banner banner banner
Благая Весть по Матфею. Обновление 17
Благая Весть по Матфею. Обновление 17
Оценить:
 Рейтинг: 0

Благая Весть по Матфею. Обновление 17

Благая Весть по Матфею. Обновление 9
И. М. Носов

Это девятое обновление нового перевода с древнегреческого языка «Благой Вести по Матфею», сделанного по классическому изданию Nestle-Aland, (Stuttgart, 1984). Перевод 2013—2023 гг.

Благая Весть по Матфею

Обновление 9

Переводчик И. М. Носов

© И. М. Носов, перевод, 2023

ISBN 978-5-4493-5141-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благая весть по Матфею

Книга родства Христа Иисуса, сына Давида, сына Авраама: Авраам породил Исаака, Исаак породил Иакова, Иаков породил Иуду и его братьев, Иуда породил Фареса и Зару от Тамар, Фарес породил Эсрома, Эсром породил Арама, Арам породил Аминадава, Аминадав породил Наассона, Наассон породил Салмона, Салмон породил Боэса от Рахав, Боэс породил Иовида от Руты, Иовид породил Иессая, Иессай породил Давида-царя;

Давид породил Соломона от той, которая (была) у Урии, Соломон породил Ровоама, Ровоам породил Авию, Авия породил Асафа, Асаф породил Иосафата, Иосафат породил Иорама, Иорам породил Озию, Озия породил Иоатама, Иоатам породил Ахаза, Ахаз породил Езекию, Езекия породил Манассию, Манассия породил Амоса, Амос породил Иосию, Иосия во время переселения в Вавилон породил Иехонию и его братьев;

после переселения в Вавилон Иехония породил Салатиила, Салатиил породил Зоробавела, Зоробавел породил Авиуда, Авиуд породил Элиакима, Элиаким породил Азора, Азор породил Садока, Садок породил Ахима, Ахим породил Элиуда, Элиуд породил Элиазара, Элиазар породил Маттана, Маттан породил Иакова, Иаков породил Иосифа, мужа Марии, от которой был рожден Иисус, известный как Христос. Итак, всех поколений от Авраама до Давида – четырнадцать, и от Давида до переселения в Вавилон – четырнадцать, и от переселения в Вавилон до Христа – четырнадцать.

Рождение Христа Иисуса происходило так. Когда его мать, Мария, обручилась с Иосифом, прежде чем им быть вместе, она обрела в утробе, зачав от Святого Духа. Иосиф, муж ее, живя в правде и ее обличать не желая, решил тайком ее отпустить, и когда на это решался, в сновидении явился ему вестник Господа со словом: «Иосиф, сын Давида! Жену твою, Марию, принять не бойся. Что в ней порождено от Святого Духа. Она родит сына, и назовешь имя Его – Иисус. Он спасет людей своих от бестолковости их».

Все это стало, чтобы реченное Господом через пророка: «Вот дева зачнет в утробе и родит Сына, к знанию о Нем воззовут – Эммануил, что значит, „с нами Бог“» – исполнилось. И пробудившись от сна, Иосиф, что предписал ему вестник Господа, сделал. Принял свою жену, не знал ее, в пору она родила сына, и он назвал имя Его – Иисус.

(II) А когда в дни царя Ирода в Иудее, в Бетлееме родился Иисус, тут мудрецы с Востока прибыли в Иерусалим со словом: «Где родившийся государь Иудеи? Мы с Востока увидели его звезду и пришли ему поклониться!» И услышав, царь Ирод был поколеблен, а с ним и весь Иерусалим, и всех первосвященников и из людей книжников собрав, у них он выведывал, где рождается Христос – и сказали ему: «В Иудее, в Бетлееме. Через пророка написано так – „Ты, Бетлеем, земля Иуды – не меньший среди правителей Иуды. Правящий выйдет из тебя, Он будет пасти людей Моих, Израиль“». Тогда Ирод, позвав мудрецов тайно, стал уточнять у них время появляющейся звезды, и послав их в Бетлеем, сказал: «Пойдя, точно выясните относительно дитя, и как только найдете, мне возвестите, чтобы придя, ему я поклонился». Выслушав царя, они пошли, и звезда, которую видели с Востока, пойдя перед ними, остановилась там, где Дитя было. Увидев звезду, они обрадовались очень, радостью великой, и придя в дом, увидели Дитя вместе с Марией, его матерью, и пав ниц, Ему поклонились, и ларцы свои отомкнув, поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну; однако, в сновидении получив предостережение – к Ироду не возвращаться, в свою страну ушли другим путем.

А когда они ушли, тут Иосифу в сновидении является вестник Господа со словом: «Пробудившись, бери Дитя и мать и беги в Египет, и будь там до поры – тебе скажу. Ирод собирается искать Дитя, чтобы Его погубить». И среди ночи пробудившись, Дитя и мать он взял и ушел в Египет, и был там до кончины Ирода, чтобы реченное Господом через пророка: «Воззвал Сына Моего из Египта» – исполнилось; а Ирод, поняв, что мудрецы его провели, рассвирепел весьма, и отдав приказ, в Бетлееме до всех его границ убил всех малышей двух лет и младше – согласно времени, которое он уяснил от мудрецов. Тогда реченное через пророка Иеремию: «В Раме стал слышан голос, плач и много сожаления. Рахиль, плача по детям своим, утешиться не желала, потому что нет их» – исполнилось.

А когда Ирод скончался, тут в Египте Иосифу в сновидении является вестник Господа со словом: «Пробудившись, бери Дитя и мать и следуй на землю Израиля. Кто искал жизнь Дитяти – мертвы». И пробудившись, он Дитя и мать взял и пошел на землю Израиля, но услышав, что в Иудее вместо отца своего Ирода царствует Архелай, пойти туда побоялся, и в сновидении получив разъяснение, ушел в пределы Галилеи, и придя, поселился в городе, называемом Назарет, чтобы реченное через пророков: «Назван будет назореем» – исполнилось.

(III) В те дни на пустынное место в Иудее прибывает Иоанн Креститель, возглашая: «Раскайтесь, теперь близко царствование Небес!» Он – тот, о ком через пророка Исайю сказано: «Глас – зовущего в пустыне проложить путь Господу, прямыми сделать стези Его». У этого Иоанна была одежда его из шерсти верблюжей, и ремень кожаный на поясе его, а пропитание его было саранча и мед дикий; и выходил к нему Иерусалим и Иудея вся, и все окрестности Иордана, и омывались им в Иордан-реке, исповедуя бестолковость свою.

И увидев многих фарисеев и саддукеев, на омовение его идущих, им он сказал: «Змеиное отродье! Кто подсказал вам бежать от грядущего гнева? Несите достойный плод раскаяния и не думайте говорить себе – „У нас отец – Авраам“. Вам говорю – Бог может из этих камней пробудить детей Аврааму. Уже топор при корне дерева лежит, и каждое древо, не несущее добрый плод, посекается и в огонь ввергается. К раскаянию омываю вас водой; за мной идет Кто – крепче меня, я не гожусь сандалии его носить; Он омоет вас в Духе Святом и огне. В руке Его – веялка Его; Он будет расчищать свое гумно и собирать пшеницу свою – сохранить, а отбросы жечь негасимым огнем».

И вот из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы омыться им, прибыл Иисус – а Иоанн удерживал Его: «Мне нужно Твое омовение, а Ты идешь ко мне». В ответ ему Иисус сказал: «Это отложи до срока. Так подобает нам исполнить правду во всем». Тогда Ему позволяет, и Иисус, став омытым, сразу выходит из воды, и тут открылись Ему Небеса, и увидел Дух Бога, как голубь сходящий и направляющийся на Него; и тут с Небес глас: «Он – Мой любимый Сын, в Нем Я подал благоволение».

(IV) И Духом Иисус отвелся в пустынное место испытаться Клеветником, и сорок дней и ночей постившись, потом изголодался; и приблизившись к Нему, Искуситель сказал: «Если Ты – Сын Бога, скажи, чтобы эти камни стали хлебом». И сказал в ответ: «Написано – „Не на одном хлебе будет жив человек, но на всем изреченном, исходящем от уст Бога“». Тогда Клеветник берет Его в Святой Град и поставил Его на крыло Храма, и Ему говорит: «Неужели ты – Сын Бога? Бросайся вниз; написано – „Вестникам Твоим дам повеление о Тебе, и на руки подхватят Тебя. Никогда Ты не преткнешь о камень ногу Твою“». Иисус ему сказал: «Еще написано – „Не станешь испытывать Господа Бога твоего“». И снова берет Его Клеветник на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и Ему сказал: «Все это оставлю Тебе, если пав, мне поклонишься». Тогда Иисус ему говорит: «Приступай, сатана. Написано – „Поклоняться будешь Господу Богу твоему, служить одному Ему“». Тогда покидает Его Клеветник, и небесные вестники приблизились и служили Ему.

И услышав, что Иоанн взят, ушел в Галилею, и покинув Назарет, пришел на побережье у Кафарнаума, обосновавшись в границах Завулона и Нефталима, чтобы реченное через пророка Исайю: «Земля Завулона и земля Нефталима по дороге к морю, со стороны Иордана Галилея с народами – люди, занявшие место в тьме, увидели свет великий. Занявшим место в стране под тенью смерти, им воссиял свет» – исполнилось. И начал Иисус возглашать и говорить: «Раскайтесь, теперь близко царствование Небес!»

И идя по Галилее вдоль моря, увидел двух братьев, кидающих в море сеть – Симона, называемого «Скала», и Андрея, его брата. Были они рыбаки, и говорит им: «Идите за мной, и сделаю вас ловцами людей» – и сразу сети бросив, они пошли за Ним. И пройдя дальше, увидел двух других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, его брата, в лодке с Зеведеем, их отцом, готовящих свои сети – и призвал их, и сразу лодку и своего отца бросив, пошли за Ним они.

И ходил по всей Галилее, в их синагогах уча и возглашая Благую весть о Царствовании, исцеляя любой недуг и любую немощь в людях, и по всей Сирии пошел слух о Нем, и несли Ему всех, кому было плохо от разных недугов – одержимых мучениями, бесноватых, лунатиков, парализованных – и исцелил их; и многие толпы из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и с другой стороны Иордана шли за Ним.

(V) И толпы увидев, поднялся на гору, и когда расположился, приблизились к Нему Его ученики; и уста свои разомкнув, их учил: «Духом безмятежны нищие – их царствование Небес. Безмятежны плачущие – они утешены будут. Безмятежны кроткие – они наследуют землю. Безмятежны голодные и жаждущие правды – они насыщены будут. Безмятежны милосердные – они встретят милость. Безмятежны чистые сердцем – они Бога узрят. Безмятежны несущие мир – они сынами Бога нарекутся. Безмятежны гонимые за правду – их царствование Небес. Вы безмятежны, когда станут вас бранить и погонят, и из-за Меня говоря ложь, на вас любое зло скажут – радуйтесь и ликуйте, велико ваше воздаяние на Небесах. Так погнали пророков, которые были до вас.

Вы – соль земли, а будет соль обманкой, что придаст ей соленость? Не способна она ни на что, теперь только стать брошенной прочь, чтобы по ней ходили люди.

Город, встав на горе, утаиться не может. Светильник зажигают и ставят не под ведро, но на подставку, и светит в доме для всех. Вы – свет мира, и пусть ваш свет светит перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили вашего Отца, который на Небесах.

Не думайте, что Я пришел разорить Закон и «Пророков» – Я пришел не разорить, но исполнить. Аминь, вам говорю – пока не настанет все, пока не минуют небо и земля, ни буква, ни запятая из Закона не минуют.

Кто из этих малых заповедей одну пропустит и научит так людей – назовется малым в царствовании Небес, а кто исполнит и научит – в царствовании Небес назовется великим; и вам говорю – вы примете участие в царствовании Небес, если ваша правда преуспеет больше, чем у фарисеев и у буквоедов.

Услышали вы, древним сказано – «Убивать не будешь. Кто будет убивать, повинен перед судом». А Я вам говорю – перед судом повинен каждый, гневающийся на своего брата. А кто скажет брату своему – «дурак», повинен совету старших; а кто скажет – «паяц», повинен геенне в огне.

Если несешь твой дар на жертвенник и вспомнишь, что твой брат имеет что-то на тебя – оставь твой дар там, перед жертвенником, и сначала иди, помирись с твоим братом – и так придя, неси твой дар. Для твоего противника будь быстро располагающимся с благом, до срока, когда вместе с ним встанешь на вечный путь, и противник передаст тебя судье, а судья – слуге, и брошен будешь в темницу. Аминь, тебе говорю – оттуда не выйдешь, пока «до последней монеты» не отдашь.

Услышали вы, сказано – «изменять не будешь». А Я вам говорю – каждый, смотрящий на женщину, чтобы вожделеть ее, уже изменил с ней в своем сердце.

А если правое око твое тебя усомнит – его изыми и брось от себя. Тебе лучше, погубишь одну часть, а не целое тело твое брошено будет в геенну. А если рука твоя правая тебя усомнит – ее отсеки и брось от себя. Тебе лучше, погубишь одну из твоих частей, а не целое тело твое уйдет в геенну.

Сказано – «кто будет отпускать свою жену, пусть даст ей отказное письмо». А Я вам говорю – каждый, кто отпускает свою жену не по причине блуда – будет строить ей измену; и кто вступит в брак с отпущенной – изменяет.

Еще слышали, древним сказано – «нарушать клятву не будешь, но перед Господом будешь исполнять клятвы свои». А Я вам говорю – не клянись ничем на Небе, оно – престол Бога; и на земле, она – подножие Его ног; и Иерусалимом, он – град Великого Царя; и твоей головой не клянись – не силен сделать ты один волос белым или черным. Пусть ваше слово «да» будет «да», и «нет» – «нет», а лишнее – от лукавого.

Услышали вы – «за глаз – глаз; за зуб – зуб». А Я вам говорю – вместе со злом не вставай; а кто ударит по твоей правой щеке – к нему поверни другую. Хотящему тебя засудить, твою рубашку забрать – оставь ему (всю) одежду; кто займет тебя на одну версту – иди с ним две; просящему тебя – исполни; от хотящего у тебя занять – не отвернись.

Услышали вы, сказано – «того, кто рядом с тобой, будешь любить, а врага твоего – ненавидеть». А Я вам говорю – любите врагов ваших, молитесь за преследующих вас, чтобы вы стали сынами вашего Отца, который на Небесах, потому что Его солнце сияет на добрых и на злых, и дождь – для живущих в правде и в неправде. Если будете любить только любящих вас, за что вам воздаяние – разве не так делают и взыматели налогов? Если приветствуете только ваших братьев, тогда что делаете согласно превосходству? Разве не так делают и народы? Вы будьте совершенны, как совершенен ваш небесный Отец.

(VI) Старайтесь строить вашу праведность не перед людьми, чтобы они глядели – будет так, не будет у вас воздаяния от вашего Отца, который на Небесах. Когда будешь милосерден, не труби вокруг себя, как притворщики на собраниях и в переулках, чтобы прославиться среди людей. Аминь, вам говорю – они получают все воздаяние свое. Ты милосердствуй, чтобы не узнала твоя левая рука, что делает правая, и милосердие твое было среди тайны – чтобы среди тайны видя, тебе твой Отец воздал.

А когда будете молиться, то не как притворщики, которые любят молиться, встав на собраниях и по углам площадей, чтобы показаться людям. Аминь, вам говорю – они получают все воздаяние свое. Ты, когда будешь молиться, вступи в кладовую твою, и замкнув дверь твою, принеси молитву твоему Отцу, который среди тайны – чтобы среди тайны видя, тебе твой Отец воздал. А будете молиться, не пустословьте, как народы, мнящие, что будут услышаны за многословие свое; как они, такими не станьте. Узнал ваш Отец, в чем у вас нужда, до того, как Его просить.

И молитесь так – «Отец наш на Небесах! Да будет свято знание о Тебе, и придет царствие Твое, и как на Небе Твоя воля будет на земле! Сегодня для жизни дай нам хлеб наш, а должное нами прости нам, как и мы простили должникам нашим. И не приведи нас к испытанию, и избавь нас от лукавого».

И если вы людям их ошибки простите – простит вам ваш небесный Отец; а не простите людям – Отец ваш ошибки ваши не простит.

А когда будете поститься, не будьте, как притворщики печальные, лица которых не узнать, чтобы узнали люди, что они постятся. Аминь, вам говорю – они получают все воздаяние свое. Ты, постясь, сделай лицо твое довольным и причесанной твою главу – чтобы постясь, стать открытым не людьми, но твоим Отцом, который среди скрытого, и видя среди скрытого, тебе твой Отец воздал.

Не копите себе запасы на земле, где моль и поглощение тратят, где воры докапываются и крадут. Копите себе запасы на Небесах, где ни моль, ни поглощение не тратят, не докапываются, не крадут. Где запасы ваши – там будет сердце ваше.

Око – светоч тела, и если око твое будет ясно – все тело твое будет светло; а если злое будет око твое – все тело твое будет мрачно. Итак, если свет, который с тобой – мрак, чем окажется (с тобой) мрак?

Никто не может служить двум господам – одного будешь любить, другого ненавидеть; держаться одного, смотреть косо на другого. Вы не можете служить и Богу, и кубышке, и вам говорю – не беспокойтесь ни из-за вашей жизни – о том, что съедите и что выпьете, ни из-за вашего тела – во что облечетесь. Тело разве не важнее одежды, а жизнь – пропитания? Посмотрите на птиц в небе – ни сеют, ни жнут, и в житницы не собирают, и ваш небесный Отец питает их. Не весьма ли вы превосходите их? Кто из вас, беспокоясь, может росту своему добавить один локоть? Зачем беспокоитесь об одежде? Научитесь у лилий в поле, как процветают – не прядут, не изнемогают, и вам говорю – Соломон во всей славе своей не наряжался, как и одна из них. Если траву полевую, сегодня бывающую, завтра в печь бросаемую, Бог одевает так – не много ли лучше вас, маловеры? Не беспокойтесь, «что съедим и что выпьем, во что нарядимся» – все это ищут народы, и ваш небесный Отец знает, что нуждаетесь в этом всем. Прежде ищите царствования Бога и его правды, а все это приложено будет вам. Итак, на завтра не беспокойтесь – для дня хватит его заботы, и завтрашний день будет беспокоиться о себе.

(VII) Чтобы не попасть под суд – не учреждайте суд. В каком суде судите – в таком будете судимы; отмерено будет вам мерой, которой меряете вы.

Что смотришь на соринку в глазе твоего брата, а не помышляешь о дубине в оке твоем? Как будешь говорить твоему брату – «Дозволь, изыму соринку из твоего глаза», а вот – дубина в оке твоем? Притворщик, сначала изыми дубину из твоего ока, тогда разглядишь, как изъять соринку из глаза брата твоего.

Не указывайте на святыню псам, ваш жемчуг перед свиньями не бросайте – чтобы от своих копыт не потоптали его, потом обратясь на вас, чтобы порвать.

Просите – вам будет дано; ищите – будете находить; стучите – вам будет открыто. Все просящие получают; ищущие – находят; открыто будет стучащему. разве среди вас есть человек, которого его сын будет просить хлеб – а подаст ему камень; или рыбу будет просить – подаст ему змею? Если вы, злыми будучи, даяния добрые знаете, чтобы подать чадам вашим, сколько более Отец ваш на Небесах будет давать добро просящим Его? И все, что хотите вы, чтобы делали вам люди, это вы делайте им. Это – Закон и «Пророки».

Вступите через узкие врата. Широкие врата и просторная дорога забирают в погибель, и много вступающих на нее. Врата, которые узки, и трудный путь забирают в жизнь – и мало его находящих.