Мэтью Папантуоно. Клодетт Портелли. Падраик Гибсон
Победить без боя. Методы и стратегии решения социальных, эмоциональных и поведенческих трудностей у детей и подростков
Matteo Papantuono, Claudette Portelli, Padraic Gibson
VINCERE SENZA COMBATTERE
Manuale di tecniche e strategic per gestire e risolvere le difficolta sociali, emotive e comportamentali di bambini e adolescenti Malta University Publishing ©
Научный редактор канд. психол. наук Е. Первышева
© 2023, ООО «И-трейд»
Благодарности
Нам выпала честь работать со многими учителями, психологами и другими работниками сферы образования, благодаря которым эта книга стала возможной. Мы искренне признательны нашим коллегам, психотерапевтам, преподавателям и студентам из Италии, Ирландии и Мальты.
Мы выражаем особую благодарность профессору Джорджо Нардонэ за его поддержку и интерес, проявленный к нашей работе.
И, наконец, бесконечная благодарность нашим семьям и близким, которые поддержали нас на этом долгом пути.
Предисловия
«Победить без боя» – это книга, которая говорит на языке надежды и возможностей. Признавая всё многообразие социальных, эмоциональных и поведенческих сложностей, мешающих обучению и отношениям, авторы предлагают концепцию, отрицающую патологизацию ребёнка. Более того, авторы разработали стратегии, благодаря которым выстраиваются мосты между детьми и значимыми взрослыми посредством любви, сочувствия, эмпатии, понимания и постоянной позитивной коммуникации. Книга предлагает лучшее как из теории, так и из практики. Она основывается на строгом теоретическом и эмпирическом изучении детей со сложностями эмоционального и социального развития, равно как и на обширном опыте авторов, ставшем результатом многолетнего прямого взаимодействия с такими детьми. «Победить без боя» является авторитетной работой специалистов без экспертного высокомерия, которое обычное недооценивает читателя, давая ему информацию, а не приглашая к продуктивному диалогу участников, вовлечённых в эмоционально насыщенные и социально значимые события. Представленная в книге модель предлагает демонтировать ту эмоциональную крепость, которая изолирует ребёнка от значимых для него людей. Здесь также делается попытка сорвать патологизирующий ярлык, который часто создаёт скорее механические, а не человеческие отношения с детьми. Предложенная авторами модель строится на стремлении реинтегрировать ребёнка в сферу здоровых функциональных эмоций и отстаивать подлинное вовлечение в неё. Иными словами, книга не является проектом для работы с детьми с особыми потребностями; она является частью процесса, основанного на ясном понимании того, что значит и как осуществляется настоящая инклюзивность. Кроме предложения стратегий, книга приглашает к размышлению о нашей системе ценностей и бросает нам вызов в виде вопроса: взаимодействуя с детьми, мы боремся против них или за них, или вместе с ними?
Авторы убеждены, что голос ребёнка должен быть услышан. В этом есть и общественный манифест: ребёнок становится активным участником исцеления, а не пациентом, над которым совершаются операции. Авторская модель ставит под сомнение воспроизведение и закрепление идентичности человека с ограничениями посредством системы бесконечного лечения, основанного на вертикальных отношениях. Книга выстраивает педагогическую модель сопротивления исключению и контролю; снимает оковы с тела ребёнка и помогает ему вернуть истинную свободу. Поиск подлинно инклюзивных практик в контексте социальных, эмоциональных и поведенческих сложностей – это напряжённая сложная борьба, которая бросает вызов распространённым культурным и идеологическим стереотипам. Эта книга будет интересна всем, кто борется.
