banner banner banner
Шахматная шкатулка в «Снежинке»
Шахматная шкатулка в «Снежинке»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Шахматная шкатулка в «Снежинке»


Освещение – в идеале – светящийся потолок, но, как минимум, четыре независимых источника освещения.

В целом все компьютеры должны размещаться в идеале в недоступном для детей месте, поэтому на иллюстрации нижний компьютер не подключен.

РАЗНООБРАЗИЕ ДОСОК

Ребёнок попадая в Шахматную Шкатулку первым делом окунается в разнообразие множества шахматных досок. Перед его глазами постоянно находятся помимо гигантской шахматной доски на полу, где он может ощутить себя шахматной фигуркой, целый набор самых разных решений шахматной доски по размерам, по форме и по цветовой гамме.

Он видит и магнитные вертикальные демонстрационные доски, и стандартные шахматные игровые доски, и гексогональную доску и доску цилиндрическую, и доску тор (спасательный круг) и доску на троих с возможностью для белопольных и чернопольных слонов менять свою масть.

Естественно разнообразие досок органично дополняется и разнообразием шахматных фигур, но фигуры – это тема отдельного освещения.

РАССТАНОВКИ СТУЛЬЕВ

Стульев у нас восемнадцать. На одно занятие в группе приходит обычно шесть-двенадцать детей. Поэтому основных расстановок стульев – три.

«Урочная» – двенадцать стульев располагаются перед большим демонстрационным монитором закреплённом на стене, образуя как бы мини кинотеатр. До экрана порядка полутора – двух метров. Здесь рассаживаются пришедшие «на урок» и первые пять – семь минут смотрят и слушают учебное занятие на мониторе или проводимое преподавателем на расположенной рядом с монитором демонстрационной доске.

«Сеансовая» – стулья располагаются с одной стороны от шахматных столиков и дети рассаживаются для игры с преподавателем, дающим сеанс одновременной игры.

«Классическая» – стулья расставляются для игры двух партнеров за каждым из шести шахматных столиков.

РАССТАНОВКА СТОЛИКОВ

Многообразие начинается с расстановок столов.

В некоторых случаях, особенно при работе с самыми маленькими посетителями, полезно расставить столы так, чтобы каждый малыш мог поиграть с фигурками на столе самостоятельно.

Стулья здесь не нужны.

Каждый ребёнок сам определяет количество необходимых ему для занятия фигурок.

Все полностью автономны.

На такую самостоятельную игру в структуре времени всего занятия полезно выделить 3—4 минуты.

Эта расстановка позволяет минимизировать риски при конфликте интересов детей и каждому даёт достаточное пространство для самореализации.

Детки такой эпизод в занятиях очень любят.

Здесь у них не возникает ситуаций «непонимания» происходящего».

ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДЕТСКОГО САДА

ПРИСМОТРИМСЯ!

С одной стороны игра признается ведущей деятельностью дошкольника.

Так Светлана Ушакова из Липецка написала целый реферат на тему: «Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста».

Посмотрите по ссылкам Гугла – а их под миллион:

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра; – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате… Игра – основной вид деятельности ребёнка. … У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые. (Игра – Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра)

С другой стороны в типовых проектах зданий детских садов выделяются такие помещения, как бассейн, музыкально-художественный блок, физкультурно-оздоровительный блок, зимний сад, административно-учебный блок, хозяйственный блок, пищеблок, групповой блок… короче нет только одного блока: блока для Игры!

Мне могут возразить: ребёнок де играет в группах, на кой ему ещё какой-то особый игровой блок?

Вы можете перебрать десятки и сотни проектов дошкольных учреждений, но специального зала для Игры вы не найдёте.

Налицо явное несоответствие.

Я никогда и нигде не читал, что плавание – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Но бассейн в каждом современном типовом проекте – обязательный номер программы!

Никогда не встречал утверждений, что сон – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. А вот поди ж ты – чуть ли не половина «группового» пространства в детсаду отводится для спальни!

То есть именно в игре личность ребенка развивается, переходит с одного этапа раскрытия своих потенций на другой, с одной ступени становления личности на другую.

А специального помещения именно для Игры – нет!

Мне могут возразить в том духе, что де именно в группе – то есть в базовом групповом помещении ребеночек как раз в основном и играет.

Но согласиться с этим лично мне будет сложновато.

И дело даже не в реальном бюджете времени дошкольника, день которого расписан намного жёстче, чем кажется иному внешнему наблюдателю.

Ребенок здесь и кушает, и посещает разнообразные занятия – лепка, рисование, чтение, география и тому подобное. Отсюда его зачастую выводят то к логопеду, то на физкультуру, то на музыкальное занятие, то в бассейн. Нередко он гуляет на участке своей группы. Иногда случаются учения, экскурсии, посещение библиотеки, медицинские процедуры и т. д. и т. п.

Дети здесь и в других специальных местах проводят утренники, концертные номера и т. п.

Но главное всё-таки не в этом.

В восприятии ребенка Игра – это не бассейн!

Игра – это не Музыка!

Игра – это не Изобразительное искусство!

Для каждого из перечисленных в садике есть специально выделенные залы.

Они специфичны! Они уникальны! Они неповторимы!

На тактильном уровне, на уровне зрительных рецепторов, на уровне осязания, на уровне мышечных сокращений своих идущих ног ребёнок ощущает – это серьёзное дело!

Обсохли?