banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


Не продаем, все заботы забыл, и Рим, что когда-то 

Все раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки, 

Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: 

Хлеба и зрелищ!» Ювенал. Сатиры. Книга IV, сатира десятая.

В дальнейшем выражение Х.З. стало применяться расширительно для характеристики пресыщенных, не желающих трудиться паразитов. См. также О времена, о нравы!

«Роскошь и разврат сгубили Рим. Благодаря победам в Азии и Македонии Империя получила громадные контрибуции. Сенат освободил все население от уплаты налогов на двадцать четыре года. Это необычайно вдохновило богачей и спекулянтов, которые бросились зарабатывать и тратить деньги. Пресыщенная аристократия устраивала неслыханные пиры и развлечения. Разучившийся трудиться народ требовал «хлеба и зрелищ»». А.Сосновский. Лики любви.

Ц

ЦЕРЕРА, в рим. мифологии богиня земледелия и плодородия, покровительница браков.

Соответствует греч. Деметре. Ежегодные праздники в честь Ц. (цериалии) отмечались в Древ. Риме с 12 по 19 апреля. Обычно носили характер оргии (1).

Образ Ц. – постоянный сюжет мировой живописи (П.Рубенс, Н.Пуссен, А.Беклин, А.Ватто и др.). См. также Божества любви.

«Сбирайтесь плясать на коврах луговых

И пеньем благую Цереру встречайте.

Церера сдружила враждебных людей;

Жестокие нравы смягчила». В.Жуковский. Элевзинский праздник.

ЦЕРИАЛИИ, см. ЦЕРЕРА

ЦИТЕРА, см. КИФЕРА

Э

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ /англ. Mysteries of Eleusis; греч. Eleusinia/ (брак священный), один из самых древних религиозных ритуалов в Древней Греции.

Согласно легенде, Э.М. основаны ок. 1400 до н.э. сыном Посейдона Евмолпом. Начиная с VII в. до н.э. центром Э.М. являлся город Элевсин в 22 км от Афин. Проходили ежегодно в феврале (Малые мистерии) и сентябре (Великие мистерии). По описаниям историков, собирали до трех тысяч человек. Посвящались Деметре и ее дочери Персефоне, которая была похищена в подземный мир. Разгневанная Деметра пригрозила голодной смертью, если боги не вернут дочь. Люди молили верховного правителя Зевса о возвращении Персефоны и будущем богатом урожае.

Центральным пунктом Э.М. являлась иерогамия, в которой принимали участие особо посвященные жрецы (т.н. мисты; мистагоги; мистики). Главный жрец храма символически совершал совокупление с богиней плодородия и вызывал у себя семяизвержение с помощью наркотического напитка. Ликующая толпа верующих постепенно приходила в экстаз и завершала программу групповой сексуальной оргией.

«Античные авторы неоднократно восторженно писали об Элевсинских мистериях. Пиндар (fr. 115) и Софокл (fr. 719 Dindorf) называли посвященных счастливыми в этой, а главное – в загробной жизни. Ведь считалось, что в потустороннем мире всех ждут мучения и страдания, и лишь посвященные в таинства получают там блаженное существование (Soph. Fr. 719; Plat. Phaed. 69). Элий Аристид в «Элевсинской речи» (XXII, 2) именовал Элевсин святыней всей земли и самым блистательным из святилищ. Цицерон в диалоге «О законах» (II, 36) утверждал, что из всего исключительно ценного, созданного Афинами, самое лучшее – Элевсинские мистерии; благодаря им, люди, по природе дикие и жестокие, перевоспитываются в духе человечности и мягкости, познают основы жизни и учатся жить с радостью и умирать с надеждой на лучшее». М.Скржинская. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.

В 392 рим. император Феодосий I запретил Э.М. как языческий праздник; фактически прекратили существование только после вторжения готов в Византию.

“Ему бы только сидеть в кабинете со своими греческими книгами, на уме у него только элевсинские мистерии, кабиры какие-то». В.Вересаев. В тупике.

ЭРОТ /греч. Erot/, в древ.-греч. мифологии божество любви; то же, что Амур, Купидон, Эрос (3). Ср. Антерос (1).

Сын Ареса и Афродиты. Наряду с Хаосом, Тартаром и Геей, Э. является олицетворением созидательной космогонической силы. Праздники в честь Э. (эротидии) отмечались раз в пять лет.

Миф об Э. и его возлюбленной Психее – один из самых популярных сюжетов мирового искусства (ныне утраченные изваяния Праксителя и Лисиппа в Феспиях (V в. до н.э.); скульптуры А.Кановы, Б.Торвальдсена, О.Родена; живопись Тициана, А.Корреджо, П.Рубенса, В.Бугеро, О.Кокошки и мн. др.).

«Возглавившему свиту Диониса

дано ? дразнить, швырять дары щедрот.

Дразнить ? смешно, опасно ? додразниться:

ни там, ни здесь не спит Амур? Эрот». Б.Ахмадулина. Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря.

Эроты (лат. амуры; амуретты) – персонофикация различных функций Э. в эпоху эллинизма и Римской империи.

Крылатые обнаженные мальчики с луком и колчаном. Поражали своими стрелами людей и богов: золотые стрелы возбуждали любовь, свинцовые вызывали смерть. Иногда изображались с повязкой на глазах, которая символизировала случайность выбора.

«Греки распутали клубок любви, поименовав каждую отдельную нить в нем и назначив ответственных богов. Афродиту, верховную богиню любви и красоты, сопровождала свита крылатых нагих божков – эротов. Как и многие божества (Аид и его подземная когорта, например), стоило человечеству встать на ноги и расцвести, эроты внезапно обнаружили, что дел у них невпроворот. У каждого эрота была своя особая разновидность любовной страсти, за которой ему полагалось следить и которую воспевать.

АНТЭРОТ – юный покровитель самоотверженной безусловной любви[125].

ЭРОТ – вожак эротов, бог физической любви и полового влечения.

ГЕДИЛОГ – дух языка любви и слов нежности; ныне он, видимо, отвечает за «валентинки», любовные письма и романтическую прозу.

ГЕРМАФРОДИТ – заступник женственных мужчин, мужеподобных женщин и тех, кого мы ныне именуем людьми с более пластичным гендером.

ГИМЕРОТ – воплощение отчаянной, порывистой любви, любви, какой не терпится быть утоленной, иначе она того и гляди взорвется.

ГИМЕНЕЙ – покровитель супружеской спальни и свадебной музыки.

ПОФОС – персонификация любовной тоски, любви к отсутствующему или бывшему.

Самым влиятельным и убийственным был Эрот, в его власти и возможностях было сеять недоразумения и раздоры. О его происхождении и личности есть две истории. В одной, где говорится о рождении Космоса, Эрот вылупился из яйца, отложенного Никтой, и выбрался оттуда, чтобы рассеять жизнь по всему Мирозданию. Если так, его следует считать одним из первобытных духов, запустивших каскад творения. По более распространенному в античном мире мнению, он был сыном Ареса и Афродиты. Под своим римским именем КУПИДОН он обычно изображался смешливым крылатым ребенком, собирающимся запустить стрелу из серебряного лука, – образ, очень узнаваемый и поныне; Эрот, таким образом, возможно, самый известный из всех богов античности». С.Фрай. Миф. Греческие мифы в пересказе.

“Кругом летят эроты, игры ?

И гимны в честь ему поют”. А.Пушкин. Торжество Вакха.

ЭРОТОПЕДАГОГИКА, см. ЭРОМЕНЫ

ЭФЕБЫ /греч. ephebos; лат. pueri meritorii/ (гемеллы; пафики), в древней Греции юноши 16-18 лет, проходящие военную подготовку в гимнастических школах (палестрах).

В дальнейшем термин приобрел специфическую коннотацию и распространился на лиц, занимающихся проституцией мужской. Э. завивали волосы, пользовались косметикой, избавлялись от оволосения лица и т.п. См. также Кинеды.

«Может быть, это влияние Платона, учителя, который так любил разгуливать в роще академии в сопровождении юных эфебов и делиться нестандартными мыслями?» С.Есин. Маркиз Астольф де Кюстин. Почта духов, или Россия в 2007 году.

Ю

ЮНОНА /Juno/, в древнерим. мифологии высшее божество, супруга Юпитера.

Соответствует Гере. Покровительница браков и рожениц; расширительно – женщин вообще. Праздник Ю. (матроналии) отмечался ежегодно 1 марта. См. Божества любви.