Теория и методика физической культуры и спорта
Рабочая программа дисциплины
А. А. Красильников
© А. А. Красильников, 2023
ISBN 978-5-0060-1612-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Данная программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину, и студентов, обучающихся в соответствующем направлении.
Целью изучения данной дисциплины является обеспечение глубокого теоретического осмысления основ физического воспитания и спорта, а также развитие умений практической реализации теоретико-методических положений в профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.
В рамках программы студенты будут изучать основные теоретические положения физкультурно-спортивной деятельности, понятийный аппарат теории и методики физического воспитания и спорта, средства и методы физического воспитания и спорта, организационные формы физического воспитания и спорта, а также интегрирующую роль дисциплины в системе предметной подготовки.
Студенты будут приобретать навыки применения теории и методики обучения двигательным действиям, развития физических качеств и формирования знаний. Особое внимание будет уделяться психологической подготовке в спортивной деятельности, так как она играет важную роль в достижении успеха.
В рамках данной дисциплины, рабочая программа предлагает разнообразные методы и формы организации учебного процесса. Это включает использование активных и интерактивных форм проведения учебных занятий, таких как дискуссии, разбор конкретных ситуаций и практических задач. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и активному участию студентов в процессе обучения.
Важным аспектом является контроль знаний студентов. Он будет осуществляться как текущим, так и итоговым контролем, при помощи различных видов проверок. Это могут быть письменные работы, контрольные вопросы, устные ответы, практические задания, презентации и другие формы проверки, которые позволяют оценить уровень усвоения материала и развитие навыков.
Для более глубокого изучения темы и расширения знаний, студентам будет предоставлена рекомендуемая литература. Эти источники помогут студентам углубить свои знания, ознакомиться с дополнительными материалами и получить более широкий обзор предмета. Рекомендуемая литература будет выбрана с учетом актуальности и авторитетности и будет представлена студентам для самостоятельного изучения тем, расширения понимания и подготовки к учебным занятиям и контрольным мероприятиям.
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» заключается в обеспечении студентам глубокого теоретического понимания основ физической культуры и спорта, а также развитии навыков практической реализации теоретико-методических положений в профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
Задачи, решаемые в процессе изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта»:
• Изучение и углубление теоретических основ физической культуры и спорта.
• Овладение понятийным аппаратом теории и методики физического воспитания и спорта.
• Освоение средств и методов физического воспитания и спорта.
• Изучение организационных форм физического воспитания и спорта.
• Формирование представления об интегрирующей роли дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» в системе предметной подготовки.
• Развитие навыков применения теории и методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств.
• Формирование практических знаний и умений для успешной профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина Б1.О.04.04 «Теория и методика физической культуры и спорта» изучается обучающимися в рамках модуля Б1.О.04 Теоретико-методических основ физического воспитания и спорта обязательной части ОПОП ВО на протяжении 4 учебных семестров – с 1 семестра до 4 семестра и завершается итоговой аттестацией в форме экзамена.
Изучение дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» осуществляется на основе логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами этого же модуля: Б1.О.04.01 «Базовые и новые виды спорта»; Б1.О.04.02 «История физической культуры и спорта»; Б1.О.04.03 «Олимпийское движение и профессиональный спорт»; Б1.О.04.05 «Организационно-методическая деятельность по предотвращению нарушений антидопинговых правил»; Б1.О.04.06 «Основы научно-исследовательской деятельности в физической культуре и спорте», а также с дисциплинами Б1.О.03 Медико-биологического модуля: Б1.О.03.01 «Анатомия человека», Б1.О.03.02 «Биомеханика двигательной деятельности»; Б1.О.03.05 «Физиология физического воспитания и спорта».
Обучение по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта» предшествует изучению следующих дисциплин ООП:
Б1.О.03.07 «Медико-биологические основы реабилитации спортсменов»;
Б1.О.04.01.05 «Спортивные игры»;
Б1.В.03 «Управление тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов в регби»;
Б1.В. ДВ.01.02 «Методика спортивно-оздоровительной работы с людьми старшего и пожилого возраста»;
Б1.В. ДВ.04.01 «Методика и организация физического воспитания и спортивной подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
Б1.В. ДВ.05.01 «Организация и судейство физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“ (ГТО)».
3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения ООП
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Она определяет цели, задачи и содержание обучения, а также методы и формы организации учебного процесса.
В рабочей программе учебной дисциплины указываются следующие элементы:
1. Общая характеристика дисциплины, ее место в учебном плане и связь с другими дисциплинами.
2. Цели и задачи обучения, которые ставятся перед студентами в процессе изучения дисциплины.
3. Ожидаемые результаты обучения, то есть компетенции, которые студенты должны сформировать после завершения изучения дисциплины.
4. Содержание дисциплины, включающее перечень тем, основные разделы и подразделы, теоретический и практический материал, который будет изучаться студентами.
5. Виды учебных занятий и методы обучения, которые будут применяться в процессе изучения дисциплины. Это могут быть лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов и т. д.
6. Формы текущего и итогового контроля знаний студентов, такие как контрольные работы, практические задания, экзамены и другие виды проверки усвоения материала.
7. Рекомендуемая литература, которая поможет студентам более глубоко изучить темы дисциплины.
Рабочая программа дисциплины является основным документом, который определяет содержание и организацию обучения по данной дисциплине. Она служит руководством для преподавателей и студентов, обеспечивая единообразие и качество образовательного процесса.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-5, ПК-1, ПК-2.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-1.1. Свободно оперирует знаниями нормативно правовых актов сферы физической культуры и спорта.
Знать:
– основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу физической культуры и спорта.
– понятия и термины, используемые в нормативно-правовых актах сферы физической культуры и спорта.
– принципы и нормы профессиональной этики в области физической культуры и спорта.
Уметь:
– анализировать нормативно-правовую документацию в области физической культуры и спорта для принятия обоснованных решений.
– применять нормы профессиональной этики в своей деятельности.
– интерпретировать и применять нормативно-правовые акты в практической работе.
Иметь практический опыт:
– навыки поиска, анализа и использования нормативно-правовых документов в области физической культуры и спорта.
– владение управленческой литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам физической культуры и спорта.
ОПК-1.2. Обеспечивает решение конкретной задачи, выбирая оптимальный способ ее решения в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной этики.
Знать:
– основные понятия в нормативно-правовых актах сферы физической культуры и спорта.
– инструменты и методы регулирования в сфере физической культуры и спорта, предусмотренные нормативно-правовыми актами.
– нормы профессиональной этики, применимые в сфере физической культуры и спорта.
Уметь:
– анализировать нормативно-правовую документацию в сфере физической культуры и спорта для выбора оптимального способа решения конкретной задачи.
– применять нормы профессиональной этики при принятии профессиональных решений.
Иметь практический опыт:
– навыки поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в сфере физической культуры и спорта в своей профессиональной деятельности.
– умение работать с управленческой литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам физической культуры и спорта, включая нормативно-правовые аспекты.
ОПК-1.3. Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
Знать:
– основные понятия в нормативных правовых актах сферы физической культуры и спорта.
– нормативные документы, регулирующие профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта.
– нормы и принципы профессиональной этики, применимые в области физической культуры и спорта.
Уметь:
– анализировать нормативно-правовую документацию в сфере физической культуры и спорта для принятия управленческих решений и осуществления профессиональной деятельности.
– применять нормы профессиональной этики при взаимодействии с коллегами, клиентами и другими участниками сферы физической культуры и спорта.
Иметь практический опыт:
– навыки поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
– умение работать с управленческой литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам физической культуры и спорта, включая нормативно-правовые аспекты.
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1. Знает теоретико-методические основы разработки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Знать:
– теоретико-методические основы разработки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– основные понятия, принципы и подходы к разработке дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– информационно-коммуникационные технологии, применяемые в разработке образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Уметь:
– участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– разрабатывать отдельные компоненты образовательных программ, включая методические материалы, учебные пособия, программы занятий и т. д.
– использовать информационно-коммуникационные технологии при разработке образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Иметь практический опыт:
– применения теоретико-методических знаний в разработке дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– использования информационно-коммуникационных технологий при разработке образовательных программ в области физической культуры и спорта.
ОПК-2.2. Демонстрирует навыки разработки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, отдельные их компонентов.
Знать:
– основные понятия и принципы в разработке дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– методы и инструменты разработки образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– принципы использования информационно-коммуникационных технологий при разработке образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Уметь:
– участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
– разрабатывать отдельные компоненты дополнительных образовательных программ, такие как программы занятий, методические материалы, учебные пособия и т. д.
– применять информационно-коммуникационные технологии при разработке образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Иметь практический опыт:
– демонстрировать навыки разработки дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также отдельных их компонентов.
– применять полученные знания и умения при работе с информационно-коммуникационными технологиями для разработки образовательных программ в области физической культуры и спорта.
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.4. Знает возрастные особенности адаптационных процессов к физическим упражнениям, закономерности развития процессов утомления и восстановления организма.
Знать:
– возрастные особенности адаптационных процессов к физическим упражнениям.
– закономерности развития процессов утомления и восстановления организма.
Уметь:
– осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся в области физической культуры и спорта.
– выявлять трудности в обучении и процессе физической активности у обучающихся.
– корректировать образовательный процесс и применять соответствующие методики и подходы для преодоления трудностей обучения в физической культуре и спорте.
Иметь практический опыт:
– применять знания о возрастных особенностях адаптационных процессов и процессов утомления и восстановления организма для оценки и коррекции образовательного процесса.
– использовать соответствующие инструменты и методы контроля и оценки результатов образования в области физической культуры и спорта.
– адаптировать образовательные программы и упражнения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
ПК-1. Способен осуществлять преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
ПК-1.6. Разрабатывает программно-методическое обеспечение по дополнительной общеобразовательной программе.
Знать:
– принципы и основные понятия разработки программно-методического обеспечения по дополнительным общеобразовательным программам.
– теоретические основы и методы организации и проведения занятий по физической культуре и спорту в рамках дополнительных общеобразовательных программ.
Уметь:
– разрабатывать программно-методическое обеспечение по дополнительной общеобразовательной программе в области физической культуры и спорта.
– составлять планы занятий, подбирать упражнения, методики и материалы, учитывая цели и задачи программы, особенности обучающихся и доступные ресурсы.
– применять различные методы и приемы обучения и контроля в рамках дополнительных общеобразовательных программ.
Иметь практический опыт:
– использовать разработанное программно-методическое обеспечение при проведении занятий по физической культуре и спорту в рамках дополнительных общеобразовательных программ.
– адаптировать программы и методики обучения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
– оценивать эффективность образовательного процесса и вносить корректировки в программу и методики обучения при необходимости.
ПК-2. Способен осуществлять подготовку спортсменов и физическое воспитание обучающихся
ПК-2.2. Планирует содержание занятий физической культурой и спортом.
Знать:
– основные принципы и концепции подготовки спортсменов и организации физического воспитания обучающихся.
– основные понятия и теоретические основы физической культуры и спорта.
Уметь:
– планировать содержание занятий по физической культуре и спорту, учитывая цели, задачи и требования программы, а также индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
– выбирать и организовывать упражнения, методики и средства физической культуры и спорта в соответствии с поставленными целями.
– применять разнообразные методы и приемы обучения и контроля в процессе подготовки спортсменов и физического воспитания обучающихся.
Иметь практический опыт:
– проводить практические занятия по физической культуре и спорту с учащимися различных возрастных групп.
– адаптировать занятия и выбирать упражнения в зависимости от уровня подготовки и особенностей каждого обучающегося.
– эффективно коммуницировать с обучающимися и мотивировать их к достижению поставленных целей на занятиях физической культурой и спортом.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа, включая все формы контактной и самостоятельной работы обучающихся.
4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Заочная форма обучения
4.2. Тематическое содержание занятий
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
5.1. Основная литература
– Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум для вузов / Д. С. Алхасов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 191 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04714-1. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/492988
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги