banner banner banner
Современные системные технологии в отраслях экономики. Учебное пособие
Современные системные технологии в отраслях экономики. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Современные системные технологии в отраслях экономики. Учебное пособие


1. Технический уровень, определяющий степень совершенства машины: мощность, КПД (коэффициент полезного действия), производительность, экономичность и др.

2. Производственно-технологические показатели (или показатели технологичности конструкций), фиксирующие эффективность конструктивных решений с точки зрения обеспечения оптимальных затрат труда и средств на изготовление изделия, его эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт.

3. Эксплуатационные показатели: а) надежность изделия; б) эргономическая характеристика или степень учета комплекса гигиенических, физиологических и других потребностей человека в системе человек – машина – среда; в) эстетическая оценка, т. е. совершенство художественной композиции, внешнее оформление изделия и др.

При оценке качества изделия следует также учитывать степень его патентной чистоты.

Признак продукции определяется качественной или количественной характеристикой любых свойств или состояний продукции. К качественным характеристикам, например, относятся формы изделия, способ крепления деталей изделия (сварка, склейка, клепка и пр.), наличие на поверхности детали определенного покрытия (защитного, декоративного и пр.).

Показатели качества позволяют дать количественную характеристику всех ее свойств. Количественный признак продукции является ее параметром. Параметр продукции количественно характеризует любые ее свойства, в том числе входящие в состав качества продукции. Следовательно, показатель качества может быть частным случаем параметра продукции.

Для оценки качества продукции необходима четкая система показателей и методов их определения. В соответствии с принципами ЕС ГУКП установлена следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции: показатели назначения; показатели надежности (безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность); эргономические показатели; эстетические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

Надежность является одним из основных свойств промышленной продукции. НАДЕЖНОСТЬ – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность объекта – сложное свойство, состоящее в общем случае из сочетаний свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Основным понятием, которое используется в определении надежности, является отказ. Отказом называют событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, т. е. такого состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

БЕЗОТКАЗНОСТЬ – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки, которое определяется продолжительностью или объемом работы объекта.

Количественные методы оценки качества, которые используются для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации, объединены в науку, которая называется КВАЛИМЕТРИЕЙ.

ПОКАЗАТЕЛЕМ КАЧЕСТВА продукции называют количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, километрах в час, часах на отказ и т. д.), а может быть безразмерным. Показатели качества продукции характеризуются непрерывными или дискретными величинами. Они могут быть абсолютными, относительными и удельными.

Единичный показатель качества продукции – показатель, характеризующий одно из ее свойств. Примером единичного показателя двигателя может быть число цилиндров, мощность и др.

Комплексным называют показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

Примером комплексного показателя качества продукции является коэффициент готовности Кг, который для определенного вида изделий определяют по формуле:

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безопасности); Т

– среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности).

Из формулы (4.1) видно, что К

характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.

Интегральный показатель качества продукции U позволяет с экономических позиций определить совокупность свойств изделий. При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наибольший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат. Он определяется отношением суммарного полезного эффекта эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание или потребление:

U = Э / (З

+ З

), (4.2)

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции (например, пробег грузового автомобиля в тоннокилометрах за срок службы до капитального ремонта); З

– суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); З

– суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонт и другие единовременные затраты).

Наряду с интегральным показателем качества продукции можно применять величину, обратную ему и называемую удельными затратами на единицу эффекта.

Базовое значение показателя качества продукции принимают за основу при сравнительной оценке ее качества. За базовые показатели могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные об их качестве, планируемые значения показателей перспективных образцов и др.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется УРОВНЕМ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ. При оценке уровня качества используются как технические, так и экономические данные.

Технический уровень продукции определяется относительной характеристикой, основанной на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

Экономические показатели уровня качества продукции представляют собой особую группу показателей, характеризующих затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию или потребление продукции. Примерами экономических показателей могут служить затраты на разработку, изготовление и испытание опытных образцов; себестоимость изготовления продукции.

Оценка уровня качества продукции является основой для выработки соответствующих решений в системе управления качеством продукции.

Определяющим называют показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество. Комплексный определяющий показатель качества продукции называют обобщенным. Комплексный показатель качества продукции, относящийся к одной группе ее свойств, называют групповым.

Классификация показателей качества продукции по числу характеризуемых свойств приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1.Классификация показателей качества продукции

Относительное значение показателя качества продукции определяется отношением значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя и выражается безразмерной величиной или в процентах.

Оптимальный показатель качества продукции – это такой, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.

4.2. Зарубежные модели управления качеством промышленной продукции

На современную теорию и практику управления качеством серьезное влияние оказали разработки всемирно известных зарубежных ученых в области качества. Среди них прежде всего можно выделить концептуальные разработки У. Шухарта, Э. Деминга, Г. Тагути, Дж. Джурана, Ф. Кросби, Л. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. Ван Эттингера и Дж. Ситтига, представляющие собой сформированные в теоретическом плане модели управления качеством, впоследствии получившие широкое практические применение и развитие [13].

У. Шухарт (1891–1967) – американский ученый и области математической статистики. Главной идеей модели управления качеством У. Шухарта было улучшение качества за счет уменьшения изменчивости (вариабельности) процессов. Он первым указал на жизненную важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг.

Ученым разработана концепция производственного контроля. Практическим результатом этой концепции стала разработка карт статистического контроля качества (контрольных карт Шухарта). У. Шухартом также было предложено использование статистических методов для управления затратами на качество. Новаторские идеи по использованию статистических методов для снижения затрат на качество позволили многим специалистам считать его основоположником экономического подхода к управлению качеством.

Работы Шухарта оказали большое влияние на У. Э. Деминга (1901–1993) – всемирно известного ученого в области математической статистики и менеджмента. Творчески развив и обогатив идеи У. Шухарта, Э. Демипг впервые разработал программу менеджмента качества.

В этой программе наиболее системными являются разделы «Цепная реакция» и «Принцип постоянного улучшения».

«Цепная реакция». Цель раздела – показать руководству и персоналу предприятия взаимосвязь качества труда, эффективности производства и стабильности положения работников предприятия. Эта взаимосвязь представлена в виде диаграммы (рис. 4.2), в которой показано, что повышение качества в конечном счете приводит к сохранению рабочих мест, что улучшает мотивацию работников и, в свою очередь, приводит к дальнейшему повышению качества.

Рис. 4.2. Цепная реакция Деминга

? планирование – план (Plan);

? выполнение работ – выполнение (Do);

? проверка результатов – контроль (Check);

? корректирующие действия – действие (Action).

«Принцип постоянного улучшения (цикл Деминга)» приобрел широкую известность в менеджменте качества. Именно по циклу Демингаосуществляется управление и обеспечение требуемого качества и дальнейшее его улучшение.