Книга Подвиги Африканцева – 2. Староверы - читать онлайн бесплатно, автор ТОВ
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Подвиги Африканцева – 2. Староверы
Подвиги Африканцева – 2. Староверы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Подвиги Африканцева – 2. Староверы

Подвиги Африканцева – 2

Староверы


Олег Торбин

Иллюстратор Наталья Кирилловна Салыго


© Олег Торбин, 2023

© Наталья Кирилловна Салыго, иллюстрации, 2023


ISBN 978-5-4490-1336-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Кризис стратегии

Шёл ноябрь месяц, Артём Африканцев просматривал статистику продаж и бухгалтерскую отчётность самарского филиала и консолидированную отчётность компании N в целом. Губы и нос директора скривились в недовольную мину: прибыльность оставляла желать лучшего. Артём вызвал в кабинет бухгалтера Зину.

– Зина, как по-твоему улучшить прибыльность?

– Может в Казахстане дилера найти, тут недалеко до них.

– Вряд ли. У меня один знакомый там на границе так влип, что на верблюде еле выбрался, пастух выручил. А то бы куковал там до конца своих счастливых дней в погранполосе без плавсредств.

– Ну можно для ресторанов и столовых разработать меню супов каких-нибудь и салатиков из консервированного лосося или сайры…

– Тут на весь Пчёловск одна рюмочная, и то там воблой закусывают. Не наш контингент…

– Ну не знаю тогда… Может туристов сюда как-нибудь завлечь?

– Можно… Памятник консервной банке соорудить и гостиницу рядом с ним… Нет, всё не то!

– Ну, может спектакль поставить в Доме культуры, на тему рыбных персонажей?

– Ага, Капут будет главным лососем, а мы будем сардинками и сайринками вокруг него хоровод водить?!?!

– Ну лучше тогда со Спиридоном посоветуйтесь, он всё знает – уже 4 языка начал учить и все компьютерные игры освоил, почти…

– И то верно. А тебе всё-равно спасибо, много идей напридумывала.

Регбибол в помощь

Вечером Артём наведался на тренировку регбиболистов. Площадка-трансформер уже была с крышей, в зале работало отопление. Дождавшись окончания занятия Артём подозвал Спиридона и поделился с ним своей озабоченностью по поводу снижения прибыльности N.

– Меньше тратить времени и денег надо на эти глупости с реставрацией сражений. На одну битву Сайры с Минтаем сколько убухали!

– Не Сайры, а Тайры. С Минамото. Сам ты минтай!

– На эти деньги лучше бы столовую нормальную в городе сделали, гостиницу бы построили, туристов бы привлекли, глядишь и продажи попрут с прибыльностью.

– Неплохая идея. Но друзей не брошу. Привязался я к реставраторам. А для команды что можно сделать?

– Термопринтер бы закупить – на футболках номера и фамилии печатать. А то бегают кто в чем попало.

– Тоже идея! Так же можно и рекламные футболки печатать!

– Если футболок много потребуется могу в Узбекистане заказать оптом, через знакомого археолога Умеда найду поставщика.

– Да, позвони ему. А я термопринтер в интернете поищу.

– Спасибо, Тёма. Тут вот ещё…

– Что ещё?

– Мы тут по лесу кросс бегали и наткнулись на поселение, живут прямо в лесу, на опушке. Даже дети есть. Наверное староверы, но мы не разговаривали с ними. Может сходить к ним, консервами угостить?

– И то верно. Давай завтра прямо с утра и сходим. Возьми из команды пару человек подсобить с консервами. Заодно и безопаснее будет, а то может людоеды какие…

История споткнувшегося императора

Поутру Африканцев, Спиридон и ещё двое пчеловских регбистов отправились в лес прихватив 3 коробки консервов сайры. Уже минут через 40 они вышли к деревне. На встречу им вышел невысокого роста бородатый мужичок одетый в рубаху из грубой ткани и обширные шаровары, на ногах у него были берестяные калоши.

– Заплутали небось?

– Познакомиться пришли, консервов вам принесли на дегустацию.

– На какую ещё дебестацию?

– Ну попробовать, значит.

– Ааа, ну попробуем тогда, благодарствуйте.

– А вы давно тут обитаете?

– Лет 400 уже, как гонения начались на староверов.

– Так может расскажете что про здешние края?

– А чего рассказывать. Сюда даже император заезжал, телега у него сломалась, вот он тут и жил неделю.

– Прямо у вас?

– У пра-пра-пра-дедов наших. Николаем звали. Первым.

– И как же вы его лечили?

– Травами обычно переломы лечим. Квасом отпаивали.

– Что, крепко поломался?

