Е. А. Шаталов, К. В. Молдаванов
Молодежная преступность и основные направления противодействия ей
Монография
Введение
Актуальность исследования. Проблема борьбы с преступностью и воспитания молодого поколения существовали всегда в истории общества, что, конечно, обуславливает актуальность темы данного исследования. В настоящее время в России половина всех преступлений совершается лицами молодежного возраста. Высокому уровню преступности молодежи способствует ситуация, складывающаяся в государстве, а именно кризисные явления 2008–2009 годов, сложная внешне политическая ситуация 2014–2015 годов, обострившая экономические, социальные проблемы, спровоцировавшая тяжелый экономический кризис, что в совокупности приводит к росту безработицы, снижению покупательной способности населения, повышению стоимости образовательных услуг (что очень актуально именно для молодых людей). Данные проблемы зачастую осложняются и недостаточным нравственным, правовым воспитанием молодого поколения.
Любое общество в первую очередь именно с молодежью связывает свою будущую судьбу, свое развитие, способность к выживанию. Ведь важнейшие критерии, показывающие зрелость общества, стабильность, мудрость его власти, – это способность государственных, общественных институтов удержать молодежь от конфликтов с законом, эффективно построить криминологическую систему защиты общества от преступных проявлений, которая также направлена на ограничение воздействия различного рода криминогенных факторов как на общество в целом, так и на молодежь в частности.
Актуальность обуславливается и тем, что молодежная преступность определяет будущие тенденции всей преступности, что позволяет провести в целом анализ сложившейся криминологической ситуации, представить общую картину процессов преступности в стране.
Преступность молодежи, впрочем, как и вся преступность, явление хроническое, другими словами, вечная социальная болезнь общества, следовательно, никогда не потеряют своей актуальности попытки минимизировать молодежную преступность и ее общественно-негативные последствия.
Вышеперечисленными положениями, на наш взгляд, определяется социальная потребность в исследовании и решении вопросов, которые составляют содержание данной работы.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые определяют сущностную, динамическую, структурную характеристику молодежной преступности, а также деятельность, направленную на предупреждение криминальных проявлений среди молодых людей.
Предметом исследования являются демографические, социальные и иные характеристики молодежного контингента, преступность молодежи, ее понятие, закономерности, причины и условия, предпосылки формирования и функционирования системы по предупреждению преступности в молодежной среде.
Цель исследования — рассмотреть феномен такого негативного социального явления, как молодежная преступность, и возможные направления государственной, общественной деятельности по ее предупреждению.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие молодежной преступности, выявить и проанализировать ее причины и условия, детерминирующие данное негативное явление;
– определить критерии понимания молодежного возраста;
– рассмотреть особенности личности молодого преступника с точки зрения криминологической характеристики;
– выявить содержание криминологической профилактики молодежной преступности;
– определить основные направления, с учетом которых должна формироваться система предупреждения молодежной преступности;
– рассмотреть ныне существующие наиболее эффективные концепции по борьбе с молодежной преступностью.
Теоретической основой исследования стали работы ученых социологов, криминологов, например: М. М. Бабаева, Н. И. Ветрова, В. А. Лелекова, Е. В. Колбасиной, В. В. Муравьева, В. П. Ревина, С. Н. Иконникова, В. И. Чупрова, В. Т. Лисовского.
Отдельно стоит выделить работу Н. И. Ветрова «Профилактика правонарушений среди молодежи», которая вышла в 1982 году и стала первым научным трудом, всецело посвященным настоящей сфере.
Однако отметим, что, несмотря на наличие научных работ, в большинстве из них недостаточно подробно и точно раскрывается тема молодежной преступности. Так, многие из них посвящены несовершеннолетним, или в них лишь отчасти затрагивается тема молодежи (наркомания, алкоголизм, различные субкультуры, проблемы семейно-бытового плана). Что касается непосредственно самой молодежи, а именно населения в возрасте от 18 до 29 лет, в криминологической науке образовался пробел. В постсоветское время и до настоящего момента не вышло ни одной большой монографической работы, которая бы всецело была бы посвящена молодежной преступности как самостоятельному явлению.
Методологическую основу исследования, наряду с общенаучными методами познания, составили разнообразные специальные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, исторический, системный, статистический.
Научная новизна исследования состоит в том, что, как было упомянуто выше, молодежной преступности, то есть контингенту молодых людей в возрасте 18–29 лет, посвящено мало научных работ. В данном исследовании также сформулированы некоторые предложения, в которых обозначаются основные направления по формированию концепции по предупреждению преступности молодежи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что приведенные предложения в монографии могут представлять интерес для студентов и молодых ученых, занимающихся изучением молодежной преступности. Вопросы и предложения настоящей работы могут быть востребованы и при определении путей совершенствования деятельности в сфере предупреждения преступности молодежи.
Апробация результатов исследования проводилась на различных конференциях и в научных журналах путем опубликования материалов, полученных в результате проведения настоящего исследования.
Публикации были осуществлены в следующих источниках: ежемесячный научный журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (№ 5, май 2014 г.); ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» (№ 10, июль 2014 г.); ежемесячный научный журнал «Научный обозреватель» (№ 7, июль 2014 г.); в сборнике статей по материалам XXIV международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции» (№ 4, апрель 2014 г.); в сборнике статей по материалам XXVII международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции» (№ 7, июль 2014 г.). Так же, по материалам исследования, принималось участие в НПК «XXIII Катановские чтения 2015», секция «Уголовное право и криминология».
Монография состоит из введения, заключения, библиографического списка и двух глав, которые включают в себя 6 параграфов.
1. Молодежная преступность как объект криминологического исследования
1.1. Критерии понимания молодежного возраста: криминологический аспект
Одним из главных критериев разграничения молодежной преступности и иных проявлений преступности является возраст лиц вовлеченных в противоправную деятельность. На данный критерий указывается упоминание о том, что данная преступность является молодежной. Но отметим, что само по себе определение границ возраста с указанием на количество прожитых лет жизни, как это применяется в случае использования термина «несовершеннолетний», может столкнуться с определенными трудностями. До сих пор в психологической, социологической и криминологической литературе не сложилось единообразное понимание того, что такое молодежь и какими временными границами определить данный возраст.
К молодежи одни ученные относят лиц в возрасте не более 25 лет, другие сдвигают данный временной порог до 30 лет, в обществе бытует излишне расширительное понимание молодежного возраста до 40 лет, к нему часто относят и «молодых ученых» за тридцать лет, и «молодых поэтов» за сорок, даже «молодого талантливого режиссера» за пятьдесят. Сложность определения возрастных границ возникает по причине неясности того, что следует принимать за основу в определении понятий «молодежный возраст», «юность». Это могут быть и физиологические изменения в организме человека, психическое развитие, адаптация к жизненным условиям в социуме. Единого мнения по настоящему вопросу на данный момент не сложилось.
То, что есть юность, и, следовательно, кого можно отнести к молодежи, пытались понять давно. Причем ответить на этот вопрос пытались не только ученые, но и писатели в яркой, художественной форме. Например, Л. Н. Толстой отмечал: «Одна из главных причин ошибок нашего богатого класса состоит в том, что мы не скоро привыкаем к мысли, что мы большие. Вся наша жизнь до 25 иногда и больше лет противоречит этой мысли»1. В приведенном высказывании, по нашему мнению, точно отмечена суть молодости, а именно привыкание к мысли о том, что люди старше указанного возраста – уже большие, взрослые. Социолог С. И. Левикова отмечает: «Молодежь – это одновременно и не дети… но также и не взрослые»2. Молодость есть смена ребенком социального статуса на статус взрослого, которая не происходит одномоментно, а всегда предполагается длительный временной период. В данный период происходит привыкание к образу жизни взрослого человека, состоящего из ответственного подхода к планированию своей деятельности, самостоятельного суждения и формирования взглядов на жизнь.
Первую периодизацию молодежного, юного возраста выделил французский ученый-философ Ж. Ж. Руссо, определив в начале человеческой жизни пять этапов:
1. От рождения до конца первого года жизни;
2. 2–12 лет;
3. 12–15 лет;
4. 15–20 лет;
5. 20–25 лет.
По его мнению, юности соответствует четвертый этап, так как в этот период человеком достигается зрелость чувств, появляется чувство любви, происходит физическое формирование организма, настает половая зрелость. Он отмечает, что «мы рождаемся, так сказать, дважды: один раз, чтобы существовать, другой, чтобы жить, один раз для рода, другой для пола»3. Из данного высказывания можно сделать вывод, что французский мыслитель периодизацию жизни человека ставит в зависимость от физиологических изменений организма. Это говорит о том, что и молодость у него представляет собой систему физиологических изменений, которые переживает человек в течение своей жизни.
В настоящее время уже преодолена тенденция к установлению непосредственной зависимости между молодостью и физиологическими процессами организма, переживаемыми человеком. Нельзя полностью отрицать, что такая зависимость имеет место, но она не в такой степени непосредственна, чтобы только ее выделять за основу определения молодости, как периода жизни человека. Нет сомнений в том, что имеются и иные процессы, которые с большим основанием претендуют на то, чтобы являться основой определения возрастного периода, именуемого «молодостью». Саймон Фрис отмечает, что понятие «молодежь» характеризует социальные позиции людей, влияющих на их биологический возраст4. Понимая это, многие ученые склонны считать, что молодежный возраст определяется процессом социализации, переживаемым любой личностью в один из периодов своей жизни. И. С. Кон, отмечая, что такое социализация, пишет: «Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества»5.
Изначально процесс социализации был предметом исследования науки социология. Именно в ней она рассматривается как сложный процесс, который включает в себя образование, воспитание и всю совокупность стихийных, не запланированных воздействий, оказывающих влияние на самоопределение, становление личности, на процессы ассимиляции индивида в социальные группы.
В наше время появляется и становится аксиомой мнение, что «социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения»6. В последующем она попадает в сферу интересов науки социальная психология, где социализация определяется как «двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, со своей системой социальных связей, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активных действий, активной адаптации в социальной среде»7. Можно сделать вывод о том, что существо социализации состоит в процессе и результате усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.
Однако важно отметить то, что процесс социализации непрерывен и не может быть ограничен каким-либо определенным возрастом. И даже в зрелом возрасте процесс социализации не прекращается, он по сути своей длится в течение всей жизни человека. Продолжительность социализации не ограничивается рамками детства, отрочества, юности, и данный подход получил свое широкое распространение в науке сравнительно недавно. До этого распространенным было мнение, что настоящий процесс протекает только на ранних этапах человеческой жизни.
Но если утверждать, что социализация – это процесс длиною в жизнь, то значит ли это, что он не может выступать в качестве критерия определения молодежного возраста? Ответ на этот вопрос, как это видно из научных исследований, посвященных специально этой проблеме, дается отрицательный. Основан он на том, что в социализации выделяют следующие уровни становления человека: биологический, психологический, социальный и мировоззренческий. При этом закономерным является, что «на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение»8. Данный процесс разделяется на этапы, на каждом этапе происходит решение определенных задач, без проработки которых последующий этап может вовсе не наступить либо оказаться искаженным или заторможенным.
Отмечается, что в юности у молодых людей возникают проблемы в выборе жизненных ценностей. Характерно то, что отрочество и юность являются периодом формирования ценностей и идеалов, периодом познания окружающего мира, то есть общества, в котором предстоит жить. Следовательно, для социализации личности в молодежном возрасте характерно то, что активно формируются основные жизненные ценности, мировоззрение. Это является причиной того, что в период молодости (18–25–30), человеком достигается значительный прогресс в общественной, производственной, личной сферах жизни.
Социализация, которая протекает в период молодости человека, обычно характеризуется тем, что именуется взрослением. В данный период человеком сдается жизненный экзамен на предмет наличия у него собственного «Я» и возможности управления своей силой воли, возможности не только проявить свое «Я» в настроении, в определенном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по определенным в отношении себя и других индивидов правилам поведения. В настоящий период перед молодым человеком стоит задача поиска собственного «Я», происходит попытка понять – кто он есть, какое место он занимает в обществе, что для него он значит. Самоопределение в обществе, в профессии – вот то, что будет являться главным для молодых людей, вот чем можно определить понятие молодость. Именно поэтому одной из главных задач для данного возраста будет являться открытие своего внутреннего мира, без которого невозможно понять собственное «Я» и выработать жизненную позицию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги