banner banner banner
Торговля услугами в Евразийском экономическом союзе. Учебное пособие
Торговля услугами в Евразийском экономическом союзе. Учебное пособие
Оценить:
 Рейтинг: 0

Торговля услугами в Евразийском экономическом союзе. Учебное пособие


Структура учебного пособия обеспечивает последовательное изучение вопросов, связанных с торговлей услугами. Здесь рассмотрены понятие и классификация услуг в соответствии с международными стандартами, особенности регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, торговля услугами в Европейском союзе, НАФТА и МЕРКОСУР.

Особое внимание уделено созданию внутреннего рынка Евразийского экономического союза. В пособии обозначены предусмотренные Договором об образовании ЕАЭС гарантии неухудшения действующего режима. Это значит, что для начала деятельности в новой для себя стране нашего экономического союза любой компании из другой страны-члена необходимо открытие представительства компании или ее филиала – без процедуры повторного учреждения.

Регулирующие органы принимающей стороны обязаны автоматически признать все ранее полученные данной компанией в ее стране разрешения и лицензии на определенный вид деятельности.

Правовой режим для участников государств – членов ЕАЭС, от санитарно-эпидемиологического и экологического контроля до налогового и трудового регулирования, должен быть не хуже, чем для местных и для любых иностранных компаний в этой же сфере. Это принцип национального режима и принцип режима наибольшего благоприятствования.

В соответствии с Договором о ЕАЭС стороны не вправе вводить новые регулирующие меры дискриминационного характера по сравнению с теми, которые действовали в их законодательстве на 1 января 2015 г.

Уже упомянутые обязательства, связанные с единым рынком услуг, на сегодняшний день распространяются на 43 сектора услуг, и, как вы уже поняли, в это число вошли близкие вам услуги в области оптовой и розничной торговли с упомянутыми изъятиями, услуги комиссионных агентов, включая брокерские (кроме финансовых услуг), а также услуги франчайзинга.

В данных секторах предоставление условий единого рынка взаимно гарантировано друг другу с 1 января 2015 г. Арменией, Беларусью и Российской Федерацией, а с 1 января 2016 г. к этим обязательствам присоединится и Казахстан. Соответствующее решение по Кыргызстану уже принято и вступило в силу с 16 октября 2015 г.

Вам будет небезынтересно узнать, что на условиях единого рынка, то есть с максимальным уровнем взаимных обязательств, поставляется и потребляется еще целый ряд услуг.

Для того чтобы обязательства недискриминационного взаимного доступа реально исполнялись на практике, решением Совета Евразийской экономической комиссии для каждого сектора услуг Единого рынка поручено создать рабочие группы из представителей государственных органов и бизнеса стран-членов, а также самой Комиссии. Практически такая группа сформирована и для сферы оптовой и розничной торговли, ее состав будет вскоре обнародован.

Издание является новаторским в вопросах торговли услугами на территории Евразийского экономического союза. Книга, как мы надеемся, внесет важный вклад в совершенствование политики, регулирующей сферу услуг в странах ЕАЭС.

Глава 1

Понятие услуги и классификация услуг

Услуги – один из динамично растущих компонентов глобальной экономики, международной торговли и инвестиций. В последние годы темпы торговли услугами росли быстрее, чем соответствующие показатели товаров (см. Приложение 1). Современные интеграционные процессы, выражающиеся в формировании новых союзов и развитии уже существующих, непременно включают сферу услуг в качестве одного из неотъемлемых элементов успешной интеграции.

ЕАЭС – как новое перспективное интеграционное объединение – стоит перед сложной практической задачей по созданию внутреннего рынка, – в соответствии со ст. 28 Договора о ЕАЭС, экономического пространства, в котором «обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов». Устранение препятствий в развитии деятельности по оказанию услуг между резидентами государств – членов ЕАЭС – необходимое условие усиления процесса интеграции и содействия устойчивому и сбалансированному экономическому и социальному прогрессу.

Термин «услуги» имеет широкое толкование и включает многообразие видов нематериальных продуктов и различной деятельности. Услуги достаточно долго рассматривались как обеспечение купли-продажи товара (например, при его транспортировке, страховании, хранении), а не как самостоятельный объект торговли. Поэтому на практике весьма затруднительно отделить получение услуг от товаров, поскольку первые нематериальны и могут быть воплощены как в самих товарах, так и в информации или работе людей

.

Если рассматривать современную торговлю услугами, то для нее характерна еще более тесная взаимосвязь с торговлей товарами. Результаты интеллектуальной деятельности, такие как, например, компьютерное программное обеспечение, могут быть реализованы отдельно от их производства – как товар. Стоимость товаров обычно включает транспортировку, а также оптовые и розничные услуги. Кроме того, стоимость отдельных секторов услуг включает в себя цену некоторых товаров – например, при оказании туристических услуг. Некоторые услуги также относятся к товарам, например ремонт или услуги в области производства.

Для повышения эффективности экспорта товаров поставщик должен оказывать все большее количество услуг, сопровождающих сделку: от анализа рынков до услуг транспортировки и сервисного обслуживания. При этом ряд услуг не может участвовать в международной торговле – например, коммунальные услуги. В результате услуги оказывают возрастающее воздействие на торговлю товарами: чем больший комплекс услуг предлагается при продаже товара, тем больше будет объем экспортируемых товаров.

Торговля услугами от иностранной конкуренции защищена сильнее, чем иная деятельность, например производство продукции. В отличие от товаров на услуги не распространяются права собственности. Производство и реализация услуг неотделимы друг от друга: потребитель получает услугу в момент завершения ее производства, что часто требует присутствия за рубежом непосредственного производителя услуг или иностранного потребителя в стране производства. Однако в некоторых продуктах интеллектуальной деятельности, таких, например, как программное обеспечение, услуги могут быть проданы отдельно от их производства.

В многочисленных публикациях различных международных организаций даны разные определения услуги. Так, в справочнике “Liberalizing International Transactions in Services”, разработанном ЮНКТАД совместно со Всемирным банком, под услугой понимается следующее: услуга – это результат деятельности институциональной единицы, ведущий к изменению другой институциональной единицы посредством их взаимного соглашения

.

В публикации Всемирного банка от 2008 г. “A Hand book of International Trade in Services” в качестве услуг рассматривается деятельность в области «перевозки грузов и пассажиров, финансового посредничества, связи, дистрибьюции, работы отелей и ресторанов, образования, здравоохранения, строительства, и бухгалтерского учета». В сфере руководства понятие услуги связано с тем, что часто является «нематериальным, невидимым и скоропортящимся и обычно требует одновременного производства и потребления»

.

В соответствии с новой методологией измерения международной торговли услугами (РПБ6) МВФ определяет услуги «как результат производственной деятельности, который или изменяет состояние единицы потребления, или способствует обмену капитала (финансовых активов), или способствует обмену товарами, облегчая этот процесс»

. При этом в справочнике даны исчерпывающие пояснения по отличию товаров от услуг для целей статистического учета.

ЮНКТАД рассматривает услуги как «экономическое производство нематериальных товаров, которые могут быть получены, переданы и потребляемы в одно и то же время, охватывать разнородный спектр нематериальных продуктов и видов деятельности, которые трудно перечислить в одном определении, а иногда трудно отделить от товаров».

Система национальных счетов 2008 г. (СНС-2008) – это статистическая база, включающая в себя всеобъемлющий, систематизированный и гибкий комплекс макроэкономических счетов, используемый для разработки политики, анализа и научных исследований

. СНС-2008 является пятой версией СНС. Данная публикация разрабатывалась под эгидой целого ряда международных экономических организаций, таких как Европейская комиссия, МВФ, ОЭСР и Всемирный банк. СНС-2008 определяет услуги как «результат производственной деятельности, который меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами»

.

Недостатком и одновременно преимуществом ГАТС и Приложения № 16 к ДЕАЭС является то, что в данных документах не используется универсальное определение понятия услуги. Согласно ст. 1 ГАТС термин «услуги» включает любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций государственной власти, под которыми понимается «любая услуга, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».

Таким образом, ГАТС не объясняет термин «услуги», но в то же время дает понимание поставки услуги. Поставка услуги включает производство последней, ее дальнейшее распределение, маркетинг, непосредственно продажу и доставку услуги. Такой широкий комплекс действий, сопровождающих поставку услуги, позволяет сделать вывод, что услуга – некое полезное для потребителя действие, которое может:

– иметь материальный результат;

– не иметь материального результата.

Главное, что при оказании услуги продается не результат (даже если он имеется), а действия, к нему приведшие. То есть услуга – это все то, что не товар

. Таким образом, услуги обладают рядом специфических свойств, отличающих их от товаров (см. pис. 1.1).

Рис. 1.1. Отличие услуг от товаров

Основные способы торговли услугами в рамках ГАТС представлены на рис. 1.2 и в табл. 1.1.

Рис. 1.2. Определение торговли услугами

Таблица 1.1

Расширенное понятие торговли услугами

В ГАТС определены четыре способа поставки услуги исходя из следующих критериев: места, в котором находятся поставщик и потребитель на момент получения услуги, и их национальной принадлежности или страны происхождения.

Поставка с территории одного государства – члена ВТО на территорию любого другого государства – члена ВТО.

На территории одного государства – члена ВТО потребителю услуг любого другого государства – члена ВТО.

Поставщиком услуг одного государства – члена ВТО посредством коммерческого присутствия на территории любого другого государства – члена ВТО.

Поставщиком услуг одного государства – члена ВТО посредством присутствия физических лиц государства – члена ВТО на территории любого другого государства – члена ВТО

.

Эти способы обычно обозначаются следующим образом:

Способ 1. Трансграничная поставка услуг.

В рамках данного способа поставки оба лица – поставщик и потребитель услуги – находятся на территории своих государств, а поставка услуги осуществляется через границу государства с помощью современных способов коммуникации, таких как Интернет, телефонная связь, факс, почта. Такой способ используется при оптовой (онлайн-покупках) или интернет-торговле любыми лицами, получающими услугу, находясь в своей стране, при этом тот, кто ее предоставляет, находится в другой стране. Также в качестве примеров трансграничной поставки услуг будут выступать аудиторские услуги, популярное сегодня изучение иностранного языка с его носителем через специальное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь между компьютерами и т. д.

Способ 2. Потребление за границей.