Сергей Каледин
Особенности экономической политики государства в условиях кризиса
В развитых странах, а также в развивающихся странами экономическое развитие характеризуется циклическими процессами роста и спада. Спады характеризуются кризисными явлениями в экономики, снижением собственного производства, финансовыми кризисами, обесценением национальной валюты, повышением цен, а также увеличением угроз социальной безопасности. Одновременно кризисные явления оказывают сильное влияние на малые предприятия и предпринимателей, которые не могут конкурировать с большими фирмами и вынуждены либо закрывать бизнес, либо продавать его. Кризисные явления оказывают негативное влияние не только на малый бизнес, но и на целые отрасли экономики, вызывают безработицу, снижение государственных гарантий со стороны государства.
По данным Евростата1, кризисные явления явились причиной снижения количества новых предприятий, и в целом, данная тенденция продолжается. В некоторых странах, таких как Италия, Корея, Португалия и США можно наблюдать снижение предпринимательской активности на треть. При этом практически во всех странах количество новых предприятий в секторе строительства и сфере услуг превышают показатели сферы промышленности и производство, что связано с более низкими первоначальными затратами, связанными с созданием предприятий малого бизнеса. Даже в условиях кризиса во всех странах наибольшее количество стартапов наблюдается от 1 до 4 человек, что связано с возможностью снижения расходов на заработную плату, аренду, а также иных расходов, таких как социальные налоги. При этом в некоторых странах во время мирового кризиса 2008-2009 года не наблюдалось создание новых предприятий, к таким странам относятся, например, Норвегия, Польша, Швеция, Великобритания. Напротив, в условиях стабильности можно констатировать большое развитие новых компаний. Значительные показатели роста открытия новых предприятий можно наблюдать в 2012 году в Польше, Испании, Великобритании.
Создание новых компаний, в том числе в сфере малого бизнеса является одним из ключевых показателей динамического развития экономики, отображает развитие предпринимательства в стране, поскольку предпринимательство выступает в качестве движущей силы для создания рабочих мест, инноваций, увеличения уплаты налогов в стране. Снижение же деловой активности приводит к сокращению персонала, уменьшению производства, снижению уплаты налогов. Например, в качестве стран с высокими показателями ликвидации компаний можно назвать такие страны, как Португалия, Венгрия, Бразилия. Вместе с тем, существует группа стран, в которых показатели ликвидации компаний находятся на стабильно низком уровне, к таким странам можно отнести США, Израиль, Люксембург, где малые предприятия традиционно развиваются достаточно стабильно вне зависимости от кризисных явлений. Это связано и с политикой государства в отношении малого бизнеса, и с поддержкой, в том числе в части предоставления льгот и субсидий для отдельных отраслей экономики, и развитием культуры малого и среднего бизнеса.
Показатели ликвидации компаний характеризуют, в том числе негативные кризисные явления в экономике, влияние негативных реформ, налогообложения, неустойчивости финансовой системы на бизнес. Показатели, характеризующие число ликвидированных предприятий, увеличиваются в кризис и снижаются в период устойчивого развития экономики страны.
В ряде стран с течением времени можно наблюдать как тенденцию к снижению количества новых компаний, так и тенденцию к снижению ликвидации малых предприятий в период с 2007 по 2010 годы, что свидетельствует о том, что на рынке осуществляют деятельность, в основном стабильные компании, снижаются случаи открытия компаний без инвестиций и фирм-однодневок. Если говорить о количестве ликвидируемых компаний, то коэффициенты, свидетельствующие о количестве ликвидируемых компаний выше в отношении промышленных предприятий. Это обусловлено большими затратами на производственные запасы, обновление машин и оборудования, необходимостью выплаты заработной платы и иными большими расходами. Самые высокие показатели в отношении ликвидации компаний имеют компании численностью от 1 до 4 человек, что обусловлено низкой устойчивостью на рынке, невозможность адаптироваться к кризисным условиям, а также отсутствием финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы пережить кризисные явления в экономике. Ликвидация компаний является неотъемлемой частью феномена предпринимательской деятельности, связанного с экономическими циклами. При этом данные о ликвидации компаний обычно могут быть несколько недостоверными, поскольку компания может числиться в реестре, вместе с тем в компании могут отсутствовать сотрудники, и может не вестись никакая деятельность, но при этом фактически компания будет существовать. Некоторые учредители, предприниматели в течение двух лет после ликвидации компании предпринимают попытки возобновления ведения бизнеса, открывают новые предприятия, ведущие аналогичный вид деятельности, что непосредственно влияет на другой показатель – показатель создания компаний. Таким образом, показатели создания и ликвидации компаний взаимоувязаны, на ликвидацию компаний большое влияние оказывают такие факторы как инфляция, налоговая и бюджетная политика, которые меняются с течением времени.
Отдельным трендом ликвидации компаний выступает банкротство компаний. В последние годы показатели банкротств в таких странах как Канада, Япония, Соединенные Штаты Америки и Южная Африка были значительно ниже докризисного уровня. Вместе с тем, наблюдается увеличение банкротств в Италии. Вместе с тем, данные о банкротствах предприятий могут отражаться неодинаково в статистических данных стран из-за различий законодательства о банкротстве. В некоторых странах заявление о банкротстве уже означает прекращение деятельности, в других же странах банкротство предполагает длительную процедуру, включающую возможность введения оперативного внешнего управления, а также реорганизации компании.
Создание и ликвидация предприятий как нельзя лучше показывают влияние кризисных явлений в экономике на развитие и снижение предпринимательской способности. В этой связи политика государства в условиях экономического кризиса должна учитывать тенденции в отношении создания и ликвидации компаний.
В настоящее время кризисы имеют системный характер, сменяют друг друга и являются легко прогнозируемым явлением. Если во время Великой Депрессии 1929 года кризис фактически начался с развала банковской системы и был не предсказуем, то последние кризисы достаточно предсказуемы, например, с введением санкций зарубежными странами связаны кризисные явления в российской экономике и в малом бизнесе, в частности. Примеры предсказуемых кризисных экономических явлений возможно увидеть и в европейских странах, в частности, в качестве примера Быков А.Н.2 приводит Грецию, в которой причины кризисных явлений видит в большой внешней задолженности, массовых иностранных инвестициях, коррупции и бюрократических явлениях. При этом выход из кризисной ситуации, по мнению Быкова А.Н., представляется медленным и затруднительным, сопровождающимся непопулярными мерами по повышению налогов.
На практике экономическая политика в условиях экономического кризиса существуют две разновекторные тенденции проведения государственной политики:
Повышение налогов с целью повышения собираемости налогов в бюджет
Фальшина Н.А.3 отмечает, что «любые кризисные тенденции, в частности, сопровождающиеся повышением налоговых ставок, сказываются в первую очередь на малом и среднем бизнесе», вместе с тем, в ряде стран наблюдаются значительные налоговые изъятия, которые не отражаются на развитии производства. К таким странам, в частности, относятся Франция, Швеция, Бельгия.
Однако с подобной точкой зрения о развитии производства при одновременном существовании высоких ставок налогов можно не согласиться, поскольку в настоящее время страны с высокими ставками налогов активно реформируют систему налогообложения, в качестве примера можно назвать Великобританию.
Климкович Е.П. видит причину увеличения налоговых издержек в другом, ведь требуется обеспечение ликвидностью, которое не требует разового финансирования со стороны Международного фонда, и поэтому страны прибегают к повышению налогов в кризисный период4.
Куликова О.Н. отмечает, что собираемость налогов в условиях кризиса «является важной гарантией стабильности экономики»5, при этом в кризис увеличиваются случаи уклонения от уплаты налогов. Поэтому государство больше усилий тратит на повышение собираемости налогов. Уменьшение поступлений доходов в бюджет при одновременном увеличении расходов, многие компании вынуждены утаивать часть доходов, не отражать доходы в учете и увеличивать расходы для того, чтобы уплачивать меньше налогов, это может быть увеличение расходов, не поименованных в налоговом законодательстве в качестве расходов, снижающих налогооблагаемую базу, это может быть уклонение от налогов путем использования незаконных схем налогообложения, фирм-однодневок. В этой связи государство вынуждено усиливать противодействие подобным негативным тенденциям увеличения случаев ухода от налогов. Во многих других странах, в качестве антикризисных мер также можно наблюдать усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов, основанное на неотвратимости наказания налоговых преступлений, в качестве примера реализации данного принципа можно назвать привлечение к ответственности членов королевских семей, отречение от престола королей (Испания) в связи с подозрениями в налоговых правонарушениях, привлечение к ответственности высших чиновников государства (Италия), расследование случаев ухода от налогов частных лиц, имеющих мировую известность в шоу-бизнесе, спорте, культуре (США).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/3015021ec013.pdf?expires=1457256363&id=id&accname=guest&checksum=5CC1610D88C3A32B23CCC564AE21580B
2
Быков А.Н. Российский внешнеэкономический вестник. 2010 (4):3-12, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2010, http://elibrary.ru/item.asp?id=15289612
3
Фальшина Н.А. К вопросу о принципах налогового права // Налоги. 2015. N 5. С. 5 – 8.
4
Климкович Е.П., Вестник Академии. 2011 (2):99-106, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, http://elibrary.ru/item.asp?id=16496982
5
Куликова О.Н. Проблемные вопросы при рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях и расследовании уголовных дел данной категории // Российский следователь. 2015. N 1. С. 3 – 5.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов