Холли Уортон
Магия леса. Секреты общения с деревьями
© Holly Worton, 2019
© Лисничук Д. О., перевод, 2022
© Пинхасова Г. А., иллюстрации, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
* * *Деревья – это храмы. Тот, кто знает, как говорить с ними, и умеет слышать их, – может постичь истину. Постигший ее уже не хочет быть деревом. Он хочет быть никем иным, как самим собой. Вот он – дом. Вот оно – счастье.
Герман ГессеВступление
В мае 2015 года – удивительно ярко помню этот момент – я впервые заговорила с деревьями. За пару лет до этого я подписалась на еженедельную рассылку Хроник Акаши[1] от моей подруги Вики Янг. Одно из таких писем открыло новую главу в истории человечества (или по крайней мере в истории моей жизни) и привело к созданию этого проекта. Хроники Акаши – обширная библиотека энергетических записей всех душ, включая их прошлые, настоящие и возможные будущие жизни. В этой базе данных хранятся все события, мысли, слова, эмоции и намерения, которые существовали когда-либо в прошлом, настоящем или возможном будущем. Это похоже на личный архив каждого человека, который собирали всю его жизнь. Считается, что у каждой души есть свои собственные Хроники. Представьте собрание энциклопедий, где каждая книга олицетворяет одну жизнь.
Получить доступ к этим записям можно быстро и легко. Вы можете найти множество простых обучающих программ в интернете. Я впервые прикоснулась к своим Хроникам благодаря простой молитве, которую нашла в книгах Линды Хоу.
Я продолжаю пользоваться этим методом и сегодня. Я неплохо умею обращаться к своим Хроникам, но мне все равно приходится тратить время, чтобы настроиться, поэтому я очень ценю еженедельные письма от Вики. Они короткие, четкие, и конкретные. Я использую их для ведения дневников и еженедельной работы с мышлением. Это – моя отправная точка с 2013 года. Письма Вики включают меня в этот удивительный мир личностного развития и помогают сосредоточиться, каждый раз я получаю индивидуальный совет для своей души. В мае 2015 года я получила вот такое письмо от Вики и моих Хроник Акаши:
На этой неделе, Холли, во время прогулки дайте себе немного времени, остановитесь и прислушайтесь к духам растений. Именно сейчас у них есть для вас очень важная информация об исцелении, которое деревья подготовили для вас и других людей. Положите ладони на дерево, прикоснитесь к кроне и просто прислушайтесь к голосу. Едва ли это будет похоже на человеческую речь. Сообщение будет передано в неожиданной форме. Ни о чем не думайте, просто ощущайте контакт кожи с корой – и вы заметите, как энергия дерева пробуждается и циркулирует у вас внутри. Это откроет ваши чакры. Направьте все свое внимание к дереву. Это может занять много времени или, напротив, произойти в одно мгновение. У каждого дерева свое послание и именно вы можете его действительно услышать. Все, что вам нужно сделать, – это отдаться этому потоку, слушать и верить!
Честно говоря, я восприняла это письмо крайне скептически. «Я? Разговаривать с деревьями? Я этого не умею. Да и никто не умеет», – подумала я тогда. Но именно на той неделе я вдруг заблудилась в лесу и у меня появилась возможность попробовать. В этом нет никакого удивительного совпадения или знака судьбы, такое случалось частенько.
Время от времени я гуляла без карты. Тогда я шла из Милфорда в Хаслемер, у меня было только описание маршрута. Это потом я стала намного осторожнее и всегда ходила на прогулки только с бумажной картой, компасом и с приложением «Карты» в телефоне на всякий случай. Но в 2015 году я была немного безрассудна. В основном я изучала низменности Суррея, которые казались безобидными: в отличие от холмов Калифорнии, где я выросла, в Суррее не было медведей, горных львов или гремучих змей. Я наслаждалась полной безопасностью. И даже не испугалась, когда осознала, что заблудилась. Просто вдруг вспомнила это письмо от Хранителей Хроник и решила попробовать связаться с деревьями. В конце концов, советы из этих писем всегда себя оправдывали. Я подошла наугад к одному из деревьев и дотронулась до ствола. И сразу услышала: «Все в порядке». Слова четко прозвучали в моей голове спокойным мужским голосом. Я подумала, что нужно сосредоточиться на своих чакрах, как предлагали в письме. И тут же почувствовала движение в своем горловом центре, как будто энергия сместилась. Активировалась моя пятая чакра. Пятый энергетический центр, или горловая чакра, связана с общением и самовыражением.
Меня удивило, даже немного смутило сообщение дерева: «Все в порядке». Что это значит? Это было все, что дерево могло сказать мне, и в тот момент я не понимала, что оно имело в виду. Но я точно знала, что мне нужно это услышать. Возможно, я могла что-то неправильно понять или упустить какую-то часть сообщения? Неудивительно, я ведь впервые связывалась с деревом. Я подошла к другому дереву, надеясь получить больше информации, но оно повторило то же сообщение другим мужским голосом. И я снова почувствовала движение в своей горловой чакре. Как будто во мне зашевелились новые каналы связи, но мне все же было непонятно, что на самом деле пытались сказать деревья.
На тот момент я уже довольно неплохо взаимодействовала со своим внутренним миром и энергиями вокруг, поэтому мне так легко удалось услышать сообщение деревьев. Но я все равно не понимала, что они пытаются донести.
Я решила продолжить прогулку и повторить попытку позже. Однако вскоре поняла, что «Все в порядке» – это единственное, что мне нужно было услышать, чтобы точно знать, как действовать дальше.
Шагая по грунтовой дороге, я осознала, что это не дикий лес, а искусственная роща. Тропа была глубоко изрыта следами грузовых машин, а лес состоял из сотен одинаковых хвойных деревьев. На самом деле я не очень люблю такие места, они кажутся странными и неестественными. Но это был прекрасный день, и я наслаждалась исследованием нового маршрута.
Я продолжала идти вверх по тропе и наконец вышла из леса на поляну, заросшую вереском, желтым цветущим утесником и пышным зеленым папоротником. Сверяясь с маршрутом, я увидела, что нужно было свернуть раньше, и я уже давно сбилась с пути. Я повернула налево не в том месте. Меня это только позабавило, я решила попробовать вернуться по своим следам… И запуталась еще больше! Вышла к шумной автодороге, долго бродила и в конце концов снова оказалась на этой поляне.
Прошло больше часа, спросить дорогу было не у кого. Поляна расходилась множеством маленьких тропинок во всех направлениях. Там не было ни одной таблички. Я понятия не имела, где нахожусь. Меня охватила такая растерянность, что все мысли спутались, и я едва ли помнила, кто я и как меня зовут.
Наверное, стоит рассказать вам о том, что у меня высокофункциональный аутизм – ранее известный как синдром Аспергера. Одна из особенностей этого явления заключается в том, что, если я не прилагаю сознательных, целенаправленных усилий, чтобы сохранять спокойствие в сложных ситуациях, могу впасть в отчаяние. Во время нарастающей паники я полностью перестаю себя контролировать. В тот момент я приближалась к этому состоянию: все еще пыталась понять, где нахожусь и куда мне идти, но постепенно осознание реальности покидало меня, а страх сковывал тело. Стало тяжело дышать, выступил пот.
Мои мысли уже начали растворяться и вдруг в голове всплыла простая фраза: «Все в порядке». Наконец сообщение деревьев обрело смысл. Все было в порядке. Мне всего лишь нужна была небольшая помощь, чтобы прийти в себя. Я подошла к стройной молодой березке и положила руки на ее ствол. Это помогло мне выдохнуть. Напомнило, что я часть Природы, часть этого мира, а значит, он безопасен для меня. А потом я спросила дерево, куда мне идти, и услышала очень четкий ответ. Я поняла, откуда нужно начать путь, где и когда повернуть. У меня перед глазами даже появилась знакомая картинка тех мест в лесу, где я ориентируюсь и откуда точно найду выход.
Береза, конечно, была права. Я быстро и легко вернулась к своему маршруту. Это была фантастика: решение оказалось таким простым! Я была так счастлива, что шла и вслух благодарила все деревья. Места скептицизму не осталось. Хорошо, что это был будний день – в лесу никого не было. И я громко и восторженно благодарила лес.
Разве можно себе это представить? От полной дезориентации я пришла к спокойствию и абсолютному пониманию ситуации благодаря простым указаниям березы.
Так началась новая глава моей жизни.
Этот опыт научил меня совсем иначе относиться к деревьям. Когда я проходила мимо них во время прогулок, мне легко удавалось открыть величайшую мудрость. Для этого нужно было просто завязать разговор и задать им вопрос.
Еще одна удивительная история произошла со мной спустя почти три года, в январе 2018 года. Я была на своей первой встрече по лесному купанию и природной терапии. Мы провели восхитительный день: вдыхали ароматы, наслаждались звуками леса. Моя связь с Природой углублялась благодаря совершенно новым способам взаимодействия с лесом в Ньюлендс Корнер в Суррее. И под конец прогулки наша группа направилась в тисовую рощу. Я сразу почувствовала, что это очень древнее место.
Нам сказали выбрать одно из деревьев и соединиться с ним. Выбор оказался простым – я знала, с каким деревом должна работать: это был высокий тис, который я сразу заметила. Я подошла к нему и положила руки на красноватую кору – так мы установили первый контакт. Но мне вдруг захотелось наклониться ближе и обнять ствол. Я почувствовала мгновенную связь с тисом, и он тут же заговорил со мной.
Разговор шел о том, как трудно мне писать роман. Это был мой первый художественный текст, и я работала со скоростью черепахи, хотя и тратила на это уйму усилий. Освоение нового навыка оказалось совсем не веселым занятием. Тис предложил мне отложить роман и вместо этого написать другую книгу: рассказы деревьев. Для этого нужно было просто соединяться с деревьями, как сейчас с тисом, и общаться с ними. Они бы делились со мной своими историями, а я бы пересказывала их в своей книге.
«Ваша задача – передавать нашу мудрость», – сказал мне Тис. И я осознала, что обязана помочь людям открыть в себе древнее природное начало, восстановить любовь и уважение, которые человечество когда-то испытывало к Земле. Тис рассказал мне, что это – путь будущего, новый способ спасти окружающую среду. Все беспокоятся о сохранении воды и других ресурсов, но этого недостаточно: очень важно воссоздать единство человека и Природы, возродить глубокие естественные отношения между людьми и планетой.
Тис признался, что мне, может быть, придется схитрить, чтобы людям было легче осознать истории деревьев. Возможно, книгу нужно продавать как художественную литературу. То есть мне предстоит делиться истинами в виде сказок.
Тис предположил, что читатели лучше воспримут рассказы о деревьях, если сочтут их выдуманными. Или ее нужно продавать как детскую книгу, это напомнило мне фразу Мадлен Л’Энгл: «Вы обязаны написать книгу, которая хочет быть написанной. А если книга будет слишком трудна для взрослых, напишите ее для детей».
Я последовала его совету, у меня даже появилась интересная идея: одиннадцатилетняя девочка гуляет по густому таинственному лесу и вдруг деревья оживают. Моя героиня собирала бы по одной истории от каждого дерева Огама.
Огам – это древний кельтский алфавит, который считается самой ранней письменностью древнеирландского языка. Сначала Огам состоял из двадцати букв, позднее появилось еще пять. Теперь его иногда используют друиды и другие языческие группы как форму гадания, где каждая буква символизирует дерево, которое дает совет, комментарий или подсказку. Двадцать деревьев Огама – это береза, рябина, ольха, ива, ясень, боярышник, дуб, падуб, орешник, яблоня, виноградная лоза, плющ, тростник, терновник, бузина, пихта, утесник, вереск, тополь и тис. Моя задумка звучала так аккуратно и собранно! В итоге книга оказалась совсем другой.
План заключался в том, что я сама ходила бы в лес, собирала истории и записывала их так, будто это роман, обрамляя в фантастический, сказочный сюжет. Я подозревала, что Тис был прав, и это привлекло бы внимание публики: мою книгу читали бы люди, которым интересна концепция разговоров с деревьями, но только в виде вымышленной истории. Не каждый готов принять и осознать, что существует человек, способный в реальной жизни разговаривать с деревьями так же легко, как с другими людьми. Тис ясно дал понять, что для меня важно помочь Природе, донести мудрость деревьев максимально широкой аудитории.
Но сейчас я понимаю, что это было неправильно. Я ненавижу ложь, и мне крайне некомфортно от полуправды. Целый месяц я металась, не могла сосредоточиться на сюжете, лишнее повествование отвлекало меня от действительно важной части текста. И я решила просто сказать правду: да, я разговариваю с деревьями. Да, это их истории, они сами рассказали мне их. Нет, это не вымышленное произведение, не сказка, не фантазия. Поначалу такое решение меня смущало, я боялась представить, что обо мне подумают люди.
В течение года я ловила себя на том, что уклоняюсь от разговора, когда меня спрашивают о книге. Я действительно боялась осуждения. Пока я работала над книгой, всю правду о ее содержании знали только самые близкие друзья. Тем не менее я точно чувствовала, что поступаю правильно: для меня было очень важно честно признаться, откуда взялись эти истории.
Верите вы или нет в то, что люди действительно могут разговаривать с деревьями, мой текст откликнется в вашем сердце гораздо сильнее, если вы будете знать правду: то, что эти истории на самом деле рассказали деревья. Я это не выдумала. Это не художественное произведение. Это реально. Это моя правда, мой опыт, я делюсь с вами историями именно в том виде, в каком они были мне даны, никак не фильтруя и не редактируя их. Деревья действительно обращаются к вам и передают информацию через меня.
Итак, я каждую неделю гуляла по молодым рощам, роскошным паркам и диким чащам. «Я в твоей книге», – сообщали мне некоторые деревья. В холодные или дождливые дни я запоминала их слова и записывала, когда приходила домой. Но гораздо чаще я садилась прямо на землю напротив дерева с блокнотом или диктофоном, будто брала интервью. От одного мгновения до пары часов уходило на то, чтобы соединить наши энергии, услышать и записать рассказ.
Иногда я хотела уехать подальше от дома, чтобы собрать истории некоторых британских «деревьев-суперзвезд»: пообщаться с самыми необычными, известными и древними, которые попадают в книги и журналы. Я думала о старейшем 3000-летнем Тисе Фортинголл, о Тисе Ллангерни, под которым, согласно поверью, обитает злой дух, и об огромном причудливом дубе в Уилтшире. Но, опять же, казалось, что это неправильно: Тис из Ньюлендс Корнер говорил, что у каждого дерева есть своя история. А вокруг меня было множество деревьев, которые были готовы поделиться своей мудростью. Я решила, что буду собирать истории только хорошо знакомых деревьев. Ведь мы действительно были близки.
Построение отношений с деревьями вообще стало важной частью этой книги. Всю жизнь, сколько я себя помню, я любила их за красоту – в детстве мне нравилось есть брокколи, потому что я думала, что они похожи на маленькие зеленые деревья. Но теперь я стала общаться с ними на гораздо более глубоком уровне, как с личностями. Я научилась думать о них так, как думаю о разных людях в своей жизни, и начала чувствовать, что знаю их.
И все же, процесс оказался непростым. То, что мне была дана очень четкая тема для книги, совсем не означает, что сбор историй был легким, словно прогулка по парку (каламбур). Напротив, все мои опасения оправдались.
Я разговариваю с деревьями с 2015 года и часто обращаюсь к духовным проводникам, но эта книга вытянула меня из зоны комфорта и заставила расти и как личность, и как наставник.
Метод, который я использовала, лучше всего описать как ченнелинг (от англ. Channel – Прим. ред.). Так называется открытие связи часто с невидимыми или неживыми существами, такими как духовные наставники, ангелы, вознесенные владыки, Высшее Я, а также духи Природы.
Эта книга – мой личный урок, она помогла мне побороть синдром самозванца, убедила в том, что я достаточно хороша. Это вообще моя давняя проблема, которая возникает снова и снова в процессе работы над явными страхами, блоками и ограничивающими убеждениями. Я считаю, что произошла одна из главных проработок для моей души в этой жизни, пройден один из основных уроков в моей личной школе.
Беспокоило и то, что рассказы оказались не такими, как я ожидала: я представляла себе сборник причудливых волшебных сказок, а на самом деле получила совсем другое, некоторые истории деревьев оказались слишком серьезными.
Страхи действительно мешали мне, я думала, что моих навыков ченнелинга не хватит для получения полноценных историй, я боялась, что даю поверхностную версию, краткий пересказ, что деревья сказали гораздо больше, а я не смогла это распознать.
И тем не менее Тис из Ньюлендс Корнер доверил мне эту задачу, а я не имею права отказать ему. А значит, я обязана поверить в свои силы.
Мой путь
Прежде чем мы углубимся в истории деревьев, я думаю, вам будет интересно побольше узнать обо мне. Предыдущая глава, вероятно, вызывает вопросы: как деревья могут говорить? как я их слышу? как это возможно? это по-настоящему? Когда я впервые познакомилась с идеей общения с деревьями, у меня было еще больше вопросов. И только когда я испытала это на себе, я поняла, как все это работает. По крайней мере, как это работает для меня. Я уверена, что у каждого, кто разговаривает с деревьями, есть свой собственный подход.
Я считаю, что у всего в этом мире есть душа. У людей, животных, растений, камней. Официальное название этой веры – анимизм, он распространен во многих языческих системах верований, особенно среди коренных народов. Эта вера заставляет чувствовать тесную связь со всем, что вас окружает, особенно с элементами Природы и представителями царств растений, животных и минералов.
Когда я разговариваю с деревом, то говорю не с его корой, ветвями или листьями – я общаюсь с его духом. Это так же, как мы не разговариваем с кожей, конечностями или волосами другого человека – мы общаемся с его духом, энергией, которая оживляет его тело. Иногда я говорю с деревом вслух, но большую часть времени общаюсь, задействуя разум: посылаю мысль непосредственно духу дерева, и «слышу» ответ, который вливается в мое сознание. Это невербальное, телепатическое общение.
Моя цель – передать вам истории деревьев. Это значит, что я превращаюсь в вербальный канал для получения и передачи информации от них. Я записывала только то, что слышала, а затем расшифровала для книги. Когда я делаю это, мое сознание отходит на второй план, перемещается на задворки разума, я почти не слышу его. В такие моменты дух дерева главный. Я все еще здесь, но становлюсь пассивным зрителем на заднем плане: наблюдаю, слушаю, но не вмешиваюсь. Это самый простой способ услышать сообщения деревьев и, что еще более важно, ощутить саму суть, энергию, исходящую от их историй. Кроме того, оказалось намного проще обдумывать и формулировать их слова потом, чем записывать сразу. Передавать их сообщения сразу было трудно, речи деревьев часто эмоциональны, это страстные разглагольствования. Они мало похожи на логически выстроенное сообщение, это не человеческая речь, а смесь из чувств. Я старалась максимально ощутить энергию каждого дерева, слиться с ней, дать дереву говорить через меня. Это был трогательный, глубоко волнующий опыт.
Для некоторых читателей, знакомых с концепцией ченнелинга, все это – нормально. Для других – возможно, для большинства может быть чем-то безумным, ведь это находится за пределами их нынешней системы убеждений. Попробуйте расширить свое мышление. Просто примите факт, что деревья действительно могут говорить. Позвольте этой идее проникнуть в вашу реальность. Возможно, это не получится сделать сразу. Но если вы пустите в свой разум хотя бы малейшую толику веры и будете непредвзяты, я вас уверяю: вы многое почерпнете из этой книги. А если это слишком сложно для вас, предлагаю просто воспринимать эту книгу как художественное произведение, а не прикладную литературу – таким образом вы все равно сможете извлечь пользу из историй деревьев.
В любом случае я прошу вас отбросить любое напряжение, связанное с идеей о разговорах с деревьями. Если позволить своему внутреннему критику отойти на второй план, так как это делаю я во время ченнелинга, появится пространство для новых мыслей, событий и явлений. Позвольте своему сознанию открыться новым возможностям.
В процессе чтения вы заметите, что я говорю о деревьях «он» или «она». В начале общения с ними я всегда слышала мужской голос. У каждого дерева он был свой, как и у разных людей, но все они были мужчинами. Затем я начала вступать в контакт с деревьями с женским голосом, например с остролистом. С ним (а вернее, с ней) я общалась во время церемонии инициации духа растений, которую проводила моя подруга Сунит.
В этой книге у подавляющего большинства деревьев мужские голоса, самые заметные исключения – Бабушки (пихты в штате Орегон), Три Ведьмы (знаменитые буки в Кентукки) и Дуб Королевы в Савернейкском лесу. Я не знаю, почему это так, и я не уверена, что это вообще имеет значение.
В любом случае с ботанической точки зрения большинство деревьев и растений, знакомых садоводам или любителям лесных прогулок, относятся к так называемым однодомным. Это означает, что у одного растения есть как мужские, так и женские цветки. Например, это буки, дубы и платаны. Бывают и двудомные деревья и растения, такие как остролист, в этом случае у одних деревьев цветки мужские, а у других – женские. Осенью или зимой, когда остролисты плодоносят, вы можете заметить, что только некоторые из них украшены красными ягодами, другие же бесплодны. Ягодные деревья – это женские растения: только они дают ягоды, а простой зеленый остролист – это мужское растение. Часто вы можете увидеть больше бесплодных остролистов, чем плодоносящих. Это может быть связано с тем, что на тропах, по которым вы идете, больше мужских растений. А еще это может означать прямо противоположное: в этом районе нет мужских остролистов, так как мужские и женские растения должны находится рядом друг с другом (в пределах 200 метров), чтобы женские особи могли продоносить.
Другой пример: тисы в основном двудомные, но иногда могут быть и однодомными, а со временем могут даже поменять пол. Знаменитый Фортингэльский тис в Шотландии, одно из старейших деревьев в Европе, недавно удивил мир, когда на его верхних ветвях появились красные плодоножки – особый вид тисовых плодов. На протяжении всего своего видового существования этот тис был мужским растением – считается, что дереву от 2000 до 3000 лет, хотя некоторые оценивают его возраст в 5000 лет – и вдруг он начал вести себя как женское растение.
Может быть, этот небольшой урок ботаники наведет вас на интересные мысли. Я сомневаюсь, что мужские и женские голоса деревьев имеют важное значение. И не думаю, что стоит что-то еще об этом читать. Я просто воспринимала так голоса деревьев, которые стали героями моей книги. Возможно, мы слышим голоса именно так, как нам нужно их слышать.
Важно лишь то, что деревья – будь то мужские, женские, двуполые или гермафродиты – имеют более широкий взгляд на жизнь, чем мудрейшие из людей. Деревья живут сотни и даже тысячи лет, а люди, в большинстве своем, не доживают и до ста. Конечно, здравоохранение улучшается, наша жизнь становится дольше. И все же, наше время на Земле все еще очень коротко по сравнению с жизнью деревьев. В сочетании с обширной коммуникационной сетью, которой обладают деревья (вы узнаете о ней далее), это означает, что они имеют доступ к тысячелетней мудрости. И мы можем ее использовать!
Природа обычно определяется как совокупность явлений физического мира на нашей планете, включая элементы царства растений, царства животных и царства минералов. Этот термин также относится к ресурсам Земли и к четырем элементам: земле, воздуху, воде и огню. Природа – это Земля, а не вещи, созданные людьми. Поскольку Природа для меня глубоко священна, я отказалась от общепринятых языковых норм, и в книге это слово будет написано с большой буквы. Это сознательное решение, принятое, чтобы подчеркнуть важность Природы в моей жизни и в жизни всех людей.
Мои собственные отношения с Природой постоянно менялись. Отец и бабушка, которые посеяли семена моей любви к ней, обожали садоводство. Когда мне было четырнадцать лет, родители подарили мне возможность создать свой собственный сад. Папа отвел меня в местный садовый центр под названием «Mountaire Garden Supply», где Вирджиния, дочь владельца, помогла мне все продумать. Год спустя она взяла меня на работу. Для юной любительницы Природы это было идеальное место, я узнала почти все о садоводстве и декоративных растениях.