– Ногу поломали, и ключицу. Через неделю оправились и дальше поехали.

– И больше не приезжал?

– Больше нет.

– А еще что было интересного в этих краях?

– Хранцуз один забрёл, тоже едой из железных банок угощал наших пра-пра-пра-дедов, как вы нас сейчас. Они эти пустые банки в канаву складывали подле дороги, так вот телега императора в эту ямку и угодила…

– На консервах подорвался! – вырвалось у Спиридона.

– У вас тут я вижу жизнь ключом била эти 400 лет, – съязвил Африканцев.

– Пещера тут еще есть, но там кельи, гостей туда не зовём. Предки внутри горы отрыли в четыре полога, а под ними озеро! – разговорился мужичок.

– Вы отрыли или пра-пра-пра-деды?

– Пра-пра-пра-деды! Мы только молимся там.

– А можно нам там тоже помолиться? – спросил Спиридон.

– Отчего же нет? Приходите в воскресение, у нас полевой день, в пещерах свободнее.

– Договорились, уважаемый.

На обратном пути от староверов Африканцев и Спиридон пытались переварить услышанное:

– Николай Первый – это тот, про которого Пушкин писал «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге»? – спросил Спиридон.

– Кажется, нет. Пушкин про Александра Первого так писал. Говорят, Александр Первый имитировал свою смерть, а сам стал монахом. Может мы только что с его потомком разговаривали. Тоже, может, на консервах навернулся по пути в Таганрог, да тут и остался.

– А кто тогда в Таганроге простудился? – допытывался Спиридон.

– Откуда я знаю, у Пушкина спроси.

– Википедия больше знает. Ты в воскресение к ним пойдешь в пещеру?

– Сходил бы коли зовут.

– Чего, прямо в келье молиться будешь?

– Буду. Мне давно надо с мыслями разобраться. Суета одна. А ты пойдешь?

– Сходил бы, интересно посмотреть на 4-х этажную пещеру и подземное озеро. Красиво, наверное.

– Надо староверов пригласить на игру «Жуков» и «Шакалов» – интересно, придут или нет, как думаешь?

– Думаю вряд ли. Они своей общиной живут.

– А как сделать чтобы пришли, как думаешь?

– Ну, наверное надо всем «Жукам» покреститься по старообрядческому обычаю и соблюдать строгие посты. Только тогда времени на игры и тренировки не останется.

– Согласен. Сами будем их навещать изредка. А про их историю я в местную газету сообщу – народ точно порадуется.

Весть о том, что Пчёловск целую неделю был столицей России попала в «Пчёловский вестник» уже на следующий день, всполошив весь городок. Дудукист-костоправ Баграм первым предложил соорудить памятник – гипс на консервной банке – в честь того великого происшествия (Баграм кроме музыки ещё увлекался живописью, рисовал, как сам говорил, в стиле «импрессиенистов»). Захар Земляникин объявил конкурс на лучший проект памятника и выделил помещение в доме культуры под картины или другие творения местных умельцев на тему «заблудившегося императора». Какие-то предприимчивые ребята запрягли телегу и повесили вывеску – «Экстрим тур по стопам императора». Новость не оставила ни одного равнодушного пчеловчанина или пчеловчанку.

Молва о «тропе императора» разнеслась далеко за пределы Пчёловска, в городок потянулись паломники и туристы. В срочном порядке пришлось восстановить обветшалую гостиницу, организовать турбюро из добровольцев, в которых недостатка не обнаружилось. «Пчёловский вестник» начал выпуск паиятных открыток и фотоальбомов. В турбюро желающим продавались по символической цене сухпайки, в которые обязательно входили консервы и открывалки N. Термопринтер «Жуков» теперь печатал не только майки для команд и промо-футболки N, но и сувенирные майки с принтами типа «Пчёловск – столица империи», «Заблудившийся император» и т. д.


Африканцев решил зайти во вновь созданную галерею в Доме культуры. Экспозицию картин и скульптур охранял Баграм, он же был и экскурсоводом и автором некоторых картин.

– Это всё ты нарисовал? – поинтересовался Артём.

– Нет, мои только «Колики», «Порванный сапог» и «Полосатый лось».

– Ну и названия…

– «Порванный сапог» – это в часть императора. Нарисовал в стиле Ван Гога, у него есть картина углём «Стоптанные башмаки» – не видя хозяина представляешь как он вкалывает за дарма.

– По сапогу тоже можно представить как император летел с телеги…

– «Колики» – это боль императора от перелома, в стиле импрессиенистов.

– Ты прямо Пикассо настоящий! У меня у самого колики кажется начались. А «Лось полосатый» в честь кого? Тут вообще одни полоски.

– «Лось» – это Спиридон. Он засудил «Шакалов» в прошлой игре. «Полосатый» потому что судит всё-время в полосатой майке.

– Не засуживал он, «Жуки» лучше играли.

– Григорий бы вынес «Жуков» в одиночку если бы Силантий ему на ногу не наступил в первой четверти. А отделался только фолом. Дисквалифицировать надо было до конца игры!

– Хорошо, ладно, я поговорю со Спиридоном. Сейчас тороплюсь, извини! Ой, а это что за картина?

– Гравюра, самураи в футбол играют.

– На лошадях?

– Да. Тоёхара Тиканобу нарисовал, ученик Тоёхары Кунитики1. Того самого, чья гравюра из серии «36 загадок» в Самарском художественном музее висит.

– А здесь есть какая-нибудь загадка?


Художник Тоёхара Тиканобу (1838 – 1912) «Футбол на лошадях»


– Конечно. Футбол на лошадях придумали в Персии, то есть нынешнем Иране, в шестом веке до нашей эры. В Японию это развлечение проникло в 8 веке нашей эры. Но точно не через Китай. Вопрос: каким путём?

– Озадачил, подумаю. Хорошую галерею собрал, молодец!


Африканцев был благодарен староверам за то, что они сохранили в памяти сведения от том давнем событии, которое теперь так оживило Пчёловск. Артёму хотелось поближе узнать этих скромных трудолюбивых немного замкнутых людей.

Подойдя к новоиспечённым предпринимателям под табличкой «Экстрим тур по стопам императора», Артём заплатил за тур в одну сторону и с ветерком доехал до опушки. Оттуда нужно было пройти ещё пару километров вглубь леса, что он решил сделать самостоятельно дабы не беспокоить размеренный ритм жизни отшельников.

Староверы

В лесной деревне было пустынно, но в окнах мелькали огоньки лампад. По-видимому это было время службы. Артём присел на пень и стал дожидаться пока кто-нибудь появится на улице.

Прошло около часа, Африканцев уже прилично озяб. Наконец из избёнок начали выходить люди. Мужичок, говоривший с Артёмом и Спиридоном в прошлый раз, заметил его и подошёл.

– Здравствуйте.

– Доброго здравия. Опять про императора расспросить?

– Нет. Хотел спросить можно ли вашу пещеру посмотреть, – начал издалека Артём.

– Там молятся. Но если шуметь не будешь – свожу.

– Шуметь не буду.

– Пойдём.

Минут тридцать шли Артём с проводником вглубь леса пока не вышли к холму с приваленным к нему камнем. Мужичок довольно легко отвалил камень, за которым открылся вход в пещеру.

– На тебе свечу, без неё ничего не увидишь.

Артём следовал за мужичком рассматривая стены и потолок пещеры. С правой стороны в стене были ниши, в которых стояли иконы и лампады, слева – проёмы келий, в некоторых из них одиноко молились отшельники. Дойдя до тупика мужичок свернул направо и стал спускаться по узкой крутой лестнице вниз.

– Это ход на второй полог.

На втором уровне было более просторное место, видимо для общей молитвы.

– Здесь службы проходят по праздникам.

– Здорово!

– Ещё есть третий полог – но туда только свои могут проходить, либо с благословения старца Фрола.

– И то спасибо что хоть два уровня показали. А на службу к вам можно прийти?

– Нет, только свои. Другие могут наблюдать со стороны, не совершая молитвенных действий.

– Почему?

– Правила у нас строгие. Те, кто их не знает, из ритма выбивается, вся служба наперекос пойдёт.

– А какие правила?

– Крестимся мы двумя перстами, в молитвах используем старые обороты, до реформы Никона, поклоны бьём единовременно, а не кто когда захочет. И креститься у нас принято трёхкратным погружением. Ты вот крещеный?

– Да, маленьким когда был в церкви в тазик посадили и на голову воду из чайника поливали.

– Значит некрещеный ты.

– А у вас покреститься можно?

– Можно. Но надо выполнить три задания и получить благословение старца Фрола.

– Прям как в сказке про Ивана-Царевича.

– Не про Ивана-Царевича, а про Жар-Птицу.

– И какие три задания?

– Символ Веры наизусть рассказать, неделю поста выдержать без мяса и отстоять три службы от начала до конца, поодаль, не совершая молитвенных действий.

– А рыбные консервы в пост есть можно?

– Начинающим можно.

– А если у меня работы много и я не смогу по 6 часов в день на службе стоять?

– Можешь приходить когда сможешь. Только опаздывать нельзя – служба в 7 утра начинается.

Пригорюнился Африканцев – в семь он только вставал, а тут к сему уже в пещере надо быть…

– Хорошо, я попробую. Благодарю за гостеприимство!

– Милости просим.

– У нас там команда есть по регбиболу, если у вас кто из молодёжи желает поноситься по полю с мячом – можем взять в состав.

– Есть у нас Сева, ему бы может и подошло. Сейчас в деревню зайдём – поговори с ним.

В деревне Африканцев встретил Севу – щуплый малый лет 18—19, среднего роста.

– Ты не гляди что он худой, силёнка у него ой-ой-ой!

– Хочешь регбиболом заниматься? – спросил Артём Севу.

– Можно. А что делать надо?

– Мяч в кольцо забивать. Это в атаке. А в защите не дать забить в своё кольцо. За туловище и руки хватать можно, за голову и ноги – нельзя.

– Можно попробовать.

– Тренировки у нас по средам и субботам, в два часа дня. Приходи.

Попрощавшись с мужичком и Севой Африканцев побрёл обратно. Ближайшую субботу он решил испытать себя на стойкость – 6 часов быть на службе не крестясь. Идея ему нравилась, но в своих силах он был не уверен.


Символ Веры Артём выучил довольно легко, пост на консервах тоже выдержал. Труднее всего было рано вставать по субботам и стоять 6 часов на службе. Но несмотря на физическую усталость и недосыпы службы староверов придавали ему огромный прилив духовных сил, так что остаток дня он проводил гораздо интенсивнее, успевая в разы больше, сам тому немало удивляясь.


Сева под руководством Спиридона постепенно осваивал регбибол. Особенно ему стал удаваться бросок крюком. Даже рослому Силантию не удавалось заблокировать забросы новичка.

С увлечением Сева занялся и шахматами дабы не отставать от «дуэлянтов» шахбаскета. Он даже сам вырезал из дерева шахматную доску и фигурки, обучал желающих в своей лесной деревне.

Посетив Пчёловскую «галерею искусств» Сева предложил сделать там уголок произведений староверов. Кроме «галереи» их поделки согласилась разместить в свой «шоу-рум» и компания N, где желающие могли разместить заказ на поделки. Особенно пользовались спросом коробочки из бересты для хранения хлеба, сушёных ягод и грибов.

На вырученные деньги Сева первым делом купил велосипед горной версии, в простонародии «мантэн байк». На байке он добирался от лесной деревни до Пчёловска минут за 30. Для удобства туристов Сева также расклеил в лесу указатели до места аварии телеги императора, где уже стоял небольшой памятник с памятной доской. Видя популярность маршрута, он предложил организовать велопрокат, что было поддержано Захаром Земляникиным – у турбюро появилась дюжина «байков».

Турпоездка Матрёны

Матрёна Ледоколова регулярно переписывалась с Зиной и была наслышана о новом туристическом маршруте и мистических лесных жителях. Взяв пару дней отпуска Матрёна забронировала комнату в пчёловской гостинице и купил билет на междугородный автобус. Несмотря на 7-часовую тряску тут же по прибытии она взяла напрокат «байк» и поехала по турмаршруту. Девушке не терпелось познакомиться со староверскими женщинами, посмотреть на их быт, разузнать какие-нибудь рецепты вкусненьких блюд.

Матрёна катила по лесной тропе и уже добралась до места где кувыркнулась телега. Пощелкав памятник и текст памятной надписи Ледоколова следуя указателям покатила дальше в чащу. Проехав какое-то расстояние Матрёна услышала шипение и заметила змею, ползущую прямо на неё. Резко свернув в сторону она стала маневрировать между деревьями, пытаясь оглядываться отстала ли змея. Не заметив склона девушка стремительно покатилась в овраг. «Байк» зацепился за какую-то карягу, и Ледоколова перевернувшись через руль покатилась по склону. Ледоколова оказалась в болоте на дне оврага. Попытавшись встать на ноги она поняла, что правое колено у неё распухло и ей трудно наступать. Выбравшись на сухое место она отыскала телефон чтобы позвонить Зине, но телефон промок и не подавал признаков жизни. Матрёна вскрыла корпус, достала аккумулятор и стала протирать детали телефона шарфом, единственным сухим предметом оставшемся на ней. Посушив телефон она поставила аккумулятор и подключила дивайс. Телефон «ожил», но заряда оставалось совсем немного. Позвонив Зине Матрёна сообщила, что упала в овраг, не может сама передвигаться, попросила о помощи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Подробнее об этом художнике см «О творчестве художника Тоёхара Кунитика» и «About Ukiyo-e Master Toyohara Kunichika»

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги