Кирилл Сидоркин
Индивидуальный проект
Предисловие
Данный труд посвящен проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях основного общего образования. В рамках данного практического пособия рассматривается возможность реализации различных проектов в образовательном учреждении с пояснениями по разделам. Описываются практические примеры составления частей исследования. Представлены карточки с заданиями как для самостоятельного выполнения, так и для использования в личной практике.
Даны практические рекомендации по организации проектной деятельности учителям-предметникам, классным руководителям, администрации образовательного учреждения.
Актуальность заключается в необходимости реализации индивидуального проекта, в соответствии Федеральным государственным стандартам индивидуальной работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальными проектами должны быть исследовательские работы или работы, направленные на развитие познавательного и научного мышления. Вместе с тем, индивидуальный проект является обязательным в 5, 9, 10 и 11 классе для большинства образовательных учреждений. Реализация проекта представляет собой особую трудность, так как данная форма деятельности не практикуется в широком ключе. Для реализации проекта необходима работа с научным руководителем, самодисциплина, личное участие, понимание основ научной и проектной деятельности. Для обучающихся, испытывающих проблемы в учебной части и поведенческом аспекте, индивидуальный проект выглядит как очередная трудность, с которой они не могут справиться, и которая не представляет для них интереса. Но именно через проектную деятельность обучающиеся могут развить познавательный интерес, укрепить уверенность в собственных силах, выстроить позитивные взаимоотношения с педагогами.
Соответствие образовательного учреждения ФГОС третьего поколения на практике представляет собой определенную трудность. В рамках проектной деятельности обнаруживается ряд проблем на уровне кадровой и ресурсной базы. Многие учителя не владеют навыками и знаниями проектной деятельности, пониманием основных терминов и структуры работы или не используют современные подходы к организации данной деятельности. Образовательное учреждение часто не может предоставить ресурсную базу для создания проекта, место для оформления проекта обучающимся. Все это создает негативное отношение к проектной деятельности, зато, при качественном исполнении, позволяет вывести образование на принципиально новый уровень, повысить результативность как педагогов, так и обучающихся.
Цель данного труда состоит в предоставлении ресурса для организации проектной деятельности, развития творческого воображения руководителей индивидуальных проектов и научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа (в общеобразовательной системе) – работа, написанная научным языком, в которой раскрывается исследование автора. Исследование может быть теоретическим и/или практическим (проект). Исследование может носить как предметный характер (научно-исследовательская работа по математике, физике, истории и пр.), так и вне-предметный (социальный проект, проект по профессиональной ориентации и пр.). Сам термин «проект» часто употребляется в рамках научно-исследовательской сферы, но имеется ряд отличий.
Разница между проектом и научно-исследовательской работой состоит, прежде всего, в подходах. Исследование – процесс выработки новых знаний1. Проект – процесс создания объекта2. Таким образом, исследование стремится к созданию продукта интеллектуального, нового знания, а проект нацелен на решение конкретной задачи, поиск практического применения. Важно отметить, что в исследовании может быть проект, а проект может содержать исследование.
Исходя из определений, а также особенностей проекта и исследования, можно высказать тезис о синтезе данных понятий в современных образовательных реалиях. В образовательной среде основного общего образования научно-исследовательские работы пишутся в рамках проектной деятельности. Рассмотрим определение проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся – это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта. Синонимично данное понятие и к исследовательской работе, однако в этом случае результатом выступает научная мысль. Как показывает практика, среди
научно-исследовательских конференций наибольшей популярностью пользуются исследовательские труды, содержащие проектную практику, так и на конкурсах проектов необходимо теоретическое исследование. Таким образом, в данном труде мы будем синтезировать понятия в
научно-исследовательский проект. Научно-исследовательский проект – авторское исследование, содержащие формы исследовательской и проектной деятельности.
Любое научное исследование состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка используемых источников и приложений. Дополнительно может быть приложен список сокращений, словарь терминов. Среди отличий между исследованием и проектом можно выделить синтез теоретической и практической части, паспорт проекта как отдельный документ.
Написание научной работы важно для обучающегося, поскольку позволяет развить как предметные, так и внепредметные навыки, познакомить с миром науки, выразить свою позицию и внести вклад в этот мир. Успешное участие в конференциях поможет при поступлении в учебные заведения. Проектная деятельность развивает не только навыки и знания, но и влияет на личностные качества обучающихся, приучая к самостоятельной работе, поиску информации.
Научно-исследовательская работа и проект. Практические рекомендации
Сталкиваясь с проектной деятельностью на практике, возникает большое число вопросов, как у многих учителей, так и у многих обучающихся. В данном параграфе попробуем ответить на самые популярные из них, добавив примеры из существующих практик.
Самое главное при работе над проектом – личная заинтересованность. Поскольку проект требует усилий как от обучающегося, так и от научного руководителя, интерес к теме является первостепенным, иначе возникает опасность недостатка личного ресурса. Так, выбирая тему по принципу легкости или популярности, авторы могут не найти практической пользы для себя.
Многие обучающиеся, как и научные руководители, обращаются к сети интернет в поисках темы исследования. Чаще всего Интернет предлагает стандартные работы низкого качества исполнения, в которых процесс научного и творческого поиска уже выполнен. Заимствованная работа приносит минимальный результат. Так, обучающийся в 9-м классе выбирает тему проверки качества зубной пасты через яичную скорлупу. Таких проектов в интернете большое множество, даже проведя эксперимент, обучающийся не придет к иному результату. В этом также кроется опасность полного заимствования. Допуская такие работы до конференций или комиссии, происходит ряд негативных аспектов: обучающиеся, реализовавшие свой проект самостоятельно и получающие равные баллы с заимствованным проектом испытывают обесценивание собственных усилий; обучающийся, применивший хитрость для решения проблемы, закрепит негативный опыт; качество проектной деятельности не сможет развиваться в общем ключе.
Еще одной распространенной ошибкой при выборе темы можно считать мнимую актуальность. Достаточно популярна тема современных сленговых выражений. Обучающийся создает словарь современных терминов, объясняя это тем, что так старшему поколению будет проще воспринимать «язык» молодежи. Но эта актуальность не является верной по следующим причинам:
Старшему поколению интуитивно понятны слова, используемые в речи, и в ситуации «расшифровки» они могут обратиться к сети интернет, особенно, если в проекте не указан механизм распространения словаря;
Молодёжь не использует сленговые выражения в общении со взрослыми в большинстве случаев;
Данных словарей достаточно много на просторах сети интернет.
Более того, подобная деятельность искажает восприятие самой гуманитарной науки. Исследование новых значений и трансформации смыслов, а также заимствований в лексике языка достаточно интересно, но через данную упрощенную форму со слабым целеполаганием научный потенциал растрачивается.
Отдельно отметим одну из распространенных проблем в научных исследованиях. При подготовке исследования, опирающегося на умозаключение как продукт деятельности, обучающиеся часто дублируют выводы из других источников, не предоставляя собственных. Также существует проблема понимания источника и научной литературы. Многие исследования имеют форму реферата при полном отсутствии оригинального вывода автора.
Таким образом, мы подходим к проблемному вопросу данной части – как правильно выбрать тему работы?
Необходимо уделить внимание личности обучающегося. К какой деятельности он или она имеют предпочтение? В ситуации, когда обучающийся не может ответить на данный вопрос или считает свои увлечения неуместными для данного вида деятельности, обучающегося необходимо заинтересовать.
Заинтересовать обучающегося можно несколькими способами. Важно добиться понимания важности выполняемой работы. Обучающийся должен четко понимать, зачем и для чего он или она это делает. Если главной мотивацией выступает защита и соблюдение формальности, приложенных сил может быть недостаточно. Для создания нужной мотивации, необходимо учитывать особенности личности. Если внешний вид и общее впечатление говорит о склонности к творчеству, скорее всего, заинтересовывать нужно проектом, имеющим творческий продукт деятельности. Многие обучающиеся склонны к решению проблем общества. В этом случае проект, связанный с волонтерством или экологией, может быть успешным. При обладании высокими познаниями в предметной области, рационально предложить углубиться в тему, задействовать механизмы погружения в предметную область, однако избегать реферативных работ. От научного руководителя требуется знание различных тем и возможностей, часть из которых представлена в данной работе.
Далее, при работе над проектом лучше всего составить индивидуальный график. Можно предложить следующий алгоритм деятельности.
Работа проводилась индивидуально и состояла из следующего алгоритма:
Индивидуальная беседа – на основании индивидуальной беседы выясняются предпочтения обучающегося, интересующая его деятельность, возможности, которыми обучающийся обладает.
Выбор темы – на данном этапе, с учетом особенностей каждого обучающегося и его или ее личных предпочтений, приводится список тем и направлений деятельности. Стоит уделить внимание понимаю цели и конечному результату, который будет достигнут.
Создание плана и выбор ключевых точек проекта – данный этап важен, ведь от него зависит успех проекта. На данном этапе необходимо отследить понимание обучающегося, какую деятельность он будет выполнять и к какому результату это приведет не в целом, а на каждом конкретном этапе.
Реализация проекта – на данном этапе происходит постепенная реализация проекта. При распределении сроков проекта и выполнения различных частей, необходимо ориентироваться на ближайшее время, поскольку обучающийся теряет мотивацию к дальнейшей работе за большой срок. Оптимальным сроком было выявлено от 1 до 4-х рабочих дней. Результат деятельности обучающегося требует дополнительных корректировок.
Предварительный итог – на данном этапе происходит формирование проекта. Данный этап отличается началом предзащиты в три этапа: защита проекта лично перед педагогом, защита перед знакомой аудиторией, защита перед незнакомой аудиторией. Данные этапы реализуются за счет выступления обучающегося перед своим классом и перед классом, с которым обучающийся не взаимодействует.
Итоговая защита – в рамках данного этапа обучающийся защищает работу перед комиссией образовательного учреждения и/или комиссией научной конференции.
Рефлексия – после проведенной защиты происходит анализ итогов, выявление проблемных моментов и определение дальнейшей траектории. На данном этапе необходимо показать обучающемуся возможности развития его деятельности, продемонстрировать ценность проделанной работы.
Стоит отметить, что алгоритм работы над проектом во многом зависит от личности и нагрузки как педагога, так и обучающегося. Также настоятельно рекомендуется уделить внимание целеполаганию и контролю.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Старовиков И.И. Учебная исследовательская деятельность школьника: определение, место и значение в учебном процессе, Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, 2006.
2
Торопова З.В. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект», «Учебное проектирование», «Проектная деятельность школьников», Мир науки, культуры, образования, 2012.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги