Книга Добродетели – истинное богатство человека. По творениям святителя Василия Великого - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Санчес
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Добродетели – истинное богатство человека. По творениям святителя Василия Великого
Добродетели – истинное богатство человека. По творениям святителя Василия Великого
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Добродетели – истинное богатство человека. По творениям святителя Василия Великого

По творениям святителя Василия Великого. Добродетели – истинное богатство человека

Составитель: Ирина Санчес

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

(ИС Р16-614-3201)



© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2017

Предисловие

Каждый верующий человек в земной жизни, прежде всего, старается заботиться о спасении своей души для вечности. Но с юных лет все мы пребываем в окружении соблазнов и искушений, которые необходимо преодолевать для дальнейшего духовного возрастания. Мы должны твердо помнить, что Христос сказал нам в Святом Евангелии: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 14). Помогает же христианам в многотрудном деле спасения и возрастания – стремление к добродетелям.

По словам святителя Василия Великого, добродетель – «это употребление Божиих даров с доброю совестью, по заповеди Господней», причем следует не забывать о том, что «для исполнения всех тех заповедей, какие даны нам от Бога, получили мы от Него и силы». Поэтому, отложив в сторону различные сомнения, мы призваны соблюдать негласный закон: «Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам».

В настоящей книге собраны размышления святителя Василия Великого, одного из самых известных отцов Церкви, о понятии добродетелей, об их пользе и необходимости для каждого христианина, о тех духовных плодах, которые они приносят трудящимся над их приобретением, о средствах истинного доброделания. Данная тема всегда была и будет актуальна для всех, кто всем сердцем стремится к духовному возрастанию и единению с Богом.

Ирина Санчес

Будь сокровищницей добродетелей

Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших. Не пренебрегай никакою погрешностью, хотя бы она была менее всякого зловредного животного[1], но поспеши исправить ее покаянием, хотя многие многократно погрешают в большом и малом и остаются нераскаянными. (2, с. 130)

* * *

Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно, как служащий Христу. Ибо сказано: Проклят всяк творяй дела Господня с небрежением (Иер. 48, 10). Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог. Дело служения велико и может доставить тебе Царство Небесное. Это – мрежа добродетелей, влекущая к себе все заповеди Божии и, во-первых, превосходнейшую из всех добродетелей – смирение, которое приносит с собою целый рой благ; а потом и сие: Взалкахся, и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя, был странен, и болен, и в темнице, и вы послужили Мне (Мф. 25, 35–36), и особенно, когда требуемое должностью исполняется со смиренным о себе мнением, без превозношения, гнева и ропота. (2, с. 135)

* * *

Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих-то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или «лукавая», или «благая» (см. Мф. 12, 35). (1, с. 292)

* * *

Бог, сотворив человека по образу и по подобию Божию… дал ему в помощь закон, для охранения его и попечения о нем приставил Ангелов, для обличения порока и научения добродетели посылал пророков, порочные стремления пресекал угрозами, усердие к добрым делам возбуждал обетованиями, неоднократно на разных лицах для вразумления прочих предварительно показывал конец порока и добродетели. (1, с. 159)

* * *

Сын и Дух Святой – Источник святыни, из которого освящается всякая разумная тварь по мере ее добродетели. (1, с. 457)

* * *

Определение добродетели, требуемой Богом, будет следующее: это употребление Божиих даров с доброю совестью по заповеди Господней. (1, с. 157)

* * *

Душа, не увлекаемая ни попечением о пропитании, ни беспокойством об одеждах, на свободе от земных забот всю свою ревность обращает на приобретение вечных благ, на то, чтобы возрастали в ней целомудрие и мужество, справедливость и благоразумие, а равно и прочие добродетели, которые, состоя под сими родовыми добродетелями, обязывают ревнителя всякое дело в жизни исполнять должным образом. (2, с. 444)

* * *

Не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми мерами, то есть за здравием, красотою, наслаждением удовольствиями и долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; не то почитай великим, что служит для временной жизни, и в попечении о сем не будь нерадив о преимущественной своей жизни. Но внемли себе, то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностью предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же и просветлить ее всякою красотою добродетели. Испытай себя самого, кто ты; познай свою природу; познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна; что жизнь наша двояка: одна, свойственная плоти, скоропреходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Нерадей о плоти, потому что преходит; заботься о душе, существе бессмертном. Со всевозможным тщанием вникай в себя самого, чтобы уметь тому и другому дать полезное: плоти – пропитание и покровы, а душе – догматы благочестия, благопристойное образование, упражнение в добродетели, исправление страстей, чтобы не утучнять тебе тела, не стараться о множестве плоти. (3, с. 13)

* * *

Упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния. (4, с. 3–4)

* * *

Трудившиеся над исследованием учения о добродетели говорили, что одни добродетели составляются из умозрения, а другие неумозрительны; так, благоразумие составляется из умозрений при рассуждении о добре и зле, целомудрие – из умозрений о том, что должно избирать и чего избегать, справедливость – из умозрений об усвояемом и неусвояемом, мужество – из умозрений о страшном и нестрашном. Но красота и крепость суть добродетели неумозрительные, следующие за теми, которые из умозрения, ибо некоторые из мудрых красоту находили в соразмерности и стройности душевных умозрений, а крепость усматривали в окончательном произведении положенного в нас добродетелями умозрительными.

Впрочем, чтобы в душе были красота и сила производить должное, для сего имеем мы нужду в Божией благодати. (4, с. 27–28)

* * *

В нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла. Всякое же зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию. Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований. Кто скажет то же и о благосостоянии души, тот не погрешит против приличия. Посему душа и не учась желает свойственного ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье. (1, с. 289)

* * *

У ревнителя добродетели, хотя встретится что-либо трудное, не омрачит сие радости; потому что скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3–5). Посему тот же апостол и в другом месте повелевает нам в скорби быть терпеливыми и радоваться упованием (Рим. 12, 12). Итак, надежда делает, что радость обитает в душе добродетельного. (3, с. 19)

* * *

Ежели в душе есть добродетель, ежели исполнена она благих дел, ежели близка к Богу, то имеет многа блага, и пусть веселится прекрасным душевным весельем. (3, с. 33)

* * *

Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное, хищение, не доводящее до слез, ненасытность, достойная венца; и виновен тот, кто не делает таких насилий. (2, с. 353)

* * *

Покажи несколько терпения в несчастии, как мужественный Иов, не поддавайся волнению и не бросай в море, если везешь с собой какой-либо груз добродетели. Соблюди в душе благодарность, как драгоценную клажу, и за благодарность получишь сугубое наслаждение. (3, с. 46)

* * *

В людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее того бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь. (2, с. 349)

* * *

Впрочем, надобно знать, что хотя это (любовь) – одна добродетель, однако же, она силою своею приводит в действие и объемлет[2] всякую заповедь. Ибо «тот любит Меня», – говорит Господь, – кто имеет заповеди Мои и соблюдает их (Ин. 14, 21). И еще: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). (1, с. 156)

* * *

С осмотрительностью надобно приводить в исполнение всякое слово и всякое дело, возложенное на нас долгом и, по апостольской заповеди, ни едино ни в чемже дающе претыкание (2 Кор. 6, 3). Ибо для человека, который много трудился в изучении наук, проходил начальственные должности над народами и городами и соревнует великой доблести предков, почитаю приличным показывать в жизни своей образец добродетели. (2, с. 486)

* * *

Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духовного твоего отца. Он пусть отверзает уста твои для принятия хлеба, он пусть и замыкает. Не бери в советники змия, который вместо ключа[3] хочет уловить тебя советом попробовать что-либо хотя бы только языком. (2, с. 133)

* * *

Поскольку мудрый Соломон сказал: время всякой вещи (Еккл. 3, 1), то надобно знать, что есть также свое время и смиренномудрию, и власти, и обличению, и убеждению, и пощаде, и дерзновению, и снисхождению, и строгости, и вообще всякому делу. Потому иногда должно оказывать смиренномудрие и подражать в смирении детям, особенно когда представляется случай воздать друг другу честь и долг, услужить или помочь чьей-либо телесной потребности, как научил Господь. Иногда же надобно употреблять власть, юже дал есть Господь в создание, а не на разорение (2 Кор. 13, 10), когда нужда требует дерзновения. И как во время утешения надобно показывать доброту, так во время строгости обнаруживать ревность; а подобно сему поступать и во всяком ином случае. (2, с. 257)

* * *

Знаю многих, которые постятся, молятся, воздыхают, оказывают всякое неубыточное благоговение, но не дают ни одного овола теснимым нуждою. Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие. Потому и сказано: удобее вельбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Небесное (Лк. 18, 25). (3, с. 37)

* * *

Надобно не в словах заключать молитву, а напротив того поставлять более силу молитвы в душевном произволении и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых чрез целую жизнь. (3, с. 24)

* * *

Душа, поползнувшаяся в плотские страсти, губит собственную свою красоту, и… опять, очистившись от греховного срама, через добродетель восходит до уподобления Творцу. (3, с. 17)

* * *

Если хочешь восхитить Царствие Божие, употреби принуждение, подклони выю свою под иго служения Христова, стяни ярем на выи своей; пусть гнетет он выю твою, истончай ее трудом добродетелей, в постах, в бдениях, в послушании, в безмолвии, в псалмопениях, в молитвах, в слезах, в рукоделии, в перенесении всякой скорби, наносимой тебе демонами и людьми. Да не внушает тебе высокомудренный помысел ослабить со временем труды, чтобы перед дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы не остаться тебе вне врат Царствия (2, с. 135)

* * *

Человеческое начинание в отношении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое – и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше. (2, с. 249)

* * *

Два есть пути, один другому противоположные, – путь широкий и пространный и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив – это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути не гладком и крутом путеводитель добрый Ангел, и он через многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу. (4, с. 5)

* * *

Многие увлекаются в погибель по гладкому и широкому пути и не многие входят в Царствие, потому что не выносят неудобств и трудностей добродетельной жизни. Ибо порок уловляет легкостью удовольствия, а добродетель строгостью предписаний и трудами делает горькой жизнь подвижников. (5, с. 98)

* * *

Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам. Ибо сказано: Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). (4, с. 39)

* * *

Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Если страх не управляет нашею жизнью, то невозможно произойти освящению в теле. Ибо сказано: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом. Посему несть лишения боящемуся, то есть удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершенен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе. (4, с. 42)

* * *

Блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: Блажени нищии духом (Мф. 5, 3), – не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение. (4, с. 40)

* * *

Когда за предваряющим словом следуют сообразные с ним дела, уготовляется сим благолепная одежда душе, имеющей вполне и словом, и делом добродетельную жизнь. (4, с. 55)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В некоторых кодексах: «хотя бы она была менее всякого из преткновений».

2

В Colb.: «творит».

3

Вариант чтения: «вместо прекрасного».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги