banner banner banner
АБеВеГа любви
АБеВеГа любви
Оценить:
 Рейтинг: 0

АБеВеГа любви


2) то же, что блуд.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство». Библия. К Галатам 5:19.

Р

РЕБРО АДАМА, см. АДАМ

С

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, см. ГРЕХ

СЛАДОСТРАСТИЕ /англ. Lust; греч. luxuria; лат. voluptas/, болезненно обостренная чувственность; то же, что любострастие; эротизм. См. также Сатириаз; Нимфомания. Ср. Сластолюбие.

В период язычества олицетворяло могучую движущую силу эроса (1). Объект поклонения в культе древнерим. богини наслаждений (DeaVolupia). Античные символы С. – крокодил и куропатка: “Не попадаются ли иные в сети из-за своего сладострастия, как, например, перепела и куропатки, которые стремятся на голос самки, объятые желанием и ожиданием наслаждений любви, и забывают об опасности?” (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

С моральной точки зрения С. является пороком, обычно скрываемым от окружающих. На практике выражается в постоянном возбуждении центральной нервной системы, фантазиях сексуальных, неадекватных сексуальных реакциях и т.п.

«Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием». Н.Гоголь. Тарас Бульба.

Христианское вероучение причисляет С. к одному из семи смертных грехов.

«Сладострастие вовсе не есть простое физиологическое состояние… Есть сладострастие плоти и сладострастие духа, и всегда оно лежит глубже эмпирических явлений, всегда есть ощущение в известном смысле трансцедентное, выводящее за грани». Н.Бердяев. Метафизика плоти и любви.

С. /устарев./: любострастие.

«Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия». А.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Сладострастники (жен. сладострастницы) – лица, подверженные С.

«Тут влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за нее собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы.

Сладострастный(-ая; -ое) – присущий или свойственный С.

«Преподавая в женской гимназии и в институте, он постоянно жил в каком- то сладострастном бреду…» А.Куприн. Яма.

СЛАСТОЛЮБИЕ, глубокая сосредоточенность на эротических переживаниях, имеющая характер обсессии; то же, что эротомания. Ср. Сладострастие.

«Сверх того, хотя он робел и краснел в присутствии женщин, но под этою робостью таилось то пущее сластолюбие, которое любит предварительно раздражить себя и потом уже неуклонно стремится к начертанной цели. Примеров этого затаенного, но жгучего сластолюбия рассказывали множество». М.Салтыков-Щедрин. История одного города.

Сластолюбцы(сластолюбы) – лица, страдающие С.; то же, что эротоманы.

«Я – сластолюбец, все секунды моей жизни я стремлюсь к наслаждению». А.Н.Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.

«Ты говоришь, как сластолюб- француз…» И.Гете. Фауст.

Сластолюбивый(-ая; -ое) – присущий или свойственный С.

«Сластолюбивый и лукавый,

Он сердце девы молодой

Опутал сетью роковой». М.Лермонтов. Измаил-бей.

СОБЛАЗН, 1) объект, вызывающий желание; 2) подстрекательские действия или предложения, направленные на разжигание чувственной страсти; то же, что искушение. См. также Запретный плод.

«В прежнем монастыре соблазн женский мало мучил Сергия, здесь же соблазн этот поднялся с страшной силой…» Л.Толстой. Отец Сергий.

Соблазнительный (-ая; -ое) (искусительный; прельстительный) – обладающий свойствами или способностью С.

«Я сделала все, что могла, и я нашептала ему самое соблазнительное». М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

СОБЛАЗНЕНИЕ /англ. Seduction/, преднамеренное стимулирование чувственной страсти; акт морального или физического совращения. См. также Пикап.

«Чонкин сообщил, что гидросмесь ему нужна для соблазнения немецких девушек, к которым он сегодня пойдет…» В.Войнович. Перемещенное лицо.

Соблазнитель (жен. -ница) (искуситель) – лицо, совершающее С.

Согласно Библии, первой соблазнительницей была Ева. К числу др. исторических примеров относятся Клеопатра, Д.Казанова, полулегендарные и литературные персонажи Дон Жуан, агент 007 Джеймс Бонд, пресловутая миссис Робинсон – героиня фильма «Выпускник» («The Graduate», 1967) и др.

«Но вы, почтенные, добродетельные дамы, для поцелуев снимающие одни только перчатки, вы, которые так любите прелести семейного очага и благопристойность вашего дома, бойтесь, бойтесь легкомысленного желания, бегите лукавого соблазнителя». Ф.Сологуб. Царица поцелуев.

Соблазнять(-ся) (искушать; прельщать; соблазнить) – подстрекать к С.

«…он и соблазнил ее как-то случайно и просто – целовал, целовал, влез под кофточку, расстегнул пуговки – одну, другую, а там уже она неожиданно вдруг сказала: – Пусти! Я сама. И сама действительно разделась”. В.Высоцкий. Роман о девочках.

Соблазненный (-ая; -ое) – жертва С.

«…m-me Пылинкина, соблазненная этой царской роскошью, готова на все!..» А.Аверченко. Четверг.

СОДОМ И ГОМОРРА (англ. Sodom and Homorrah), два мифологических города в устье реки Иордан или на западном побережье Мертвого моря, названия которых являются символом разврата и пороков. См. Содомия.

История С. и Г. изложена в Библии, однако реальность их существования документально не подтверждена. В книге Бытия сообщается, что племянник Авраама Лот пустил переночевать в свой дом двух ангелов, посланных Господом. Распутные жители Содома окружили дом Лота и «…говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего».

Лот со своим семейством вынужден был бежать в пустыню. Города же, за грехи (1) своих жителей, были полностью испепелены: “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии и окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли”. Бытие. XX, 24, 25.

«Наилучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для греко–римских читателей. По всей видимости, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно». Н.Непомнящий. Величайшие загадки истории.

Тема С. и Г. широко отражена в различных произведениях искусства: живопись П.Рубенса, П.Мюлера-младшего, Г.Семирадского, пьеса А.Мюссе, романы де Сада и М.Пруста, фильм П.Пазолини «Сало или 120 дней содома» и др.

С. и Г. /перенос./ – беспорядок, хаос, неразбериха.

«Это настоящий Содом и Гоморра! Каждый день балы, маскарады, танцы, банкеты, музыка; время летит, а дела не делаются!» Ф.Булгарин. Димитрий Самозванец.

СОДОМИЯ /англ. Sodomy/ /устарев./ (содомский грех), многозначный термин, восходящий к библейскому повествованию о гибели Содома и Гоморры.

Первоначально имел расширительный смысл и обозначал любые формы контактов половых, которые противоречили христианской морали, либо не были направлены на деторождение: внебрачные связи, гомосексуализм; зоофилия; коитус анальный, позаполового акта "женщина сверху"; секс оральный и др. Начиная с 1215, инквизиция использовала термин С. для обвинения членов ордена тамплиеров в мужеложестве. Традиция была усвоена в XV-XVI в.в. во время судебных процессов над баггерами.

«Под влиянием оргий, содомии бессонных ночей, частых переездов и метаний, у царя явился бред преследования во всем его разгаре». П.Ковалевский. Иоанн Грозный.