Профессор Кармел Борг
Факультет педагогики
Мальтийский университет
С большой радостью и честью я пишу предисловие к этой книге, которую считаю обязательной к прочтению для всех, кто работает в сфере образования. Этот практически ориентированный учебник содержит эффективные стратегические вмешательства, ценность которых сложно переоценить. Они служат для разрешения многочисленных и разнообразных сложностей школьной жизни, с которыми сталкиваются взрослые, работающие с детьми и подростками. На базе обширного опыта и исследований в школьном и клиническом контекстах авторам удалось подробно описать социальные, эмоциональные и поведенческие трудности и представить решения, специально разработанные для каждой задачи. Для меня эта работа – повод для гордости, поскольку все три автора специализировались в нашем учебном центре в Ареццо (Scuola di Specializzazione in Terapia Breve Strategica ad Arezzo, Italia). Широкий инструментарий стратегий и техник, представленных читателю, является продолжением и обогащением стратегического подхода. Ясность и практические примеры делают эту работу ценной для профессионалов, при этом доступной для широкого круга читателей. Стиль повествования и множество примеров из исследований и практики объясняют, как применять теорию и какова логика функционирования проблем у детей. По этой и многим другим причинам полагаю, что книга может считаться фундаментальным ориентиром для тех, кто напрямую занят образованием, воспитанием и развитием молодого поколения. Кроме того, заинтересованный читатель сможет получить представление о том, как мы сами усугубляем сложности и как их можно разрешить, используя наш метод.
Профессор Джорджо Нардонэ
Директор специализированного учебного центра Краткосрочной Стратегической Терапии. Основатель, совместно с Полом Вацлавиком, Центра Стратегической терапии в Ареццо (клинический и исследовательский центр, признанный на государственном и международном уровне, штаб-квартира Краткосрочной Стратегической модели).
Примерно 20 % детей школьного возраста испытывают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности, такие как тревога, депрессия, расстройство поведения и другие, и могут нуждаться в помощи служб психического здоровья. В последние десятилетия подобные случаи стали более распространёнными. В докладе Всемирной организации здравоохранения о здоровье подростков за 2014 год депрессия указана на первом месте среди причин подростковых болезней и инвалидности на глобальном уровне, и на третьем – как причина смертности в результате суицида. В докладе утверждается, что половина проблем со здоровьем появляется до 14 лет, а также подчёркивается необходимость раннего вмешательства и информирования о психическом здоровье с самого юного возраста. Книга «Победить без боя. Техники и стратегии для управления и разрешения социальных, эмоциональных и поведенческих трудностей у детей и подростков» затрагивает эти вопросы и будет особенно полезна учителям, которые сталкиваются с поведенческими сложностями в своей повседневной работе. Провокативное поведение – один из главных источников стресса для преподавателей, которые, по данным статистики европейских стран, расходуют около 15 % рабочего времени на коррекцию поведения учеников. «Победить без боя» является практическим руководством для учителей, имеет доказательную теоретическую базу и объясняет, как предпринять осознанные и эффективные действия при возникновении сложных ситуаций в классе. Отличительной особенностью работы является применение на практике Краткосрочной конструктивистской стратегической модели, которая фокусируется именно на изменении поведения, и даёт преподавателям и специалистам новое ведение поведенческих сложностей. Это важное изменение в традиционных теориях, касающихся развития детей, которое отличается от привычных способов определения и решения проблем. Книга основывается на десятилетиях исследований и практики клинических психологов, педагогов и специалистов других направлений, которые использовали этот подход для внедрения поведенческих изменений. «Победить без боя» – ценный вклад, дополняющий свежими идеями многочисленные работы на тему когнитивно-поведенческого направления. Авторы вдохновляют и подталкивают педагогов обращаться не только к здравому смыслу, но и к неординарной логике, парадоксальным и противоречивым стратегиям, которые на протяжении многих лет используют специалисты Краткосрочного стратегического подхода.
Авторы предлагают отойти от взгляда на сложности поведения как на медицинскую проблему и не использовать патологизирующие диагнозы; напротив, они вдохновляют на новое ведение, сфокусированное на конструктивисткой и стратегической модели поведения, которая обращает внимание на дисфункциональные взаимодействия, модели системного и кругового взаимодействия и операциональное решение проблем. Переходя от теории к конкретным вмешательствам, авторы предлагают учителям новые разнообразные инструменты для решения сложностей, которые кажутся неразрешимыми. Специалисты могут получить практические знания, которые позволят им выстроить собственные вмешательства, постепенно вводить их в классе и применять их в качестве исследования-вмешательства. Подробная модель решения проблем представлена в четвёртой главе. С операциональной точки зрения она показывает, как создаются проблемы и эмоциональные, социальные и поведенческие трудности в школе. Далее следуют главы, описывающие самые распространённые детские и подростковые проблемы, основанные на страхе, боли и злости, а также те проблемы, которые основаны на стремлении к удовольствию. В третьем разделе приведены эффективные вмешательства, построенные на неординарной логике. И, наконец, в завершающем разделе представлены разборы конкретных случаев, которые детально иллюстрируют эффективные стратегии. Доступный и увлекающий стиль повествования делает книгу не только профессиональным, но и приятным чтением.
Эта книга предлагает специалистам сферы образования и родителям новый взгляд на распространенные сложности. Она может дать надежду тем профессионалам, которые, как им кажется, находятся в безвыходных проигрышных ситуациях. Авторы показывают, как можно обрести больший контроль над ситуацией, когда проваливаются попытки решить проблему с помощью здравого смысла, благодаря практическим, эффективным и выигрышным стратегиям вмешательства. Именно поэтому «Победить без боя» должна стать уникальным неисчерпаемым ресурсом для тех, кто работает с детьми, имеющими сложности в эмоциональной, социальной и поведенческой сферах, и быть дорожной картой в эффективном решении проблем.
Профессор Кармел Чефаи
Декан факультета педагогики (2014)
Мальтийский университет
Вступление
В книге «Победить без боя» преподаватели, психологи, родители и другие люди, работающие с детьми, смогут найти ресурсы для преодоления сложностей, наблюдаемых у детей и подростков школьного возраста. Эта работа стала результатом опыта авторов и участников исследований. В ней предлагаются новые методы взаимодействия с так называемыми «сложными» учениками, которые имеют, по определению Чефаи и Купера (Cefai, Cooper, 2013), социальные, эмоциональные и поведенческие трудности (SEBD)[1]
Нашей основной целью было показать, что существуют способы вмешательства и разрешения ситуаций, которые обычно считаются неразрешимыми и обречёнными на провал. Применяя предлагаемые нами методы, преподаватель сможет распознавать и обходить те ловушки, которые превращают сложности в проблемы, и, на определённом уровне, могут стать настоящей патологией. В конечном итоге, преподаватель улучшит качество своей работы и найдёт способ быть более эффективным и плодотворным в оказании помощи тем ученикам, которые в ней нуждаются. Авторы стремятся показать, что можно работать даже с теми проблемами, которые на первый взгляд кажутся самыми серьёзными, странными, закрепившимися, не поддающимися традиционным вмешательствам и подходам, основанным на здравом смысле и общепринятых нормах. Мы покажем на конкретных примерах, как учителя, воспитатели и другие специалисты могут производить желаемые изменения, следуя неординарной логике, выходящей за рамки традиционной.
Иными словами, эту книгу можно считать учебником в помощь тем, кто в своей ежедневной работе сталкивается с ощущением беспомощности, потому что чувствует себя загнанным в порочный круг, в котором, несмотря на все усилия, побед не случается или они незначительны.
Страшное чудовище: случай Келли
В понедельник, с самого утра, нам позвонила синьора Дэвсон с просьбой о срочной консультации. На выходных её двенадцатилетняя дочь Келли угрожала покончить с собой. Крайне взволнованная мать обратилась к школьному консультанту, который, предприняв безуспешные попытки помочь девочке, направил её к нам. Предполагалось, что девочка страдает тяжёлым депрессивным расстройством, и в школе были очень обеспокоены произошедшими с ней резкими изменениями. Келли всегда была живой, старательной девочкой, активно участвовала в школьной жизни, однако в последние полгода её успеваемость значительно упала, и она почти перестала общаться с одноклассниками. Она стала отдаляться от всех занятий, даже тех, что раньше ей нравились: встречи с друзьями, визиты к дедушке и бабушке, которых она очень любила, спорт и поездки. Келли часами сидела в своей комнате в полной темноте, далёкая от всего мира. Школьный консультант пытался с ней поговорить, но, несмотря на это, ситуация всё ухудшалась. В школе это стало вызывать тревогу. Что бы ни делала и ни говорила Келли – всё воспринималось как симптом диагностированной депрессии. Окружающие люди относились к ней как к бедняжке, жертве тёмного непонятного зла. Никто не мог разумно объяснить, что с ней происходит, и во взгляде людей на Келли ясно читалось сострадание: «Такая красивая девочка, такая хорошая и умная, из любящей семьи, окружённая заботой и вниманием, почему же она внезапно захотела исчезнуть?»[2]. Ответов на множество «почему» не находилось, и непонятная замкнутость Келли оставалась загадкой, поддерживающей и усиливающей тревожную и беспокойную атмосферу. Постоянное расспрашивание в школе стало для Келли настоящей пыткой, и она всячески пыталась избежать этого непрекращающегося давления. Некоторое время спустя родители решили ей помочь и, договорившись с учителями и ссылаясь на учёбу, попробовали вовлечь одноклассников Келли. Они пригласили их домой, чтобы взбодрить её. Однако же и эта попытка не принесла ожидаемых результатов: когда к Келли приходил кто-то из школы, она запиралась в своей комнате, оставляя одноклассников с родителями. О проблеме узнали многие люди, и все они были вовлечены в поиски решения. Проблема же, казалось, не решалась, а только усугублялась. Несмотря на многочисленные попытки, улучшений не наблюдалось. Становилось очевидным, что ситуация безнадёжна. После очередной невыносимой ночи и отказа Келли идти в школу, её мать, напуганная угрозой самоубийства, которая последовала в ответ на давление, в понедельник утром позвонила нам и назначила консультацию.
Как помочь Келли выйти из её тьмы? Как психолог может осуществить вмешательство, когда его пациенты – жертвы собственных эмоций? Как действовать, когда дети и подростки отрицают проблему и/или отказываются от помощи? Как учителя и консультанты могут победить без боя?
Читателю будет предоставлена возможность оценить стратегический конструктивистский подход, применяемый к проблемам детей школьного возраста. Эта операциональная модель сосредотачивается не на поиске причин проблемы и вопросе «почему», а на вопросе «что делать». На различных примерах мы раскроем, как, несмотря на благие намерения, некоторые предпринятые вмешательства становятся безуспешными попытками решения, которые, при повторении, поддерживают и усложняют проблему.
Эта модель отходит от жестких теорий и идей и следует научному подходу исследования действием[3], которое способствует процессу «открытия», позволяя понять, как функционирует проблематичная ситуация, чтобы улучшить её функционирование.
В ловушке дисфункционального порочного круга: благие намерения создают наихудшие последствия
В книге «Как стать несчастным без посторонней помощи» (1983) Пол Вацлавик предлагает свой взгляд на человеческие проблемы и устойчивое постоянство страданий. Приводя ироничные примеры того, как помощь может оказаться ловушкой, автор объясняет, как гарантировать себе несчастье. Он говорит о помощи, которая не помогает. Он утверждает, что способность быть несчастным требует совсем немного фантазии и всего двух человек, один из которых постоянно просит помощи, а второй – настоятельно её оказывает, особенно если в этом и состоит его основная роль. Автор показывает, что результат отношений такого типа всегда будет губительным: и в том случае, если просьба будет удовлетворена, и в противоположном случае тоже. Очевидно, что, если помощь не принесёт пользу, обеим сторонам будет плохо. Но им будет плохо и в том случае, если помощь окажется полезной: тот, кто помогает, может потерять свою поддерживающую функцию, и в отношениях не будет никакого смысла; второй же останется неудовлетворён тем, что не смог справиться самостоятельно. Так, даже самый настойчивый помощник после многочисленных стараний потерпит неудачу – и несчастье гарантировано обеим сторонам! Вацлавик в юмористической форме делает очень точные наблюдения. Он обращает внимание на ловушки, кажущиеся логичными, которые люди расставляют для себя и для других.
С этой точки зрения, чрезмерное упорство в совершении одного и того же действия даже в случае отсутствия результатов приводит к закреплению и ухудшению проблемы. Чтобы лучше понять эту концепцию, попробуйте подумать о всех тех случаях, когда вы пытались решить свою и/или чужую проблему и настойчиво применяли решения, которые не приводили к ожидаемым результатам. Вспомните: ситуация менялась к лучшему или ухудшалась ещё больше?
Название «Победить без боя» – это метафора применяемого вмешательства для разрешения трудностей учеников, преподавателей, администрации и всех заинтересованных участников школьной жизни. Не становясь на позиции людей, вещающих с кафедры, мы выступаем как специалисты, работающие «в эмпирическом поле»; объясняем, как взаимодействовать и управлять проблемами, связанными с поведенческими, эмоциональными и социальными трудностями; приглашаем читателя действовать как строгий исследователь, который с помощью нашего метода придаёт форму вмешательствам, направленным на решение проблемы. Предлагаемые в книге практики не являются плодом абстрактной теории, личных идей, интуиции или озарением авторов. Представленные в работе вмешательства стали результатом «всего лишь» более чем двадцатилетнего кропотливого научного исследования и практической работы в сфере изменений жизни человека. Достигнутые результаты от применения этих вмешательств докажут их действенность и ценность.
Читателю будет представлено применение Краткосрочной стратегической модели[4] в школьной среде. Книга может стать учебником для школьных специалистов (преподавателей, учителей-консультантов, психологов, воспитателей, школьных ассистентов и т. д.), которые в своей работе взаимодействуют с детьми и подростками с поведенческими, эмоциональными и социальными трудностями, или занимаются благополучием учащихся. Книга также может быть полезным инструментом для родителей. Опыт показывает, что совместные скоординированные действия значимых взрослых в отношении детей и подростков создают больше возможностей для быстрых изменений. Подчеркнём: спланированная стратегия действий, помимо слаженной совместной работы сотрудников школы и родителей, должна стать необходимым, а не просто желательным, фактором.
Школа: уникальная среда
Портер (Porter, 2008) отмечает, что дети проводят за школьной партой примерно пятнадцать тысяч часов (Mortimer, Sammons, Stoll, Lewis, Ecob, 1988), и на этом основании считает, что школа влияет на поведение и успеваемость детей в значительно большей степени, чем семья.
Школы отличаются от всех организаций и являются уникальными структурами, несмотря на общие с другими структурами и системами аспекты. Учителя и руководители несут огромную ответственность, занимаясь образованием и воспитанием детей и подростков, будущих граждан. «Потребитель» школьных услуг нуждается в обучении; он хочет научиться вести себя так, чтобы знать, как взаимодействовать с другими и как наилучшим образом интегрироваться в мир; ему необходимо понимать свои эмоции, чтобы лучше справляться со своими задачами. Все эти аспекты и их переплетение являются вызовом, задачей (Pearce, Gronen, 1999), которыми сложно управлять без прагматических знаний и навыков, позволяющих уметь делать (Crispiani, Giaconi, 2009). Следовательно, школа, помимо обучения предметам в соответствии с учебными программами, несет бремя и честь формирования будущих граждан; она должна научить их решать разные проблемные ситуации, проливать свет на возможные подводные камни и неочевидные сложности (Porter, 2008), обучать навыкам понимания себя и межличностного общения (Rodd, 1996). Чтобы успешно решать эти задачи, учителя и другие работники школы должны эффективно сотрудничать: необходимо создать социальную сеть, объединяющую воедино действия ребенка, семьи и школы (Crisper, 2008). Учитывая эти предпосылки, своей главной целью мы видим обеспечение учителей инструментами и новым способом восприятия, чтобы они могли использовать их как для непосредственного вмешательства в ежедневные школьные проблемы, так и для непрямого вмешательства, которое выходит за пределы школьных стен и достигает тех, кто может способствовать благополучию учащихся и вносить вклад в формирование единого цельного пространства, ориентированного на благополучие ребенка.
Создавать сотрудничество в школьном контексте
Следующая наша цель – показать способы укрепления сотрудничества и взаимодействия между разными участниками, вовлечёнными в образовательный процесс, которые бы позволяли обойти и/или сократить сопротивление изменениям. На примере конкретных ситуаций будет объяснено, как можно применять предложенный метод в случаях, обычно считающихся неразрешимыми.
Сейчас школы сталкиваются со сложными задачами, которые лишь косвенно относятся к их непосредственным полномочиям и касаются юридических аспектов, культурных различий, семейных динамик. Ситуации, определяющие атмосферу в школе, в некоторой степени связаны с проблемами в классах и с попытками их разрешения. Как при решении головоломки, каждый из этих аспектов приобретает важность при взаимодействии со сложной задачей. Исходя из желаемого изменения, значимыми являются также отношения на межинституциональном уровне и между школой и семьёй. Сотрудничество между различными участниками становится возможным благодаря владению подходящими инструментами, которые формируют так называемые soft-skills, гибкие навыки. Хотя важность и выгоды этих навыков очевидны, немногие работники образования владеют ими, возможно, из-за скудности современной литературы по этой теме (Cooper, Cefai, 2013; Crispiani, Papantuono, 2014; Mariotti, Pettend, 2014). Неэффективность школы и образовательных учреждений связана с отсутствием у учителей и воспитателей операциональных знаний и с недостаточным сотрудничеством тех, кто вовлечён в образовательный и воспитательный процесс; проблема вовсе не в учениках, которые сопротивляются изменениям. В соответствии с экологической точкой зрения Грегори Бейтсона (1977), ученики рассматриваются как участники игры, несущие лишь часть ответственности за то, что с ними происходит, и то, что случается в их среде, в том числе за их собственное поведение. В этой перспективе рычагов для осуществления изменений становится столько, сколько участников игры. В этом случае удаётся противостоять и справляться даже с самыми сложными и устойчивыми проблемами, которые обычно относятся если не к патологиям, то к диагнозам, близким к медицинским (Crispiani, Papantuono, 2014), и считаются неразрешимыми. Применяя новый взгляд и разрушая уверенность в невозможности, мы создаём условия для преодоления сопротивления изменениям и модифицируем представление о «зле», которое якобы зависит от чего-то глубокого спрятанного в травматичном прошлом. Также Ахенбах (Achenbach, 1980) считает, что чаще всего опасности происходят из убеждений, не имеющих достаточных доказательств, способных обосновать медицинскую модель человеческого страдания, связывающую психологические проблемы с органическими заболеваниями. Авторы данной книги полностью разделяют это утверждение и сами предпочитают менее пессимистичную и детерминистскую модель. Переработав подход Бейтсона, мы сместили фокус вмешательства с интрапсихической на интеракционистскую модель (Crispiani, Papantuono, 2014). Мудрость гласит: «Если хочешь продвинуться вперёд, обзаведись теорией!» Именно поэтому для глубокого и обширного исследования в рамках этой книги, а также для того, чтобы сделать прозрачным наш способ работы, необходимо принимать во внимание прагматический переход, случившийся более шестидесяти лет назад, который и повлиял на развитие выбранной модели вмешательства.