Книга Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Григорьевна Ткач
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах
Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах

Татьяна Ткач

Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах


ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ПОСЛЕ ГЛАГОЛОВ


Внимание! Если действие направлено на предмет, после глагола употребляется винительный падеж (кого? что?).



Вопрос-Ответ


А: Что ты лепишь?

Б: Я леплю фигуру.


А: Что она моёт?

Б: Она моёт окно.


А: Что он читает?

Б: Он читает книгу.


А: Кого он рисует?

Б: Он рисует друга.


Упражнение 1. а) Составьте предложения по примеру.

Пример: доктор; лечитьДоктор лечит девушку.


сосед, читатель, писатель, мальчик, женщина, водитель, парень, приятель


ругать, мыть, ломать, слушать, рисовать, писать, водить


б) Укажите предложения, в которых действие глагола направленно на предмет. Подчеркните      словосочетания глагол + предмет, в которых после глагола употребляется винительный падеж.


1. Мы сегодня только улыбнулись его шутке. 2. Бабушка долго будила утром внука. 3. Сосед поливал комнатные цветы каждое утро. 3. Отец рвал большой лист бумаги. 4. Мальчик пил компот. 5. Она стирала постельное бельё. 6. Пассажиры сдавали багаж. 7. Ракету готовили к пуску. 8. Ребятам читали очень интересную книгу. 9. Автомобиль мыли на мойке. 10. Брат часто брал книги в этой библиотеке. 11. Девочка моёт пол в квартире. 12. Сестра убирает посуду со стола.


в) Существительные после глаголов имеют неверные окончания винительного падежа. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе.


любить компотом, видеть отец, читать журналу, мыть стакане, накрывать столу, слушать музыка, рисовать карандаше, видеть раме, читать статьёй, мыть тарелка, водить машин, лечить ребёнок, читать произведения, мыть окне, ломать стуле, рисовать озеру, лечить животным, любить брат, одаривать сестрой, переводить тексту, ломать ветка, варить обеде, солить супа, катить коляска, готовить ужину


г) После некоторых глаголов неправильно употребляется винительный падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе.


любить салатами, дарить автомобилях, читать романы, мыть стаканов, ломать судьбы, слушать докладах, рисовать пейзажи, лечить люди, любить родителей, видеть студентам, читать рассказами, мыть чашки, слушать речи, рисовать портреты, лечить детей, любить братьев и сёстры, исправлять ошибка, хвалить братья, ломать веток, кормить детям, жалеть родителях, просить сестёр


Упражнение 2.

а) Впишите пропущенные глаголы. Используйте все временные формы данных глаголов: мыть, мазать, мирить, менять, манить, махать, миновать, мерить. Например: катит, катил, будет катить. В каких предложениях действие глагола направлено на предмет?


Мария ……………………………………………..........................мост машинально. Михаил …………………………………………........................... машину на мойке. Матвей ………………………………………….........................……майку на марку. Марат …………………………………………........................…….. маслом мебель. Марина ………………………………………......................... метлой милиционеру. Майя ………………………………………........................ миловидностью мужчин. Милослав ………………………………………......................… Михаила и Матвея. Марина Михайловна ………………………......................……… манто в магазине.


б) Составьте ответы к вопросам письменно. Какой падеж употребляется после глаголов в ответах?


1. Что вы пишите? 2. Кого он держит дома? 3. Что ты лепишь? 4. Кого она ругает? 5. Что мы чиним? 6. Кого они подвозят? 7. Что ты видишь? 8. Кого обижает сосед? 9. Что покупает этот человек? 10.Кого уволил директор? 11. Что готовить мама? 12. Кого ругает папа? 13. Что сочиняет композитор? 14. Кого любит этот ребёнок? 15. Что чистит брат? 16. Кого кормит отец? 17. Что они перевозят? 18. Кого провожает мама? 19. Что слушает мальчик? 20. Кого просит бабушка?


Упражнение 3. Закончите предложения устно.


1. Контролёр рвёт ........................................

2. Писатель пишет ……………………….

3. Водитель водит ..................................

4. Пекарь печёт ……………………………

5. Молочник развозит …………………..... .

6. Посетитель очень просит .......................... .

7. Этот повар варит……………………………

8. Кассир выбивает .................................... .

9. Продавец продаёт .................................. .

10. Хороший аптекарь делает ............................. .

11. Пастух пасёт ................................................ .

12. Сторож сторожит ........................................... .

15. Мельник мелит .................................................. .

16. Наши читатели читает ...................................... .

17. Библиотекарь выдаёт ......................................... .

18. Следователь ловит …………………………………

19. Певец поёт …………………………………… .

20. Крестьянин пашет ……………………………… .

21. Этот чертёжник чертит ……………………………… .

22. Учитель учит ........................................ .

23. Преподаватель преподаёт ………………………. .

24. Директор завода пишет ………………………….

25. Садовник сажает ......................................... .

26. Дворник метёт .......................................

27. Этот почтальон разносит ................................... .

28. Читатель читает ............................................ .

39. Этот писатель сочиняет ................................... .

31. Рыжий клоун смешит …………………………………

36. Конферансье объявляет ................................ .

37. Тот ученик учит ……………………………….. .

38. Молодой поэт пишет ........................................... .

39. Строитель строит ................................................ .

40. Врач лечит ............................................ .

41. Руководитель заказал ..................................


Упражнение 4. Впишите, где необходимо, вместо точек окончания существительных в единственном числе. Напишите форму множественного числа данных существительных. Пример: Светлана лечит собаку (собак). Укажите, какой падеж употребляется после глаголов?


Таисия читает журнал… . ………………………..

Александр ест каш… . …………………………

Тамара моет тарелк… . ………………………..

Ярославна ждёт подруг… . ……………………

Никита побеждает враг… . ……………………..

Андрей пишет рассказ… . ………………………….

Татьяна стирает рубашк… . ………………………….

Григорий ломает игрушк… . …………………………..

Анна Петровна ругает студент… . ………………………..

Брат убирает квартир… . ………………………………….

Михаил рисует девушк… . …………………………………..

Степан любит этот овощ… . ………………………………

Егор покупает чемодан… . ……………………………….

Елена шьёт одеял… . …………………………………..

Василий поливает цвет…… . ……………………………….

Павел зовёт друг… . ……………………………………

Данила забивает гвозд… . ……………………………….

Отец курит сигарет… . ………………………….

Мать хвалит доч… . ……………………………..

Пётр чинит автомобил… . ……………………………..


Упражнение 5.

а) Составьте словосочетания по примеру.

Пример: книга куплена – купить книгу


человек мучим, препятствие обойдено, долг взят, учитель уважаем, дорога пересечена, враг уничтожен, зло побеждено, люди охвачены, роман сочинен, хлеб объеден, ров объеден, родина защищена, честь обретена, урок усвоен, жизнь начата, поэт воодушевлен, закон принят, вор пойман, проект наработан, урок дан, ребенок рождён, стакан убран, урожай собран, хлеб испечен, письмо написано, преступник казнен, палец поранен, история рассказана, машина нагружена, сочинение переписано, опыт накоплен, юбка сшита, пол подметен, дети накормлены, книга прочитана, ботинки почищены, телевизор починен, песня допета, карьера сделана, враг напуган, стихи сложены, мысли изложены, смысл истолкован, правда скрыта, миссия выполнена, карандаш сломан, диван куплен, обед приготовлен, человек спасён, бельё стирано, компьютер починен, книга прочитана, мышь поймана, уборка сделана, лицо умыто, мечта осуществлена, костюм сшит, эффект произведён, преступник узнан, ответственность взята, профессия избрана, дом приобретён, факты вскрыты, отношения построены, детали изготовлены, география изучена, педагог почитаем, мать любима, закон одобрен, улики уничтожены, забор обойдён, гвоздь вбит, замок сломан, вещи уложены, палка сломана, суп сварен, дело улажено, обед приготовлен


б) Составьте словосочетания по примеру. Пример: сварить суп – суп сварен


сколотить состояние, сорвать собрание, созвать съезд, собрать сливы, сократить средства, сопоставить слова, соорудить строение, сразить соперника, сковать слона, сварить сталь, снарядить союзника, сложить скатерть, сделать сюрприз, сломать стул, спасти ситуацию, сшить сарафан, сочинить сонет, скрыть стан, создать союз, сдержать слово, сохранить спокойствие, спросить студента, ссудить ссуду, снабдить соратника, купить книгу, красить крышу, кроить костюм,

покупать кубики, комментировать конференцию, копировать книгу


Внимание! Винительный падеж меняется на родительный падеж, если

направленное на предмет действие отрицается.





Вопрос-Ответ

А: Что они рисуют?

Б: Они рисуют дерево.

А: А чего они не рисуют?

Б: Они не рисуют дерева.


А: Кого он любит? / Кого он не любит?

Б: Он любит отца. / Он не любит отца.


Упражнение 6. а) Составьте предложения по модели.

Модель: молоко – Мы продаёммолоко. Мы не продаёммолока.


лес, дом, квартира, автомобиль, мотоцикл, рюкзак, осёл, конь, лошадь, жеребец, собака, петух, курица, утка, гусь, индюк, голубь, косуля, лось, олень, бык, буйвол, баран, овца, коза, козёл, ишак, мул, слон, обезьяна, тигр, волк, лев, лиса, заяц, кролик, ёж, жираф, бегемот, медведь, аист, журавль, синица, ласточка, голубь, воробей, ворона, ворон, соловей, орёл, ястреб, гриф, соро́ка, шерсть, хлопок, шёлк


Упражнение 7. Составьте словосочетания по примеру. Укажите, какой падеж употребляется после глаголов? Пример: рубить дрова – нерубитьдров.


резать лучину, марать руки, печь хлеб, мыть лицо, стирать футболку, чистить зубы, рвать волосы, румянить щеки, чернить брови, нанести макияж, расчесать волосы, выщипать брови, чистить уши, белить лицо, заплетать косу, стричь челку, делать прическу, гладить брюки, пилить ногти, ломать жизнь, кроить одежду, совать нос, переносить заседание, переделать макет, включить компьютер, вставить слово, помыть посуду, варить борщ, выращивать цветы, собирать марки, кусать губы, вытирать нос, красить волосы, шить костюм, подавать обед, вызвать полицию, обуть туфли, закрыть дверь, открыть окно, прикрыть форточку, занавесить окно, вести автомобиль, заряжать батарейку, делать фотографии, снимать фильм, писать рассказ, ловить бабочку, удить рыбу, собирать урожай, заправлять бак, хвалить брата, судить преступника


Упражнение 8. Закончите предложения устно. Какой падеж употребляется после глаголов?


1. Вы не берёте … . 2. Вы берёте … . 3. Мы не сеем … . 4. Мы сеем… . 5. Они не чистят… . 6. Они чистят … . 7. Ты не кормишь … . 8. Ты кормишь … . 9. Иван не осуждает … . 10. Иван осуждает … . 11. Наша Вера не считает … . 12. Наша Вера считает … . 13. Я не нахожу … . 14. Я нахожу… . 15. Я с друзьями читал … . 16. Я с друзьями не читал … . 17. Мы с моим соседом сушили … . 18. Мы с моим соседом не сушили … . 19. Ты с ней водил … . 20. Ты с ней не водил … . 21. Она с ним стирала … . 22. Она с ним не стирала … . 23. Вы с нами писали… . 24. Вы с нами не писали … . 25. Они с ними строили… . 26. Они с ними не строили… . 27. Она с тобой вчера варила … . 28. Она с тобой вчера не варила … . 29. Даниил с вами соорудил … . 30. Даниил с вами не соорудил … . 31. Андрей с Иваном водили… . 32. Мария с Верой не водили… . 33. Я с Наташей хвалила … . 34. Я с Наташей не хвалила … .


ТЕСТ 1.

Выберите верную форму слов.


1. Студенты изучают … .

а) русский язык      б) русского языка      в) русскому языку      г) русском языке

2. Туристы покоряют … горы́.

а) вершина      б) вершину      в) вершиной      г) вершине

3. Мой отец читает … .

а) газете      б) газеты      в) газету      г) газетой

4. Наша бабушка поливает … .

а) цветов      б) цветами      в) цветы      г) цветам

5. Этот человек пишет … .

а) роман      б) роману      в) романа      г) романом

6. Отец дал … сыну.

а) деньги      б) деньгам      в) деньгами      г) деньгах

7. Мне очень трудно понять … .

а) Вы      б) Вам      в) Вас      г) Вами

8. Родители слушали … сына.

а) рассказ      б) рассказу      в) рассказе      г) рассказа

9. Дедушка пьёт … .

а) сладкая вода      б) сладкой воде      в) сладкой воды      г) сладкую воду

10. Друзья очень долго ждали … на остановке.

а) автобус      б) автобуса      в) автобусе      г) автобусом

11. Максим искал … .

а) перу      б) пере      в) перо      г) пера

12. Вера слышала … человека.

а) крике      б) крика      в) крик      г) крику

13. Мама целовала … .

а) дочь      б) дочери      в) дочерью

14. Она не хотела терпеть … .

а) обида      б) обиде      в) обиду      г) обиды

15. Брат держал … за руку.

а) ребёнок      б) ребёнку      в) ребёнка      г) ребёнком

16. Инженер слал … на фабрику.

а) телеграммы      б) телеграмм      в) телеграммах      г) телеграммам

17. Я купила вчера … .

а) большое яблоко      б) большого яблока      в) большому яблоку      г) большом яблоке

18. Нельзя брать … .

а) этих документов      б) этим документам      в) эти документы      г) этим документам

19. Мы сегодня хотим крыть … .

а) крыша      б) крыше      в) крышей г) крышу

20. Хор исполнял … .

а) весёлой песней      б) весёлую песню      в) весёлая песня      г) весёлой песне

21. Сестра очень любит петь … .

а) русские песни      б) русских песен      в) русским песням      г) русскими песнями

22. Сегодня решили не судить … .

а) футбольный матч      в) футбольному матчу б) футбольного матча      г) футбольным матчем

23. Они получили … по почте.

а) уведомлению      б) уведомление      в) уведомлении      г) уведомлением

24. Нам нужно решить … .

а) эта проблема      б) этой проблемы      в) эту проблему      г) этой проблемой

25. Она плохо помнила … .

а) брат      б) брату      в) брате      г) брата

26. Не надо мучить … .

а) меня      б) мне      в) я      г) мной

27. Пусть он бросит … .

а) камни      б) камням      в) камней      г) камнях

28. Мать хорошо чувствует … .

а) своим детям      б) своих детях      в) своих детей      г) свои дети

29. Им не остановить … .

а) поезд      б) поезду      в) поезде      г) поезда

30. Иван Петрович учит … жизни.

а) сын      б) сыну в) сына      г) сыне

31. Максим потерял … в магазине.

а) портфелю      б) портфеля      в) портфель      г) портфеле

32. Дедушка строит … на участке.

а) сарай б) сараю      в) сарая      г) сараем

33. Бабушка зовёт … на обед.

а) внучка б) внучки в) внучку г) внучкой

34. Степан меняет … жительства.

а) место б) месту в) местом      г) ме́ста

35. Наш сосед не требует … от властей.

а) новой квартиры      б) новая квартира      в) новую квартиру      г) новой квартире

36. Мы с друзьями долго искали … в лесу.

а) грибов      б) грибам      в) грибы      г) грибах

37. Маша крепко обняла … .

а) подруга      б) подруге      в) подруге      г) подругу

38. Полицейские в течение недели ловили … .

а) преступников      б) преступники      в) преступникам      г) преступниках

39. Денис одевает … .

а) младший брат      б) младшему брату      в) младшего брата      г) младшим братом

40. Больной сердечно благодарит … .

а) врачи      б) врачей      в) врачам      г) врачах


РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ПОСЛЕ ГЛАГОЛОВ


Внимание! Если предмет является объектом желания, после глагола употребляется родительный падеж (кого? чего?).



Вопрос-Ответ

А: Кого вы хотите позвать?

Б: Мы хотим позвать Ивана Ивановича.

А: Чего ты хочешь?

Б: Я хочу кефира.

А: Чего они желают?

Б: Они желают славы!

А: Кого нет? / Чего нет?

Б: Нет врача, учителя, директора. / Нет стола, книги, газеты, окна́, двери́.


Упражнение 9. а) Составьте предложения по примеру. Какой падеж употребляется после глаголов? Подчеркните глаголы, после которых употребляется родительный падеж. Пример: желать – Люди желают здоровья.


желать, косить, пожелать, ломать, хотеть, нюхать, захотеть, варить, жаждать,

носить, алкать, катить, возжелать, строчить, вожделеть, мыть


б) Напишите или скажите, чего хотите Вы?


Я хочу............................................................................................................................... .


в) После  глаголов  неправильно  употребляется падеж. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе.


желать отпуске, ковать железа, пожелать удачей, сеять рожью, хотеть конфете, валить деревом, захотеть воде, резать лука, жаждать возмездие, водить машине, пилить доски, желать удача, поливать цветка, желать покой, пачкать листа, хотеть уют, бояться волк, смотреть телевизора


г) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки.


ковать сталью, пожелать успеху, стричь ногти, хотеть развода, валить лес, захотеть прянике, резать бумагой, жаждать перемен, водить мотоцикла, пилить дощечку, желать богатство, поливать огород, желать победы, прясть ткань, месить тесто, хвалить брата, изучать документом


Упражнение 10. Закончите предложения. Укажите, какой падеж употребляется после глаголов? Определите вид глаголов.


1. Певец желает…………

2. Токарь точит………….

3. Актёр жаждет…………

4. Следователь расследует …………….

5. Мальчик захочет ……………………..

6. Женщина замочит …………………

7. Жертва алчет ……………………..

8. Лентяй загубит …………………….

9. Мать пожелает ……………………..

10. Фокусник сотворит ……………….

11. Царь возжелает ……………………….

12. Рыбак ловит ………………………..

13. Юноша вожделеет ……………………

14. Мастер мастерит ………………………

15. Ученик учит …………………………

16. Учитель учит ………………………….

17. Девочка рисует ………………………

18. Дети собирают ………………………

19. Бабушка читает ………………………..

20. Дедушка смотрит ………………………..


Упражнение 11. Составьте предложения по модели.

Модель: Галина; Григорий –

Галина ест клубнику, а Григорий хочет сметаны.


Светлана, Сергей. Валентин, Валентина. Александр, Юлия. Пётр, Людмила. Иван, Марья. Наталья, Игорь. Олег, Татьяна. Марина, Геннадий. Николай, Екатерина. Федор, Анастасия. Валерий, Валерия. Даниил, Вера. Геннадий, Надежда. Виктор, Виктория. Владимир, Елизавета. Роман, Валентина. Егор, Лариса.


Упражнение 12. а) Составьте ответы к вопросам. Укажите глаголы, после которых употребляется родительный падеж.


1. Кого ждёт Елизавета? 2. Что рисует Иван? 3. Кого мучает Петя? 4. Что желает Марина? 5. Кого хочет видеть Семён? 6. Что покупает Ирина? 7. Чего не любит Светлана? 8. Кого не кормит Майя? 9. Чего жаждет Геннадий? 10. Что пишет Константин? 11. Кого защищает Матвей? 12. Чего добивается Лариса? 13. Что готовит Михаил? 14. Кого укрощает Максим? 15. Чего нет у Даниила? 16. Что делили Андрей и Вера? 17. Кого окружили дети? 18. Чего не хватает вашей Марии? 19. Что сочиняет Максим? 20. Кого балует бабушка? 21. Что конструирует Игорь? 22. Чего не делает малыш? 23. Кого встречает Сергей? 24. Что намечает Валентин? 25. Чего нет в городе? 26. Кого ловит следователь? 27. Что присматривает      Олег? 28. Чего стыдиться Геннадий? 29. Кого интересует математика? 30. Что волнует педагога? 31. Чего остерегается Надежда? 32. Кого касается переезд? 33. Что радует родителей? 34. Чего боится ребёнок? 35. Кого привлекают к ответу? 36. Чего добивается ваш коллега?


Внимание! Если предмет является объектом цели, после глагола употребляется родительный падеж.



Вопрос-Ответ

А: Чего он хватился?

Б: Денег!

А: Чего она добивается?

Б: Развода.

А: Почему?

Б: Хочет раздела имущества.


Упражнение 13. а) Составьте предложения по примеру. Какой падеж употребляется после глаголов? Подчеркните глаголы, после которых Пример: добиваться – Следователь добивается признания.


достичь, приготовить, домогаться, рубить, добиваться, жечь, дожидаться, строить, хватиться, валить, делать, хвалить, родить, копировать, писать, бояться, читать


б) Напишите, чего Вы добиваетесь? Почему?


Я добиваюсь .......................................................................................................................

.............................................................................................................................................

............................................................................................................................................ .


в) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе. После каких глаголов употребляется винительный падеж?


достичь далёкому берегу, добиваться истинной правде, дожидаться правдивым ответом, хватиться большая сумка, достичь намеченная цель, добиваться заслуженному участью, добиваться должная справедливость, дожидаться новой встрече, хватиться младшим ребенком


г) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе.


достичь желаемые результаты, добиваться признаний соседей, добиваться достоверным исследованиям, дожидаться скорых поездах, хватиться своим чемоданам, достичь далёких берегов, дожидаться сильным наводнениям, добиваться дельных советов, дожидаться маршрутных такси


Упражнение 14. а) Впишите вместо точек окончания слов.


1. Рита добивается наследств…. . 2. Лёва ищет брат….. . 3. Юра жаждет слав..… . 4. Владимир решает задач…. . 5. Света хватилась книг…. . 6. Марина кусает локт…. . 7. Олег домогается встреч…. . 8. Елена варит каш…. . 9. Слава не хочет молок…. . 10. Вера вытирает лиц…. . 11. Серёжа не жуёт резинк…. . 12. Маша не моёт рам…. . 13. Анатолий сегодня копает черв…. . 14. Ксения пишет комеди…. . 15. Василий водит автомобил…. . 16. Анастасия не потеряет телефон…. .


б) Составьте по два словосочетания с каждым из глаголов, используйте сочетание прилагательное + существительное. Какой падеж употребляется после глаголов? Пример: варить – варить зеленый горох .п.); варить рыбный суп (В.п.).