По творениям преподобных Оптинских старцев. Благие мысли
Составитель Д. С. Чунтонов
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р17-731-3601)
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал – макет,2019.
Сокровище Оптиной Пустыни
Из века в век течет в жизнь вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе, свободы от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Старцы Оптиной Пустыни были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу ко Господу здесь, на земле. Наставления их просты, ясны, сияют тем внутренним светом, который может осветить жизнь каждого человека, прикоснувшегося к ним. Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище духовное», заключенное в наставлениях и рассказах преподобных старцев Оптинских.
Ангельское пение
Сохранилось предание об одном иноке, который, достигнув уже высокой духовной жизни, совершив всевозможные подвиги, начал смущаться помыслом о том, в чем же будет заключаться вечное блаженство. Ведь человеку все может наскучить. В смущении инок не находил себе покоя, душа его скорбела. Однажды пошел он в лес и зашел в густую чащу. Усталый, присел он на старый пень, и вдруг ему показалось, что весь лес осветился каким-то чудным светом. Затем раздалось невыразимо сладостное пение. Объятый духовным восторгом, старец внимал этим звукам. Он забыл все на свете. Но вот, наконец, пение прекратилось. Сколько времени оно продолжалось – год, час, минуту, – старец не мог определить. С сожалением поднялся он со своего места. Как бы хотелось ему, чтобы это небесное пение никогда не прекращалось! С большим трудом выбрался он из леса и пошел в свой монастырь. Но почему-то на каждом шагу старец удивлялся, видя новые, незнакомые ему здания и улицы. Вот, наконец, монастырь. «Да что же это такое, – сказал он про себя, – я, верно, не туда попал». Старец вошел в ограду и сел на скамью рядом с каким-то послушником.
– Скажи мне, Господа ради, брат, это ли город Н.?
– Да, – ответил тот.
– А монастырь-то ваш как называется?
– Так-то.
– Что за диво? – и старец начал подробно расспрашивать инока об игумене, о братии, называл их по именам, но тот не мог понять его и отвел к игумену.
– Принесите древнюю летопись нашего монастыря, – сказал игумен, предчувствуя, что здесь кроется какая-то тайна Божия.
– Твой игумен был Иларион?
– Ну да, ну да! – обрадовался старец.
– Келарий такой-то, иеромонахи такие-то?
– Верно, верно, – согласился обрадованный старец.
– Воздай славу Господу, отче, – сказал тогда игумен. – Господь совершил над тобою великое чудо. Те иноки, которых ты знал и ищешь, жили триста лет тому назад. В летописи же значится, что в таком-то году, такого-то числа и месяца пропал неизвестно куда один из иноков обители.
Тогда все прославили Бога.
Прп. Варсонофий ОптинскийАфон
Афон сияет истинным Богопочитанием и благочестием. Там земная воинствующая церковь и небесная, торжествующая благодатию Божиею. Там обитают истинные подвижники, земные ангелы и небесные человеки, работают Господу со страхом, по слову св. Давида, и радуются Ему с трепетом (см. Пс. 2, 11), и всем благочестивым людям подают своею жизнью назидательный пример. Одни только бесы и нечестивые люди в Свете Христовом находят тьму, и в благочестивой жизни тамошних смиренных иноков видят личину и черноту, которых в самой вещи нет – и сообщают о том публике.
Прп. Антоний ОптинскийБезверие
Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав, и болезнь умножает.
Прп. Макарий ОптинскийБезделие
Старайся не быть без дела, потому что безделие – мать всякого порока, и в том числе уныния и отчаяния.
Прп. Иосиф ОптинскийБеседы
В беседах с сослуживцами неверующими обходись так же, как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры – это бесполезно.
Прп. Нектарий ОптинскийБеспечность
Надобно опасаться предаваться беспечности греховной в надежде покаяния; это тоже, что и отчаяние.
Прп. Макарий ОптинскийБессмертная жизнь
Постарайся, чтобы бессмертная твоя душа жила жизнью воистину бессмертной, т. е. в Боге и для Бога. Такая жизнь должна начаться еще здесь на земле и продолжаться уже во всей своей красе и блаженстве за гробом, в будущей жизни. Готовь себя к этой жизни, смиряйся, терпи, во всем полагайся на волю Божию, все свои поступки совершай по заповедям Евангелия, твори молитву Иисусову, положи хранение устам твоим (Пс. 140, 3), беги не только дела, но и слов, и мыслей суетных, ввергающих человека в суету мира сего.
Прп. Никон ОптинскийБлага небесные
Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных.
Прп. Исаакий ОптинскийБлагая мысль
Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благую, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.
Прп. Моисей ОптинскийБлагоговение
Чувства благоговения всегда надо скрывать, напоказ это не следует делать.
Прп. Иосиф ОптинскийБлагодарное терпение
Скорбь и болезнь жгут иногда как огонь; а испарина и пот после жара в болезни, и слезы от скорби омывают человека как водой. Благодушно и благодарно терпящим все это обещается там (по смерти. – Ред.) покой. Да ведь какой!.. И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Смущение нигде в числе добродетелей не показано и никому не приносит пользы, а всегда только вред; хотя и кажется иногда благовидным, но, в сущности, составляет только душевный бред; а бредят только в болезни, потому и смущение должно отнести к числу душевных болезней и лечить оное смирением и покорностью Промыслу и воле Божией.
Прп. Амвросий ОптинскийБлагодарность
Благодарение приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет Дающего давать дарования больше первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную.
Прп. Амвросий ОптинскийДолжно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труд к терпению, которое для нас полезнее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия – ради грехов наших. И сами эти скорби охраняют нас от других искушений.
Прп. Моисей ОптинскийМы с детскою покорностью все должны переносить, и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога, т. е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи!» Умножились ли скорби и болезни, опять: «Слава Тебе, Господи!» Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: «Слава Тебе, Господи!» Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях святых. А посему, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи!»
Прп. Антоний ОптинскийО всем надобно благодарить Господа и видеть во всем Его чудный и целесообразный о нас Промысл; Он недостаток наших дел восполняет или болезнями, или скорбями, да сим не допустит нам возвыситься пред другими, а чтобы, видя свои немощи, считали себя последними из всех.
Прп. Макарий ОптинскийБлагополучие
Постоянное благополучие неполезно: оно ввергает в беспечность о душевном своем устроении.
Одно благоденствие в жизни человеку не может быть полезно без потрясений; так как и всегда употребляемая сладкая пища может повредить телесное наше здравие, то надобно употреблять иногда и полынную горечь для здравия тела. Так и в нравственном положении, одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попускает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага и прибегал бы к Богу в скорбях своих.
Прп. Макарий ОптинскийБлагоразумный пост
Если, по милости Божией, у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род ничем не изгоняется, как только усердной молитвой и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное, и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его.
Прп. Амвросий ОптинскийБлаготворение
Есть два рода благотворения: первое благотворение – собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе благотворение внешнее, внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются. Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяния, по сказанному у пророка Даниила: «милостынею и верой очищаются грехи».
Прп. Амвросий ОптинскийБог и человек
Если дивен Бог во святых Своих, то Он, по великой милости Своей, может быть дивен и в нас, грешных, когда смиримся пред Ним и восплачемся. А посему будем усердно молиться Ему и смиряться пред Ним столько, чтобы во смирении нашем помянул нас Господь и преложил слезы наши на радость.
Прп. Антоний ОптинскийБогатство
Богатство состоит не в имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды.
Прп. Лев ОптинскийБогоподобие
Кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении, и вознесении на небо.
Прп. Анатолий Оптинский (Зерцалов)Христиане суть одушевленные образы Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа.
Прп. Антоний ОптинскийБойся Господа
Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь
Прп. Анатолий Оптинский (Потапов)Болезни
Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные, через обиды и поношения, потребны для очищения души.
Прп. Амвросии ОптинскийБолезни не всегда за грехи, но и для искуса посылаются. Св. Иоанн Златоуст страждущих болезнями уподобляет мученикам. Что более таковой чести?
Прп. Лев ОптинскийСамая болезненность тела уже есть очищение души от греховных струпов.
В слабости здоровья больше надобно иметь попечения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокоение от трудов.
Терпение болезни с благодарением выше других дел пред Богом; ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются.
Прп. Макарий ОптинскийБорьба с помыслами
Есть в старческом предании повесть, как бес говорил одному подвижнику, встававшему на молитву: «Ложись и спи, с ленивыми мы не воюем», – так и тут сопротивление вызывает борьбу. При борьбе с помыслами не следует смущаться и, не смущаясь, надо призывать Господа. Где смущаешься, там дух неправедный действует. Отбивать искушения и вести борьбу с ними не всякому можно. Писание говорит: Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи (Сир. 6, 6).
Прп. Иларион ОптинскийБорьба со страстями
Каждый человек различно относится к борьбе со страстями. Впрочем, и совершенные люди имеют страсти, вполне бесстрастных людей нет, бесстрастие существует в полной мере лишь за гробом. Но у совершенных страсти замерли, так как им не дают хода. Каждый человек, какую бы высокую жизнь он ни вел, каких бы благодатных даров ни сподобился, должен помнить и никогда не забывать, что и он человек страстный.
Прп. Варсонофий ОптинскийСтрасти побеждаются и истребляются при Божией помощи нашим подвигом тогда, когда нас тронут и покажут нам их; сердце тронется, смутится, а мы думаем, что оттого смутилось, что люди нас тронули; но нет, люди только нам показали, повелением Божиим, что страсть в нас лежит, и чтобы мы старались истребить ее: терпением, самоукорением и смирением.
Прп. Макарий ОптинскийБрак и прелюбодеяние
Не брак, а прелюбодеяние должны считать и гнусным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям коего, т. е. прелюбодеяния, должно гнушаться как превеликою мерзостью всем человекам, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам, и женщинам, должно при собраниях избегать амуров, любодейных взглядов, двусмысленных слов, бесчинных телодвижений и слишком нескромных нарядов, но во всем придерживаться скромности и христианского благоприличия.
Прп. Антоний ОптинскийБрачный союз
Расторгнуть брачный союз по легкомыслию и неопытности своей хотя и нетрудно в нынешние мудрые времена, но каково будет отвечать на страшном суде Божием? Ибо Сам Бог брачным союзом сочетает человека.
Прп. Антоний ОптинскийЗамужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.
Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству Христианской Церкви.
Прп. Нектарий ОптинскийВеликое оружие
Великое имеем мы, верующие, оружие! Это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беззащитны. Это то же самое, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес; да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых диавольских сетей.
Прп. Варсонофий ОптинскийВера
Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек, ну хоть ваш брат, желает стать врачом. Потому что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так везде и во всем. Точно также для христианской жизни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие. «Мы не можем верить, – говорят иные, – нет на то доказательств. Иное дело наука, там все доказано». Хорошо, но прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Св. Иоанн Богослов прямо говорит, что надо испытывать «дух». Но надо испытывать на практике. Пожить надо по евангельскому учению и узнать на деле: правда ли, что блаженны нищие духом, блаженны кроткие (Мф. 5, 3, 5) и т. д. Если вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие – ерунда. А многие так говорят. Но на страшном суде сих людей спросят: «Что, читали Евангелие?» – и получится обязательно три ответа: 1-й – «нет», 2-й – «кое-как» и 3-й – «да читали, конечно, только не поняли». Да, обязательно получатся эти три ответа.
Прп. Варсонофий ОптинскийВера есть основание всех благ, как в здешней жизни, так и для приобретения блага в будущей бесконечной вечности. Господь научил нас: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
Читая Символ веры, мы исповедуем, что веруем и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, будущую… Кто не верует в жизнь вечную, тот и во всем не может быть верен и никогда не имеет спокойствия; вера же и в великих бедах, скорбях и болезнях подает больным утешение; вера утверждает нас в Промысле Божием, что без воли Его и ни один волос главы нашей не погибнет, и что всякие скорби и болезни попускается нам иметь по неведомым нам судьбам Божиим, к пользе нашей, чего мы не можем постигать разумом, но только верою утверждаемся.
Прп. Макарий ОптинскийВера и праведность
Только вера и праведность (или стремление к ним ежечасное), взятые вместе, а не раздельно, только безропотность и благодарение Бога за все посылаемое избавляют нас от всяких болезней, скорбей, напасти.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги