Оптинский цветник
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2768)
ПредисловиеВ оптинскую обитель за наставлением, советом и утешением, «в Оптину за опытом», стекалась вся Россия. Ныне мы имеем возможность поучиться у опытных наставников – старцев оптинских, через их письменные руководства к нам. Открытие сокровищницы назиданий оптинских подвижников мы предваряем молитвой прославленных ныне в лике святых старцев сей обители:
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Мария Строганова
* * *Болезни грехи очищают и подают время обдумать о прошедшем проведенном времени.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 37.)То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение.
Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 268–269.)К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего, должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И это не должно быть.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 310.)Благополучие окружено тремя опасностями, которых всемерно остерегаться должно: первое – возношение, второе – роскошь, третье – немилосердная скупость. Сии с благополучием близко соединенные пороки, как весьма противные Богу, удобно могут в самом счастье сделать человека несчастливым, если он в который-нибудь из них уклонится.
Преподобный Антоний Оптинский. (4, с. 69.)Никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит; напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Следовательно, единственное зло есть грех: Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме.
Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 181.)Надобно опасаться предаваться беспечности греховной в надежде покаяния: это то же, что и отчаяние.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 20.)Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 319–320.)Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением.
Преподобный Антоний Оптинский. (4, с. 126.)Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглости еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом; почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей.
Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 401.)Великое значение имеет крестное знамение: никто не знает, что принесет наступающая ночь; потому так важно оградиться силой Честного и Животворящего Креста.
Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 213.)Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию.
Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 263.)Падаяй и востаяй, каяся и смиряяйся лучше не падающего, не кающегося, не смиряющегося; от браней научаемся искусству.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 389.)Бог любит свободу. «Где Дух Господень, там свобода», – говорит апостол. Он насильно не станет тянуть к Себе.
Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 394–395.)С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 325–326.)Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!
Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 406.)Человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 5–6.)Не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего никогда бы не хотелось, ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее – здоровье или нездоровье. А наш долг с детскою покорностью все принимать от Отца Небесного, хотя бы то было и горькое… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!»
Преподобный Антоний Оптинский. (4, с. 136–137.)Делай по силе, и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи – и Господь тебя не оставит никогда.
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 44.)Ежедневно перед сном надо вспомнить грехи, соделанные за день, и покаяться в них пред Господом.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 309.)При исповеди надобно пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить; ибо неисповедаемый грех и не разрешается, разве что по забвению не изъяснишь.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 234.)Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной – и все будет хорошо.
Преподобный Исаакий Оптинский. (8, с. 136.)Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой.
Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это единственный свет жизни нашей.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 289.)Кто одну страсть преодолеет, тот одного демона победит; а кто две страсти одолеет, тот двух демонов победит; а кто десять или более оставит пристрастий, тот целый полк бесов переколотит и будет наслаждаться душевным миром.
Преподобный Антоний Оптинский. (4, с.78.)Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждой. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, – желание и мнение ошибочное.
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 56.)Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение… где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражье – прилоги и наущения; и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад!
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 15.)Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни; смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым помощни ком и любвеобильным Отцом Не бесным; смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие. Смысл жизни христианской, по слову святого апостола Павла, писавшего Коринфянам: «…прославляй те Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Итак, начертав сии святые слова в душах и сердцах, следует заботиться, чтобы расположение и поступки в жизни служили славе Божией и назиданию ближним.
Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 175.)Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 58.)Премилосердый же Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему. Сердце наше, поражаясь нечаянными приключениями и печальми, невольно умирает миру, т. е. страстям, и ищет утешения в лучшем.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 22.)Кто помнит о смерти и боится муки вечной, тот всячески понуждает себя к исправлению. И больше себе внимает.
Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 278.)Основание нашего спасения – покаяние.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 309.)Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий. Оттого то для иноков и обязательно посещение службы. Правда, по неотложным делам иногда разрешается не ходить ко всем службам, но при возможности это вменяется в необходимую обязанность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги