Стив Бастин
Выступления и презентации: кратко, ясно, просто
Steve Bustin
The Authority Guide to Presenting and Public Speaking: How to Deliver Engaging and Effective Business Presentations
© Steve Bustin, 2016 All rights reserved.
© Перевод на русский язык, издание, оформление. Издательство «Олимп-Бизнес», 2019
Джону, ставшему мне опорой
«Молчите, когда вам нечего сказать; если же вами движет страсть, выскажитесь – и говорите со страстью».
Д. Г. ЛоуренсСлова благодарности
Эта книга не увидела бы свет, если бы не помощь и поддержка, исходившие от целого ряда людей. Я благодарю:
– моего друга Джона Уильямса за его поддержку, помощь и терпение, а также за редактирование, критику и оригинальные предложения;
– Сью Ричардсон из SRA Books, предоставившую мне возможность участвовать в работе над серией книг «Ваш компетентный помощник» (Authority Guides) – и чье экспертное мнение и личная поддержка оказались неоценимы;
– Роджера Хэрропа, одного из самых известных британских бизнес-спикеров (www.rogerharrop.com), любезно согласившегося стать моим наставником по линии Профессиональной ассоциации спикеров (Professional Speaking Association, PSA);
– Нильса Брабандта, Энтони Стерса, а также Феликса Швайкерта, моих приятелей – идейных вдохновителей, в равной степени нахваливавших и подбадривавших меня;
– Саймона Пауэлла, который разрешил мне использовать и доработать более раннюю версию своей диаграммы «Рыбий скелет»[1];
– конечно же, фотографа Click Click Jim (фотографии использованы на рисунках 7 и 8) и Open Hardware Summit за принадлежащее Creative Commons изображение на рисунке 5;
– всех, кто принял участие в опросе, результаты которого приводятся в приложении 1; спасибо за ваши искренние ответы.
Вступление
«Существует всего два типа ораторов:
1) нервные; 2) лживые».
Марк ТвенВыступления и презентации стали обыденной реальностью. Для многих – довольно неприятной реальностью, подобной визиту к стоматологу или вынужденному веселью с какими-нибудь дальними родственниками. Презентацию надо претерпеть, чтобы затем испытать смутное чувство удовлетворенности и вписать ее в число своих достижений. И потому тот факт, что вы взяли эту книгу в руки, свидетельствует о следующем: а) вы понимаете, что в один прекрасный день вам придется делать презентацию; б) вы хотели бы получить некоторую помощь, чтобы презентация стала для вас полезным – и по возможности приятным – опытом.
Мы часто слышим, что большинство из нас больше смерти боится публичных выступлений и презентаций. Да ну? Неужели 20 минут выступления перед аудиторией – менее привлекательная перспектива, чем забвение на веки вечные? Ай-яй-яй! Должно быть, вам доводилось видеть отвратительные презентации.
А я один из тех странных парней, которым нравится и всегда нравилось проводить презентации и выступать на публике. Впервые я выступал перед полным залом в 11 лет (это был традиционный торжественный ужин в честь Роберта Бернса в начальной школе в Шотландии, хотя сам я англичанин), а первую награду за появление перед публикой получил в 13 лет. С тех пор я и не умолкаю. Теперь же я выступаю (и учу тому же других), чтобы зарабатывать на жизнь. Мне приятно осознавать, что я могу пригласить своих слушателей в некое увлекательное путешествие, делясь знаниями, опытом, историями, – и именно о том, как этим заниматься, и рассказывает данная книга.
Обратная связь, которую я обычно получаю, когда выступаю или веду презентацию (и скоро мы поговорим о том, в каких отношениях состоят эти два понятия), указывает на то, что слушателям нравятся моя уверенность, наше с ними взаимодействие и полученные ими рецепты, советы, рекомендации – всё то, что можно в прямом и переносном смысле слова вынести из зала и немедленно использовать. Этим я хочу поделиться и с вами. Когда для вас эта книга подойдет к концу, в вашем распоряжении окажутся инструменты и советы; используя их, вы сможете смело создавать увлекательные и впечатляющие презентации – такие, которые не только разбудят вашу аудиторию, но и зарядят ее позитивной энергией, энтузиазмом и, конечно, помогут достичь поставленных целей и вам, и вашим слушателям.
Зачем мы выступаем с речами и презентациями?Презентация не должна быть пыткой для ведущего или аудитории: мы работаем в этом формате, потому что так эффективнее. Взаимодействие между людьми, которое необходимо в данной области, лежит в основе процессов общения, обучения, совместного проживания и владения собственностью, распространения информации, навыков и знаний, в основе увлечений и удовольствий.
В самом деле, вы можете читать книги (начиная с этой, разумеется), смотреть видео, принимать участие в вебинарах и пользоваться конференц-связью, общаться в соцсетях или слушать подкасты, но есть важная причина, почему не исчезают из обихода рабочие встречи, конференции, почему мы что-то профессионально рекламируем, приглашаем людей проводить презентации или ищем ораторов и спикеров, которые могли бы выступать на самых разных мероприятиях. Как представители рода человеческого, мы реагируем на человеческую речь, особенно если слышим родной язык и получаем адекватную и полезную информацию.
Сегодня проведение презентаций и публичные выступления стали необходимыми компетенциями бизнесмена. Если вы руководитель, вы должны уметь разговаривать со своими сотрудниками, вдохновлять и мотивировать их, чтобы они вели организацию вперед. Кроме того, вас могут попросить выступать на конференциях и мероприятиях, чтобы представлять компанию или даже отрасль промышленности.
Если вы – владелец предприятия, вы должны уметь представлять и продвигать его перед потенциальными клиентами и партнерами, выступая на мероприятиях по налаживанию и укреплению деловых связей.
Если вы – рядовой сотрудник, но при этом желаете расти в рамках своей профессии, то презентации – прекрасный способ поднять свой рейтинг и продемонстрировать умения перед коллегами и начальством. Более того, сегодня многие собеседования при устройстве на работу (особенно когда речь идет о высокой должности) предполагают, что претендент проведет презентацию.
Со временем вы сможете подумывать о том, чтобы стать профессиональным лектором и летать по всему свету с докладами – за более чем приличные гонорары – на конференциях и мероприятиях, делясь своими взглядами на мир с остальными жителями этого самого мира. Между прочим, интересный и приятный способ зарабатывать на жизнь – пусть и не такой богемный и высокооплачиваемый, как вы рассчитывали.
Если вы не желаете или не видите необходимости выступать – можете забыть о профессиональном росте или развитии вашего бизнеса. Если вы управляете организацией или работаете в ней, публичные выступления – важная компетенция, которой вам нужно овладевать в совершенстве. Здесь-то и окажется полезной настоящая книга.
Что поменялось в подходе к презентации?Характер презентаций сегодня изменился, потому что изменились мы сами, изменился бизнес. Сегодня мы перестали надолго концентрировать свое внимание на чем-либо. Всё выше наши требования к тому, на что мы тратим время; растут наши аппетиты в отношении новой информации, идей, источников вдохновения.
Нынешние презентации, как правило, короче, чем прежде; кроме того, они стали более интерактивными и более интересными. Времена, когда ведущий разговаривал с набором слайдов, испещренных жирными точками – маркерами списка, к счастью (я надеюсь), проходят.
Несколько слов о терминахОбозначить предмет нашего разговора можно разными терминами – презентация (презентация товара), речь, публичное выступление.
Смысловые области этих понятий следовало бы разграничить, но в нашем случае достаточно условиться, что все они до некоторой степени взаимозаменяемы: ведь когда вы выступаете или представляете продукт, вы произносите речь, и, наоборот, когда демонстрируете свое ораторское искусство – что-то представляете. Поэтому в основном я буду использовать термин «презентация» в качестве универсального, поскольку, если мы говорим о мире бизнеса, большинство из нас проводит именно презентации, будь то выступление на внутреннем совещании или на крупной международной конференции.
Кроме того, я буду часто пользоваться понятием «аудитория», ведь любое выступление предполагает набор слушателей (разговоры с самим собой при подготовке здесь не в счет) – неважно, из трех-четырех человек или двух с половиной тысяч в конференц-зале. Число собравшихся будет влиять на то, как вы выступаете (поэтому, пожалуйста, не уходите от контакта, если слушателей много, и не кричите во всё горло, если перед вами стоят всего три человека), но никак не должно отразиться на времени, которое вы затратите на подготовку, равно как и на том, насколько тщательно и внимательно вы будете готовиться. Любая аудитория заслуживает того, чтобы услышать и увидеть великолепную презентацию – лучшую из возможных.
Как (и когда) пользоваться этой книгойПользоваться книгой можно двумя способами. Во-первых, прочитайте ее «как положено» – от первой до последней страницы, поскольку в ней по порядку описаны шаги, которые вам нужно будет предпринять, чтобы стать сильным ведущим. Начните читать книгу с начала, и к концу вы поймете, почему многие задачи следует решать в строго определенном порядке.
Во-вторых, книга структурирована таким образом, чтобы служить еще и справочником, в который можно заглянуть, чтобы освежить какие-то идеи или информацию об отдельных составляющих презентации: даже опытные ведущие и ораторы иногда хотят попробовать что-то новое или поменять подход к выступлению. А некоторые главы, возможно, окажутся полезными, когда вы будете искать источник вдохновения, чтобы сделать вашу презентацию оригинальной и свободной от шаблонов.
Анатомия удачной презентации
«Хороший оратор должен быть страстным и сосредоточенным на сути».
Марк Туллий ЦицеронЧто отличает хорошую (и плохую) презентациюПрежде чем заняться собственными презентациями, давайте сосредоточимся на тех, которые были подготовлены кем-то еще, на том, как всё было сделано, и на том, что из этого мы можем взять на вооружение.
Что отличает хорошую презентацию? Конечно, у каждого имеются свои предпочтения и предубеждения, но, отвечая на этот вопрос, респонденты называют:
– интересный контент;
– полезный контент;
– возможность развлечься и одновременно – открыть для себя новую тему;
– актуальность для слушателя лично;
– приятный голос выступающего;
– его харизматичность;
– великолепные слайды;
– отсутствие слайдов;
– краткость/емкость – никакой «воды».
Если же спросить, что отличает плохую презентацию, – перечисление затянется не на один день, но в числе первых ответов вы услышите:
– презентация была скучная;
– она была не актуальна лично для слушателя;
– презентация оказалась слишком длинной;
– имели место проблемы с PowerPoint;
– раздражал выступающий;
– презентация казалась неструктурированной: было трудно следить за мыслью;
– не были выделены основные положения;
– всё начиналось с извинений – и на них же всё и строилось.
Любопытно, что перечисленные достоинства прежде всего характеризуют слушателей – люди описывают то, что они хотели бы получить от презентации: «Для меня это было полезно»; «Услышанное было важно для меня»; «Мне понравились слайды». В свою очередь, список недостатков относится именно к ведущему, содержанию или стилю презентации: скучно, раздражает выступающий, не выделено главное и т. д.
Разумеется, вы хотите, чтобы вашу презентацию описывал первый, а никак не второй перечень отзывов, и вам следует предпринять определенные действия, обратить внимание на пункты, попавшие в каждый из них. В следующей главе мы подробнее поговорим о том, что аудитория хочет получить от вашей презентации. Сейчас ваше дело – поставить перед собой задачу: выступить с хорошей презентацией. А значит, вам следует избегать перечисленных выше недостатков, с одной стороны, и продемонстрировать как можно больше положительных моментов – с другой. Итак, оба списка у вас перед глазами.
Что отличает хорошего ведущего от плохого?Кого бы вы назвали хорошим ведущим? Это может быть человек из вашей компании, тот, кто выступал на каком-нибудь мероприятии. Какие выступления и презентации запомнились как действительно стоящие? Почему они врезались в память? А если брать шире – что вы скажете насчет ораторов из мира политики, бизнеса? Кто из них вам нравится и что делает этих людей прекрасными докладчиками?
Вопросы практики
Составьте короткий список – три-четыре человека из тех, кого вы считаете сильными ведущими (лучше всего, если здесь будут упомянуты как люди из вашей организации, так и сторонние). А теперь в отношении каждого назовите три отличительные черты, которые делают их успешными докладчиками. Выделите черты, оказавшиеся общими для всех.
Когда на занятиях, посвященных презентациям, я прошу слушателей выполнить это упражнение, они часто начинают со своего непосредственного начальника, а затем переходят к сильным мира сего – звучат имена Барака Обамы, Ричарда Брэнсона, Стива Джобса или Маргарет Тэтчер.
Конечно, у каждого будут свои критерии, позволяющие считать тех или иных людей успешными докладчиками, но можно выделить и кое-какие общие характеристики:
– способность увлечь аудиторию;
– умение развлечь/рассмешить;
– ощущение, что выступающий обращается лично к вам;
– ведущий отказывается от слайдов;
– он пользуется авторитетом;
– использует разные тональности голоса;
– говорит неторопливо и внятно;
– увлечен темой;
– ему действительно есть что сказать.
Хотя и вероятно, что люди из вашего списка не наделены всеми перечисленными чертами (и, кстати, порой наши политические убеждения способны повлиять на мнение о конкретном политике как о блестящем ораторе), вы отметили именно то, что, по мнению большинства, делает человека хорошим докладчиком.
Вопросы практики
А теперь выполните прямо противоположное задание: вспомните откровенно слабые презентации. Что общего вы могли бы отметить у выступавших?
НА ЗАМЕТКУ
Возьмите за правило критически оценивать любого докладчика, которого видите «в действии». Неважно, о каком выступлении идет речь: слушаете вы коллегу на собрании, находитесь на конференции или смотрите чье-то выступление по телевизору. Если человек вызывает у вас симпатию, отметьте, что именно вас привлекло и увлекло. Манера речи? Наглядный материал, который он использовал? Или ведущий завоевал ваше расположение тем, что говорил с вами на одном языке – и это сделало его выступление адресованным лично вам и актуальным для вас?
Но, возможно, более важен другой момент. Если на презентации вы потеряли нить повествования, задумайтесь, почему так происходит. Причина в ораторе или в содержании его выступления? Вам был неинтересен предмет, о котором шла речь, или вы не поняли сути дела, потому что доклад был плохо структурирован? А может быть, выступавший бубнил, и вас стало клонить в сон?
Отметив достоинства или недостатки (а многие выступающие продемонстрируют и то и другое), подумайте, что хорошо бы взять на вооружение и чего стоит остерегаться. В чем следует подражать успешным ораторам и как вычленять те элементы, которым, напротив, подражать не стоит?
Здесь есть один важный момент: не нужно копировать понравившихся вам ораторов. Принципиально важно, чтобы вы сформировали и отточили свой собственный стиль выступления.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Известна также как «причинно-следственная диаграмма», или диаграмма Исикавы – по имени профессора Каору Исикавы, предложившего ее, по разным данным, в 1943 или в 1952 году как метод анализа разветвленности (детализации) процесса. – Примеч. пер.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги