Александр Николаевич Островский
Снегурочка
Весенняя сказка в четырех действиях с прологом
Весенняя сказка «Снегурочка»
1В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.
Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.
Великолепная природа этих мест, сильные и красивые люди, живущие здесь, произвели на него неизгладимое впечатление. 2 мая 1848 года драматург записал в своем дневнике: «… настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты». А через два дня он так описывал поразивших его природу и людей: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки – очаровательны, каждая мужицкая фигура значительна (я пошлых не видал еще), и все это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа. Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома… и живописные берега реки Сендеги, которым я не могу найти и сравнения. Первое и самое сильное чувство, которое производят на меня эти красоты природы, для меня болезненно, мне тяжело, мне надобно облегчить свою грудь, надобно поделиться с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями, которые лезут в душу со всех сторон».
С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.
Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.
Были у него здесь и свои излюбленные места.
Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой[1]. На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.
Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.
Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.
Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.
Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.
Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.
Были у Островского и другие нравившиеся ему места.
Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».
2Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.
Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.
«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.
В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.
Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.
Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.
Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.
Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.
Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?
Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.
Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.
Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.
Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.
Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.
Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.
Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.
Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:
Народ великодушныйВо всем велик: мешать с бездельем делоНе станет он – трудиться так трудиться,Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.Взглянув на вас разумным оком, скажешь,Что вы народ честной и добрый, ибоЛишь добрые и честные способныТак громко петь и так плясать отважно.Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.
Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.
В их понимании любовь – влечение свободных чувств, независимых от корыстных побуждений. Как закон звучат слова Берендея:
Не терпит принужденьяСвободный брак.Для берендеев любовь неотделима от верности. Слобожанин Мураш утверждает:
Давно живу, и старые порядкиИзвестны мне довольно. Берендеи,Любимые богами, жили честно.Без страха дочь мы парню поручали,Венок для нас – порука их любвиИ верности до смерти. И ни разуИзменою венок поруган не был,И девушки не ведали обмана,Не ведали обиды.Верность данному слову ценится у берендеев превыше всего.
Мизгирь, купец из царского посада, еще не вступил в брак с Купавой, но, пообещав обменяться венками в Ярилин день, он тем самым навсегда связал с ней свою судьбу. И когда, увлеченный красотой Снегурочки, он нарушил свое слово, то в глазах берендеев стал ужасным, неслыханным преступником.
У берендеев отсутствуют кровавые законы. Смертная казнь заменена здесь вечным изгнанием. Эту меру высшего наказания они и применяют к Мизгирю.
Осуждая Мизгиря, царь Берендей произносит:
Иди от нас, преступник, поругательГорячности доверчивой любви,Внушенной нам природой и богами.Гоните прочь его от каждой двери,От каждого жилья, где свято чтутсяОбычаи честные старины!В пустыню, в лес его гоните!Снегурочка, порождение Мороза, не могла оставаться среди людей, славящих Солнце, живущих теплом его жарких лучей. Солнце растопило ее и превратило в ручей.
Мизгирь, увидевший в изящной прелести внешнего облика, в скромности, в простодушной наивности, в непосредственности характера Снегурочки свою мечту, оказался обманутым в надеждах на счастье с ней.
Он жалуется:
Обманут я богами; это шуткаЖестокая судьбы. Но если богиОбманщики, не стоит жить на свете!Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро.
Снегурочка и Мизгирь погибли. Но их гибель не прошла бесследно. Она подтвердила правоту быта и нравов берендеев. Она растопила между ними холод и отчуждение, вернула присущие им любовь и верность.
Обращаясь к народу, на глазах которого погибли Снегурочка и Мизгирь, премудрый Берендей говорит:
Снегурочки печальная кончинаИ страшная погибель МизгиряТревожить нас не могут. Солнце знает,Кого карать и миловать. СвершилсяПравдивый суд! Мороза порожденье —Холодная Снегурочка погибла.Пятнадцать лет она жила меж нами,Пятнадцать лет на нас сердилосьСолнце. Теперь, с ее чудесною кончиной,Вмешательство Мороза прекратилось.Изгоним же последний стужи следИз наших душ и обратимся к Солнцу.Бог Солнца Ярило вернулся на землю, и она ожила, обещая обильные всходы.
Хор веселых берендеев приветствует Ярилу, несущего тепло и изобилие:
Даруй, бог света,Теплое лето!Красное Солнце наше!Нет тебя в мире краше!Краснопогодное,Лето хлебородноеКрасное Солнце наше!Нет тебя в мире краше!Этим жизнеутверждающим гимном и заканчивается сказка.
Мы знаем Островского – автора пьес, освещающих все стороны современной ему русской жизни, сурово критикующих «темное царство» стяжателей и самодуров. И в этих пьесах драматург показывал красоту русского народного характера, поэзию русской природы.
В «Снегурочке» Островский – проникновенный лирик, певец человека и природы. Здесь красота характеров, их неповторимое своеобразие воплощены в удивительно поэтичном языке и мелодических стихах. Прислушайтесь к тому, как звучит и поет его стих, то чинный и торжественный, то бойкий и по-народному задорный, к тому, как гибок этот стих, как покорно подчиняется он мысли поэта.
Величаво льется монолог Весны, описывающей страну под властью Мороза:
Нерадостно и холодно встречаетВесну свою угрюмая страна.Печальный вид: под снежной пеленою,Лишенные живых, веселых красок,Лишенные плодотворящей силы,Лежат поля остылые. В оковахИгривые ручьи, – в тиши полночиНе слышно их стеклянного журчаньяС песней народной схожа песня птиц:
Сбирались птицы,Сбирались певчиСтадами, стадамиСадились птицы,Садились певчиРядами, рядами.И совсем иначе, чинно и торжественно, прославляет Берендея народ:
Да здравствует премудрый,Великий Берендей,Владыка среброкудрый,Отец земли своей!Островский – чародей языка и стиха, поэт, как и Пушкин, владеющий всеми ладами, всеми тонами его.
«Снегурочка» – подлинно многоголосое произведение. По-разному звучат голоса фантастических Мороза и Весны, веселые песни птиц и монологи людей. Торжественная песня слепых гусляров сменяется дурашливыми запевками бобыля Бакулы, мудрая размеренная речь царя Берендея – страстными гимнами Леля, обращенными к Солнцу.
«Снегурочка» радует нас и переливами своего народного юмора. Мы от души смеемся над храбрым на словах и трусливым на деле Брусилой, недалекими Бобылем и Бобылихой, этими ленивыми и дурашливыми жителями заречной слободы.
3Образы «Снегурочки» так чудесны, ее поэтический склад так музыкален, что она очаровала и увлекла многих художников.
Известные живописцы В. М. Васнецов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, А. А. Арапов воспроизводили ее образы своей кистью.
Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка», в которой сохранил слова Островского.
Эту замечательную сказку писатель не случайно воплотил в драматической форме. Он предназначал ее для постановки на сцене. Островский создал особый тип пьесы, полной фантастических превращений, феерических картин, безудержного народного веселья.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Острога – рыболовное орудие в виде вил.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги