Книга Христианское отношение к ближним - читать онлайн бесплатно, автор Сергей И. Милов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Христианское отношение к ближним
Христианское отношение к ближним
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Христианское отношение к ближним

Христианское отношение к ближним

Составитель: Сергей Милов

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

(ИС Р 14-415-1409)



© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014

Предисловие

Человек существует в мире не один. Сотворенный Богом и поселенный в райском саду, уже там он получил себе помощника – так в мире появились мужчина и женщина, Адам и Ева. О том, что один человек в мире быть не может, сказал Сам Бог, перед тем как сотворить ему помощника: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18).

В лице первых людей миру было явлено два удивительных феномена. Первый из них – это семья, которую Творец благословил «плодиться и размножаться» (см. Быт. 1, 28), а также заповедовал им «владычествовать» над всем миром (см. Быт. 1, 28). Второй удивительный феномен выразился в том, что Адам и Ева стали первым в мире обществом, состоящим из разных людей, обладающих своими правами и обязанностями. Важным аспектом является и то, что Ева для Адама и Адам для Евы был (была) ближним. Таким образом, понятие ближнего появилось еще в райском саду. В связи с тем, что Ева была создана из ребра Адама, их связь была максимально близкой, и это тоже является немаловажным аспектом.

В дальнейшем, после грехопадения и изгнания из рая первых людей, человечество расселилось по всему свету. Начали формироваться племена, союзы, а потом и целые народы. Во всех этих формах человеческого социума понятие ближнего не исчезло, однако везде оно понималось по-разному. К сожалению, у большинства народов мира, которые были языческими (так как они отошли от истинного Бога и утеряли знание о нем), отношение к ближнему было зачастую бесцеремонным и неуважительным. В обществах, где все держалось на силе, тирании и власти, в первую очередь дискриминации подвергались дети, женщины, больные и слабые, то есть те, кому наиболее требовалась забота. В самых крайних, вопиющих случаях некоторые народы даже осознанно избавлялись от таких сограждан. По сути, в Древнем мире лишь один народ сохранил уважительное отношение к любому ближнему человеку – это древние евреи, Причиной такого отношения было то, что именно еврейский народ сохранил истинное знание о Боге и был Самим Богом избран под Свое водительство, Отношение к ближним, в том числе из других народов, регулировалось Законом, который был дан евреям Богом. Так продолжалось до прихода в мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.

Спаситель даровал людям две важные заповеди, которые стали основой существования всех Его последователей – христиан. Первая из них говорит об отношении к Богу, вторая – об отношению к ближнему. Вот что Господь заповедовал людям: Первая из всех заповедей: Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и <всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Мк. 12, 29–31).

Основываясь, в первую очередь, на этих словах Христа и сформировалось вся дальнейшая традиция отношения Церкви к ближнему.

В данной работе будет рассказано о том, на какие условные группы можно разделить наших ближних, как к ним следует относиться с точки зрения Христианской Церкви и, конечно же, как этого делать не стоит.


Сергей Милов

Основные принципы отношения к ближним

По христианскому учению все люди равны между собой. Это равноправие основывается на некоторых принципах: единая природа, наличие у всех людей образа Божия, направленность на достижение подобия Божия и прочее. Вполне естественно, что жизнь каждого человека больше зависит от того, кто к нему ближе – родных, близких, знакомых – и меньше от тех, кого он лично не знает. И, тем не менее, относиться одинаково уважительно и милосердно мы призваны к каждому человеку. Более того, именно христианская религия говорит о том, что человек должен обратить внимание и на тех, кто по тем или иным причинам может считаться его врагом. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44) – эти слова Христа являются одним из главных правил отношений верующего человека с окружающими его людьми. Также Господь заповедовал Своим ученикам быть слугами для всех (см. Мф. 20, 26). Однако главными заповедями Спасителя, которые составили сердцевину евангельского учения, – это заповеди о любви. Первая из них о любви человека к своему Создателю, а вторая – к своему ближнему. Так, в беседе с книжниками и фарисеями, которые постоянно пытались подловить Господа на слове, Он сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40). На этих словах в дальнейшем и строилось христианское понимание о ближнем. Таким образом, видно, что главное чувство, которое должно доминировать в человеке, когда он общается с окружающими, должно быть чувство любви. И это, не случайно, ведь каждый, по своей несовершенной природе, в первую очередь, любит себя, если же перенести это на окружающих, то полюбить надо их всех. В этом и заключается смысл слов Спасителя: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

После Господа тему отношения с миром затрагивали Его ближайшие ученики – апостолы. Наиболее полно об этом высказался святой Павел, который хотя и не знал Христа при Его земной жизни лично, но был Им призван на служение. Так вот, в одном из своих многочисленных посланий апостол Павел так ярко, точно и просто выразил христианское понимание любви (и, соответственно, отношение к людям), что эти его слова вошли в историю Церкви как гимн любви.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги