Идеально! Как создать и переделать свой сайт. Правильный подход и передовые техники разработки
Издано с разрешения Smashing Media GmbH.
Под редакцией Александра Сарычева
© The Smashing Book #3 – Redesign the Web, 2012
© Smashing Media GmbH, 2012
© О. Серовская, перевод, 2013
© Издательство «СилаУма – Паблишер», 2013
* * *Предисловие от партнера российского издания
Множество авторов сейчас пытаются научить вас создавать сайты, приносящие прибыль своим владельцам. Однако книги, написанные настоящими мастерами своего дела, встречаются редко. Перед вами одна из них.
Эта книга достойна самого внимательного изучения. Здесь есть все инструменты для того, чтобы вы смогли создавать по-настоящему современные, удобные и эффективно работающие сайты.
Не важно, профессионал ли вы в деле сайтостроения или решили сделать первые свои страницы, в этом бесценном труде вы найдете ответы на многие вопросы.
Каждый раздел написан ведущим специалистом в своей отрасли.
• Первый научит вас выстраивать грамотный процесс работы с заказчиками. Этот блок будет полезен не только «технарям», но и всем, кто по роду службы сталкивается с заказчиками напрямую.
• Второй в подробностях описывает процесс создания или переделки сайта от выбора платформы и языка программирования до определения хостинга, интеграции платежных систем и управления контентом.
• Из третьего вы узнаете, как виртуозно управляться с версткой, JavaScript и современными языками программирования. После прочтения HTML5 и CSS3 станут вашими надежными союзниками.
• Четвертый посвящен преображению сайта, смене стилей и кодов. Здесь уделено внимание и веб-типографике, и грамотной разметке страниц.
• Пятый погрузит вас в мир Java-возможностей. Отныне перемещения, трансформации и анимация с JavaScript перестанут быть для вас загадкой.
• В последних разделах внимание уделяется повышению юзабилити, дизайнерским фишкам и приданию сайту индивидуальности. Не поверите, но тут вам в помощь привлекается даже психология. Вы узнаете, как вызвать нужные эмоции у пользователей и запрограммировать их поведение.
И все это обильно снабжено примерами, иллюстрациями и html-кодами, которые вы сможете сразу использовать в своей работе.
Эта книга способна полностью перевернуть ваш подход к работе над созданием сайтов, сделать его более продуктивным и денежным.
Напоследок хочется сказать о том, что вы – везунчик. Вы имеете отношение к одной из самых интересных и динамично развивающихся сфер – разработке и веб-дизайну. Но чтобы получать от своей работы не только удовольствие, но и материальное вознаграждение вкупе с вечной благодарностью от заказчиков, вы должны знать, как этого добиться. И мы уверены, что в этом вам поможет эта книга.
Удачи!
Команда iAGE,Технологии вашего Интернет-будущего(iage.net)Вступительное слово научного редактора
Вы подумываете переделать свой сайт? Или вы специалист, который занимается их созданием? В любом случае всем вам будет полезно взять верный курс на разработку современного сайта.
Каждый год издаётся большое количество книг, скорее даже справочников, для технических специалистов. Есть книги и по маркетингу, юзабилити, проектированию целевых страниц (landingpages), оптимизации рекламы. Но вот куда копнуть глубже и где почитать про подход к разработке современного сайта? С чего начать, как выстроить процесс работы, какими технологиями воспользоваться и что не забыть по дороге?
Книга укажет направление для работы. Прочитав книгу, вы сможете разобраться, как добавить сайту «человеческое лицо», узнаете фишки юзабилити, поймёте как сделать отзывчивый (responsive) дизайн, а также убедитесь, что HTML5 и CSS3 уже давно в бою. Из книги вы узнаете и о перспективном подходе к вёрстке сайтов – Flexbox. Я уверен – за ним будущее.
Книга посеет и зерно здорового скептицизма – а по правильному ли подходу вы (или ваши подрядчики) разрабатываете сайт? Строите ли работу от контента, делаете ли прототипы, или до сих пор мыслите статичными макетами?
Мы в «ЛидМашине» уже частично использовали отдельные вещи, о которых рассказывается в книге, в своей работе и проектах наших клиентов. Теперь мы поглядим на весь процесс сверху и, вероятно, скорректируем процесс. Взгляните и вы.
Александр Сарычев,маркетёр-аналитик лаборатории интернет-маркетинга «ЛидМашина» (LeadMachine.ru)Введение
Автор: Элиот Джей Стокс
Когда вы работаете в стремительно развивающейся индустрии, то каждый миг этого развития очень волнующий. Замечу, что сказать: «Самое захватывающее сейчас – это работа в веб-дизайне и разработке» – будет несколько неверно. Работа и жизнь на острие новых интернет-технологий всегда были захватывающими и всегда таковыми будут.
И все же в последние месяцы я ловлю себя на том, что говорю эти слова, потому что сейчас действительно захватывающий момент. Во времена широкого использования табличной верстки и инноваций новыхмедиа, мы были словно беспокойные дети, которые ищут поддержки у своих родителей из мира аналоговых медиа; в начале этого столетия мы превратились в неуклюжих подростков, которые экспериментируют с различными сервисами и техниками, как в лучшую сторону (веб-стандарты), так и в худшую (плагины). Сейчас мы выросли примерно до двадцатилетних и преобразовали все, чему научились, в новый, захватывающий опыт, который, в конце концов, окончательно охватит изменяемую, мягкую, открытую и изменчивую натуру Интернета.
Мало просто иметь продвинутые сервисы, равно как и мало уметь их использовать. Настоящая зрелость – это глубокое понимание того, что может и должно быть достигнуто.
Нет ничего революционного во множественной поддержке браузеров для экспериментальных CSS-характеристик. Не новость, что есть возможность использовать тысячи различных гарнитур. Обычное дело – вставка медиазапросов для изменения стилей в соответствии с шириной браузера. Но применение этих инструментов придает вашей работе изящество.
Эта концепция зрелой индустрии, более того – нашей собственной компетентности, в ней раскрылась на конференциях по всему миру, на страницах печатных журналов, дневников и книг и, конечно же, в блогах. Создалось ощущение взросления Интернета, что не так давно побудило меня переделать сайт Smashing Magazine. С чем мы столкнулись при переделке, вы узнаете на страницах этой книги.
Тема переделывания сайта иногда принимает здесь форму делового обсуждения, ведь это тоже часть процесса, подчеркивает один из авторов, Пол Боуг. Также обсуждается модернизация веб-сайта при помощи таких сервисов, как HTML5, CSS3 and JavaScript, о чем написали Бен Шварц, Ли Веру, Дэвид Стори и Кристиан Хейлманн. Представлена тема и в рассказе про адаптивные мобильные техники (авторы Стивен Хей и Энди Кларк). И, конечно, она раскрывается в широком обсуждении, представленном в разделах, авторы которых Рэйчел Эндрю, Дмитрий Фадеев, Марк Эдвардс, Арэл Балкан и Аарон Уолтер.
Желание ускорить ход событий, которые запустили механизм переделывания Smashing Magazine, также повлияло на создание и контент книги. Эта страсть, которая связывает нас больше как единомышленников, а не конкурентов, – страсть, которую, я уверен, вы прочувствуете, когда будете читать эти страницы, – вдохновит каждого из нас сделать Интернет лучше с помощью… задания градиентов через CSS, использования веб-шрифтов, использования медиазапросов.
Бизнес-подход в переделывании сайтов
Автор: Пол Боуг
Рецензент: Коллис Тайед
Переделывание сайтов – это та область, в которой самые смелые разработчики и дизайнеры могут позволить разгуляться своей фантазии. Пустой документ Photoshop, библиотека фрагментов кода CSS3 – для них нет ничего более захватывающего, чем погружение в мир новых возможностей. Однако, как это ни печально, я здесь для того, чтобы разрушить их воздушные замки.
В последующих разделах представлены клевые дизайнерские техники, еще более крутые возможности для кодинга, а множество прекрасных наглядных примеров дизайна сайтов помогут разработчикам не заблудиться в лабиринте новых инструментов.
Я же затрону тему бизнес-подхода в реконструкции сайтов.
Почему я остановился на такой скучной теме, спросите вы? Ответ прост. Суть бизнес-подхода в дизайне состоит не только в том, чтобы создать удачный сайт, но и время от времени полностью переделывать его, несмотря на кажущуюся безупречность проекта. Я, как и все вы, принимал участие в разработке множества сайтов, и меня буквально швыряло по волнам изменяющихся технических заданий, нечетко сформулированных инструкций и разногласий с заказчиками. К счастью, годы опыта научили меня тому, что если ты достаточно подготовлен, можно избежать этих ловушек.
Цель этого раздела – вооружить вас знаниями и познакомить с техниками разработки для того, чтобы ваша последующая работа над реконструкцией сайта не превратилась в ночной кошмар. Рассмотрим тему по следующим пунктам:
• Подводные камни при переделывании сайта.
• Тщательное исследование проекта.
• Работа с клиентами.
• Тестирование дизайна.
• Жизнь сайта после реконструкции.
Итак, до того как вы воодушевитесь этим списком, давайте выясним, когда же пора кардинально переделывать сайт.
Пришло ли время переделывать сайт?
Как только начальник или клиент просят нас переделать сайт, мы готовы ринуться в бой. По-другому и быть не может! Это же то, что мы обожаем делать! К сожалению, глобальные перемены не всегда являются лучшим решением, и мы как эксперты по разработке обязаны объяснить почему.
С момента своего рождения Интернет переживал ряд периодических изменений. Также и каждые несколько лет кто-то из высшего руководства приходит в ужас при виде своего сайта и требует его сменить. Прежний сайт выбрасывается, а его место занимает новый.
Какое-то время этот сайт сияет на просторах Интернета. Однако контент не обновляется, технологии движутся вперед, а вкусы и пристрастия меняются. Некогда новый блестящий сайт постепенно блекнет до тех пор, пока компания не начинает стыдиться его.
Через пару лет кто-то из руководителей вновь видит необходимость сделать что-то с сайтом, и процесс начинается сначала.
Когда полная переработка сайта является расточительством
В следующий раз, когда клиент попросит вас полностью переделать сайт, будьте готовы вступить с ним в спор и объяснить, почему эта просьба может оказаться ошибкой.
Причины могут быть следующими:
• В процессе глобальной реконструкции затрагиваются все составные части сайта, даже те, которые все еще работают безупречно. И сайт компонуется заново.
• Большую часть своей жизни сайт работает неэффективно из-за того, что контент не обновляется и постепенно устаревает дизайн. И хотя раз в несколько лет сайт радует вас своей новизной, в остальное время он рассматривается, скорее, как помеха и поэтому работает не в полную силу.
• Пользователи редко положительно реагируют на большие изменения. Вам достаточно лишь посмотреть, какой шумный протест вызывает у них обновление Facebook, чтобы осознать эту проблему[1].
• Периодическая глобальная реконструкция сайта невыгодно сказывается на расходе денежных средств, так как это требует солидных инвестиций каждые несколько лет.
• Тестирование эффективности комплексной переделки сайта – процесс сложный, так как изменяется очень многое.
• Затяжное отсутствие обновлений дает пользователям мало оснований для возвращения на ваш сайт.
Во многих случаях я советую своим клиентам отказаться от глобальной реконструкции в пользу постепенной перестройки сайта.
Хорошие дизайнеры создают новое, великие дизайнеры переделывают старое
В 2005 году Кэмерон Молл впервые популяризовал идею о предпочтении постепенной перестройки сайта, а не его полной переработке. Концепция существенно развилась с того момента, но ей все еще легко дать определение: перестройка или перегруппировка сайта – это серия поэтапных изменений, производимых со временем для того, чтобы решать отдельные бизнес-задачи.
«Перегруппировка сайта – это серия поэтапных изменений, проводимых со врменем для того, чтобы выполнять характерные бизнес-технические задачи».
Кэмерон МоллДругими словами, сторонники постепенного развития сайта отвергают идею его серьезной реконструкции каждые несколько лет, ради того чтобы он оставался актуальным. Вместо этого они предлагают программу непрерывной пошаговой разработки, которая увеличит эффективность сайта при выполнении бизнес-задач. Это поможет избежать подводных камней, возникающих при дорогостоящей модернизации каждые несколько лет.
Это мнение противоречит мысли, что сайт на самом деле может быть когда-либо готов. Суть подхода в том, что дизайн необходимо развивать на основании постоянного тестирования. Как только больше узнаешь о поведении и предпочтениях пользователей, сразу же эти новые знания нужно использовать в дизайне сайта. Это позволит ему заработать еще более эффективно. Следует сказать, что метод перестройки подходит не каждому проекту.
Когда сделать заново предпочтительней, чем улучшать постепенно
Несмотря на то что я фанат поэтапного усовершенствования сайтов (т. е. перегуппировки), чаще всего в моей работе, которой я занимаюсь в своем агентстве Headscape, все-таки приходится полностью переделывать их. Мы стараемся, где только возможно, использовать текущее состояние сайта как отправную точку, но часто его создание происходит с нуля, без опоры на предыдущий опыт. Все это потому, что при создании сайтов в редких случаях разработчики думали об их долгосрочном развитии. Жизни сайта после его создания придавали мало значения. Позже в этом разделе мы обсудим данную проблему.
К тому же перегруппировка сама по себе может послужить причиной для крупной реконструкции. Даже тот сайт, в план развития которого была заложена возможность поэтапных обновлений, время от времени нуждается в полном переделывании. На то есть две причины. Во-первых, во многих постоянно изменяющихся сайтах будут накапливаться нестыковки, которые постепенно разрушат интерфейс.
«В конце концов, стратегия поэтапных изменений так или иначе, разрушает связаность, требуя новой архитектуры для пользовательского интерфейса»
В своей статье, написанной в поддержку поэтапных изменений[2], Якоб Нильсон говорит:
Другими словами, любой сайт со временем нужно будет переделывать полностью.
Вторая проблема, связанная с поэтапным изменением, это его влияние на базовый код. Как-то в нашем агентстве мы более шести лет работали с одним из клиентов. Это время было потрачено на непрерывный процесс улучшения и поэтапного изменения сайта. Добавлялись новые функции, в то время как другие выбрасывались. Дизайн менялся на основании обратной связи с заказчиком. Все эти изменения в конце концов превратились в кошмар. Одна часть сайта была написана на классической ASP[3], другая часть на. NET[4]. CSS-файлы[5] пухли от строк кода, в которых больше не было необходимости. Мы планировали и документировали так хорошо, как только могли, но в итоге стало понятно, что весь базовый код придется переписать.
Не удивительно, что клиент отказывался платить значительную сумму, не видя никаких визуальных отличий. Тогда мы совместили эту работу с изменением дизайна сайта и таким образом убили двух зайцев одним выстрелом.
Несмотря на то что процесс поэтапных изменений предпочтительнее, периодическое полное переделывание сайта все еще имеет смысл.
Суть в том, чтобы распознать признаки, которые дадут нам знать, когда требуется полная переделка.
Сигналы к масштабным изменениям
Мы уже определили два сигнала, которые указывают на то, что сайт лучше переделать заново, чем перегруппировать: если в интерфейс пользователя вкрадывается несовместимость и если код становится неуправляемым.
Вопросы кода обычно связаны с производительностью. Если сайт страдает от серьезных проблем с производительностью, а поэтапных изменений недостаточно, чтобы исправить их, тогда полная реконструкция могла бы стать решением. Создание целого сайта с нуля дает вам возможность оптимизировать производительность, удалив унаследованный программный код.
Полная переделка сайта может быть важной еще просто потому, что существующий дизайн исчерпал свой свои возможности. И хотя, как правило, еще есть возможность совершать поэтапные изменения, но некоторые аспекты все же ужасно сложно обновлять, не навредив остальному дизайну.
Например, изменение базовой модульной структуры сайта повлияет на все, начиная от навигации и заканчивая размером шрифта. Поэтому если нужно радикально изменить модульную сетку из-за нового несовместимого контента или изменений в разрешении экрана, то создание нового сайта может стать необходимым.
Также есть бизнес-причины, по которым считается, что переделать заново сайт будет лучше, чем поэтапно усовершенствовать его. Значительное переделывание несет в себе возможности продвижения, которые вы не получите от поэтапных изменений. И еще, большая переделка сайта дает радикальную встряску, которая иногда так необходима для того, чтобы старый сайт зажил новой жизнью.
И, наконец, есть еще одна простая причина, по которой я продвигаю идею о полном переделывании сайта. Это когда организация основательно поменяла свое позиционирование. В этом случае недостаточно будет слегка переделать логотип. Наоборот, если компания серьезно меняет свое позиционирование, то это повлияет на все, начиная от целевой аудитории и заканчивая контентом и внешним видом сайта.
Я часто мог наблюдать, что взять и лишь влепить новый логотип в сайт бывает недостаточно. Бренд – это нечто большее, чем просто логотип. Итак, неважно, выбираете вы глобальную переделку или постепенную перегруппировку сайта, но делать это вы должны, определив причины.
Причины для изменений
Как отмечает в своей статье[6] Кэмерон Молл, переделывать сайт просто из-за того, что он внешне «постарел», недостаточно. Изменения должны приводиться в действие бизнес-задачами.
Типичные причины для изменений следующие:
• Изменение тенденций рынка.
• Изменение бизнес-модели.
• Падение конверсии.
• Рост требований о поддержке сайта со стороны клиентов.
• Смена позиционирования бренда.
Замечу, что с вашим бизнесом связаны не только эти задачи (что важнее, чем просто эстетика), но и выгода, которую вы получите от незамедлительных действий. Другими словами, если показатель конверсии вашего сайта падает или ваши бизнес-предложения изменились, то вы не захотите ждать два года до следующей существенной реконструкции сайта, чтобы воспользоваться им.
Вот поэтому часто предпочтительней делать поэтапные изменения. Все меняется быстро как в онлайне, так и в офлайне. Если вы хотите, чтобы ваш сайт работал с максимальной эффективностью, то не можете ждать, когда полностью переделаете его.
В зависимости от актуальности проблемы изменения сайта могут быть незначительными, такими как доработка текстов, или существенными, такими как полное переделывание интерфейса пользователя. Как бы то ни было, думаете ли вы об изменениях или уже пришло время изменить ваш сайт, все решения должны подкрепляться бизнес-задачами и быть частью действующего и поэтапного процесса развития.
К сожалению, изменение сайта сопряжено с определенными опасностями.
Как избежать ловушек в проекте
Когда мы начинаем работу над новым проектом, перед нами открывается бесконечное множество возможностей. Мы возбуждены, полны энтузиазма и идей. Почему же тогда когда все подходит к концу, мы просто хотим запустить проект и никогда больше о нем не вспоминать?
Без разницы, полностью ли мы переделываем сайт или занимаемся умеренной перегруппировкой, для излишне неосторожных дизайнеров не будет недостатка в ловушках. Хуже всего, что нам свойственно повторять одни и те же ошибки. Перед тем как окунуться в новый проект, какое-то время обязательно обдумайте те общие вопросы, которые могут возникнуть, и то, как вы будете их решать.
Хотя любой проект индивидуален, ниже я представил самые большие проблемы, с которыми я столкнулся за 16 лет моей работы веб-дизайнером:
• Расширение рамок проекта.
• Принесение в жертву стиля и трендов.
• Создание сайта без учета того, будет ли возврат инвестиций.
• Негативная обратная связь.
Давайте рассмотрим каждую проблему по отдельности.
Борьба с расширением рамок проекта
Ничто так не бросает в дрожь любого дизайнера, чем фраза: «У меня есть идея!» – услышанная из уст заказчика.
Рамки каждого проекта почти неизбежно будут расширяться. Позицию заказчиков можно понять. Они не являются веб-экспертами, в отличие от нас, и поэтому не думают обо всем заранее. Только работая бок о бок с нами, они начинают реализовывать возможности.
Как же тогда поступить с изменением технического задания? Есть один выход – упереться рогами и сказать: «Нет». Но это может привести к конфронтации и разрушить ваши отношения с клиентом.
Методы, которые мы нашли для достижения успеха, – это составление списка пожеланий и идей, а также работа по этапам. Когда у заказчика или у нас возникнет идея, она будет вноситься в список пожеланий. Эти идеи не должны подвергаться цензуре или оценке, они просто должны добавляться.
К концу очередного этапа перечень пожеланий анализируется. Пункты тщательно выверяются, тем, которые остаются, отдается предпочтение, и они вносятся в следующую стадию разработки проекта.
Как только клиент ясно осознает этот процесс, у него создается определенное видение и формируются ожидания того, как будут осуществляться изменения. Клиенту также нравится быть все время «в процессе», что хорошо сказывается на повторных сделках.
Заказчик обязательно будет настаивать на том, чтобы некоторые его идеи включались в проект. Советую вам избегать споров по этому поводу на промежуточном этапе разработки. Сумейте объяснить заказчику, что реализация идей на данной стадии может навредить проекту. Предложите ему заморозить их до запуска следующего этапа, и обсудить потом.
Заморозка спорных вопросов до второй стадии имеет три преимущества:
• Заказчик гораздо реже навязывает идеи, как только видит свой восхитительный новый сайт.
• Создание нового сайта не будет тормозиться деталями, что вероятнее всего позволит запустить его вовремя.
• С новым живым сайтом ваши позиции в споре о том, что именно должно быть в его рамках, усиливаются.
Но не только обсуждение рамок проекта вселяет ужас в наши сердца.
Принесение в жертву стиля и тренда
Еще одно восклицание, от которого веб-дизайнеры бледнеют, это что-то вроде: «Мой сын подсел на Facebook. На нашем сайте должен быть Facebook». Не вопрос, Facebook – это не проблема. Но заказчик запросто может сказать: «У наших конкурентов крутой сайт. Мы хотим такой же» или «Нам нужен веб-два-нольный сайт».
Фишка в том, что заказчики часто кидаются с головой в то, что модно, престижно и успешно, и ждут, что мы будем делать это вместе с ними. Я не хочу сказать, что мы круче и лучше. Как веб-дизайнеры, мы любим новейшие тренды, будь то адаптивный дизайн, градиенты или красивые тени.
Но проблема в том, что модные тенденции будут меняться по запросам заказчика. То, что так нравится ему на момент начала работы над проектом, может стать ненавистным к моменту утверждения дизайна. Даже если клиент остается стойким в своих взглядах, через какое-то время сайт станет выглядеть несовременным, а это усложнит процесс внесения изменений и, возможно, приведет к тому, что клиент увидит вашу работу не в лучшем свете.
Самая мощная защита в борьбе с модой – это задать простой вопрос: «Зачем?» Ответить, что это «круто» или «в тренде», будет недостаточно. Нам нужно спросить, почему определенная идея хороша, и привести реальные деловые доводы. Мы должны увязать их с нашим выбором и выбором заказчика.
Если заказчик становится жертвой моды, не пытайтесь переубедить его. Наоборот, спокойно спросите его, почему он считает какую-либо идею хорошей. Зачастую мягкого подталкивания будет достаточно для того, чтобы заказчик понял, что он в сетях соблазна новизны.
Если это не даст желаемых результатов, действуйте дальше и задайте ему вопрос, откуда он ожидает возврата инвестиций.
Разработка сайта без учета возврата инвестиций
Большинство требований в заявках, которые я получал много лет, выглядели, скорее, как перечень пожеланий, чем исчерпывающий бриф. Я считал своим долгом отшлифовать каждое предложение так, чтобы оно было выгодно для бизнеса заказчика. И делал я это охотнее, чем в точности исполнял все, о чем он просил. Заказчики (как и все мы) соблазняются функциями и возможностями. Они не принимают во внимание стоимость внедрения в сравнении с возвратом инвестиций, потому что они некомпетентны в этом вопросе. Помогать тут им или нет, зависит от вас.