banner banner banner
Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов
Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов
Оценить:
 Рейтинг: 0

Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов

Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов
Хава Хуважибаудыевна Ахматханова

Многие начинающие психологи допускают промахи при работе с клиентами. Расстраиваться и пугаться этого не стоит, нужно просто понять как не повторять их вновь. Невозможно все сделать идеально, нет единого сценария, все клиенты разные. Даже у опытных психологов есть разные шероховатости в работе.Распространённые ошибки психологов и варианты решения, как выявить запрос и многие другие темы я постаралась описать в пособии. Буду рада отзывам и рекомендациям.

Хава Ахматханова

Психологическое консультирование: пособие для начинающих специалистов

Об авторе

Хава Хуважибаудыевна Ахматханова – медицинский психолог и преподаватель по психологии и психотерапии. На базе двух медицинских университетов в г. Москва проводит дополнительные циклы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для клинических психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов.

Автор печатных работ в РИНЦ и ВАК, Scopus, методических рекомендаций, утверждённых Минздравом РФ, и автор главы в первом национальном руководстве по физической и реабилитационной медицине при ДЦП у детей.

Активно принимает участие во внедрении Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в медицинской реабилитации детей и подростков, организации дистанционного дневного стационара с использованием цифровых технологий для реабилитации детей с психоневрологической патологией, восстановительном лечении детей и подростков после перенесённых инфекционных заболеваний.

В настоящее время работает над кандидатской диссертацией. Принимает участие в работе научных конференций, как в России, так и зарубежом.

Публикации автора:

1. Пособие «Записки клинического психолога» на сайте ЛитРес: https://clck.ru/34jFh3 (https://clck.ru/34jFh3)

2. Сборник лекций по дисциплине «Введение в клиническую психологию»: https://vk.com/market-111702204?w=product-111702204_7895970 (https://vk.com/market-111702204?w=product-111702204_7895970)

3. Пособие «Как бороться с детскими страхами?» https://t.me/psf_huwp/1189 (https://t.me/psf_huwp/1189)

Как найти автора в социальных сетях?

https://vk.com/psf_huwp (https://vk.com/psf_huwp) – книги/видео-материалы.

https://t.me/psf_huwp (https://t.me/psf_huwp) – книги/видео/аудио-материалы

https://t.me/psihpsych (https://t.me/psihpsych) – материалы по нейропсихологии и логопедии.

1. Выявление запроса и идентификация проблемы в психологическом консультировании

Работа психолога и клиента начинается с определения запроса – цели консультирования. Без него нельзя оценить эффективность терапии и определить момент ее окончания (достижения цели).

Запрос – конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны между собой, однако запрос – очень четкое высказывание пациента о том, чего бы он хотел от психотерапии. Например, если клиент формулирует проблему: “Не умею, хочу научиться”, то запрос, скорее всего, будет “научите”.

Можно выделить следующие виды запросов:

1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке (“Я прав, не правда ли?”, “Я – хороший человек, не правда ли?”, “Мое решение правильно, не правда ли?”).

2. Просьба о содействии в анализе (“Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?”).

3. Просьба об информации (“Что известно об этом?”).

4. Просьба об обучении навыкам (“У меня это не получается, научите”).

5. Просьба о помощи в выработке позиции (“Что делать, если он мне изменяет?”, “Можно ли наказывать за это моего ребенка?”).

6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь (“Помогите ему избавиться от этих страхов”, “Помогите ему научиться общаться с ребятами”).

7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента (“Сделайте его более послушным”, “Помогите мне переломить его злую волю”, “Заставьте его больше любить и уважать меня”).

Постановка запроса и его выявление начинается уже со стадии сбора информации. Когда клиент рассказывает о себе, свою историю – нужно четко отслеживать моменты появления/зарождения запроса.

Формируется запрос на стадии постановки запроса. Бывает что человек сразу говорит четкий сформулированный запрос («Я хочу избавиться от страха высоты»).

На этапе сбора информации: Устанавливается симптом, причина и примерные способы лечения. Если запрос трудно сформировать, то можно попросить «Чтобы вы еще хотели мне рассказать, что еще не сказали?»

Явное содержание запроса – просьба о помощи: “Что делать, если он мне изменяет?”, а скрытое – просьба об оказании влияния в собственных интересах: “Помогите мне его удержать”.

Следует помнить, что психологические проблемы не существуют изолированно, в чистом виде. Их всегда можно выделить из контекста определенного эпизода жизни человека, который называется проблемной психологической ситуацией.

Проблемная психологическая ситуация – совокупность обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем.

Важной задачей является выяснение всех возможных патогенных условий и факторов, которые могли наложить отпечаток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать.

Идентификация психологических проблем – процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей.

Процесс идентификации проблемы начинается с первых минут консультативной беседы. Для ее осуществления требуется вся накопленная в процессе взаимодействия информация, в процессе анализа которой существенную роль играет практический опыт и творческая интуиция психолога.

В результате этих действий выдвигается консультативная гипотеза – предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента.

1. Жалоба всегда аффективна насыщена. За этим стоят негативные переживания, которые он неоднократно испытывал. Нам важно услышать в этой жалобе именно эти переживания. Не то, что я с мужем жить не могу, а переживание, стоящее за этим. Что это: отчаяние, ярость?

2. Важно понимать, что жалоба всегда амбивалентна. С одной стороны, человек будет говорить, что он устал, хочет избавиться. А с другой стороны, будет цепляться за эту ситуацию, сопротивляться изменениям. Есть элемент привычки, есть элемент знакомости, сохранения стабильности в мучительном. В Это вложенные силы, вложенный опыт. Мы все время будем балансировать. Человек будет и хотеть чего-то менять, и с неменьшей силой цепляться за старое и не желать хоть что-то изменить.

Запрос-очень четкое высказывание пациента о том, чего бы он хотел от психотерапии.

Запрос может быть получен благодаря таким вопросам как: «Что бы вы хотели получить в результате нашей работы?» или «Давайте представим, что наша сессия завершилась, как вы поймёте, что она была успешна? Что должно произойти?»

• Жалоба – это то, что беспокоит меня.

• Проблема – это столкновение того, чего хочу, с неким препятствием.

• Запрос – это то, то я хочу от нашей работы с консультантом.

Как выявить запрос?

1. Варианты помогающих вопросов:

• Что бы Вы хотели получить от нашей с Вами работы? Чем я могу Вам помочь? С чем Вы ко мне пришли? И т. п.

• Какая негативная эмоция чаще других в последнее время возникает у Вас? (обычно я использую этот прием, показывая клиенту классический перечень негативных эмоций). С чем связана эта эмоция?

• Чтобы Вы сейчас хотели бы изменить/улучшить в своей жизни?