Ксения Бурковская
Черлидинг как спортивно-танцевальное направление
Введение
В настоящее время в России идет активное развитие и внедрение в массы здорового образа жизни, поэтому тема спорта и спортивной хореографии является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день. Начинают развиваться новые направления в спортивной хореографии.
Одним из таких направлений является черлидинг. Черлидинг – новое спортивно-танцевальное направление, которое может быть ориентировано и внедрено в различные целевые группы и объединяет в себе элементы акробатики и гимнастики, сценическую речь, а также танцевальные движения.
Увеличилось число статей на семинарах и конференциях по проблемам спорта и спортивной хореографии, существенно возросло число спортивных мероприятий и их участников. Также стали появляться различные учебные пособия, освещающие вопросы спорта, спортивной хореографии и черлидинга в частности.
В этой книге будут освещены следующие вопросы:
– раскрытие истории возникновения черлидинга;
– изучение постановки программ в черлидинге;
– история возникновения и развития черлидинга на примере регионов Российской Федерации.
В качестве методологической основы использовались исследования Задворнова К. Ю., методические рекомендации Носковой С. А., а также правила вида спорта «черлидинг», утвержденные приказом Минспорта России от «04» сентября 2014 г. № 754.
Основную часть книги составляют две главы. В первой главе дается определение основных понятий и дисциплин черлидинга, их характеристика, формулируются основные правила. Вторая глава носит более практическую направленность, в ней описываются история и развитие черлидинга на примере регионов Российской Федерации.
В заключении книги суммируются все выводы.
I. Черлидинг как спортивно-танцевальное направление
1.1. Из истории возникновения черлидинга
Черлидинг зародился в США в 1870-е годы и приобрел наиболее широкое распространение к середине XX века. В 1860-е годы в студенческой среде в Великобритании стало модным подбадривать спортсменов во время соревнований, и вскоре это веяние распространилось и в Соединенных Штатах. Первый клуб групп поддержки был организован в Нью-Джерси в Принстонском университете в 1865 году. Говорят, на одной футбольной игре в Принстоне Томас Пиблс собрал шесть человек, которые выстроились перед трибунами со студентами и в течение всей игры скандировали речевки, побуждая остальных зрителей болеть за любимую команду. Датой основания черлидинга принято считать 1889 год.
Но годом зарождения черлидинга принято все же считать 1898. Именно в этом году у футбольной команды Миннесотского университета сезон явно не складывался. И перед очередной игрой в университете состоялось собрание, на котором присутствовали студенты со всех факультетов. Один из присутствующих там профессоров выдвинул блестящий научный тезис в пользу зрительской поддержки спортсменов на соревнованиях. Он утверждал, что стимул нескольких сотен студентов фокусируется на положительной энергии, которая направляется на команду и помогает ей одержать победу. Его заключительной репликой была: «Идем в Мадисон! Идем в Мадисон! Применим закон положительных стимулов!»
Состоялась игра, но, вопреки всем ожиданиям, команду Миннесотского университета разгромили со счетом 28:0. Нужно было придумать что-то еще. И тогда появился Джонни Кэмпбелл, студент первого курса медицинского факультета. Именно его можно назвать первым черлидером. Джонни объяснил, что кто-то должен руководить скандированием, а речевки должны быть разнообразными. Поэтому на следующей игре под руководством Кэмпбелла зрители скандировали кричалку, которая впоследствии вошла в историю.
Таким образом, в США зародился черлидинг. Вначале этот вид танца был более популярен среди сильной половины. Однако, когда в 40-е годы на фронт ушло огромное количество мужчин, ситуация резко изменилась, и теперь более 90 % черлидеров составляют женщины.
Активное участие в черлидинге женщин началось в 20-х годах прошлого столетия. В Университете Миннесоты черлидеры ввели в свои программы элементы гимнастики и прыжки, а идея отводить специальный сектор для черлидеров принадлежит Линдли Ботвеллу из Университета штата Орегон.
В конце 40-х годов, когда мужчины вернулись с фронта, в черлидинг были добавлены такие элементы, как повороты и закручивания. Гимнастические элементы, как правило, выполнялись мужчинами, в то время как девушки танцевали. Это и положило начало образованию танцевальных команд.
В 1948 году Лоренс Харкимер организовал первый лагерь для черлидеров. Это состоялось в Южном методистском университете, где приняли участие 52 девушки. Тогда же была основана Национальная организация черлидинга.
В 1950-х годах черлидеры стали проводить в колледжах специальные семинары, на которых преподавали всем желающим основы этого вида танца.
В 30-е годы в университетах и колледжах стали активно использовать помпоны – атрибут, который и по сей день является визитной карточкой черлидинга. Современный виниловый помпон изобрел Фред Гастофф в 1965 году и представил Международной организации черлидинга.
В 1967 году было решено составлять ежегодный рейтинг «10 лучших колледжских команд по черлидингу», чтобы определить претендентов на участие в конкурсе «Черлидер Америки».
В начале 70-х годов черлидинг становится все более и более популярным. Помимо того, что черлидеры выступали на играх по футболу и баскетболу, группы поддержки стали появляться и на школьных спортивных состязаниях. Первая телевизионная трансляция чемпионата по черлидингу среди команд колледжей, организованная по инициативе Международной организации черлидинга, состоялась весной 1978 года на канале CBS-TV.
В 1980 году были установлены официальные стандарты и правила безопасности, которые запрещали некоторые травмоопасные кувырки и пирамиды. Соревнования по черлидингу среди юниоров и взрослых команд проводились уже по всем Соединенным Штатам. Этот вид спорта стал развиваться в национальных масштабах, стали появляться специальные курсы и тренеры по черлидингу.
В 1995 году была основана Европейская ассоциация черлидинга (ECA), которая взяла в свои руки руководство движением черлидеров в Европе. Первый чемпионат Европы по черлидингу состоялся в 1995 году в Германии, в Штутгарте.
В 2001 году была основана Международная федерация черлидинга (IFC), куда впоследствии, помимо стран-членов Европейской ассоциации, вошла Япония, где в 2001 году состоялся первый чемпионат мира по черлидингу.
По правилам в черлидинге соревнования проводятся в форме состязаний команд с оценкой их выступлений по балльной системе. Соревнования проводятся в соответствии с Правилами ФЧР и Правилами Международного Союза черлидинга (ICU).
Черлидинг – новое спортивно-танцевальное направление, которое может быть ориентировано и внедрено в различные целевые группы и объединяет в себе элементы акробатики и гимнастики, сценическую речь, а также танцевальные движения. Сравнив черлидинг с другими приближенными направлениями, такими как акробатический рок-н-ролл и спортивные бальные танцы, можно увидеть существенное различие как в постановке программы, так и в музыкальном сопровождение и выделить черлидинг как самостоятельное спортивно-танцевальное направление.
Черлидинг гармонично сочетает в себе спорт и искусство. Программы представляют собой свободное передвижение с включением элементов пластики, пантомимы, танца, мимики, также отдельные элементы стилизованной упрощенной акробатики. Отсюда следует, что предметом изучения в черлидинге в первую очередь является искусство свободного выразительного движения. В процессе занятий черлидингом формируются двигательные навыки и умения, как прикладные, так и спортивные, приобретаются знания и воспитываются волевые и моральные качества.
Черлидинг это не только сила, выносливость и ловкость. Благодаря связи с хореографией и музыкой, спортсмены чувствуют музыку и ритм, вырабатывается выразительность движений и координация, также черлидинг способствует эстетическому воспитанию спортсменов. В черлидинге важное место занимают музыка и танцы. Динамичное музыкальное сопровождение превосходно развивает чувство ритма, согласованность всех движений с музыкой и музыкальный слух.
В единстве с музыкой образовывается программа высокой сложности, которая весьма выигрышно сможет раскрыть профессионализм и возможности спортсменов. Оригинальные, красивые связки, переходы, гибкость в движениях, умение подчеркнуть зрелищные и сложные элементы, это все должно в точности соответствовать музыкальному сопровождению. Концовка одного элемента должна целостно и гармонично переходить к началу следующих движений. Своим выступлением спортсмены должны максимально увлечь и удержать на себе внимание зрителей.
В состав черлидинга входят следующие спортивные дисциплины: чир, чир-микс, чир-данс (чир-данс фристайл), групповые станты, групповые станты-микс, партнерские станты.
В программах дисциплины чир участвуют команды, сто процентов участников которых женского пола, за исключением возрастной категории «мальчики, девочки», в которой могут участвовать спортсмены как женского, так и мужского пола. Программы чир включают в себя достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных элементов программы. Соревнования в дисциплине чир могут проводиться во всех возрастных категориях, предусмотренных ЕВСК. (Приложение 1. Рис. 2.)
В программах дисциплины чир-микс участвуют команды, в составе которых участники и мужского и женского пола, команда относится к дисциплине чир-микс, если в ее составе есть один или более участник мужского пола. Программы чир-микс включают в себя достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных элементов программы. Соревнования в дисциплине чир-микс могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины». (Приложение 1. Рис. 3.)
Программы дисциплин чир и чир-микс выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).
В дисциплинах чир и чир-микс перед началом основной программы обязательно выполняется блок с чиром (кричалкой), без музыки, продолжительностью минимум 30 секунд. Максимальное время не ограничено. Использование в программе чиров на иностранном языке запрещено.
Элементы чир и чир-микс программ: чир-прыжки, станты, пирамиды, выбросы, акробатические элементы, выполняемые на полу и не являющиеся частью захода или спуска со станта или пирамиды, чир-данс, чиры (кричалки). Элементы чир-данс (чир-данс фристайл) программ не оцениваются.
Разрешены только следующие виды средств агитации: флажки, баннеры, таблички, помпоны, мегафоны и кусочки ткани. Средства агитации с шестами или подобными средствами поддержки не могут быть использованы при выполнении спортсменом какого-либо станта, пирамиды, выброса, акробатического элемента, чир-прыжка или чир-данса. Использование при выбросе средств агитации на твердой основе запрещено. Все средства агитации должны быть аккуратно убраны за пределы площадки сразу после блока с чирами (кричалками) перед началом основной программы. Выбрасывание за пределы площадки и переброс жестких средств агитации запрещены. Не рекомендуется использование на средствах агитации текстов и символов на иностранном языке.
В дисциплине чир-данс (чир-данс фристайл) могут принимать участие спортсмены как мужского, так и женского пола. Особое внимание при постановке чир-данс (чир-данс фристайл) программы следует уделить хореографии, синхронности, визуальным эффектам, сложности элементов, динамике. Хореография строится на особой технике движений рук (резкость, четкость), смене уровней и рисунка программы.
Хореографическая подготовка в черлидинге важна, от хореографии зависит танцевальность, эффектность выступления спортсменов в целом. Во время обучения хореографии вырабатываются правильная осанка, мимика и выразительность. Хореография в черлидинге базируется на двух основных танцевальных схемах: классической и современной.
Обучение хореографии проводится в течение полного периода обучения спортсменов. Она присутствует в разминках, упражнениях, на всех тренировках и разучиваниях комбинаций движений. Но огромная роль хореографии в черлидинге не делает ее конечной целью обучения. Хореографическая подготовка в спорте имеет свою специфику:
•Является составляющей учебного процесса и применяется без отрыва от изучения элементов и программ;
•Преподавателю хореографии приходится ориентироваться на сжатые временные сроки обучения, ведь хореография – не основная часть обучения черлидеров, а время, отведенное на нее программой, достаточно ограничено.
Школа классического танца считается основой как для черлидинга, так и для хореографии в общем. В течение многих столетий классический танец формировался из традиций и культурных особенностей разных народов, а затем многократно упорядочивался различными экспертами и хореографами. В современном черлидинге используется только часть всего массива информации о классическом танце, но используемых данных достаточно для развития музыкальности и воспитания танцевальности черлидеров. Урок классического танца в черлидинге состоит из следующих частей:
1. Экзерсис – отработка движений у станка для развития устойчивости и гибкости;
2. Маленькое и большое адажио в центре зала;
3. Аллегро – малые и большие прыжки.
Также важна хореография с точки зрения постановки фигур и переходов, так как условия площадки, на которой выполняется программа, ограничены.
Зрительские трибуны на различных соревнованиях расположены по-разному, поэтому необходимо учитывать их размеры и масштабы, чтобы удовлетворить эстетическую потребность зрителей и болельщиков, которые находятся на достаточно большом расстоянии от площадки, где происходит действие. Важно суметь донести до каждого зрителя подтекст поставленной программы.
Соревнования в дисциплине чир-данс (чир-данс фристайл) могут проводиться во всех возрастных категориях, предусмотренных ЕВСК. (Приложение 1. Рис. 4.)
Программы чир-данс (чир-данс фристайл) выполняются как на твердом полимерном покрытии, так и на паркете. Музыка для чир-данс (чир-данс фристайл) программ должна быть разнообразной.
Элементы чир-данс (чир-данс фристайл) программ: пируэты (вращения), шпагаты, чир-прыжки, лип-прыжки, махи, данс-поддержки, работа в парах (парное взаимодействие). Рекомендуется выполнять элементы всеми участниками команды одновременно или в риппл. Элементы чир и чир-микс программ запрещены.
Запрещены все виды средств агитации и аксессуары за исключением помпонов. Помпоны должны использоваться всеми членами команды (для участников команды мужского пола – по желанию) на протяжении всей программы. Помпоны могут не использоваться при выполнении лифтов и подбросов. Запрещается прикрепление помпонов к частям тела или экипировки. Исключение: помпоны на резинках.
В дисциплине групповые станты участвуют команды, состоящие из одной стант-группы (3–5 спортсменов). В программах этой дисциплины участвуют команды, сто процентов участников которых – женского пола. В программах этой дисциплины выполняются станты и выбросы по выбору команды в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине групповые станты могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины». (Приложение 1. Рис. 5.)
В дисциплине групповые станты-микс участвуют команды, состоящие из одной стант-группы (3–5 спортсменов), если в ее составе есть участник или участники мужского пола. Команды данной дисциплины не могут на сто процентов состоять из участников мужского пола. В программах этой дисциплины выполняются станты и выбросы по выбору команды в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине групповые станты-микс могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины».
Программы дисциплин групповые станты и групповые станты-микс выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).
Элементы программ дисциплины групповые станты и групповые станты-микс: станты, выбросы. Другие элементы не оцениваются. Чиры (кричалки) и средства агитации не используются.
В программах дисциплины партнерские станты участвует пара спортсменов (один мужского и один женского пола), которые выполняют станты с одиночной базой по выбору, но в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине партнерские станты могут проводиться в единственной возрастной категории – «мужчины, женщины».
Программы данной дисциплины выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги