Ирина Петровна Токмакова
И настанет весёлое утро
Стихотворения, сказки, повести
«Настало весёлое утро…»[1]
Если по порядку, то было так.
Пой-ка, подпевай-ка:Десять птичек – стайка…Эта – зяблик.Эта – стриж.Эта – развесёлый чиж.Ну а эта – злой орлан.Птички, птички, – по домам!И двухлетняя девочка проворно ложится на пол, смешно изображает на лице ужас и ловко уползает под кровать…
Так началось моё знакомство с поэзией Ирины Токмаковой. Под кровать уползала моя дочь, а стихи «Десять птичек – стайка» читала с выражением её мама.
Десять лет спустя я увидел в газете «Правда» статью Токмаковой. Она писала, что современная детская литература, и в особенности обращённая к малышам, должна прежде всего учить… взрослого, учить его обращению с ребёнком!
Писательница была права, и я знал это уже по опыту.
Ирина Петровна работает для самого маленького слушателя и читателя – для дошкольников и младших школьников. Пишет стихи, песенки, повести, сказки и пьесы. И во всех её произведениях идут рядом и дружат быль и небылица. Послушайте, почитайте стихотворения «В чудной стране» и «Букваринск», «Котята» и «Скороговорка», другие произведения, и вы согласитесь со мной. ‹…›
Стихотворения Токмаковой простые, короткие, звонкие, легко запоминаются. Они также необходимы нам, как и первые слова.
По-разному каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся легко, другим труднее. Одни взрослеют быстрее, другие помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых. Они чудесным образом соединяются в ту прочную нить, которая связывает родные слова и между собой, и с мудростью сказки, и с радостью и печалью нашего времени. С самых ранних лет вместе с узнаванием родного языка ребёнок погружается в определённую культуру. Потому и говорят: «Слово, язык – это целый мир».
С помощью слов узнают себя и других. Слова можно повторять, декламировать, петь, ими можно интересно играть.
Откуда же Ирина Петровна – взрослый человек – так хорошо знает первые слова детей? Или она их выдумывает, сочиняет?
Хорошие детские книжки получаются лишь у того писателя, который не забыл, как это – быть маленьким среди взрослых. Такой писатель ясно помнит, как дети думают, чувствуют, как ссорятся и мирятся, – помнит, как они растут. Если бы не помнил, не нашёл бы слов, которым вы сразу поверите.
«Сколько же надо помнить!» – может удивиться кто-то из вас.
Помнить и правда надо много. Но всё запомнить про детство не может даже детский писатель. И тогда он сочиняет, придумывает интересные истории, которые вполне могли быть на самом деле.
Как на горке – снег, снег,И под горкой – снег, снег,И на ёлке – снег, снег,И под ёлкой – снег, снег,А под снегом спит медведь.Тише, тише… Не шуметь.Чем раньше пробуждается в человеческой душе чувство любви к родному городу, селу, дому, друзьям и соседям, тем больше душевных сил становится у человека. Ирина Петровна помнит об этом всегда. Более полувека она ни на один день не расстаётся со стихами, сказками, повестями, а значит, и с вами – своими читателями.
Это мы немножко поговорили об особенных взрослых.
Теперь поговорим об особенных детях. Это легче, потому что дети – все особенные. Только особенный человек играет в докторов и космонавтов, в «дочки-матери» и в принцесс, в учителей и разбойников, в диких зверей и продавцов. В таких играх всё как на самом деле, как в жизни, – всё «по правде»: серьёзные лица, важные поступки, настоящие обиды и радости, настоящая дружба. Значит, детская игра не просто забава, а мечта каждого о завтрашнем дне. Детская игра – это уверенность в том, что надо подражать лучшим делам и поступкам взрослых, это вечное ребячье желание поскорее вырасти.
Вот Ирина Петровна и помогает детям: пишет, сочиняет книжки про всё на свете. Но пишет не просто, чтобы развлечь ребёнка, нет. Она учит серьёзно думать о жизни, учит серьёзным поступкам. Об этом её повести, например «Сосны шумят», «Ростик и Кеша», стихотворения «Я слышал», «Разговоры» и многие, многие другие.
У всех есть любимые игрушки. Вырастая, вы ещё долго не расстаётесь с ними: расставляете на шкафах, полках, усаживаете на диван, на пол. И правильно делаете!
Любимые игрушки, особенно куклы и зверюшки, – часть детства, детский мир, дети сами его сочинили вокруг себя. В таком мире можно жить сколько угодно, ведь кругом друзья. Этот мир населяют красивые герои – озорные и послушные, смешные и трогательные, честные и преданные. Зачем же с ними расставаться!
Точно такой же жизнью живут и детские книжки – самые лучшие ваши друзья и советчики. У игрушки, например Дюймовочки или медведя, спросишь о чём-нибудь. Дашь им минутку помолчать-подумать и сам же за них себе отвечаешь. Интересно! А вот книжка сама отвечает нам голосами своих героев на любые вопросы. По-моему, ещё интереснее! Одну из таких книжек вы держите сейчас в руках.
Любое известное произведение Токмаковой, вошедшее в книгу «И настанет весёлое утро», обязательно заставит вас найти и вспомнить другие стихи и прозу Ирины Петровны, её переводы произведений для детей с армянского, литовского, узбекского, таджикского, английского, болгарского, немецкого и других языков. Токмакова вообще много переводит – помогает писателям других стран прийти со своими книжками к детям, читающим по-русски. Так читатели и писатели с помощью книг учатся друг у друга хорошему, лучше и быстрее понимают, что человек рождается и живёт для счастья – для мира, для людей, а не для горя – для войны и уничтожения всего живого. А если человек этого не понимает, его жизнь проходит впустую, никому не приносит ни радости, ни пользы. Значит, зря родился…
И всё же радости и печали в нашей жизни часто идут рядом. Взрослые, много пожившие люди говорят: «Так устроен мир».
Интересно, что писатели и дети, не сговариваясь, чаще всего отвечают на это так: «А мы хотим сделать мир лучше».
Правильный ответ.
Чужого горя не бывает, не должно быть. Поэтому детские писатели всегда ищут причины хороших и плохих поступков взрослых и детей:
Я ненавижу Тарасова:Он застрелил лосиху.Я слышал, как он рассказывал,Хоть он говорил тихо.Теперь лосёнка губастогоКто же в лесу накормит?Я ненавижу Тарасова.Пусть он домой уходит!Когда человек стремится к лучшей жизни, он хочет справедливости не только для себя, но обязательно и для других. А «другие» – это не только люди, это – всё живое вокруг. Ирина Токмакова много пишет о природе, умеет личное состояние своих героев – детей и взрослых, деревьев и цветов, домашних и диких животных – сделать интересным каждому читателю. Даже в коротеньком стихотворении она мудро очеловечивает природу, раскрывает содержание ежедневных забот и дерева и зверя.
Один мой товарищ рассказывал мне как-то о своей дочери. Её воспитывала бабушка. Она за внучку делала всё: и уроки, и работы по дому и огороду. Кроме внучки и бабушки в доме жил ещё пёс Лель. И вот однажды бабушка заболела.
Бабушка заболела – значит, не истопила печь, не поставила чай. А внучка не умела этого делать.
И что же случилось? Пёс Лель выскочил на улицу и стал носить в дом дрова и укладывать на бабушку! Собака знала: дрова и бабушка дают тепло. Внучка, видя, что собака по своему разумению что-то делает, начала под бабушкиным руководством растапливать печь и греть чай. Девочка, которая ничего не умела, вскипятила чай и напоила старого человека. А после этого позвала соседей, чтобы помогли.
Я вспомнил этот случай, когда впервые читал известную повесть-сказку Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!». В ней автор даже выдаёт нам очень важный, пожалуй, огромный секрет: как выйти из безвыходного положения!
Оказывается, для этого не надо падать духом.
Каждому из нас, детей и взрослых, но детям всё-таки больше, очень хочется познать мир. Желание так велико, что «в один прекрасный день» непременно почудится, будто всё вокруг запело-заговорило. Почему? Да потому что хочет объяснить себя.
Вот тут писатель и поможет нам, детям и взрослым, услышать дерево и реку, луг и бабочку, лошадку и соловья, таинственный чердак и печную трубу…
Волшебное часто возникает из хорошо знакомого. Потому взрослые и любят говорить: «Вещи имеют душу. Особенно старые, любимые вещи».
Вполне вероятно – и многие из вас это переживали – увидеть и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду, и «всю природу в свои объятья заключить». Это помогает дышать и расти.
У ежа зимою спячка,Это значит, ёжик спит.На дворе сидит собачка,Дом хозяйский сторожит.Ходит кот по краю крыши,Окунь – в проруби речной.Из трубы всё выше, вышеУлетает дым печной.Идёт человек – мальчик или девочка – цветущим лугом. Травы душистые – выше колен, а то и носа касаются. Жизнь вокруг душистая, цветная, поющая, летающая, текучая, светящаяся.
Идёт человек и чувствует, как любят его воздух и вода, день и вечер, земля и травы, ночь и утро, дом и бабушка, луна и облака.
Вот тебе и повседневность. Вот тебе и быт. Вот тебе и дом родной! Из них и творится наш духовный и художественный мир.
Как научиться замечать отблески детства, не замечаемые никем на свете? Как сегодня отыскать слова, которые задевали бы вас, которые вам хотелось бы спеть или просто прокричать?
Если по порядку, то снова получится так.
Пой-ка, подпевай-ка:Десять птичек – стайка… —читает нараспев, с выражением бабушка – бывшая мама бывшей двухлетней девочки.
– «Ну а эта – злой орлан!» – пытается прокричать двухлетний белобрысый мальчишка – сын бывшей двухлетней девочки.
И бабушка отвечает ему, как двадцать лет назад отвечала его «пугливой» маме:
– «Птички, птички, – по домам!»
И этот белобрысый мальчик-птичка плюхается на пол и ловко уползает под кровать.
Настало весёлое утро…
Нет, друзья, видно, не суждено мне разогнать этот шумный домашний птичник.
Ах, Ирина Петровна, Ирина Петровна!
Жители Востока говорят: «Буква – это воспоминание о слове».
Детская литература – это воспоминание о жизни, которую каждый из нас нафантазировал себе в детстве. А через детство проходят все.
Прошла через него и Ирина Токмакова…
Владимир Александров
Весело и грустно
Стихи
Зёрнышко
ПоиграемНа лошадке ехали,До угла доехали.Сели на машину,Налили бензину.На машине ехали,До реки доехали.Трр! Стоп! Разворот.На реке – пароход.Пароходом ехали,До горы доехали.Пароход не везёт,Надо сесть в самолёт.Самолёт летит,В нём мотор гудит:У-у-у!ЗёрнышкоВыйди, выйди, солнышко,Мы посеем зёрнышко.Скоро вырастет росток,Потянется на восток,Потянется на восток,Перекинется мосток.По мосточку пойдём,В гости к солнышку придём.ДождикДождик, дождик, капелька,Водяная сабелька.Лужу резал, лужу резал,Резал, резал, не разрезал,И устал,И перестал.Ай да суп!Глубоко – не мелко,Корабли в тарелках:Луку головка,Красная морковка,Петрушка,КартошкаИ крупки немножко.Вот кораблик плывёт,Заплывает прямо в рот!Десять птичек – стайкаПой-ка, подпевай-ка:Десять птичек – стайка.Эта птичка – соловей,Эта птичка – воробей.Эта птичка – совушка,Сонная головушка.Эта птичка – свиристель,Эта птичка – коростель,Эта птичка – скворушка,Серенькое перышко.Эта – зяблик.Эта – стриж.Эта – развесёлый чиж.Ну а эта – злой орлан.Птички, птички, – по домам!АистРадость
Праздник первомайскийСкоро в школу
С добрым утром!Дождик каплю уронил,Словно бы горошинку.Мне послышалось, спросил:– Ты не спишь, Алёшенька?Воробьишки гомонят,Севши в ряд на жёрдочку.– С добрым утром! – говорят,Слышно через форточку.Лёгкий тюль от ветеркаНа окне колышется.Радио издалека:«С добрым утром!» —слышится.– С добрым утром! – я поюМаме, папе, бабушке,И дождю, и воробью,И траве-муравушке.– С добрым утром! – я кричу,Чтоб погромче вышло,Чтоб по всей стране, хочу,Людям было слышно.Я вскочил с постели быстро,Папин я включил транзистор.Мне ответил кто-то в нём:«С добрым утром,с добрым утромИ с хорошим днём!»Новая квартираНам вчера ключи вручили:Мы квартиру получили.Раз,Два,Три,ЧетыреБудет комнат в той квартире!Снится мне или не снитсяЭтот сказочный простор?Можно будет расселиться,Как мечтал я до сих пор.Съездим мы на Птичий рынок,Там накупим разных рыбокИ для них стеклянный дом,Чтобы рыбки жили в нём.Купим клетку, чижикаИ котёнка Рыжика.Катю, Лену, Гришку, ТишкуСразу в гости приглашу.И сестрёнку, и братишкуЯ у мамы попрошу.Но сказала мама строго:– У тебя фантазий много!Мы ковёр сначала купим,Люстру, лампы, мебель, бра…Для чего квартира людям,Неужели для ковра?Скоро в школуСлыхали радостную весть?Мне скоро будет ровно шесть!А если человеку шестьИ у него тетрадки есть,И ранец есть, и форма есть,И счётных палочек не счесть,И он читать старается,То значит, он (вернее – я),То значит, он (вернее – я),Он в школу собирается!Почитай мне, мама!Когда мне книжечку читает мама,Совсем не то, что сам себе читаю.Хотя я буквы все прекрасно знаюИ «Айболита» сам уже прочёл.Но если мама с книжкой сядет рядом,Как эту книжку слушать интересно!Как будто в рубке капитан отважный,Который не боится злых пиратов,Как раз и есть – я сам!Или хожу в дозор я на границе,Или в ракете направляюсь к солнцу,И космонавт бесстрашный – тоже я,Прошу тебя, ты почитай мне, мама.Сегодня будто стану птицейИ бедную Дюймовочку спасу!Один домаЯ один остаюсь,Я совсем не боюсь.За окошком темно.Это мне всё равно.Свет повсюду включу.Посижу, помолчу.Занавешу окно.Папа с мамой – в кино.Я один остаюсь.Я совсем не боюсь.Может, в кухню схожу.За столом посижу.К чаю пряники есть.Но не хочется есть…Кто-то в стенку стучит.Телевизор молчит.Я в ответ постучу.Телевизор включу.Время быстро пройдёт.К нам чужой не зайдёт.Холодильник урчит.Кто-то в стенку стучит.Папа с мамой в киноОчень-очень давно…ТелефонЗвон в квартиру прибежалПо цветному проводу.Телефон задребезжалПо какому поводу?Трубку в руки я беру,Что я в ней услышу?Скажет слово кенгуру?Или слон подышит?Может, пёсик, осмелев,Что-то в трубке тявкнет?Ну а если грозный левПрямо в ухо рявкнет?Это мне звонит жучок,Маленький, хорошенький…Вдруг я слышу:– Ты, внучок?Что молчишь, Алёшенька?И совсем не кот, не кит,Кончились загадки.Это бабушка звонит:Всё ль у нас в порядке?– Лучше в гости приходи, —Я её упрашиваю, —Дома я сижу один,Корабли раскрашиваю.Телефон такой чудной:Я не вижу, где ты?Понарошку – ты со мной,А по правде – нету!Купите собакуНе верблюда, не корову,Не бизона, не коня,Я прошу вас,Чтоб щеночкаВы купили для меня.Пёсик —Хвост, четыре лапки —Много места не займёт.Он не слон и не горилла,Не кабан, не бегемот.Въедет в новую квартиру —Будет тоже новосёл.Он не волк и не лисица,Не медведь и не осёл.Пёсик съест совсем немного:В кухне косточку сгрызёт,Он не рысь, не лев, не пума,Не медведь, не кашалот!Имя я щенку придумал,Я его видал во сне.Я мечтаю:Вот бы завтраМой щенок пришёл ко мне!Бабушкина сказка– Что ты смотришь телевизор,И хоккей, и матч по регби,Авто-мото-велогонки,И чего-то там ещё!Ты же бабушка,И значит,Знать должна ты много сказокПро Ивана и Жар-птицу,Про весёлого портняжкуИ про всех богатырей.Выключаем телевизор!«Жили-были…»Кто, скажи?Мы играли в хохотушкиМы играли в хохотушки,Мы визжали, как свинушки,Мы скакали, как лягушки,Вбок и задом наперёд.Мы решили: кто захочет,Тот нас всех перехохочет,Всех один перехохочет,Всех один пересмеёт.Мы смеялись и смеялись,Лопнуть со́ смеху боялись,Даже по полу катались:Всех нас разом смех берёт!Я могу сказать вам честно:До сих пор нам неизвестно,Кто сумеет, кто захочет,Кто нас всех перехохочет,Всех один пересмеёт?ОбижалкиМы с моей соседкой ГалкойСочиняли обижалки.Вот придёт обидный срок,А у нас готово впрок:Я скажу ей – ты ворона,А она мне – ты глухарь.Я скажу ей – макарона,А она мне – ты сухарь.Я ей – мышь!Она мне – крыс!Стой-ка!Чем мы занялись?Для чего нам обижалки?Мы стоит соображаем:Мы совсем друг друга с ГалкойНикогда не обижаем!СсораТы меня заобижала,А скажи – зачем?Леденец в руке зажала,Я же весь не съем!Я просил совсем чуточек,Крошечку просил.Осторожно уголочекЯ бы откусил.Ну и что ж, что он английский —Этот леденец.Был тебе я другом близким.Всё. Теперь конец.Ты меня заобижала.Уходи. Пора.Лучше б кошка забежалаПросто со двора.Молока бы ей из кружкиВ блюдце б я налил.О тебе, плохой подружке,Сразу бы забыл.Фигурное катание