banner banner banner
Чудо за 100 дней. Иcтория создания одной библиотеки Санкт-Петербурга
Чудо за 100 дней. Иcтория создания одной библиотеки Санкт-Петербурга
Оценить:
 Рейтинг: 0

Чудо за 100 дней. Иcтория создания одной библиотеки Санкт-Петербурга

Чудо за 100 дней. Иcтория создания одной библиотеки Санкт-Петербурга
Надежда Павловна Орлова

Это редкая книга на довольно узкую тему, которая при этом гарантированно будет интересна широкой аудитории. Даже тем, кто в библиотеку последний раз заходил в школе, а сейчас у него, к примеру, завод или риелторская фирма. И даже если у него вовсе нет своего бизнеса. Прочитав ее, вы не только заразитесь энтузиазмом для перемен к лучшему там, где они, казалось бы, почти невозможны, но и почерпнете много практических рекомендаций, которые можно использовать везде.

Автор, никогда не работавшая библиотекарем – она была пиарщиком, коммерческим директором, молодежным лидером, депутатом, чиновником, телевизионным продюсером и многодетной матерью, – всего за сто дней запустила в пустующем здании Санкт-Петербурга библиотеку. Она быстро стала культовой. «Через два года я показывала презентацию о фишках работы БИРО на главном культурном форуме страны, через три – стала востребованным спикером, вдохновляющим библиотеки на изменения.

Эта книга поможет сотрудникам обыкновенных муниципальных библиотек поверить в себя и станет ресурсом для изменений. Работники сферы культуры смогут найти в ней практические советы и реальные кейсы для организации вдохновляющей работы», – говорит Надежда Орлова. А все остальные непременно найдут что-то полезное для себя – и просто насладятся интересной историей. Здесь собрано 60 инструментов, которые эксперты «Манн, Черемных и Партнеры» отточили в работе с девелоперскими компаниями в пяти странах, начиная с создания стратегии девелоперского проекта и заканчивая правильным увольнением сотрудников.

Как правильно строить команды и объекты?

Как правильно делать маркетинг и продажи?

Как эффективно управлять процессами и внедрять изменения?

Все это будет интересно и полезно строителям, девелоперам, их партнерам и подрядчикам, брокерам и агентствам недвижимости. И не только им.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Надежда Павловна Орлова

Чудо за 100 дней

История создания одной библиотеки Санкт-Петербурга

Вы когда-нибудь видели депутата Госдумы, который работает директором библиотеки? Можете взглянуть на мою фотографию и полистать Википедию – это не шутка. Хотя начиналось все довольно весело. Я сидела в третьем декрете, когда один знакомый попросил что-нибудь придумать с пустующим зданием напротив районной администрации.

– Мы не знаем, что с ним сделать после ремонта, – сказал знакомый.

– А что в нем должно быть? – спросила я.

– Библиотека. Она здесь была много лет, пока сюда не перестали ходить люди. Конечно, библиотекари говорили, что читателей много, и даже показывали цифры. Но я приходил сюда много раз, и каждый раз здесь было пусто.

– И чего ты хочешь от меня?

– Я хочу чуда.

Мне понадобилось 18 минут, чтобы придумать концепцию новой библиотеки, и 100 дней, чтобы ее реализовать. И дело вовсе не в суперспособностях и чудесах эффективности: у меня было всего три с половиной месяца, потому что у чиновника, отвечающего за культуру в районе, четкая дата открытия библиотеки стояла в самом главном календаре.

Через год после открытия клон Библиотеки роста и карьеры (БИРО) появился в одной из российских республик. Мы даже отправили туда поздравительную открытку – от обладателя оригинальной версии.

Через два года я показывала презентацию о фишках работы БИРО на главном культурном форуме страны.

Через три – стала востребованным спикером, вдохновляющим библиотеки на изменения.

Через четыре – создатель одного из крутейших российских книжных издательств привел нашу библиотеку в качестве примера успешного позиционирования учреждения культуры.

Заметьте, что я не была библиотекарем. Я работала пиарщиком, коммерческим директором, молодежным лидером, депутатом, чиновником, телевизионным продюсером, многодетной матерью и даже не могла представить, что когда-нибудь создам культовую питерскую библиотеку.

Я очень надеюсь, что эта книга поможет сотрудникам обыкновенных муниципальных библиотек поверить в себя и станет ресурсом для изменений. Работники сферы культуры смогут найти в ней практические советы и реальные кейсы для организации вдохновляющей работы, когда план мероприятий не меняется годами. Но больше всего мне хочется принести пользу сельским библиотекам: там, где один человек в штате, нет денег, тепла, нормального туалета, дизайна и новых книг. Вам, умеющим создавать великое из ничего, эта книга и посвящается.

1. Откуда берутся идеи

В 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) смогло собрать в одном месте топ-менеджмент крупнейших российских компаний для важного дела: лидерам отраслей предложили спроектировать будущее. Как будет развиваться промышленность, образование, медицина, транспорт, энергетика? В какие профессии это развитие выльется? Какие навыки и компетенции будут востребованы на будущем рынке труда и на кого идти учиться сегодняшним школьникам?

Результат получился выдающимся: в России впервые появился «Атлас новых профессий» с разбивкой по отраслям и специальностям с прицелом на 30 лет вперед.

Сюжет о происхождении «Атласа новых профессий» я смотрела по телевизору в приемной главы района. Это был второй визит в администрацию: мы работали над проектом создания музея района в честь грядущего 100-летнего юбилея и ждали очередной сверки «дорожной карты».

Через три года сюжет с «Атласом» лег в основу концепции новой библиотеки.

Было начало мая, дети пошли на кружок рисования, и я сидела за дверью, как примерная многодетная мама, в ожидании окончания занятия.

– Привет, ты чем занята? – спросили у меня в телефоне.

– Жду детей, – честно ответила я.

– Слушай, у меня такое дело. В общем, мы убрали старую библиотеку, и на ее месте надо сделать что-то другое. Нужна какая-то идея. Может, у тебя что-то есть?

– Сколько у меня времени на подумать?

– Минут двадцать, – улыбнулись мне в ухо. – Через двадцать минут мне выступать по идеям для отремонтированного помещения. Сможешь помочь?

Если просьба об экспресс-креативе к маме в третьем декрете вам кажется странной, то вы плохо думаете о декрете и матерях. Через восемнадцать минут я перезвонила и предложила создать библиотеку, где помогают готовиться к будущему.

Найти нужное слово

Ну да. Нельзя сказать, что эта концепция сама прыгнула мне в голову. Она не прыгнула – я запустила процесс создания креатива. Ловите лайфхак.

Один из героев Стругацких, живущий в Мире Полудня XXI века, говорит, что лучше всего ему думается, когда он лежит. И он старается укладываться везде, где только получается. Этот совет очень ценный – правильная поза позволяет прервать внутреннюю суету и дать потоку мыслей спокойно растекаться по организму. Около кабинета рисования лежать было неудобно, поэтому я сползла на край сиденья, чтобы голова оказалась на спинке, закрыла глаза и начала искать правильное слово.

Концепция всегда начинается со слова. Оно практически сразу появляется в голове, но мозг не может его выцепить. И тогда нужно включать воображение, рисовать картинки, которые смогут зацепить это слово и сделать его видимым. Первыми в голове появились картинки с книгами, потому что речь шла о библиотеке. Я стала перебирать книги, которые меня удивили, и мозг выдал историю с «Атласом». Новейшие профессии вытащили образ опасения за будущее. А потом я увидела соломку из пословицы, которую подстилают для безопасности полета. Соломка, будущее и книги соединились в один ряд, и я поняла, что книги могут быть соломкой для будущего, спрогнозированного в «Атласе новых профессий».

Знакомого мой звонок обрадовал, хотя идее он даже не удивился: мы долго работали в паре, когда я генерила креатив, а он сверху управлял организационным процессом. Результаты получались отменными, поэтому доверять друг другу мы в какой-то момент научились, и это оказалось важным на пути создания новой библиотеки.

Договориться об условиях

Примерно через месяц он появился вновь и предложил перейти от слов к делу, то есть вписаться в рождение нового проекта. Конечно, я отпиралась. Говорила, что я читатель, а не библиотекарь. Что это перпендикулярный мир со своими законами и правилами. Что я никогда не создавала библиотеки. Это черт знает что. Мне хорошо в декрете. Я живу на севере, а библиотека находится в двух часах езды на юге. Но в итоге я согласилась, запросила полный карт-бланш на изменения и прикрытый тыл, чтобы быть вне схватки, когда она произойдет.

Было ли мне страшно? Нет. Уверенности придавал портфель решенных задач и опыт работы над действительно крупными проектами. И все четыре года работы с БИРО я понимала, что битва за библиотечные изменения кажется ужасно рискованной только для тех, кто давно внутри. Мне было действительно весело, когда за день до официального открытия библиотеки мне говорили, что «это позор, как можно не иметь золотого ядра классических книг в коллекции», и еще «нам стыдно звать к вам уважаемых людей». К тому времени мы подняли на уши большое количество питерских чиновников и получили согласие целого вице-губернатора поучаствовать в церемонии, мы рвали публику своими постами в паблике и необычной ламповой атмосферой, и на фоне полного принятия читателями всех наших маркетинговых находок мне дружелюбно шептали в ухо, как много глупостей я совершаю при создании своей концептуальной библиотеки. Не бойтесь, друзья, смотреть на библиотеку со стороны: трезвый взгляд позволяет увидеть конкурентные преимущества других форм жизни вокруг.

В первый рабочий день я увидела белые стены, стеклянные перегородки, два старых стола и стул, заляпанный краской. Посередине одной из комнат высились завязанные черные мешки с библиотечными книгами внутри. Видели картину Верещагина «Апофеоз войны» – ту, где вороны сидят на куче черепов? Вот так примерно выглядели будущие библиотечные залы.

Предыдущий дизайн-макет оказался негодным. Книгами никто не занимался. Сотрудники были распределены по другим библиотекам системы. Связываться с гонкой по созданию новой библиотеки никто не захотел. Директор районной библиотечной сети была кандидатом на увольнение: в тот момент проводилось служебное расследование по хищению средств в каких-то невероятных количествах.

И еще мне любезно сказали, что за этой библиотекой уже закрепилось название «Библиотека роста» в духе «Окон РОСТА» Маяковского, и поменять вряд ли что-то получится…

Выводы

1. Следить за будущим перспективно. Эта повестка гарантирует высокую востребованность ваших мероприятий и идей. Для того чтобы будущее не наступало неожиданно, составьте список сайтов и пабликов, где про него рассказывают с разных сторон. В подборке могут быть ссылки на СМИ, аккаунты прокачанных спикеров, писателей, крупные компании с новостями отрасли, университеты, бизнес-инкубаторы, платформы для сбора народных денег, где люди публикуют свои идеи. Отличный ресурс для мониторинга – федеральные сайты Министерства культуры, Министерства образования и Кремля. Быть в курсе – значит чувствовать потребность времени.