banner banner banner
Обучение ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
Обучение ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
Оценить:
 Рейтинг: 0

Обучение ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач


Ученики и последователи автора ТРИЗ, Г. С. Альтшуллера, живут и работают во многих странах. Они продолжают развивать ТРИЗ, применяя ее на практике и добиваясь впечатляющих результатов. ТРИЗ справедливо считают наукой XXI века.

Создана Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ), президентом которой до последнего дня своей жизни был Г. С. Альтшуллер.

Действует Европейская Ассоциация ТРИЗ (ETRIA).

В США работает Институт Альтшуллера (The Altshuller Institute).

Создан Саммит разработчиков ТРИЗ, целью которого является объединение специалистов, занимающихся развитием теории и методики. Саммит проводит ежегодные встречи, где обсуждаются наилучшие научные разработки по развитию ТРИЗ.

Имеются региональные Ассоциации ТРИЗ в странах бывшего СССР, Латинской Америки, в США, Франции, Италии, Австрии, Израиле, Австралии, Южной Корее, Тайване и в других странах.

В Internet имеются сайты и многочисленные ссылки, посвященные ТРИЗ.

Проводятся ежегодные международные конференции по ТРИЗ в:

– бывших странах СССР (их проводит Саммит разработчиков ТРИЗ);

– Европе – МАТРИЗ и ETRIA;

– США – Институт Альтшуллера;

– Японии – ТРИЗ Форум;

– Южной Корее – KATA (Korea Academic TRIZ Association) и др.

СМИ многих стран неоднократно говорили об эффективности ТРИЗ.

Все выше описанное – это элементы ТРИЗ-движения, созданного Г. С. Альтшуллером.

Глава 3. Способы изучения

Существуют разные способы изучения материала.

Мы рассмотрим только три из них.

1. Изучение попредметно.

2. Изучение послойно.

3. Комбинированное изучение.

3.1. Попредметное изучение материала

При этом способе выбирается предмет (в данном случае раздел ТРИЗ), и он изучается с азов до высших ступеней (выбирается раздел ТРИЗ и изучается от А до Я).

При этом ученик или преподаватель определяют, до какой глубины знаний стоит доходить.

Безусловно, это зависит от целей, которые поставил себе ученик.

3.2. Послойное изучение материала

Учеником или преподавателем подбирается определенный набор необходимых знаний, которые вырабатываются изучением конкретных предметов (разделов ТРИЗ). По каждому из выбранных предметов (разделу ТРИЗ) изучается какой-то слой. Таким образом, изучающий получает набор знаний на каком-то уровне.

Далее по этим же предметам (разделам ТРИЗ) изучается следующий слой знаний. Уровень знаний возрастает.

На следующем этапе может расширяться набор знаний и подключаться новые предметы (разделы ТРИЗ).

Так постепенно изучается весь материал.

Этот способ изучения мы называет изучение по уровням.

На первом уровне изучаются базисные вещи поверхностно, так, чтобы добиться поставленной цели.

На следующих уровнях знания углубляются и расширяются.

Разбивка на уровни достаточно условная и может определяться самим учащимся при самостоятельном изучении или преподавателем.

3.2. Комбинированное изучение материала

Могут использоваться самые разнообразные комбинации ранее рассмотренных способов изучения материала, удобные для ученика или преподавателя.

Глава 4. Рекомендации по изучению ТРИЗ по книгам

4.1. Рекомендации по предметному изучению материала

Если вам больше нравится попредметное изучение материала, то вы можете использовать практически любую из книг Альтшуллера и некоторых других авторов [11], [14], [15], [23], [24], [28], [29], [39], [40], [44], [46], [47], [48].

Чаще всего они изучаются в последовательности, в которой они изданы. Некоторые предпочитают выбирать определенные разделы и изучать их в другом порядке.

4.2. Рекомендации послойного изучения материала

Насколько известно автору, опубликовано только одно учебное пособие первого уровня [45].

4.3. Последовательность изучения ТРИЗ по книгам автора

Автор выпустил книги в бумажном и электронном вариантах.

4.3.1. Рекомендации по предметному изучению материала

Если вы предпочитаете попредметный способ изучения ТРИЗ, то рекомендуем вам учебники автора: бумажный [51] и электронный [69]. В них изложены все основные составляющие ТРИЗ в достаточном объеме для решения сложных задач.

Если у вас будет потребность углубить ваши знания и приобрести больше навыков в решении разнообразных сложных задач практически из любой области знаний, то мы рекомендуем вам учебники по отдельным составляющим ТРИЗ.

– Приемы разрешения противоречий [74];

– Эффекты (физические, химические, биологические и математические, в частности геометрические) [54];

– Вепольный анализ [56], [57], [70];