и вьющихся волос. В случае с прямыми волосами для получения правильной формы причёски потребуется дополнительная укладка.

Вертикальные проборы ∠от 160–170° – ∠с 90° в височном и затылочном блоке можно сочетать с ∠от 180° – ∠с 90–120° в кроющей зоне. Причём кроющая зона может соединяться с ниже расположенными волосами в месте деления по лобным выемкам или быть длиннее верхней части висков и затылочного блока.

Углы среза меньше 90° не применяют с ∠от 160–170–180°. Если нужно получить более объёмный блок, лучше обратиться к ∠от 135–150°.

Угол среза 110–135°

Угол оттяжки 180° и незначительно меньше 150–160° к вертикали с этим углом среза наращивает длину, создаёт подвижность, текстурность. Чем больше угол оттяжки и среза, тем заметнее разница между верхней и нижней точкой в пряди (рис. 5). Как и в предыдущих случаях, стрижём с внешней стороны пальцев. При стрижке вертикальными проборами в наивысшей точке головы находится самое короткое место верхней зоны (рис. 5 у лица, рис. 6 слева). Мастер-правша неподвижно стоит справа от пряди, левша слева, линия среза начинается у кончиков пальцев и продолжается до костяшек. Как и в предыдущих вариантах, для создания «лодочки» можно подтягивать последние пряди кроющей зоны к предпоследней (рис. 6 слева верх) или подтягивать все пряди к центральной или контрольной по асимметричному пробору.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Прядь расчёсываем и оттягиваем сразу в нужную сторону. Движение по направлению делаем не только кистью, предплечьем, но и плечом. Ключицу стараемся не поднимать. Корпус остаётся ровный.

2

В прогрессивной форме пальцы располагаются таким образом, что мы стрижём прядь от коротких волос к длинным с внешней стороны пальцев, т. е. более короткая часть пряди находится на кончиках пальцев. В некоторых случаях при стрижке коротких зон в височной и верхне-затылочной зоне можно пренебречь этим правилом и стричь с внутренней стороны пальцев сверху вниз от коротких волос к длинным.

3

Вертикальные проборы в теменной зоне располагаются по направлению ото лба к затылку на одинаковом расстояние через центральный горизонтальный пробор. На затылке и височных зонах проборы идут сверху вниз от кругового пробора по лобным выемкам до краевой линии роста волос. Сбоку вертикальные проборы височных зон перпендикулярны расположенным над ними вертикальным проборам фронтально-теменной зоны. Это происходит из-за того, что по определению, мастер проводит центральный вертикальный пробор, стоя за спиной клиента от середины лба к себе через наивысшую точку головы, а затем вертикально вниз к центру линии краевого роста. Остальные проборы параллельны ему сверху и перпендикулярны внизу.

4

Горизонтальные проборы располагаются перпендикулярно вертикальным. В теменной зоне проборы проходят слева направо от кругового пробора по лобным выемкам, параллельно центральному горизонтальному пробору от уха до уха через наивысшую точку головы. В височных и затылочной зонах проборы опоясывают голову на одинаковом расстоянии друг от друга. Так же, как и в случае с вертикальными проборами, в височных зонах они перпендикулярны проборам фронтально-теменной зоны.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги